ГЛАВА 2.ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННЫХ ЭКСПЕРТИЗ И ИССЛЕДОВАНИЙ




1. Основные положения таможенных экспертиз и исследований

Назначение таможенной экспертизы в ТК ЕАЭС рассматривается как мера таможенного администрирования, в частности, обеспечивающая проведение таможенного контроля (ст. 338), т.е. как мера административного воздействия. Однако в ст. 388 таможенной экспертизе дано технократическое определение, в частности, «таможенная экспертиза» - исследования и испытания, проводимые таможенными экспертами (экспертами) с использованием специальных и (или) научных знаний для решения задач, возложенных на таможенные органы». Получается, что определение таможенной экспертизы не имеет юридических свойств и представляет собой исследовательскую операцию[9].

Экспертная деятельность как юридически значимая деятельность включает в себя экспертную деятельность в таможенных целях, в рамках которой осуществляется деятельность как лиц, назначающих таможенные экспертизы, так и таможенных экспертов (экспертов).

В соответствии с действующим законодательством при проведении таможенного контроля при необходимости могут быть привлечены специалисты, обладающие специальными знаниями и навыками. Также это возможно при применении технических средств таможенного контроля[10].

Приведем пример из судебной практики, в котором по результатам таможенной экспертизы доказано, что обозначения, нанесенные на задекларированный обществом товар, являются сходными до степени смешения с товарными знаками компании, которая не давала своего согласия обществу на использование принадлежащих ей товарных знаков.

«Как следует из материалов дела и установлено судами, 13.07.2018 в зону таможенного контроля (склад временного хранения публичного акционерного общества «ТрансКонтейнер», расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Актюбинская, д. 17М, 11 м юго-восточнее от здания) по транзитной декларации № 10702020/210618/0003354 в адрес общества в рамках внешнеторгового контракта от 28.02.2017 № ГР 2017-01, заключенного между обществом и иностранным лицом «FUZHOU TERA FU№D PLASTIC PRODUCTS CO., LTD» (Китай), по коносаменту от 08.06.2018 № MILVLV581589665 и инвойсу от 23.03.2018 № Т189А718 поступили товары: «электромобиль детский на р/у для катания детей старше 3-х лет», в количестве 167 мест, весом брутто 4560 кг.

Обществом 11.07.2018 на Дзержинский таможенный пост Нижегородской таможни в электронной форме подана предварительная таможенная декларация с заявлением таможенной процедуры «выпуск для внутреннего потребления» в отношении товаров, ввезенных в адрес общества по транзитной декларации № 10702020/210618/0003354; декларации от 11.07.2018 присвоен регистрационный номер № 10408040/110718/0026935.

Судами установлено, что указанные товары представляют собой электротехнические устройства из пластмассы, металла и резины, предназначенные для игровых целей, а именно - электрический самокат, декорированный под легковой автомобиль известного производителя популярной марки, предназначенный для перемещения одного ребенка в возрасте от 3 лет и весом до 30 кг на посадочном месте с максимальной скоростью 7 км/ч в пределах игровых площадок, парковых территорий, жилых зон и пр., кроме дорог общего пользования.

В ходе проведения таможенного контроля 11.07.2018 по декларации на товары № 10408040/110718/0026935 обществу был направлен запрос на представление электронных документов. В ответ на этот запрос обществом были представлены товаросопроводительные, коммерческие и технические документы, в числе которых имелось техническое описание электромобилей, подготовленное генеральным директором общества Дряниным А.Н.

Решением № 10408040/260718/ДВ/000061 назначена таможенная экспертиза, проведение которой было поручено ЦЭКТУ.

В результате экспертизы также установлено, что товар (игрушка «электромобиль детский на р/у для катания детей старше 3-х лет») является однородным тем товарам, в отношении которых, в числе прочего, зарегистрированы товарные знаки по международным регистрациям № 1349846, № 1374844, № 1363428, № 1356118.

Как усматривается из обжалуемых судебных актов, по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств в их совокупности судами установлено, что правообладатель не давал своего согласия обществу на использование принадлежащих ему товарных знаков.

Как установлено судами, действия по составлению акта отбора проб и образцов, а также по назначению таможенной экспертизы выполнены в рамках таможенного контроля до возбуждения дела об административном правонарушении»[11].

По необходимости при проведении таможенной экспертизы привлекают специалиста.

Привлечение лица в качестве специалиста при проведении таможенного контроля осуществляется на договорной основе.

Специалист имеет право:

1) знакомиться с материалами, связанными с осуществлением действий, в которых он принимает участие;

2) знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.

Специалист обязан:

1) участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний и навыков, либо совершать такие действия, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

2) удостоверить своей подписью факт совершения действий, их содержание и результаты.

Специалист не должен разглашать, использовать в иных целях, передавать третьим лицам полученную им информацию, составляющую коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, а также иную конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств-членов.

Расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, возмещаются за счет средств лица, в отношении деятельности и (или) товаров которого проводится таможенный контроль, если в ходе проведения таможенного контроля выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании. В иных случаях оплата таких услуг осуществляется за счет средств бюджета государства-члена, таможенным органом которого проводился таможенный контроль[12].

Продуктом деятельности таможенного эксперта является таможенный документ, технический по своей сути, а не административный акт, который можно оспорить. Этот документ является юридически значимым документом и содержит описание юридических, исследовательских и организационных операций, а также ссылки на порядки и методики, в соответствии с которыми были выполнены эти действия. Кроме того, в нем представлены полученные результаты, в т.ч. выводы, в виде ответов на все заданные вопросы.

Уполномоченным таможенным органом проводятся товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая, химическая и иные виды экспертиз, в выполнении которых возникает необходимость. Решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы принимается уполномоченным должностным лицом таможенного органа и оформляется в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. К решению таможенного органа о назначении таможенной экспертизы прилагаются пробы и (или) образцы товаров, изъятые документы и (или) средства идентификации, иные материалы и документы, необходимые для проведения таможенной экспертизы.

Таможенная экспертиза проводится в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня принятия экспертом материалов и документов (п. 1 ст. 390 ТК ЕАЭС). Порядок проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля установлен Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля».

Результаты проведения таможенной экспертизы оформляются заключением эксперта, которое направляется таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу (п. п. 1 и 4 ст. 391 ТК ЕАЭС).

В случае несогласия декларанта с результатами таможенной экспертизы таможенным органом может быть назначена повторная таможенная экспертиза.

Приведем пример, в котором в требовании о признании незаконным отказа в назначении повторной экспертизы, о признании незаконными действий по завершению проверки и направлению акта для принятия решения об изменении декларации на товары, было отказано, так как недостоверность заключения эксперта и применение недействующей методики исследования не доказаны; незаконность действий таможни по направлению акта и принятию решения не подтверждена.

«Как установлено судами, Магаданской таможней по результатам рассмотрения ходатайства заявителя с привлечением специалистов ЭКС - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Владивосток было отказано в его удовлетворении, о чем общество в установленном порядке проинформировано. При этом в письме таможенного органа от 23.04.2018 № 02-20/2596 отражены причины отказа в удовлетворении ходатайства, что согласуется с положениями статьи 395 ТК ЕАЭС.

Поскольку при осуществлении экспертизы таможенным экспертом применялись помимо Методических рекомендаций, иная литература, в том числе ГОСТ Р 51293-99 «Идентификация продукции. Общие положения»; учебные пособия; периодические печатные издания, содержащие информацию по товарам и ценам; данные, содержащиеся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», притом что такая методика одобрена решением Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза от 12.12.2017 № 25/12, судебные инстанции обоснованно признали несостоятельной ссылку общества на отмену иных Методических рекомендаций в судебном порядке.

Проанализировав содержание экспертного заключения Союза «Приморская Торгово-промышленная палата» от 26.05.2016 № 0201500040, представленного обществом в обоснование ходатайства о проведении повторной таможенной экспертизы, суды установили, что в распоряжении оценщика при проведении экспертизы по определению рыночной стоимости судна «Стелла Карина» отсутствовали сведения, не представлялись соответствующие документы о фактических обстоятельствах эксплуатации/ремонта/модернизации судна с момента его приобретения (2009 год) до момента ввоза на территорию Российской Федерации (2016 год), которые, в свою очередь, являлись предметом исследования в ходе экспертизы, проведенной таможенным органом.

Учитывая, указанное обстоятельство, а также тот факт, что рецензия специалиста Экспертно-консультационного комитета Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» регионального отделения «Приморское» от 04.04.2018 на заключение таможенного эксперта от 16.03.2018 № 12410020/0004744 не является экспертной оценкой отчета об оценке на предмет соответствия положениям Закона № 135-ФЗ и стандартам оценки, проведенной в порядке, предусмотренном статьей 17.1 данного Закона, суды пришли к верному выводу об отсутствии доказательств недостоверности заключения таможенного эксперта от 16.03.2018 № 12410020/0004744.

Определение в законе обязанностей таможенного эксперта и его ответственности направлены на обеспечение достоверности и объективности заключения эксперта как одного из источников доказательств с учетом того, что оно формируется лицом, обладающим специальными познаниями, уровень профессиональной подготовки которого, применяемые им методы исследования и изготовления текста заключения в письменном виде должны исключать возможность искажения результатов экспертных исследований.

Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями, что соответственно предполагает независимость в выборе методов, средств и методик экспертного исследования, необходимых, с его точки зрения, для выяснения поставленных вопросов и решения экспертных задач.

Так, заключение эксперта от 16.03.2018 № 12410020/0004744 содержит все необходимые реквизиты, в том числе: отметку о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; основания для проведения экспертизы; вопросы, поставленные перед экспертом; данные о нормативном обосновании и методологии проводимого исследования; содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований; обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам, что соответствует требованиям статьи 391 ТК ЕАЭС. Экспертиза проведена экспертом Гончаренко П.С., имеющим соответствующие образование, квалификацию и стаж в области экспертных исследований.

Принимая во внимание, что заключение таможенного эксперта содержит достаточные и обоснованные выводы в отношении исследуемого товара, является мотивированным и достоверным, соответствует требованиям статьи 391 ТК ЕАЭС, суды правомерно признали отказ таможенного органа в проведении повторной таможенной экспертизы не противоречащим положениям статьи 395 ТК ЕАЭС»[13].

Таким образом, в случае, если про проведении таможенного контроля таможенный орган выявит, что необходимы специальные знания, то проводят таможенную экспертизу. Таможенный орган уведомляет декларанта о назначении таможенной экспертизы путем вручения ему копии решения о назначении таможенной экспертизы.

 

 

2.Перспективы развития таможенных экспертиз и исследований

О перспективах развития экспертизы в таможенных целях можно судить по докладам, сделанным на Международном таможенном форуме - 2018, который прошел 24 - 25 октября в Центре международной торговли.

Практически все докладчики отметили важность и значимость применения современных технических средств для цифровой трансформации таможенной деятельности.

Рассмотрим основные тенденции развития Федеральной таможенной службы России (ФТС РФ) и направления развития экспертно-криминалистической службы ФТС РФ.

Указ Президента Российской Федерации[14] установил экономическую стратегию страны на ближайшие годы, которая подразумевает переустройство таможенного администрирования.

Нужно отметить, что переход на электронные таможни уже намечался в развитии таможенных отношений. И пилотный проект уже внедрен. Для полной реализации цифровой трансформации планируется разработка Стратегии развития таможенной службы России до 2030 г.

Уже сейчас можно говорить о том, что цифровые технические и технологические нововведения таможенной службы на практике станут инструментом упрощения и убыстрения таможенного администрирования, поддержки свободному перемещению грузов через таможенную границу и убыстрению совершения таможенных операций при сохранении высокого уровня действенности таможенного контроля в целях предотвращения возможных правонарушений.

Безусловно, что целях полного пресечения черного и понижения серого товарооборота товарные и финансовые потоки, пересекающие таможенную границу, должны подвергаться прослеживанию. Основывающиеся на системах информационных технологий и информационных ресурсов, цифровые технологии, электронные таможни должны существенно усилить скорость реализацию таможенного контроля.

Примером реализации такой задачи можно рассматривать презентацию совместного проекта TradeLe№s фирм IBM и MAERSK. Эта система представляет собой открытую и нейтральную платформу цепочек поставок, созданную с использованием технологии блокчейн, которая обеспечивает большую гибкость и отклик на обратную связь отрасли.

Представитель этого проекта №. Kouwe№hove№ заявил, что разработка представляет собой платформу для коммуникации и документооборота, адаптируемую под потребности экосистемы и каждого из ее участников - грузоотправителей и грузополучателей, органов власти, наземных авто- и ж/д перевозчиков, морских линий, портов и терминалов, представителей экспедиторского сообщества и т.д.[15]

В России также рассматриваются варианты использования технологии распределенных реестров, называемых блокчейном, для таможенных целей.

Между тем нужно учитывать, что подобное внедрение новых цифровых технологий требует переподготовки кадров, а также переобучения преподавателей и набора новых, способных преподавать дисциплины, связанные с цифровой трансформацией.

Также подобное внедрение подразумевает цифровизацию деятельности должностных лиц Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС РФ (ЦЭКТУ), выступающих в юридической роли таможенных экспертов или судебных экспертов.

Заключения экспертов после их завершения будут не только поступать в распределенную базу данных, но и становиться доступными всем лицам, имеющим права доступа к этой системе. Такая информационная система также может позволить размещать в ней методические указания (методики) по отбору выборки и взятию проб/образцов товаров в таможенных целях.

Очевидно, что необходима разработка документа, который будет базироваться на результатах, достигнутых ЦЭКТУ ФТС РФ в соответствии с Концепцией экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации на период до 2020 г., в том числе на Стратегии развития таможенной службы России до 2030 г.

Также должны будут измениться порядок изъятия, форма, формат и структура акта об изъятии для проведения таможенной экспертизы таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов и товаров, так как теперь все будет осуществляться в виде электронного документа.

Федеральный закон «О таможенном регулировании...»[16] установил, что «форма заключения таможенного эксперта (эксперта), формат и структура заключения таможенного эксперта в виде электронного документа, порядок заполнения заключения таможенного эксперта (эксперта) определяются» ФТС РФ. Это подразумевает переход деятельности ЦЭКТУ ФТС РФ на электронно-цифровую платформу.

Благодаря обратной связи, известно, что для таможенников судебная экспертиза товаров важнее таможенной экспертизы, поэтому необходимо будет принять порядок назначения судебных экспертиз товаров в таможенных целях, который сейчас отсутствует, что также усложняет осуществление процессуальных действий правоохранительными подразделениями.

Также имеются некоторые недостатки, существующие как в ТК ЕАЭС, так и в Федеральном законе «О таможенном регулировании...», поэтому существует необходимость уточнения некоторых положений в решениях Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и ведомственных нормативных правовых актах Минфина России и ФТС России.

В частности, на панельной секции «Новое таможенное законодательство: первые итоги и дальнейшие перспективы» поднимались вопросы о перспективах принятия решений ЕЭК, направленных на реализацию положений ТК ЕАЭС, а также вопросы, не вошедшие в ТК ЕАЭС, над которыми в настоящее время работает ЕЭК.

Действительно, хотя имеется Порядок отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы, Порядок приостановления срока проведения таможенной экспертизы, утвержденный Приказом ФТС РФ от 20 ноября 2014 г. № 2264[17], но нет порядка назначения таможенных экспертиз, который бы более четко регламентировал положения таможенного законодательства, на основе которых применяется сложный наукоемкий инструмент таможенной экспертизы.

В этот же Приказ необходимо включить порядок продления срока проведения таможенной экспертизы и порядок приостановления срока проведения таможенной экспертизы.

Другие негативные примеры показывают, что должностные лица таможенных органов, уполномоченные назначать таможенные экспертизы, совершают при этом юридические и технические ошибки, что приводит к проблемным ситуациям в дальнейшем.

Хотя в последнее время поток должностных лиц, осуществляющих досмотр и отбор проб/образцов товаров, а также уполномоченных назначать таможенную экспертизу, на переподготовку в РТА увеличился, отсутствие такого порядка будет негативно сказываться на практической деятельности этих лиц.

Также необходимо отметить, что в РТА имеются планы резко сократить количество групп студентов факультета таможенного дела, которых будут учить дисциплине «Экспертиза в таможенных целях», что несомненно ухудшит подготовку выпускников по применению сложного наукоемкого инструмента таможенной экспертизы и судебной экспертизы. Печальный опыт освоения этого инструмента способом проб и ошибок сейчас можно наблюдать.

Следующая проблема касается правового института таможенной экспертизы, который регулирует применение юридического инструмента таможенной экспертизы товаров. Особенно эта проблема обострится с учетом цифровой трансформации взаимодействия таможен и ЦЭКТУ, так как это потребует формализации такого взаимодействия.

В свою очередь, важно отметить необходимость существенной доработки методического обеспечения таможенных операций по отбору проб/образцов товаров. Новые товары непрерывно появляются в товарных потоках, а методики по отбору проб/образцов таких товаров отсутствуют. Вдобавок декларанты, имеющие право отбирать пробы/образцы товаров в таможенных целях, жалуются, что таможенники не предоставляют им такие методики. Несомненно, они должны находиться в базе данных таможенных органов.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с законодательством таможенный контроль представляет собой совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

Основной целью таможенного контроля является определение с помощью разнообразного рода проверок соответствия проводимых участниками таможенно-правовых отношений операций и действий в сфере таможенного дела требованиям норм таможенного законодательства, а также выявление, пресечение и предупреждение совершения нарушений в данной области правового регулирования.

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.

В настоящее время существует 7 форм таможенного контроля. Под формами таможенного контроля в общем виде понимают совокупность приемов и способов осуществления таможенными органами и их должностными лицами своих функций в целях определения соответствия проводимых участниками таможенно-правовых отношений операций и действий в сфере таможенного дела требованиям норм таможенного законодательства, а также выявления, пресечения и предупреждения совершения нарушений в данной области правового регулирования.

Очевидно, что цифровые технические и технологические нововведения таможенной службы на практике станут инструментом упрощения и убыстрения таможенного администрирования, поддержки свободному перемещению грузов через таможенную границу и убыстрению совершения таможенных операций при сохранении высокого уровня действенности таможенного контроля в целях предотвращения возможных правонарушений.

Вообще развитие взаимодействия таможенных органов, уполномоченных назначать экспертизы, с экспертно-криминалистической службой ФТС РФ и заинтересованными лицами, в частности уполномоченными экономическими операторами, будет направлено на решение задач цифровой трансформации этого взаимодействия в части применения юридического инструмента таможенной экспертизы и судебной экспертизы, которая потребует более четкого регулирования и регламентирования таможенных процедур назначения экспертиз, отбора выборки и взятия проб/образцов товаров в таможенных целях и использования заключений таможенных экспертов и заключений судебных экспертов.

Для реализации этих задач ЦЭКТУ ФТС РФ также придется принять участие в цифровой трансформации организации деятельности таможенных и судебных экспертов, выполнения исследовательских операций в рамках таких экспертиз в соответствии с установленными методиками и прослеживаемости результативности заключений таможенных и судебных экспертов.

Можно уверять, что в самой ближайшей перспективе прослеживаемость таможенных операций в рамках таможенных процедур выступит основным элементом в цифровых технологиях распределенных реестров ФТС РФ.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: