В. Ф. Клоповский (в светлой рубашке и в очках) в театральном коллективе.




Дружил он и с редакцией городской газеты «Знамя Ленина». Сотрудничал с ней. Рассказывал, что при редакции всегда был городской центр творческих людей.

25 февраля 1957 г. Встреча членов литобъединения с поэтом Яковом Шведовым (в середине) в редакции газеты "Ленинская искра"

В первом ряду слева - поэт Олег Чухонцев, крайний справа Дмитрий Саввич Малышев, руководитель ЛИТО.
Во втором ряду, третий слева Виктор Ф. Клоповский, седьмой Копылов, крайний справа Анатолий Денисов (
архив Виктора Ситнова)

И вот туда-то однажды Виктор Фёдорович повёл меня, восьмиклассницу. Сам, по своей инициативе. Решил, наверное, поднять мою творческую планку выше удачных школьных сочинений. Помню, как шли мы с ним вечером по улице Кирова вдоль парка. Он ободрял меня, рассказывал, какие простые ребята в редакции, и как шутливо они приветствуют друг друга: «Ну, какие у нас новостЯ?»

Литературным объединением тогда руководил Александр Анисенков (1932-2015). Высокий, красивый, с необычными светлыми ресницами, которые придавали его облику мягкость. Очень скромный и располагающий к общению молодой работник газеты. Поэт Саша. Мне казалось – бог. К нему-то на занятие я и попала сразу. Села в дальнем уголочке. Слушала, как читали и разбирали произведения взрослых местных авторов. Я до такой критики явно не доросла и, сначала перепугавшись, в итоге даже заскучала. А из реплик на перекуре лучше всего запомнила, что Сашиной дочке Леночке всего годика три, а она уже придумала стихотворные строчки, чем восхитила папу. И меня.

Я, было, совсем растерялась от своего несоответствия талантам, посещать занятия раздумала. Однако Александр Анисенков проявил ко мне профессиональный интерес, не отпустил равнодушно. Кто знает, что его вело? То, что я - протеже Клоповского? Или забота о расширении своего авторского актива? Попросил меня писать в газету о том, что происходит в школе. Я стушевалась, но …почему бы и нет? Стала писать на близкие темы. На газетной полосе даже ребячьим делам место находилось! Конечно, Анисенков доводил моё сообщение до ума, учил и подправлял, но ни один труд мой не пропадал, что было лестно. Информации появлялись за подписью «ученица» или даже «внештатный корреспондент». Авторитет мой среди сверстников рос. Иногда в номер шла не одна заметка, а две. Подписывать одной и той же фамилией было нельзя, и Анисенков предложил мне придумать псевдоним. Красивое, элитное какое слово! Пока я, задрав нос, думала над литературным именем, газета вышла. И мою заметку подписали М. Узорова. Обиделась я тогда на Сашу. Я что, дамское рукоделие поставляю? Был такой пренебрежительный термин в отношении женских произведений. Что за Узорова?! Но сама ничего умного не придумала, и на обаятельного Сашу долго злиться не приходилось. Дела надо делать. Сочинять заметки. Впрочем, и Узорова из обихода исчезла, едва появившись. Учёл Саша моё недовольство.

В летние каникулы познакомилась я с известным писателем Владимиром Солоухиным. Отдыхала летом по соседству с его родной деревней Алепино во Владимирской области. Вот и зашли к нему с другом в гости. Принял запросто. Посмотрели дом. Побеседовали. Он больше иконами интересовался, покупал их. Впечатлённая визитом (была у писателя!) и простотой его быта, сделала записи и поделилась ими с газетчиками (кажется, в редакции уже сотрудничал Володя Овецкий, выпускник нашей школы из предыдущего выпуска). Они опубликовали без правок большой очерк. Уже не на школьную тему.

Шаг за шагом, и Александр Анисенков помог мне поверить в себя. Определить путь в жизни и действовать в соответствии с ним. Если дело по душе, твоё, всё идёт легко и, на первый взгляд, просто.

К моменту окончания школы у меня получилось заработать обязательный тогда для поступления на факультет журналистики МГУ двухгодичный производственный стаж (школа посодействовала). И самое главное – удалось собрать пакет творческих материалов на конкурс абитуриентов. Все из нашей редакции. Здесь же дали мне характеристику - рекомендацию.

 

Журналисты Анисенковы, Александр и Галина.
Редакция газеты «Знамя Ленина», 1963 год

 

Конечно, основную роль во всём этом сыграл Александр Андреевич Анисенков. Мой газетный наставник. Помнил ли он об этом? Не ведаю. Разговора никогда не было.

Но знались и дружили мы всю жизнь. Имена наши даже оказались в одном мемориальном литературном сборнике «4К шестидесятых» Виктора Ситнова. С откликами на творчество павловопосадских поэтов.

Одно время мы очень часто встречались в московской электричке. Он работал в отраслевой газете «Водный транспорт». В вагоне всегда писал. Но общался с желанием. Доверительно показывал иной раз свежий стих или вынимал из дипломата журнал, кажется, «Человек и природа» со своей опубликованной зарисовкой, стихом или рассказом.

Как они мне нравились, добрые, человеческие! Неожиданно степенные в контрасте с общим камертоном производственного марша строителей коммунизма. Художник слова! И мой крёстный отец в журналистике. Дорожила этим и всегда помнила.

Моих наставников уже нет на Земле, а их добро теплится в моём сердце. Надеюсь, я сохраню его своим повествованием. И мой рассказ ещё чуть-чуть приоткроет завесу ушедших достойных жизней. Во благо будущего.

 

.


Заметка в газете «Знамя Ленина»

В. Маслова, член Союза журналистов Москвы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: