Изменение величины спроса (предложения) связана с изменением цены - на графике происходит перемещение по графику (из точки D1 в точку D2 на графике спроса).
Изменение спроса (предложения) связано с неценовыми факторами и на графике отображается в перемещении всей линии спроса (предложения).
Механизм цен – формирование и изменение рыночной цены в результате согласования интересов участников рынка, свободно принимающих экономические решения.
Если предложение превышает спрос - может возникнуть избыток товаров и кризис перепроизводства; если спрос превышает предложение - возникает дефицит.
Конкуренция
Одним из элементов рыночного механизма саморегулирования является конкуренция.
Типы рыночной конкуренции:
1) Совершенная конкуренция - рынок, на котором действует множество продавцов с однородным товаром, а цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения.
2) Олигополия (oligos - несколько, poleo - продаю) - рынок, на котором господствуют несколько (обычно 3-5) крупных фирм. Олигополия - конкуренция между немногими фирмами, которые часто стремятся к сговору.
3) Монополистическая конкуренция - рынок с большим количеством продавцов, предлагающих схожие, но неидентичные товары.
4) Монополия - рынок контролирует один производитель, устанавливая монопольную цену и барьеры для входа на рынок других производителей. Монополия может быть установлена фирмой, производящей уникальный товар, имеющей уникальную технологию.
5) Монопсония - монополистом является продавец, а не покупатель (например, единственным покупателем может быть государство, если речь идёт об оружии, космическом корабле)
Виды монополии:
1. Естественная - отрасль, в которой производство товаров (услуг) сосредоточено в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин. В данном случае одна фирма может производить товар с меньшими издержками, чем несколько фирм, это выгодно обществу, поэтому поддерживается государством.
2. Искусственная - представляют собой объединения нескольких предприятии, создаваемых ради получения монополистических выгод. Основными формами искусственных монополий являются картель, синдикат, трест и концерн.[1]Чаще всего вредны для экономики, государство борется с ними (антимонопольное законодательство, служба).
Сравнительная таблица типов рыночной конкуренции
Линия сравнения | Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | ||
Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | ||
Число фирм | Очень много | Много | Несколько | Одна |
Размер фирм | Маленький | Маленький или средний | Большой | Чаще большой |
Тип товара | Однородные изделии | Схожие, но не одинаковые товары, существует патенты и бренды | Может быть, как одинаковый, так и отличный | Часто уникальный товар, не имеющий заменителей |
Контроль над ценой | Отсутствует | Некоторый, но в узких рамках | Ограничен во взаимодействии, значителен при сговоре | Значительный, установление монопольной цены |
Условия вхождения в отрасль | Нет барьеров, легкий вход | Сравнительно легкий вход | Существуют барьеры для входа в отрасль | Высокие барьеры, возможность входа отсутствует |
Доступ к информации | Свободный | Свободный | Ограничен | Блокирован |
Пример отраслей | Сельское хозяйство | Розничная торговля, одежда, обувь, косметика | Производство автомобилей, авиаперевозки | Электроэнергетика, железная дорога |
Государство проводит политику защиты конкурентного рынка и антимонопольное регулирование.
Методы антимонопольного регулирования:
· юридическая ответственность фирм и их руководителей за попытки монополизации рынка;
· предельное упрощение процедуры создания новых фирм;
· снятие барьеров экспорта/импорта;
· принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько независимых фирм;
· контроль государства за слиянием фирм (вплоть до необходимости государственного разрешения на слияние);
· введение государственного контроля над ценами (в естественных монополиях);
· наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации, когда одно и то же количество одинакового товара продается разным участникам рынка по неодинаковым ценам) и др.
Использованная литература
1. Учебник Боголюбова. Базовый уровень. 11 класс. Параграф 4;
2. Учебник Воронцова. Базовый уровень. 11 класс. Параграфы 3-4;
3. Справочник Баранова. Тема 2.4;
4. Учебник Клименко. Раздел 5. Тема 9;
5. Котова, Лискова. Я сдам ЕГЭ! «Конкуренция и её виды»;
6. Автономов. Экономика. 10-11 класс. Базовый курс.
[1] см. более подробно - учебник Клименко. Раздел 5. Тема 9