III династия Ура и ее крах. 2104-2003 гг.




2104 - Ур-Намму. Упадок ирриг. системы, нет власти в номах,шайки. Цель политики – восстан. Экономику. Как? Свободный труд! М и ж разбиты на 2 отряда, работаютЮ получают паёк, не имеют земли, живут в рабочих лагерях- > увел. смертность. Нужна бюрократическая машина! как? Шульга создаёт массовые писцовые школы (знатные дети + бедняков) -> создаётся многотысячный аппарат писцов -> общество под наблюдением! Нет войн, только на востоке, в Элламе. Связи правителей обширны. Аридизация почвы и массовые миграции в 22-21 вв. Б.Восток – миграции амореев (з.семиты) в НМ, т.к. нет пастбищ. Шумеры пытаются противостоять- строят стену, но она не сдерживает их. 2027 – Ибби-суэн, голод, посылает полковника Ижбиэре вверх по Ефрату, чтобы взять зерна, но не на чем везти, тот провозглашает себя царём на севере. Правитель Эллама воспользовался моментом и вторгается в Ур, истребляет всех, продает в рабство. Конец.

2. Заупокойные тексты Древнего Египта («Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга мертвых»).

«Тексты пирамид» - древнейшее произведение египетской религиозной и заупокойной литературы, дошедшее до нас. Гробница-пирамида считалась местом, с которого фараон поднимался к небу, становился богом в полном смысле этого слова и занимал место среди себе подобных. До определенного времени набор обеспечивавших эту посмертную судьбу ритуальных формул, весьма разнородных и в ряде аспектов противоречащих одна другой, передавался изустно. При последнем царе V династии Унасе они впервые были записаны на внутренних стенах его пирамиды. К настоящему времени известно около десятка списков «Текстов пирамид» из гробниц царей, а также некоторых цариц конца III тыс. до н. э. Этот ритуальный комплекс является самым ранним из доступных нам древнеегипетских письменных источников религиозного содержания, хотя ко времени его кодификации египетская религия уже прошла длительную эволюцию.

Рядом с идеей посмертного обожествления царя в «Текстах пирамид» мы видим его сопоставление как усопшего, возрожденного к новой жизни, с Осирисом, а его сына, обеспечивающего совершение заупокойного ритуала, с Хором. Хор и Сет.

Гелиополь – великая девятка богов. Атум -> Геб-земля и Нум – небо-> Шу-воздух и Нефнут-влага->Осирис, Исида, Нефтида,Сет. Мемфис – Птах. Асуан – бог Хнум, бараноголовый, владыка порогов. Выделяют среди Текстов Пирамид следующие сюжеты:

1. Погребальный ритуал с приношением даров, что связано с представлением о воссоединении частей распавшегося тела, его оживлением и воскресением покойного царя.

  1. Магические формулы в защиту от бед и несчастий.
  2. Ритуал поклонения.
  3. Религиозные гимны.
  4. Мифические формулы, отождествляющие покойного царя с тем или иным божеством.
  5. Молитвы и мольбы от имени покойного царя.
  6. Прославления величия и могущества покойного царя на небесах (славословия).

Важнейшим памятником, раскрывающим сущность египетской религии Среднего царства, являются «Тексты саркофагов », традиция записи которых не прерывается с I Переходного периода. Хотя они связаны с загробной судьбой человека, но, по существу, отражают общие представления этого времени о божестве. Вместе с тем как только ситуация в Египте в начале Среднего царства стабилизировалась, а у представителей элиты (прежде всего правителей номов) появилось достаточно свободных средств, они возвращаются к попыткам обеспечить свое посмертное благополучие без обращения к божествам, путем конструирования в своих гробницах «миров-двойников».

В отличие от Текстов пирамид, которые сосредоточены в основном на всём божественном, Тексты саркофагов подчёркивают земные элементы загробной жизни, управляемой Осирисом. В Текстах саркофагов Осирис предлагает загробную жизнь каждому, автоматически присваивая умершим имена с приставкой «Осирис». Это подземное царство описывается как место полное ужасных существ, ловушек и опасностей, которые умерший должен преодолеть. Заклинания записанные в Текстах саркофагов, позволяют умершим защитить себя от опасностей и избежать тем самым второй смерти.

Также в Текстах саркофагов говорится о том, что все люди будут судимы Осирисом и его помощниками, согласно делам совершённым людьми при жизни. Тексты говорят об использовании баланса, который стал опорным судебным пунктом в более поздней Книге мёртвых. Тексты напутствуют умершего в том, как избежать таких утомляющих и рутинных занятий как физический труд, используя всевозможные магические заклинания.

Ряд фрагментов «Текстов саркофагов» в результате переработки превращаются в так называемую «Книгу мертвых » – сборник египетских гимнов и религиозных текстов, помещаемый в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие в после смерти. Из примерно 200 глав «Книги мертвых» особенно показательны 30 и 125 главы. Первая из них – это заклинание, призванное не позволить сердцу усопшего свидетельствовать о его злых делах во время процедуры взвешивания перед Осирисом; вторая – так называемая отрицательная исповедь, представляет собой перечень самооправданий усопшего по поводу того, что он не совершал при жизни ряд точно названных злых дел.

Билет №12

1. Аморейский период в истории Двуречья. Образование державы Хаммурапи.

Аморейский период 2003-1595 гг. Правители Иссина считали себя преемниками Ура, сохранили традиционное название «Шумер и Аккад» в названии гос-ва. Вели традиционные шумерские записи, но именно при них шумеры уже были ассимилированы аккадцами, а язык стал мертвым. Падение Урской династии избавило простой народ от подневольного рабского труда, и некоторые из них стали частными собственниками. С жителями двуречья бок о бок жили аморейские племена, они не селились в городах, а жили на территориях для выпаса скота рядом с тем или эным городом.они жили в симбиозе с местными жителями и поставляли им продукты скотоводства в обмен на зерно. Аморейские вожди один за другим признавали себя царями и в скором времени на территории бывшего Шумера образовались несколько независемых царств: г. Мари, г. Ашур, Ларса, Вавилон, Эшнунна. 1815 Шамши-Адад образует империю в ВМ, не наслед. аристократ, кочевник, деят. политик и талан. полководец, на местах – родичи. Политик как у Саргона. 1792-1750- Хамураппи. Когда держава шамши-адада развалилась при его сыне, этим воспользовались эламиты и к 1770г (до 1764) поставили под себя почти всех царей месопотамии и хамурапи тоже. Но вскоре хаммурапи + г. мари = свергает их господство. а потом хамурапи разбирается и с г. мари. хамурапи на столько объединил мосопоамию что после него она уже не делилась на отдельные гос-ва. а вавилон в это время-столица. Хамурапи не отождествлял себя с богом.и не подражал дин Ура. 1755 – создаёт государство -> ЗХ, легитимность власти.

2. Легизм. Законы Ван Мана и их значение для истории Китая.

Леги́зм — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников». Крупнейший представитель раннего легизма и основоположник учения — Шан Ян (ок. 390—338 гг. до н. э.) — инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Основные идеи школы.

  • Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.
  • Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчёты.
  • Следует усваивать опыт предшествующих правителей. И в то же время «для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности».
  • Для политики очень важна экономическая ситуация в стране.
  • В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников.
  • Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоёв в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей.
  • Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование — слепо повиноваться государю.
  • Предполагалось ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации.
  • Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Под законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.
  • Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.
  • За малейший проступок следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение инакомыслия и оглупление народа.
  • Высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.

Законы Ван Мана и их значение для истории Китая. В 8 году нашей эры Ван Ван совершил дворцовый переворот, и в 9 году создал империю Синь. Страна нуждалась в реформах. В 8 году нашей эры Ван Ман совершил дворцовый переворот, и в 9 году создал империю Синь. Страна нуждалась в реформах.

В I в. до н. э. начинает складываться ситуация, которой еще не раз суждено было повториться в истории Китая, каждый раз с одинаковыми последствиями. Речь идет о опадании масс обедневшего населения в социально-экономическую зависимость от крупных частных собственников. Поскольку в Китае еще с IV в. до н. э. почти все ценности, от земли до сословного ранга, были объектом свободной купли-продажи, процессы концентрации богатств у одних собтвенников и разорения других приняли широкий масштаб. Вновь оживилась самопродажа и продажа родственников в рабство за долги или из-за голода. Количество рабов-китайцев постоянно росло, приближаясь к количеству рабов-чужеземцев; богатые сановники и купцы могли иметь по несколько сотен рабов. Стремительно увеличивалась доля обезземеленных и малоземельных крестьян, вынужденных в качестве арендаторов садиться на землю богатой знати, сконцентрировавшей в своих руках обширные угодья. Арендная плата была очень высока и достигала половины урожая. В силу тех же причин распространялся наемный труд.

Самую неудачную попытку справиться с ростом частного землевладения и частного рабства предпринял узурпатор Ван Ман в начале I в. н. э. Ван Ман издал указ, запрещавший куплю-продажу земли и рабов. Все земли были объявлены «царскими землями» (ван-тянъ), а все рабы - «частнозависимыми» (сы-шу). Якобы для ограничения хищнической деятельности торговцев и ростовщиков, а в действительности в целях увеличения государственных доходов Ван Ман учредил в 10 г. н. э. особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и регламентировать ссудный процент. Ван Ман стремился к тому, чтобы сосредоточить в руках государства все источники доходов и создать сильную бюрократическую империю. При нём был очень увеличен аппарат государственных чиновников и чрезвычайно усилились фискальные и полицейские функции государства. Реформы Ван Мана не принесли облегчения угнетённым массам. И конечно, должно было начаться восстание, которое длилось несколько лет, с особой жестокостью подавлялось гос-вом, но восставшие смогли заняться дворец Ван Мана и убить его.

Билет №13

1.Вавилония и Ассирия во второй половине II тысячелетия до н. э. Движение арамеев.

1595-1150 гг. Каситская Вавилония. Агум 2– п.п. 16 в, расширел КВ, вернул статую бога Мардука, которую вывезли при разгроме Вавилона хетты. Именно при касситах Вавилония была окончательно объединена территориально: при царе Каштилиаше III ей подчинились земли Приморья. Улам-Буриаш – сер 15 века, создаёт единое государсво. После Улам-Буриаша Нижняя Месопотамия никогда уже не утрачивала политического единства. В конце XV в. до н. э. касситский царь Караиндаш выступил против Египта, воевавшего тогда с Митанни, вынудил египетского фараона Тутмоса IV пойти на мир с митаннийцами и явился одним из учредителей так называемой Амарнской международной системы. B результате начиная с правления Караиндаша между Египтом и Вавилонией установились стабильные дружественные отношения, заключались и возобновлялись договоры о «дружбе» и «братстве», касситские цари выдавали своих дочерей за египетских фараонов и получали в ответ богатые дары.

1400 - Кадашман-Харбе, изгнание амореев из Месопотамии, гонит до границы. 1380 – Куригульзу – начинает раздавать заемлю за службу, в аренду, знати, начинает передавать в вечное пользование. Строит новую столицу. На востоке громил эламитов, на западе он владел положением в Сирийской степи и на рубежах Сирии. 1375- Кадашман-Эллиль. Амарский диплом архив, переписка с Аменхотепом 3, просит выдать дочь, не даёт, традиция. 60е-30е 14 в - Бурна-Буриаш 2, апогей касситского могущества, современник Эхнатона, Саппилуиума.При Бурна-Буриаше II город-государство Ашшур, ко-торый он поначалу тщетно пытался вернуть под свой контроль, захватил обширные окрестные земли и превратился в великую державу Ассирию. Осн - Ашшурубаллита I1 353-1318. 1353-1076 гг. – Среднеассирийское царство, письма к Эхнатону, признали др др братьями. Борьба Ассирии и Вавилонии за обл к востоку от Тигра. Кон 14- нач 13 в – оспаривание земель - > 1275 вовлечины хетты, договор с вавилонией против Ассирии. 1295 – Адад-Нерари, возраждает могущество Ассирии. 1265 – захват тер Митинни, присоединяет к Ассирии. Однако новый ассирийский царь Тукульти-Нинурта I (1233–1197 гг. до н. э.) наголову разгромил и пленил очередного касситского царя Каштилиаша IV. Победитель угнал его в Ассирию, взял Ва-вилон, вывез оттуда статую Мардука, вернул Ассирии недавние территориальные утраты, а всю оставшуюся Вавилонию превратил в оккупированную область -> Вавилон ослаб. Через 7 лет антиассирийское восстание -> ассирийцы еще при жизни Тукульти-Нинурты I были изгнаны из Вавилонии, и в начале XII в. до н. э. при касситском царе Вавилона Ададшумуцуре происходит кратковременное возрождение вавилонского могущества. Во 2-й четверти XII в. до н. э. эламиты совершили несколько опустошительных походов на Месопотамию и около 1150 г. до н. э. полностью оккупировали Вавилонию. Конец Касситской Вавилонии. Царь Навуходоносор I 1125–1104 гг. до н. э. разгромил Эллам, вернул в Вавилон и принял новый титул «царь Вавилонии, царь Шумера и Аккада, царь четырех стран света», который носили и последующие цари Вавилонии. Вторгался он и в Ассирию. В итоге бурных событий XII в. до н. э. в Передней Азии не осталось ни одной великой державы, а оба царства Месопотамии – Ассирия и Вавилония – были существенно ослаблены смутами и борьбой с набегами соседей, прежде всего Эламом. В этой обстановке в Ассирии воцарился Тиглатпаласар 1 1115 - 1076, новый подъём. Ассирия была теперь единственной великой державой Ближнего Востока. От Финикии до. Пер. залива и Армянского нагорья

При преемниках Тиглатпаласара I Ассирия утратила могущество под натиском арамейско-ахламейских племен. В середине XI в. до н. э. началось грандиозное переселение арамеев из Южной Сирии. Две волны: Палестина и Сирия, до НМ; Вавилония захват халдеями. Двигаясь на север, они проникли вверх по течению Евфрата вплоть до верхнего Тигра, и ассирийцы были вынуждены с переменным успехом контратаковать их здесь, на северо-западе. Около 1000 г. до н. э. арамейско-ахламейские племена прорвали на западе ассирийскую оборону по Евфрату и захватили практически всю Верхнюю Месопотамию, поставив Ассирию на грань гибели. В течение недолгого времени арамеи Верхней Месопотамии образовывали обширный племенной союз – Арам Нахараим (Арамейское Двуречье), но уже во 2-й половине X в. до н. э. он распался на множество племенных княжений. Это дало Ассирии передышку, позволившую ей постепенно накопить силы для реванша.

2. Проблема происхождения и путей расселения индоариев. Образование Митанни.

Индоевропейцы

Иранские (персы, мидийцы, скифы, киммерийцы)

Индоарийские племена

В XVIII–XVII вв. до н. э. Армянское нагорье стало ареной миграций, вызванных движением индоарийских племен из-за Кавказа. Часть из них двинулась на Армянское нагорье; одна из групп таких индоариев была известна в Передней Азии как умман-манда. Переднеазиатские умман-манда XVIII–XVII вв. до н. э. осели на Верхнем Евфрате.

Движение индоариев вызвало цепные смещения, распространившиеся в общем направлении с северо-востока на юго-запад и затронувшие хурритов, жиших у южного предела Армянского нагорья. Вместе с индоариями, попавшими в их среду (и, возможно, передавшими им навыки коневодства и колесничного дела), хурриты двинулись, их племенные группы и династии расселились и пришли к власти на большей части территории Сирии – Палестины, Верхней Месопотамии, Северного Загроса и Юго-Восточной Малой Азии (2-я пол. XVIII – нач. XVII в. до н. э.). В течение четырех столетий в границах этого огромного пространства развивалась особая цивилизация хурритов, в рамках которой происходил синтез и опосредованное взаимовлияние самых разнообразных культур Ближнего Востока (особенно месопотамской). Колесничные соединения, введенные в употребление хурритами, давали им бесспорное преимущество над соседями. Крупнейшим хурритским государством этого времени стал верхнемесопотамский Хурри-Ханигальбат. Борьба этого политического образования с Древнехеттским царством (сер. XVII – нач. XVI в. до н. э.) истощила силы обеих сторон, и этим воспользовались индоарийские группы «манда». Они захватили власть в Хурри-Ханигальбате, основав таким образом государство Митанни (ок. 1560–1260 г. до н. э.). Столица Митанни располагалась в Вассокканне – городе в верховьях Хабура, до сих пор не найденном археологами. Хотя индоарии Митанни, включая царский род, были в основном ассимилированы местным населением уже в середине II тыс. до н. э., митаннийские цари вплоть до конца своей истории продолжали принимать тронные индоарийские имена и поклоняться индоарийским богам – покровителям династии (Индре, Митре-Варуне и Насатьям).

Билет №14

1. Новоассирийское царство.

Из упадка, в который Ассирию ввергли арамеи, ее вывел Ададнерари II (911–890 гг. до н. э.), сломивший и покоривший княжества верхнемесопотамских арамеев. Вся область реки Хабур и ее притоков перешла под контроль Ассирии. Ададнерари нанес поражение и вавилонянам. Ашшурнацирапал II (883–859 гг. до н. э.), самый свирепый из великих ассирийских завоевателей, завершил аннексию Верхней Месопотамии и неоднократно вторгался в Западный Иран и Сирию. Многие города покорялись без боя. Ашшурнацирапал добрался до Средиземноморского побережья, где зависимость от него признала Финикия. Его сын Салманасар III (858–824 гг. до н. э.) вновь воевал за Евфратом, встречая там ожесточенное сопротивление местных князей, сплотившихся в две мощные коалиции. Поход в Вавилонию, громит халдейские племена. В 853 г. до н. э. он вывел против вражеской сиро-палестинской коалиции на битву при Каркаре 120 тыс. воинов, но потерпел поражение. 842 – пытается осадить Домаск (стол Сирии). Также ходио на Арм нагорье и Зап Иран. Закончил мятежом. Новый взлет Ассирия испытала при Ададнерари III (810–783 гг. до н. э.). Задачи:

1. Вавилон. Вавилония стала младшим союзником (а фактически вассалом) Ассирии;

2. Восстан контроль над Сирией и Пал – в 805 не удаётся.

Впервые в истории Ассирии был покорен весь Левант от гор Амана до Синая, а также халдейские княжества на Нижнем Тигре и огромные пространства Северо-Западного Ирана. В 788 г. до н. э. ассирийские войска в первый и последний раз за свою историю вышли к Каспийскому морю и на некоторое время расширили до него пределы подчиненных Ассирии земель. в 1-й половине VIII в. до н. э. Ассирия вновь потеряла все свои владения, кроме Верхней Месопотамии, – прежде всего под ударами Урарту. Нужны реформы!

3. Восполнение люд ресурсов;

4. Наместники покор тер обладали автономией от центра;

5. Нудна другая армия.

На 745–705 гг. до н. э. приходится основная наступательная фаза новоассирийской экспансии VIII-VII вв. до н. э. На следующем этапе (704 – ок. 640 г.до н. э.) уже шла борьба за удержание и частичное расширение совершенных ранее ассирийских завоеваний. При Тиглатпаласаре III – Саргоне II определились и основные направления ассирийской внешней политики (южное – вавилоно-эламское, западноиранское – мидийское, северное – урартско-маннейское, северо-западное – сирийско-фригийское, западное – левантийско-египетское) и основной соперник – Вавилон.

Начало новому возвышению Ассирии положил узурпатор-военачальник Тиглатпаласар III (745/744–727гг. до н. э.). Реформы:

1. Админ. – подорвана незав наместников;

2. Депортация покоренного населения в Ассирию приобретанет массовый характер.

3. Реформа армии – регулярная армия на госуд. Датациях, профессиональная, вооружение, единая форма + испол конницы -> молниеносные удары. Тактика преследования врага. Подразделение сапёров (инженерные войска). Внешняя разведка (во главе-наслед престола).

Покорение Сирии и Палестины. 742 – взят Домаск. Покорение Урарту и жел. Пути (передвижение жел руды). 736 – поход против Урарту. 729 – вторжение в Вавилонию, громит халдеев, коронуется под именем вав царя (впервые!) - > создаёт единое государство Ассирия-Вавилония. Держава: Перс залив- Син п-ов- Армянское нагорье.

Салманасар V (727–722 гг. до н. э.) столкнулся с мятежами Финикии и Израильского царства. Осадив столицу последнего, Самарию, и заняв все земли Израильского царства, Салманасар объявил о его аннексии. Осада Самарии, однако, затянулась на три года. Отменил налоговые льготы, которые имели древние города Ассирии и Вавилонии: Ашшур, Вавилон, Сиппар- > убит. Саргон 2. Немедленно отложилась Вавилония, где престол захватил халдейский вождь Мардукапалиддин II, поддерживаемый соседним Эламом. В 722 г. до н. э. Саргон II взял Самарию, окончательно уничтожив Израильское царство. Вскоре он вернул под власть Ассирии и Финикию, примирившись с ее мятежным царем. На северных рубежах Урартупоявились киммерийцы-> воспол ситуацией, расширил владения Ассирии в Мидии, а в 714 г. до н. э. внезапно вторгся в Урарту, взял погатсва, Руса покончил с собой, Урарту перестало быть угрозой. 710 г. до н. э., Саргон II захватил Вавилонию, коронуется как вав царь. Синаххериб (705/704–681 гг. до н. э.)- сам не коронуется в Вав, ставит ставленника. В 701 г. двинулся в Палестину. Разбив египетское войско, он занял всю территорию Иудеи и осадил ее столицу – Иерусалим, добившись от царя Иудеи признания ассирийского владычества, выплаты колоссальной дани и выдачи заложников. Мятежный царь Финикии бежал за море, хотя его столица, занял остальную территорию Финикии и раздробил ее на отдельные города-государства. 689 -после нескольких военных действий с Вавилоном, берёт его, сжигает,топит, жителей – в рабство -> знать недовольна, убит сыном. Асархаддон (681/680–669). Приказывает восс Вавилон, вернуть жителей. Проблемы:

1. Мидия-> 673-672 мид царь поднял восстание, тот не смог подавить.

2. Скифы на востоке- > союз со скифами, выдал дочь.

3. 674 неуспешный поход против Египта.

Ашшурбанапал (669/668–627) – последний ассерийский царь, грамотный, писал на неск языках. Ниневия – столица. Киммерийцы, сокрушившие в 676–675 Фригийское царство, совершали набеги на юг и запад Анатолии - > власть на юге и западе Малой Азии, признала Лидия, Мидия. С 655 неудачи, теряет территории. 654 – зоговор против Ассирии во главе с братом+Эллам, Лидия, Мидия, Сирия, Палестина-> узнаёт и карает. 651 – очередь Вавилона, окружает, берёт, коронуется. 647- уничтожает Эллам.

2. Сирия и Палестина в III – II тыс. до н.э. Проблема этногенеза древних евреев.

 

Билет №15

1. Лидия, Мидия, Фригия, Урарту.

Фригия. Попадают в М. Азию в рез миграций в 13-12 вв. Первоначально были на Балканах. Приходят в М. Азию, на р. Санграи основ столицу, проходят дальше до ВМ, в 115 сталкиваются с Тигларполосаром 1. В начале 1 тыс. селятся в М. Азии. Гордия – основатель фриг царства в 8 веке, выходец из крестьян, овладевший «всей Азией» и завязавший знаменитый гордиев узел. При Мидасе I (ок.725–696 гг. до н. э.) Фригия переживала наивысший расцвет, известен богатсвом. Пытается выступить против Ассирии, заключает для этого союз с Урарту, но из-за киммерийцев отброшена на первоначальные территории и закл мир с Ассирией. Мидас 2. Пытается удержаться на плаву, но разгромлен союзными силами киммерийцев и Урарту. Фригийская держава утратила бо́льшую часть владений и до середины VII в. До н. э. страдала от набегов киммерийцев, а в конце VII в. до н. э. подчинилась Лидии.

Лидия. Расцвет Лидийского царства падает на VII—VI вв. после распада Фригийского царства, когда к власти пришла династия Мермнадов, основателем которой был Гигес (первая половина VII в. до н. э.). Он происходил из знатного, но не царского рода и захватил власть в результате дворцового переворота. Гигес был одним из самых могущественных лидийских царей. Он присоединил земли, позволившие ему выйти к важнейшим морским проливам и торговым путям в Причерноморье.

Первая половина VII в. до н. э. — активная завоевательная политика на западе Малой Азии, признание власти Ассирии в борьбе против киммерийцев.

Середина VII в. до н. э. — союз Лидии с Египтом и Вавилоном в борьбе против Ассирии.

Вторая половина VII в. до н. э. — правление Ардиса, который признал власть Ассирии и таким образом смог избавиться от господства киммерийцев.

Конец VII — начало VI в. до н. э. — после гибели Ассирии Лидия попыталась распространить свою власть на восток, что испортило ее отношения с Мидией;

590—585 гг. до н. э. — война между Лидией и Мидией;

29 мая 585 г. до н. э. — битва между лидийским и мидийским войсками, которая закончилась из-за начавшегося солнечного затмения, заключение мира между государствами;

середина VI в. до н. э. — расцвет Лидийского царства в правление Крёза, покорение греческих городов Малой Азии, тесные отношения с Египтом и Вавилоном перед лицом персидской угрозы;

547 г. до н. э. — вторжение персов под предводительством Кира на территорию Лидии, разгром лидийского войска и гибель Лидийского царства.

Мидия. Ираноязычныеплемена мидийцев известны в истории с начала IX века до н. э., когда они переселились из Средней Азии (по другой версии, с Северного Кавказа вокруг Каспийского моря) в Иран. В следующие века мидийцы постепенно ассимилировали неарийские племена гутиев, лулубеев и касситов, с древнейших времен населявших территорию Ирана. В конце IX в. — начале VIII в. до н. э. Мидия была завоёвана ассирийцами, однако около 673 до н. э. мидийцы, которых возглавил Каштарити, восстали и обрели независимость.Вскоре после этого Мидией стала править местная династия, основателем которой был судья Дайукку. Его сын, Фраорт смог захватить Персию, а при его внуке — Увахшатре (греч. Киаксар) — мидийцы завоевали совместно с вавилонянами огромную Ассирийскую державу. При этом Мидии отошла Северная Месопотамия; вслед за тем Увахштра покоряет Урарту и нападает на мелкие царства восточной Малой Азии; после длительной войны он успешно делит с Лидией Анатолию по реке Галис (Кызыл-Ырмак). Таким образом к концу царствования Увахшатры мидийцы оказываются на вершине могущества, владея всем нынешним Ираном, Армянским нагорьем, Северной Месопотамией и востоком Малой Азии.

Столицей Мидии являлся город Экбатаны (ныне Хамадан). Мидийский царь носил титул «Царя царей», что, впрочем, отражало не вселенские притязания (как это стали истолковывать позже), а тот факт, что он изначально был «первым среди равных» вассальных царьков. Сын Увахшатры, Иштувегу (греч. Астиаг), попытался укрепить царскую власть, чем вызвал оппозицию вельмож. Около 550 до н. э. Мидия была завоёвана вассальным персидским царьком Киром II, как говорят предания, при активной помощи недовольных Иштувегу мидийских вельмож. Персы были родственны мидийцам, сам Кир по матери принадлежал к мидийскому царскому роду (он был внуком Иштувегу), и, судя по всему, мятежные мидийские вельможи рассматривали победу персов как дворцовый переворот. Однако их надежды были обмануты: в течение одного поколения мидийцы были оттеснены от всех значительных постов и могли занимать лишь второстепенные должности в мировой державе Ахеменидов, а сама Мидия была превращена в одну из рядовых сатрапий и платила дань персам наряду с прочими покорёнными народами. Впрочем, Экбатаны продолжали считаться одной из столиц персидских (а затем парфянских) царей, где они предпочитали проводить знойные летние месяцы.После смерти Александра Македонского последний сатрап Мидии Атурпатак (Атропат) провозгласил себя царём на севере своей бывшей сатрапии, в районе озера Урмия, основав таким образом государство «Малая Мидия», иначе «Мидия Атропатена», или просто «Атропатена». От слова «Атропатена» возник позже этноним «Азербайджан».

Урарту. Урартские (уруатрийские) племена, родственные хурритам, но обособившиеся от них еще к середине III тыс. до н. э., заселяли бассейн озера Ван.Урарту было типичной военной державой, в годы расцвета существовавшей ради непрерывных походов, целью которых была прежде всего добыча, приобретение данников и захват пленных. Почти вся жизнь Урартского государства протекла в войнах с Ассирией. Урартский царь Верхнеевфратские и верхнетигрские владения+подавили ассирийское сопротивление+ Аргишти I (786–764 гг) добился больших успехов. Затем теряет территорию. Руса 1 расширил урартские владения на северо-востоке, в Закавказье, а затем смог отразить нашествие киммерийцев с севера. При схватке с Саргоном 2 покончил с собой в 714. Переломным рубежом урартской истории стало опустошительное нашествие скифов, врагов киммерийцев и союзников Ассирии (сер. 640-х гг. до н. э.). Ослабевшее Урарту признало себя ассирийским вассалом (643 г. до н. э.). В этом качестве Урарту было втянуто на стороне Ассирии в еще более ослабившую его войну с Вавилонией и Мидией (616–610 гг. до н. э.). Около 610 г. до н. э. Урарту покорилось Мидии, а затем было напрямую аннексировано мидянами около 590 г. до н. э. в ходе лидийско-мидийской войны.

2. Империя Цинь Шихуана. Война между княжествами, период сражающихся царств. Самые сильные - Цинь и Чу. При ване Ин Чжэне (246–210 гг.) Цинь менее чем за десять лет аннексировало все остальные китайские царства. К 221 г. до н. э. он установил единоличное господство на всей территории Внутреннего Китая и вошёл в историю как правитель первого централизованного китайского государства. Реформы:

1) деление на 36 округов, границы между ними не совпадали со старыми границами между царствами, округа делились на уезды;

2) Был сформирован разветвленный государственный аппарат, причем в каждом округе гражданская власть была сосредоточена в руках одного чиновника, а военная – другого, и оба подчинялись непосредственно императору;

3) Государство подчинило строгому административному контролю все стороны жизни людей, у населения отобрали все оружие и перелили его на колокола.

4) Надзор за чиновниками и страной в целом осуществлялся особой службой инспекторов – доверенных лиц императора;

5) По всей стране была унифицирована письменность, денежное обращение (в частности, из него были изъяты все нециньские монеты), единицы меры и веса, введено единое законодательство, выдержанное в обычном легистском циньском духе и отличавшееся непомерной жестокостью наказаний;

6) Смертная казнь и за мелкие проступки. Уничтожались и преследовались все культы, которые могли быть связаны или были связаны с местным сепаратизмом.

Великая Китайская стена и подземная царская гробница. После его смерти восстание, кот положило конец династии.

Билет №16

1. Проблема происхождения хеттов. Древнехеттское царство. Указ Телепину.

Хетты:

1. Древнехеттское царство 1650-1500

2. Среднехеттское 1500-1400

3. Новохеттское 1400-1200

1200 – уничтожены народами моря.

Хетты принадлежат к так называемой анатолийской языковой семье – одной из наиболее древних ветвей индоевропейской общности. На них говорили в Анатолии, но сформировались они не там. От остальных индоевропейцев носители анатолийских языков обособились уже к концу IV тыс. на северных или северо-западных берегах Черного моря. Потом они разделились:

1. часть переселились на запад и юг, на Балканский полуостров и позднее вместе с греческими и родственными им племенами пришла к рубежам Малой Азии с запада,

2. другие оказались далеко на востоке, у Кавказских гор и на Армянском нагорье. В конце III тыс. до н. э. Кавказ и Передняя Азия переживали бурные времена.

Во 2-й половине XXIII в. До н. э. на Армянском нагорье появились загадочные варвары, известные в месопотамских источниках как умман-манда – воинство манда. Пришли из-за Кавказа, обрушились на Мес. где правил Нарамсуэн и ушли на север. Именно они образовали Майкопскую культуру в 23 в. на Кавказе, по возвращению. За умман-манда могли перейти и Кавказский хребет индоевропейцы-анатолийцы и обосноваться на Армянском нагорье. эти «анатолийцы» постепенно расселились в бассейне Галиса - крупнейшей реки Малой Азии. Здесь они появились на исходе III тыс. до н. э. Это и были так называемые хетты.

Древнехеттская держава. Хаттусили I. В 1650 перенёс столицу в Хаттусу. Энергичный, целеустремлённый, пытается подражать Саргону. Цель - контроль над С. Сирией - >раздвинул границы, установленные Лабарной, утвердив хеттское владычество в Юго-Восточной Малой Азии (в горах Тавра) и Сирии. Мурсили I (ок. 1625–1590). Разгромил хурритов Верхней Месопотамии, а в 1595 г. до н. э. совершил поход на отдаленный Вавилон – богатейший центр Передней Азии. Низвергнув династию Хаммурапи, он возвратился домой с огромной добычей. Знать не хочет могущество царской власти - > убит зятем. Смута- > утрачивают земли в С. Сирии. По мере нарастания кризиса знать захватывала все больше власти. Апогеем явился знаменитый декрет царя Телепину (правил ок. 1530–1500 гг. до н. э.),

1. предоставлявший совету знати (тулии) право судить и казнить царей,

2. жесткий порядок престолонаследия, лишавший царя возможности выбирать преемника по своей воле, преимущественное право на наследование - родному сыну царя, хатем родственникам царя по м. линии, на крайний случай - зятю.

3. без согласия тулии царь не мог казнить ее членов и ни при каких обстоятельствах не имел права конфискации их имущества.

Через полвека, около 1450 г. до н. э., удачливый сановник хурритского происхождения захватил трон и основал новую хеттскую династию. Время ее правления – так называемый Новохеттский период.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: