Изданные труды В.Шмакова




СИСТЕМА СИНТЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЭЗОТЕРИЗМА

ВЛАДИМИР ШМАКОВ

ТЕРМИНЫИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

  §§  
Абсолют Эзотеризм утверждает, что идея Абсолюта развертывается в бинере основоположных идей: субстанции и пластического потока. Отсюда вытекает исконная двойственность категории бытия, а потому и необходимость утверждения двух полярных систем иерархически нисходящих категорий, как в онтологии, так и в феноменологии. (ОП-78) …..из первичного бинера мироздания — бинера Трансцендентного и Имманентного Ликов Абсолюта — Вселенских Субъекта и Объекта. (ОП-16) Каждый полюс первоверховного бинера есть, с одной стороны, Брахман, т, е. Абсолютное, а с другой — он есть только один из двух видов становления Непостижимого, определяемого лишь апофатически. (ОП-72) … Реальности в себе, т. е. Абсолюту. (ОП-78) Точка, как и нуль, является естественным символом Абсолюта,навсегда и в принципе недоступного пониманию нашему; (ВАТ-Вв-4) Абсолютное, Брахман[i], воспринимается нашим сознанием в антиномии: Нирвана — Манвантара. В Своем вневременном Самосозерцании Брахман объемлет в Нирване потенцию космоса, но здесь она не только не реализована и не основана, но и не дифференцирована; только раскрываясь как Субстанция, Брахма, Абсолют объемлет синархию проявленного мира. Каждая новая возникающая в мире актуальная форма переводит соответствующую ей потенцию из нирванического лика Абсолюта в Брахму. Поэтому создание всякой новой формы есть творчество не только по отношению к ней самой и познающему ее субъекту, но и с точки зрения космической, абсолютной. (ОП-10) …..Трансцендентный Лик Абсолюта (т. е. космическая абстрактно-спекулятивная Всеобщность) (ОП-16) В аспекте Трансцендентного Лика Абсолюта всякое единичное конкретное бытие утверждается в его самости, монадности. (ОП-73) В аспекте Имманентного Лика Абсолюта всякое единичное конкретное бытие утверждается в категории среды, или пластичности. (ОП-74) Истинно реальное и абсолютное всегда едино и остается единым. (ОП-9) Монадность и пластичность органически соединены только в Абсолюте и в конкретном эмпирическом. (ОП-78) Непознаваемый Абсолют (Аркан О) раскрывается в антиномииТрансцендентального Лика (Аркан XXI) и Лика Имманентного (Аркан XXII)…. Рождением этих двух Ликов утверждается антиномия двух миров: трансцен­дентального и имманентного. С этого момента входит в силу закон аналогииИзумрудной Скрижали Гермеса Триждывеличайшего: … Согласно этому закону всякая идеяноуменаль­ногомираимеет свое феноменальноесоот­ветствие. Отражением Трансцендентального Абсолюта является Имманентный Абсолют — протяжениепо пространству и времени. Содержание Трансцендентального есть потен­циальный идеальный мир,содержаниеИмманентного Абсо­люта есть Хаос. Конечной целью потенциального идеального мира является претворение его в актуальный идеальный мир,конечной целью эволюцииХаоса является претворение его в совершенный иерархический организм— космос.Высшая идеяноуменальногомираесть Абсолютная Личность, Боже­ство Творящее, высшее свойство Хаоса есть его органичес­кая целостность, вложенная в него потенциально с самого его рождения и стремящаяся раскрыться в космосе. (ЗС-7) В мире существует лишь одна Реальность – Абсолют, который познается в двух аспектах: в Абсолютном Бытии – в пралайе и в Бытии Проявленном, которое есть весь этот мир. Таким образом, реализация и реальность понятия равнозначащие, мир вполне реален, ибо он есть отблеск Божества. (ВАТ-22-1-2) Мир возникает из Бога и в Боге; мир реален лишь постольку, поскольку он есть отражение Бога; имманентныйже субстрат мира, созерцаемый вне его причастности к Богу, есть онтологическое ничто, дьявол. Последним и определяется онтологическое различие между Имманентным Ликом Абсолюта и дьяволом. Имманентный Лик развертывается из μη ον 'a и противостоит Трансцендентному Лику, как антитезис тезису. Напротив, дьявол есть ουκ ον, антитезис μη ον 'a. Если Имманентный Лик есть космический субстрат реальности, то дьявол есть абстракция этого субстрата при утверждении его онтологической самобытности. В этом абстрагировании происходит онтологическое извращение τονος 'a восприятия: имманентное созерцается и оценивается в категориях трансцендентного. В этом последнем и состоит демонический пафос. Выяснив это, мы легко поймем, в чем именно заключается исходная ложь демонического культа.— Это есть смешение идеи Имманентного Лика Абсолюта с идеей имманентного субстрата космоса, сопряженное с извращением смысла диалектического процесса. Люциферизм есть культ имманентного субстрата, имеющий своим основанием ложную мысль, что этот субстрат самобытно порождает конкретное эмпирическое, т. е. что эволюция космоса есть безлогосная эволюция имманентного субстрата. (ОП-§40-1) По отношению к трансцендентному прямой портрет даже вовсе невозможен; мы можем познавать и выражать его только путем притч, образов и символов, т. е. методом карикатуры. Так, например, в Арканах Таро идея Абсолюта выражается символом «Безумца»: это есть воистину высшее напряжение карикатурного метода! (ОП-§40-6) В эзотерической доктрине Имманентный Лик ни в коем случае не отождествляется с миром явлений. Напротив, она утверждает, что конкретное эмпирическое рождается как результат взаимодействий Трансцендентного и Имманентного Ликов. Если первый занимает вершину мировой синархии, то второй есть его основание, но оба они равно противопоставлены конкретному эмпирическому, первый — как Абсолютный Субъект, второй — как Абсолютный Объект. От Трансцендентного Лика к конкретному эмпирическому нисходит иерархия модусов трансцендентных пневматологических категорий, а от Имманентного Лика к конкретному эмпирическому восходит аналогичная иерархия модусов имманентных пневматологических категорий. (ОП-33) Трансцендентный Лик Абсолюта, созерцаемый сознанием, представляющим собой членение актуальной космической синархии, воспринимается не как целостное средоточие реальности, но только как активный член первоверховного бинера, зиждущего бытие мира. Он включает в себя соподчиненно бытие своего антитезиса — Имманентный Лик, но факт этого включения только делает возможным его актуальную конкретизацию как такового, потенциально намечает путь ее процесса, но в то же время естество Имманентного Лика остается внешним по отношению к его собственному естеству. Тезис, из которого выпал антитезис, воспринимается здесь не как их общая синтетическая сущность, а только как полярно-сопряженная с ним противоположность. Итак, в таком τονος 'e созерцания Трансцендентный Лик обедняется в своем онтологическом естестве, ибо органическая половина реальности представляется центральной в Лике Имманентном. Трансцендентный Лик раскрывается здесь как абсолютный субъект космической жизни, как начало организующее, как начало активное. (ОП-33) Как средоточие космической активности и начало организующее, Трансцендентный Ликтождествен в своем естестве принципу синархии. Ему абсолютно чужда хаотическая бесформенность членений и беспорядочность их влияний, связей и взаимоотношений. (ОП-33) Имманентный Лик Абсолюта, созерцаемый сознанием, представляющим собой членение актуальной космической синархии, воспринимается не только как объективированный субстрат становления Сущего, но и как самобытная реальность — пассивный член первоверховного бинера, зиждущего бытие мира. Подобно Трансцендентному Лику, Имманентный Лик включает в себя отраженно естество другого члена этого бинера, как антитезис — тезис, однако сам факт этого включения только делает возможным его актуальную конкретизацию как такового, потенциально намечает путь ее процесса, но в то же время естество Трансцендентного Лика остается внешним по отношению к его собственному естеству. Антитезис, выпавший из тезиса, воспринимается здесь как некая самостоятельная, хотя и полярно сопряженная с ним реальность. Итак, в таком τονος 'e созерцания Имманентный Лик гипертрофируется в достоинстве своего естества, ибо ему приписывается значение органической половины субстанциальной реальности. Имманентный Ликраскрывается здесь как абсолютный объект космической жизни, как начало организуемое, как начало пассивное. Будучи онтологически лишь объективацией субстрата становления Сущего, Имманентный Лик феноменологически являет то Вселенское Лоно, которое питает актуальным естеством все членения космической синархии, развертывающейся из Лика Трансцендентного. (ОП-33) IX.Трансцендентное есть тезис, а имманентное — антитезис. Посему вся активность сосредоточена в имманен­тном, которое постепенно эволюционирует, а трансцендент­ное лишь раскрывается в этой эволюции. Трансцендентное есть causa efficfiens[1] эволюции, а имманентное — ее causamaterialis[2]. (9-я доктрина эзотеризма) (ЗС-18) Так, например, в Арканах Таро идея Абсолюта выражается символом «Безумца»: это есть воистину высшее напряжение карикатурного метода! (ОП-40-VI) [ В Абсолютном существует лишь одна сила и один закон единая и независимая воля Абсолютного. Усп. ВПЧ, гл.5 ]  
Авель Эта Тьма предвечных границ (первобытная, где берет начало, отражаясь в ней, Невидимый Свет Чистого Духа), наполнена тремя потенциальными силами, соединенными в физиогенетической вершине, а именно: сила сжимающая (родоначальница плотности), сила расширяющая (родоначальница разреженности), и, наконец, сила вращения - продукт борьбы этих двух первых (мать огня - принципа). Этот тройной динамизм, оккультное основание всякой сотворенной жизни, овладевает Адамом-Евой, и, таким образом, сила расширяющая, растягивая субстанцию Адама, рождает הבל Авеля, эфирное пространство, силу центробежную, а сила сжимающая дает קיו Каина, Время-Делителя, силу центростремительную, ибо, сделавшись переменчивым, Адам познает Время, а сделавшись телесным, он познает Пространство. Время уплотняет эфирную субстанцию Пространства в туманные скопления; Каин убивает Авеля, а отсюда является материальный мир, который организуется на заре третьего свойства Бездны (сила вращения), рождающего שת Сифа - звездное распределение Адамической Субстанции в Пространстве при помощи Времени ". Станислав де Гуайта. [ii] (ВАТ-7-1)  
Авидья Таким образом, если трансцендентный потенциальный диалектический процесс разделяется на два последовательных (в космогоническом аспекте познания) этапа, то в имманентном потенциальном диалектическом процессе первый этап как таковой отсутствует, замещаясь соответствующим актом первичного общекосмического диалектического процесса. Последний есть рождение мировой Avidya, иллюзии самобытного бытия Имманентного. (ОП-37) В иллюзии avidya мистика раскрывается на периферии синархии как материя, имманентный субстрат единства, единство генерическое. (ОП-42) В иллюзии avidya разум раскрывается на периферии синархии как форма, орудие объективирования имманентного субстрата и создания множественности его феноменального существования. (ОП-53) Итак — онтологически начало познания раскрывается только из ипостаси Логоса, но в иллюзии avidya возникает, как имманентное его средоточие, quasi-особое начало Великого Архитектора.(ОП-53)  
автономия …основного закона автономии — различные виды единой мировой энергии, отличающиеся между собой достаточно большими скачками в числе колебаний и длине волн, при одновременной деятельности остаются друг от друга независимыми, проявляются как бы в параллельных плоскостях, нигде не соприкасающихся между собой. … Этот закон совместного бытия и независимой деятельности различных видов энергии, закон автономии, является частным следствием всеобъемлющего закона иерархического строения космоса— закона синархии. (ОП-2)  
Адам Эта Тьма предвечных границ (Тьма первобытная, где берет начало, отражаясь в ней, Невидимый Свет Чистого Духа), наполнена тремя потенциальными силами, соединенными в физиогенетической вершине, а именно: сила сжимающая (родоначальница плотности), сила расширяющая (родоначальница разреженности), и, наконец, сила вращения - продукт борьбы этих двух первых (мать огня - принципа). Этот тройной динамизм, оккультное основание всякой сотворенной жизни, овладевает Адамом-Евой, и, таким образом, сила расширяющая, растягивая субстанцию Адама, рождает הבל Авеля, эфирное пространство, силу центробежную, а сила сжимающая дает קיו Каина, Время-Делителя, силу центростремительную, ибо, сделавшись переменчивым, Адам познает Время, а сделавшись телесным, он познает Пространство. Время уплотняет эфирную субстанцию Пространства в туманные скопления; Каин убивает Авеля, а отсюда является материальный мир, который организуется на заре третьего свойства Бездны (сила вращения), рождающего שת Сифа - звездное распределение Адамической Субстанции в Пространстве при помощи Времени ". Станислав де Гуайта. [iii] (ВАТ-7-1) "Не упустим случая еще раз сказать, что Элохим все создал лишь в принципе, в Архетипе. Эдемская миссия универсального человека состояла в возможности экстериоризировать существа, заставляя их переходить от идеального принципа к действительной сущности и от сущности к чувственному проявлению одной только магией своей воли. Поэтому Адам был истинным творцом, в том смысле, в каком понимается это слово, ибо он создавал существа во вне, делал их явными, извлекая их из оккультного принципа, внутреннего и скрытого. Но Адам сам пал в оковы своего творения и, подразделяясь в свою очередь, он оделся материей наподобие своих произведений". Станислав де Гуайта.[iv] Это падение Адама Кадмона и есть рождение феноменальной природы, феноменальной жизни и феноменальных деятелей. (ВАТ-7-1)  
Адам Кадмон "Не упустим случая еще раз сказать, что Элохим все создал лишь в принципе, в Архетипе. Эдемская миссия универсального человека состояла в возможности экстериоризировать существа, заставляя их переходить от идеального принципа к действительной сущности и от сущности к чувственному проявлению одной только магией своей воли. Поэтому Адам был истинным творцом, в том смысле, в каком понимается это слово, ибо он создавал существа во вне, делал их явными, извлекая их из оккультного принципа, внутреннего и скрытого. Но Адам сам пал в оковы своего творения и, подразделяясь в свою очередь, он оделся материей наподобие своих произведений". Станислав де Гуайта.[v] Это падение Адама Кадмона и есть рождение феноменальной природы, феноменальной жизни и феноменальных деятелей. (ВАТ-7-1) Когда группа индивидуальностей связана единством происхождения из некоторой индивидуальности высшего порядка, то этот синтез по отношению к своим элементам носит по Каббале имя Адама Кадмона. Так в ряду: человечество, раса, народ, племя, род, семья, человек - каждый предыдущий будет Адамом Кадмоном по отношению ко всем последующим. (ВАТ-4-3)
Азазель В XVI главе кн. Левит заключается предписание об очищении через возложение грехов Израиля на козла и отсылку его к עזאזל. Это слово — «Азазель» — означает собирательное имя злой силы, а потому здесь указуется на мистическое соответствие козла и дьявола. (ОП-46)
активность В области феноменальной природы пассивность или активность какого-либо действия или фактора относится лишь к формальной стороне явлений и выражает относительное положение человека по отношению к объекту восприятия. Стремление к проявлению есть, прежде всего, реализация активности, а потому самый факт возникновения этого стремления есть рождение начала воли. (ОП-3) Под активностью субъекта я понимаю способность его по собственному своему желанию, или под влиянием третьего высшего фактора, действовать на объект. ..Совершенный Человек выявляет Активное Начало постольку, поскольку он влияет на других существ мироздания, Пассивное Начало постольку, поскольку он живет в самом себе. При встрече двух Начал, Начало Активное побуждает Начало Пассивное переменить сферу своей деятельности, и работу, направленную ранее в глубь своего существа, перенести во внешний мир. (ВАТ-2-2) Активностью я называю то Начало, которое управляет субстанциональным проявлением, т. е. проявлением независимым, осуществляемым силой и ресурсами проявляющейся сущности. По отношению ко всему космосу это Начало претворяется в мировое Активное Начало, являющееся в нашем сознании естественным прообразом Творящего Божества; оно именно осуществляет как мировое творчество, так и все течение последующей жизни мироздания. Всемирное Активное Начало, как сущность Божественного Тернера, лежащее в основе всего Мира Проявленного, может быть познаваемо лишь по его атрибутам, классифицированным в строгую и определенную систему. Через эти атрибуты свои Активное Начало входит в существо всех отдельных проблем и задач, лежащих пред человеком, а потому, отойдя от недоступного его целого, мы должны перейти к постижению его отдельных проявлений, о котором гласит вся система Великих Арканов.
актуализация … актуализация есть объективирование, утверждение, организация и соподчинение единичных членений, модусов и аспектов. Процесс актуализации следует по закону иерархического восхождения, полярно противоположному закону развертывания естества Реальности в потенциальной синархии. Поэтому, чтобы эволютивный процесс актуализации мог начаться в каком-нибудь поясе синархии, он необходимо должен иметь уже актуализированными дифференциальные элементы содержания. (ОП-73)
Алгебраический метод исследования Алгебраический метод исследования, т.е. переход от решения данного частного вопроса к общему анализу всех ему подобных, может, естественно, применяться не только в сфере чисто математических проблем, но и вообще при всяком исследовании, каков бы его характер ни был.[vi] (ВАТ-Вв-3)
Алеф Алеф - это, прежде всего человек, это доктрина единства, а потому и индивидуальности и всего того, что отсюда проистекает. (ВАТ-13-1)
альтруизм Заповедь любви к ближнему есть не только альтруизм, но и проведенный до конца эгоизм (ЗС-20) ….всякий отдельный организм,опередивший в личном развитии среднее развитие своей группы, рано или поздно оказывается принужденным отказываться на времяот толь­ко личной работы и направлять все свои силы на содействие другим ее членам. Таким образом, доктрина, что альтруизместь проведенный до конца эгоизм, остается справедливой на всех ступенях эволюции. (ЗС-22-2)
Анаксимандр Нет во всех трех трудах
анализ всякий анализ и синтез есть предмет мышления стационарного, наоборот, познавание пределов влияния каждого фактора, т.е. построение в метафизическом пространстве внешнего контура его тяготений и связей со внележащим миром, совершается при посредстве мышления динамического. (ВАТ-15-3-2)
аналогии закон Септернер есть непосредственное следствие Закона Аналогии; тот и другой гласят об одном, но с тем лишь различием, что Закон Аналогии указывает принцип, а закон септернера раскрывает самый процесс и течение инволирующего действия самодовлеющей силы. (ВАТ-7-3) …конечным этапом творчества является рождение вихря вокруг точки опоры. Ясно, что утверждение этой опоры только тогда может быть совершенно, когда утверждающая воля не только в совершенстве ведает Закон Аналогии, но и самый автоматизм реализации; иначе говоря, необходимо знать не только соотношение опоры с нуменом, но и с результативным феноменом; первое сводится к Закону Аналогии, а второе к закону вихря или Кватернера (ВАТ-22-1-2)
анархия …анархия есть абсолютная карикатура свободы. (ОП-§40-3)
анархизм Две абсолютно полярные антитезы монадного социологического мировоззрения — анархизм и социализм — одинаково центрируются на идее свободы эгоистической личности. Анархизм возводит эту свободу до основоположного принципа и провозглашает ненужность и вредность каких бы то ни было ее ограничений; социализм вовсе отрицает свободу личности, принося ее в жертву абсолютной свободе суммарной личности коллектива. Итак — анархизм характеризуется абсолютным утверждением свободы эгоизма, а социализм — абсолютным ее отрицанием, но оба они целокупно определяются этим исходным положением, которое и исчерпывает все их спекулятивное содержание. (ОП-85-1)
ангел Первичная Вселенная, таким образом, образуется из невидимых сил, окружающих Бога величественной свитой, δόροφορουσαι δυνάμεις;[vii] эти силы суть исполнители, служители Бога, колонны мира.[viii] Это суть те чистые души, которые греки называют демонами, а Моисей ангелами.[ix] Эти силы с одной стороны суть аспекты Бога, а с другой стороны они неразрывны с Ним, они суть божественные добродетели ('Αρεταί), божественные благословения (Χαριτες), подчас поставленные одна около другой, подчас проникающие друг друга. (ВАТ-3-1) .. "Ангелы представляют собой различные частные формы Вечного Разума; они живут в Божественной Природе, т.е. Мире Интеллигибельном". Филон (ВАТ-3-2) Пассивность природы личностирастения устраняет воз­можность жизни его в себе самом. Как физически корни его крепко связаны с землей, так и его сознаниенеразрывно связано с жизнью природы в целом. Посему растения могут быть названы первообразами феноменальной жизни, ноуме­нами проявленного бытия, и обратно — ноумены идеального мира, его первообразы или ангелы воспринимаются мистическим сознанием как растения.Как те, так и другие одинаково неразрывно сопряжены с Целым: ангелы с Трансцендентным Ликом Абсолюта, а растения — с Имманентным. Не имея уединенной в личности воли, они одинаково без­грешны. В мистической литературе аналогизирование ангелов и растений является весьма распространенным. (ЗС-12) Каббала утверждает, что ангелы (как первообразы) находят­ся за пределами эволюциии потому недвижны. «מחלכים», «те, кто движется» — суть праведники, которые прогрессируют от одного состояния к другому. «עשמךים», «те, кто пребывает недвижными — суть ангелы»[x]. Этот текст ус­танавливает тождество ангелов и ноуменов. Далее, Каббала отрицает возможность независимого появления ангелов, то есть отрицает у них всякую свободу воли, самостоятель­ность решений и сознаниев человеческом смысле. (ЗС-12) Сопоставляя эти два вывода, мы приходим к символическому силлогизму: ангелы суть первообразы, растения суть перво­образы, следовательно ангелы суть растения. Разумеется, бы­ло бы ошибкой понимать этот вывод в смысле тождества: он знаменует собой лишь мистическое соответствие, возможность символического замещения одно­го другим. (ЗС-12)
англичанин (ОП-85-4)
анимизм ….наивный политеизм… (ОП-76)
алгебраический Алгебраический метод исследования, т.е. переход от решения данного частного вопроса к общему анализу всех ему подобных, может, естественно, применяться не только в сфере чисто математических проблем, но и вообще при всяком исследовании, каков бы его характер ни был. …. Всякое алгебраическое представление может быть интерпретировано методом геометрическим…. метод чисто алгебраический требует от человека большой способности мыслить вполне отвлеченно, что неизмеримо более трудно и является доступным лишь наиболее развитым умам. (ВАТ-вв III)
андрогин В силу своей существенной онтологической всеобщности Гуны в себе лежат за пределами космического диалектического процесса, что и выражается идеей внутреннего триединства каждой из них: она есть одновременно: тезис, антитезис и синтезис —андрогин.— См. Макс Мюллер. «Шесть систем индийской философии». Рус. пер., стр. 101. (ОП, примеч. 93 к §12) …если мы воспринимаем какой-нибудь бинер, необходимо следует, что существует где-то выявляемое им явление - его андрогин. Андрогином бинера я называю частный синтез отдельных аспектов членов бинера; каждый бинер порождает целую цепь андрогинов; андрогин может обладать свойствами отличными и даже противоположными свойствам членов бинера. (ВАТ-3-3) эволютивный прообраз как сопряженное следствие влияния первых двух начал (т. е. андрогин бинера) (ОП-6) Всякая идея в своем целостном раскрытии воспринимается нашим сознанием в четырехчленной системе — в виде кватернера. Высшее единое синтетическое начало, переходя из потенциального состояния к актуальному раскрытию, развертывает свое содержание через утверждение общей синтетической антиномии. Последняя в своем целом является антитезисом бинера первого вида, где тезис — первичное понятие, сам же бинер принадлежит ко второму виду. Полюсы бинера второго вида, входя между собою во взаимодействия, порождают эволютивную цепь конкретно-эмпирических состояний. Воплощаясь в феноменальной среде, эти состояния воспринимаются как последовательные этапы развития конкретной личности в динамическом поле действия противоположных начал. Полная цепь этих состояний, частных андрогинов эзотеризмом объединяется в понятии общего андрогина. Итак, получается система кватернера: первичное Понятие, два полюса бинера второго вида и общий андрогин. Здесь наступает критический момент в познании: общий андрогин должен воссоединиться с Понятием в единое живое начало, по Гегелю — конкретно-спекулятивное. (ОП-6)
Антэрос Так мы приходим к формуле: Эрос есть сила влечения антитезиса бинера первого вида к своему тезису. Эволюция антитезиса бинера первого вида, его эротическое стремление к тезису есть вместе с тем эволюция бинера второго вида, взаимное тяготение его полюсов. Отсюда естественно раскрывается концепция вторичной природы силы единения: если в первичной природе сила единения стремится к иерархическому единству, то во вторичной — к единству феноменологическому. Итак, вторичная природа силы единения есть онтологический механизм становления Сущего, отражение Его естества в конкретных поясах иерархии: его всеобщая карикатура. Сила единения в своей вторичной природе всегда проявляется только между началами равного иерархического достоинства, т. е. направлена перпендикулярно иерархической координате.Сопрягая равновеликие начала, сила тяготения во вторичной природе актуально сосредоточена одинаково в обоих полюсах бинера второго вида. Эта вторичная природа силы единения есть Антэрос. Так мы приходим к формуле: Антэрос есть сила взаимного влечения полюсов бинера второго вида.Эрос как динамическое раскрытие Сущего есть первичное начало актуального космоса. Антэрос только сопутствует ему. (ОП-43)
антиномия См. бинер разность потенциалов Антиномия именно поэтому и связывает ноуменальноес феноменальным, что она — закон абсолютного рав­новесия. (ЗС-18) Всякая антиномия рождается из первичного единства. Ее полюсы суть лишь противоположные обнаруживания единого. (ОП-6) Аполлон и Дионис есть высшая и основная антиномия жизни. Именно здесь с особой яркостью выступают общие непреложные законы.— Члены антиномии не суть два различных, связанных между собою начала; это есть нераздельная система, это есть то же единство, но только проявляющееся в актуальном бытии. Вместе они представляют собой единое живое целое, а в отдельности каждый из них утрачивает связь с исполняющей его реальностью и превращается в вампирический фантом. Единство этой двойственной системы осуществляется через взаимное отражение и соподчинение противоположных полюсов друг в друге. Поэтому каждый из них в себе самом органически заключает одновременно с собственной идеей и идею другого, и в каждом одна из этих идей раскрывается через другую [по Гегелю: А = (A in В) + (В in А), а В = (В in A) + (A in В) ]. При этих условиях раскол между антиномически сопряженными началами, а тем паче гипертрофирование смысла одного из них и уничтожение другого есть искусственный разрыв нерасчленимого и замена субстанциальной реальности миражем пустоты. (ОП-7) Аполлон и Дионис лишь ответствуют на активные влечения сознания, содействуют или препятствуют его стремлениям, но сами по себе осуществить конкретное творчество не в состоянии. Эти начала, как таковые, не являются субстанциальным бытием, а служат лишь модусами его раскрытия в жизни. Данная доктрина непосредственно проистекает из природы всякой антиномии вообще. Истинно реальное и абсолютное всегда едино и остается единым. Реализация его потенциального содержания в конкретном творчестве осуществляется через предварительное утверждение антиномий и органическое сопряжение их полюсов, но все эти процессы, взятые в отдельности от конкретного смысла, остаются чисто абстрактными. Утверждение всякой антиномии implicite предполагает существование некоего высшего породившего ее единства. Последнее может быть трансцендентно сознанию, но все же реальность его бытия несомненна a priori[3]. Существование определенной антиномии знаменует собой лишь наличие в этом едином некоего живого процесса, стремление к определенному виду конкретизации. Органическое сопряжение полюсов антиномии необходимо требует бытия третьего активного начала, ибо при непосредственном слиянии они погасили бы взаимно разности потенциалов и в итоге дали бы нуль. Это третье начало, чтобы обладать независящей от членов антиномии активностью, должно иметь независимое сопряжение с высшим единством. В результате жизненного процесса это третье начало активно осуществляет полную реализацию и органическое сопряжение полюсов антиномии. Получающееся триединство и является актуальным раскрытием первичного единого. (ОП-9) Человек, как микрокосм, заключает в существе своем прообраз Высшей Космической Антиномии - бинер начал духа и среды. (ВАТ-9-3)  
антитезис Тезис есть утверждение утверждения и отрицание отрицания, антитезис есть отрицание утверждения и утверждение отрицания. Утверждение утверждения есть активная форма самосознания реальности; реальность не может себя не утверждать – проявлена она или нет – это есть ее исконное субстанциональное свойство. Отрицание отрицания есть внешняя, манифестированная форма утверждения утверждения; оно имеет явно феноменальную природу и бинерное строение, ибо оно утверждает отрицание понятия (отрицания) вне не только его самого, но и самой сущности, как таковой, лежащего. Отрицание утверждения есть пассивная форма внешнего самосознания реальности; реальность в себе самой не может себя отрицать, ибо иначе она не была бы реальностью, субстанциональным бытием; отрицание утверждения есть внешняя манифестированная форма самосознания, для каковой цели оно и выливается в утверждение отрицания. Тезис есть внешняя форма реальности, он входит в нее и обратно эманируется ею, как ее динамическое самосознание, а потому тезис есть носитель реальности. Антитезис есть лишь бинерное соответствие тезиса, он есть необходимая для его самоутверждения полярность, он есть фон его проявления. Тезис есть реальность, он образует самую природу данной модификации бытия, антитезис нереален, он лишь очерчивает это бытие, как мрак окружает свет. (ВАТ-3-3) По закону высшей эзотерической логики антитезис есть раскрытие в актуальной феноменологии тезиса. (ОП-1) Антитезис существует только в конкретном сознании и онтологических корней бытия не имеет; напротив, тезис есть онтологическая реальность Во всяком бинере антитезис имеет целью своего бытия раскрытие тезиса. Все содержание лежит в тезисе; антитезис методом противопоставления лишь объективирует периферии компонентов тезиса, но сам по себе не имеет собственного независимого содержания; поэтому всякий тезис делается доступным познанию лишь через антитезис, сам же по себе тезис для сознания абсолютно трансцендентен. (ОП-19) Антитезис всегда карикатурно отражает в себе тезис, и его эволюция заключается в постепенном просветлении этой карикатуры. Процесс эволюции антитезиса может быть рассматриваем как непрестанное отбрасывание изжитых карикатурных отражений тезиса[xi]. … На всем пути своей эволюции антитезис включается тезисом. … эволютивный процесс антитезиса является внутренним только для тезиса, а для антитезиса всегда остается внешним. … для антитезиса всякий этап его эволютивного процесса привносит в него нечто существенно новое, ранее в нем не заключавшееся, ибо вообще потенциальная конкретность составляет исключительную принадлежность ноуменального. (ОП-§40-1) Во всяком бинере антитезис есть эволюционирующая карикатура естества тезиса. (ОП-§40-6)
антропогония Заканчивая учение об антропогонии, т. Е. эволюции человека, этот Аркан провозглашает относительность всякой антропогонии вообще и определяет ее как метод человеческого самопознания. (ВАТ-20-1)
анупадака Существо целостного человека интерпретируется в традиции следующим символом, носящим название «великого квадратного пентакля». Квадрат разделен на 7 столбцов и на 7 горизонтальных полос. Горизонтальные полосы – это миры: ади, анупадака, атма, буддхи, манас, кама и стхула.[xii] Первый столбец – это луч Атмана, и для каждой отдельной полосы столбцы, начиная с первого, будут характеризовать те же 7 миров. (ВАТ-7-2)
Аполлон (ОП-6,7) Аполлон влечет человека к раскрытию глубин духа в гармонической системе форм. Экстаз Аполлона — это резкое замыкание в уединенности от всего окружающего. Таковы главнейшие черты основных типов миросозерцания и экстаза, свойственные началам Аполлона и Диониса. Будучи взаимно противоположны, они органически дополняют друг друга до целого. В отдельности сознание их может воспринимать лишь до некоего предела, за которым начинается неустранимость безумия и даже смерти. (ОП-7) Нижняя бездна Аполлона — Мефистофель…. (ОП-8) Верхняя бездна Аполлона развертывается при одностороннем приближении к его ноуменальной сущности. Здесь его добрая и благая природа (Απολλων Φαιβος) становится губительной (Απολλων от απολλυμι). Постоянно поднимаясь по ступеням космической иерархии, человек раскрывает в своем сознании все более глубокие и общие идеи. Вначале под их воздействием весь накопленный предыдущим опытом материал последовательно организуется в системы, возрастающие по стройности и красоте. Но затем наступает период, когда дальнейшее повышение иерархического уровня сознания неминуемо влечет за собой необходимость коренной ломки и переустройства созданных ранее построений. При свете идей высшего порядка конкретные решения и частные доктрины меняют смысл, изменяется и их взаимное соотношение. Частное не упраздняется общим, но эволютивное изменение исходных постулатов, направляющих тенденций и методов организации влечет за собой необходимость иной последовательности построений и иных ориентации во всех разветвлениях миросозерцания. Прежние концепции, основанные лишь на ограниченном материале и суженном сознании, оказываются лишь частными случаями, и их обособленное существование становится бесцельным и излишне загромождающим сознание при наличии общих доктрин. Итак, переход сознания на высшую ступень иерархии приводит к необходимости переустройства всего его достояния; все его системы форм отмирают и замещаются новыми. Каждый такой перелом есть переживание смерти и возрождения. Пока человек сохраняет в себе связь с началом Диониса, он черпает из него силу


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: