Разработка положительного учения о Творении как раскрытия святоотеческой и библейской картины.




Богословы XXIвека способны, и даже можно сказать, что должны, пользуясь современными образами и аналогиями, которые нам предоставил невероятный научно-технический прогресс, раскрыть святоотеческое и библейское учение о Творении мира и соотношении Бога, мира и человека. Тезис Галилея о “Библия учит не тому, как устроено небо, а тому, как взойти на небо” шел от этого начинателя естественных наук, как способ отделить исследование природы от богословия, оставить богословие, как решенный вопрос, в прошлом, и двигаться вперед в познании мира лишь наукой. Но святоотеческое учение и Священное Писание напротив настаивает на необходимости исследования природы, для познания из этого исследования Самого Творца, Его мудрости и Его заботы о творении, для укрепления в вере, а значит и для спасения души (Прем. 3:11, Рим. 1: 19-20 и др.). В этом смысле можно даже рассмотреть слова Спасителя: «Взгляните на птиц небесных… посмотрите на лилии полевые, как они растут…» (Мф. 6:26,28). Поэтому чувствуется опасение в верующем сердце: как бы нам не оказаться, вместе с язычниками, которые обладают своей мудростью в отрыве от богословия, безответными в своем невежестве, представ в конце перед Богом (ср. Рим. 1:20).

Плодотворный образ представления себе Вечного Неизменного Бога, взирающего на свое меняющееся во времени творение, и одновременно Вездесущего, во всяком месте и во всякое мгновение, дал свящ. Даниил Сысоев[12]: Бог подобен режиссеру, который держит в своих руках покадровый сценарий фильма. Или того, кто разложил перед собою все листы кадров анимационного фильма, из которых потом, быстрым перелистыванием, он собирается в единое непрерывное действие. Но, конечно, такое сравнение нужно принимать с подобающим Богу благоговением – Всезнающий Господь одновременно держит перед Своим взором раскадровку невероятной длины(ведь количество точек даже на отрезке – несчетная бесконечность), каждый кадр которого представляет собою всю Вселенную в ее мельчайших частицах, волнах, взаимосвязях, скоростях и ускорениях, зарядах и вращениях, видимую и невидимую часть мира, включая слова, чувства, помыслы отдельных людей и культурные взаимосвязи целых народов. Это возможно представить в таком сравнении, но практически невозможно в попытке примерить это на что-либо материально существующее, какой угодно земной разум, пусть даже и искусственный. Восхищение, которое возникает при попытке погружения в этот образ, может считаться признаком такого взгляда, который достоин объекта наблюдения – Бога.

Как в таком представлении будет выглядеть творение, например, небесных тел? Бог создает звезду – и сразу она появляется на всех кадрах – от момента появления до момента распада. Затухает, разгорается, перемещается, взаимодействует с другими телами, составляется из других тел и на другие тела, деформируется, распадается. То, что ее жизнь не хаотична, а подчиняется математическим правилам необыкновенной красоты и простоты, то, что не нарушаются фундаментальные физические законы сохранения – это отражение красоты Творца в Его творении. Невероятной сложности, но и невероятной стройности устройство вещества, которые соединяясь из столь мелких частиц, что мы не способны их и помыслить, собираются в удивительно гармоничные системы столько масштабные, что наш разум также не способен их вместить. И все это движется в небесной симфонии, которая разложена перед Творцом, как серия фотоснимков, но связана с неразрывно Ним, как с Вседержителем и Промыслителем всякого творения, большого и малого, и существует только благодаря этому действующему всегда происхождению от Него.

Эта работа не претендует представить сколь-либо полное раскрытие всех библейских образов и святоотеческих созерцаний процесса Творения и образа Промышления. Лишь быстро и интуитивно рассмотрим некоторые интересные концепции, которые возникают. Вселенная запущена, сотворены небесные тела – каждое в свое время, а не все сразу, и каждое уже имеет свою жизнь в бесконечно просматриваемой вперед Богом истории мира. Планета Земля готова к появлению на ней жизни и вот она появляется. Земля производит, по слову Божию, из себя растения, вода водоросли, бактерии, простейшие. Бог ничем не обусловлен создавать все одновременно в какой-то момент жизни мира, все моменты жизни мира для Него равнозначны. Поэтому растения появляются в разные моменты жизни Земли, из земли – то есть из семени, по виду и по роду. Этим меняются очертания планеты, ее рельефы. Новые растения появляются, силою Создателя своего, в свое время в соответствии с состоянием окружающей их земли, воды, других растений. Этим объясняется их разнообразие, их разделение по эпохам развития мира и природы на планете, отсутствие останков каких-либо неприспособленных в момент их появления «мутантов». Также как было в случае с небесными телами, Премудрость и Красота Творца, Его Простота находят свое отражение в том, что и живой мир премудро устроен, не нарушает определенных барьеров простых и красивых законов, единообразен при своем разнообразии. Мы видим, что, по мере углубления в устройство живых организмов, мир все более похожим образом устроен, даже если изначально взять внешне минимально похожие между собою объекты. И, как влияющие друг на друга небесные тела меняли друг друга, например на Луне появлялись кратеры в результате ударов астероидов, так и жизнь сразу начинает участвовать в Божьем замысле, но пока еще послушным Богу, угодным Ему и заданным Им образом.

Таким же образом включаются в эту космическую оперу и другие живые организмы: рыбы, птицы, животные разных родов, семейств и видов. Каждое появляется в свое время, создаваемое Творцом по общим для всей твари законам, с соблюдением всех общих правил и фундаментальным принципам Вселенной – и это не знак обусловленности, внешней ограниченности Бога в творении, но отражение Его красоты, разумности и сдержанности. Новые творения еще сильнее начинают влиять друг на друга, меняя картину мира. Влияние движения небесных тел создает на Земле катаклизмы, изменения климата, ледниковые периоды, вызывают миграции, вымирание одних и появление других видов животных и растений. И все это также лежит раскрытой книгой перед Творцом и Тот замечает, что это «хорошо весьма» (Быт. 1:31), мы можем лишь ответить «слава Тебе, Господи, Сотворившему Вся» (Пение 103 псалма в начале Всенощного Бдения).Именно в таком смысле имеет смысл понимать постепенность Творения по дням: добавляя в ткань истории мира новые объекты постепенно, а не сразу, он и может последовательно одобрять мир, как описывает книга Бытия. Таким образом, дни Шестоднева – это не дни мира, но дни Бога, хоть и неизвестно, что за этим понятиям кроется, но оно никак не связано с миром и временем в нем. Неким другим образом выходит на эту сцену «образ и подобие Божие» - человек Адам. Вот он помещается Богом в определенный момент жизни Земли на определенном месте (на этом настаивает общее мнение святых отцов) и перед Богом картина райской жизни, распространенной не только по всей Земле. Это то, ради чего Бог сотворил мир, по своей Любви, Красоте и Благу – на ней пребывают в любви, красоте и благе люди, которые, пребывая в общении с Творцом, восходят к Нему, возрастая в этих божественных качествах.

Но видит Бог, которому открыта сразу вся история, момент грехопадения Адама, также в определенный момент времени. Бог в силу своего Всемогущества смог Себя и ограничить: Он решил не нарушать богоподобную свободу выбора человека, и не нарушает её. Так, начиная с некоторого кадра нашей «раскадровки», нарушается гармония жизни в послушании Благому Богу, источнику всякого Порядка и Красоты – и вот человек пребывает во грехах, «вся тварь совокупно стенает и мучится ». Мы знаем, что Бог знал о таком развитии событий и до начала сотворения мира. Также предвечно Им было предуготовлено людям спасение через Боговоплощение. Это тоже повод для нашего восхищения, не вмещающего до конца Бога и его дела. В Писании об этом сказано так: «Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне» (Евр. 10:9-10).В жизнь мира до момента грехопадения Богу нетнеобходимости вмешиваться– весь мир и так жил в послушании Ему, славил Его (быть может за минусом падших духов, которые были низвержены на землю, это предмет отдельных размышлений). После же него мир, помимо Бога, управляется еще и «князем мира сего» (Ин.12:31; Ин.14:3), который, поработив человека грехом, получил в свое управление и способности человека – как творить зло пользуясь материальным телом, так и творить зло пользуясь созданной по образу Божьему душою. Бог, по учению святых отцов и свидетельству Писания, ничем не вынужден признать власть сатаны над миром, но Он видит в этом ведущий к конечному благу инструмент спасения людей, чтобы они познали бедствие, в какое попали, и воззвали к Богу о спасении. Господь, не нарушая «естества чин» (но мы славим Его за нарушения в праздник Рождества Христова «Бог идежехощет, побеждается естества чин»), действуя преимущественно через смягчение сердец людей своей благодатью (или «ожесточением сердец» ее отнятием), ведет вместе с ищущими спасение совместный бой, цель которого не повержение или посрамление сатаны, который для Бога такое же творение, но научение человека послушанию Богу, как даже и Господь Иисус Христос «послушанию научился через страдания» (Евр. 5:8).Так же действия Божия в мире – Его промысел о допотопных праведниках, Потоп, уничтоживший окончательно и безвозвратно сроднившихся с бесовскими силами грешников (а Бог, видя перед собою все судьбы мира, не может ошибиться в принятии решения о неисправимости души, которая окончательно выбрала и приняла путь греха), промысел о богоизбранном еврейском народе, вразумление его через пророков, составление Писания, заключение Заветов – все имеет свое преломление в предлагаемой картине взаимосвязи Бога, мира и человека. Вне времени видя судьбы мира во все времена, Господь видит и Непорочную Отроковицу Марию, через которую, с Ее кроткого согласия, воплощается, во времени и пространстве, Сын Божий и совершает наше спасение.

Другой плодотворной метафорой взаимодействия Бога, мира и человека может стать автор художественного произведения, романа, который, как свидетельствуют сами писатели, часто сам не знает, чем книга закончится, как характера героев и их поступки повлияют на сюжет. Конечно, к Богу это надо применять соответственно Его величию – Он знает все сразу по сотворении, так как перед ним раскрыты все моменты жизни, а о важнейшем знает и до сотворения, как мы уже говорили выше. Но знание автором романа итогового текста своей книги не нарушает этим внутренний контакт автора со своими героями, внимание его и к положительным, и к отрицательным, герои создают у автора разное к каждому отношение, злые личности могут автора пугать, добрые – умилять. И все это при том, что автор, относительно времени действия книги, находится вне этого времени и никак не является современником своих героев. Возможноэтот конечный образ сможет заполнить ту пустоту, которая вынуждает и верующих людей искать раскрытия нераскрытого Церковью святоотеческого учения, в раскрывающих его учениях иных религий или в философских научных теориях, которые претендуют быть основаны на наблюдаемых фактах. Святые же отцы первых веков не могли предложить подобной метафоры просто потому, что в их время не было практики написания светской художественной литературы, как отдельной книги, полностью вымышленной определенным писателем, поэтому и сравнивать бы было не с чем. По мнению некоторых исследователей[13], эта традиция началась лишь в начале XIVв. с «Божественной комедии» Данте Алигьери.

Заключение

Эта работа не претендует на какую-либо ценность, научность, новаторство или даже просто законченность и продуманность. Это лишь небольшой этюд верующей души, написанный за несколько утренних часов и даже ни разу не перечитанный. Оставляю за настоящими богословами развитие, если им это будет угодно, мимолетно предложенной отцом Даниилом Сысоевым и немного раскрытой мною, соответствующей возможностям воображения, представления и знаний современного человека, метафоры соответствующего величию Бога картины Его взаимодействия с миром и человеком. Оставляю и за собою право дополнять, развивать, а в случае авторитетного признания полной и несусветной глупостью – еще и удалять, и забывать весь этот небольшой труд.


[1]Буфеев К., прот. Православное учение о Сотворении и теория эволюции. – М., 2014.

[2]Протоиерей Константин Буфеев. ШЕСТОДНЕВЪ. Межвузовский научный онлайн-семинар 23 декабря 2020 года (полная версия). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=XqNxtxbHMHw (дата обращения: 03.12.2021).

[3]Марков А.В. Доказательства эволюции [Электронный ресурс]. – URL: https://www.evolbiol.ru/document/1198 (дата обращения: 02.12.2021).

[4]Рухленко И. Что ответить дарвинисту. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chto-otvetit-darvinistu-chast-1/ (дата обращения: 03.02.2021).

[5]Махлак К.А. Богословие ХХI века. «Слабая теология» Джона Капуто. – URL: https://bogoslov.ru/event/6165673 (дата обращения: 03.12.2021).

[6]Теоэстетика. Богословский диспут: Теоэстетика vs.Темная теология | А. Гагинский vs. А. Шишков. Богословский диспут. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=IabS6OtlRLk (дата обращения: 03.12.2021).

[7]Радио ВЕРА: «Теоэстетика». Гость: Александр Гагинский (11.11.2020). – URL: https://radiovera.ru/teojestetika-aleksej-gaginskij.html (дата обращения: 03.12.2021).

[8]Харт Д.Б. Дэвид Бентли Харт: «Богослов — это тихий бунтарь». – URL: https://theoaesthetics.ru/djevid-bentli-hart-bogoslov-jeto-tihij-buntar.html (дата обращения: 03.12.2021).

[9]Феогност (Пушков), архим. Мир сотворён в цим-цуме.. ВАЖНО ЭТО ПОНИМАТЬ. – URL: https://abbatus-mozdok.livejournal.com/1426105.html (дата обращения: 03.12.2021).

[10] Краткая подборка святоотеческих толкований по дням творения и взгляда эволюционного теизма https://sem.korsyn.ru/wiki/%D0%94%D0%BD%D0%B8%D0%A2%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

[11]Археоптерикс // Википедия / Page Version ID: 115935500. – URL: https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D1%81&oldid=115935500 (дата обращения: 03.12.2021).

[12] Не могу пока дать точную ссылку

[13]Нембрини Ф. Данте, который видео Бога. – М., 2021. – 624 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: