величины спроса (предложения)?




Изменение величины спроса (предложения) связана с изменением цены - на графике происходит перемещение по графику (из точки D1 в точку D2 на графике спроса).

Изменение спроса (предложения) связано с неценовыми факторами и на графике отображается в перемещении всей линии спроса (предложения).

Механизм цен – формирование и изменение рыночной цены в результате согласования интересов участников рынка, свободно принимающих экономические решения.

Если предложение превышает спрос - может возникнуть избыток товаров и кризис перепроизводства; если спрос превышает предложение - возникает дефицит.


Конкуренция

Одним из элементов рыночного механизма саморегулирования является конкуренция.

Типы рыночной конкуренции:

1) Совершенная конкуренция - рынок, на котором действует множество продавцов с однородным товаром, а цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения.

2) Олигополия (oligos - несколько, poleo - продаю) - рынок, на котором господствуют несколько (обычно 3-5) крупных фирм. Олигополия - конкуренция между немногими фирмами, которые часто стремятся к сговору.

3) Монополистическая конкуренция - рынок с большим количеством продавцов, предлагающих схожие, но неидентичные товары.

4) Монополия - рынок контролирует один производитель, устанавливая монопольную цену и барьеры для входа на рынок других производителей. Монополия может быть установлена фирмой, производящей уникальный товар, имеющей уникальную технологию.

5) Монопсония - монополистом является продавец, а не покупатель (например, единственным покупателем может быть государство, если речь идёт об оружии, космическом корабле)

Виды монополии:

1. Естественная - отрасль, в которой производство товаров (услуг) сосредоточено в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин. В данном случае одна фирма может производить товар с меньшими издержками, чем несколько фирм, это выгодно обществу, поэтому поддерживается государством.

2. Искусственная - представляют собой объединения нескольких предприятии, создаваемых ради получения монополистических выгод. Основными формами искусственных монополий являются картель, синдикат, трест и концерн.[1]Чаще всего вредны для экономики, государство борется с ними (антимонопольное законодательство, служба).

Сравнительная таблица типов рыночной конкуренции

Линия сравнения Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень много Много Несколько Одна
Размер фирм Маленький Маленький или средний Большой Чаще большой
Тип товара Однородные изделии Схожие, но не одинаковые товары, существует патенты и бренды Может быть, как одинаковый, так и отличный Часто уникальный товар, не имеющий заменителей
Контроль над ценой Отсутствует Некоторый, но в узких рамках Ограничен во взаимодействии, значителен при сговоре Значительный, установление монопольной цены
Условия вхождения в отрасль Нет барьеров, легкий вход Сравнительно легкий вход Существуют барьеры для входа в отрасль Высокие барьеры, возможность входа отсутствует
Доступ к информации Свободный Свободный Ограничен Блокирован
Пример отраслей Сельское хозяйство Розничная торговля, одежда, обувь, косметика Производство автомобилей, авиаперевозки Электроэнергетика, железная дорога

 

Государство проводит политику защиты конкурентного рынка и антимонопольное регулирование.

Методы антимонопольного регулирования:

· юридическая ответственность фирм и их руководителей за попытки монополизации рынка;

· предельное упрощение процедуры создания новых фирм;

· снятие барьеров экспорта/импорта;

· принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько независимых фирм;

· контроль государства за слиянием фирм (вплоть до необходимости государственного разрешения на слияние);

· введение государственного контроля над ценами (в естественных монополиях);

· наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации, когда одно и то же количество одинакового товара продается разным участникам рынка по неодинаковым ценам) и др.

Использованная литература

1. Учебник Боголюбова. Базовый уровень. 11 класс. Параграф 4;

2. Учебник Воронцова. Базовый уровень. 11 класс. Параграфы 3-4;

3. Справочник Баранова. Тема 2.4;

4. Учебник Клименко. Раздел 5. Тема 9;

5. Котова, Лискова. Я сдам ЕГЭ! «Конкуренция и её виды»;

6. Автономов. Экономика. 10-11 класс. Базовый курс.


[1] см. более подробно - учебник Клименко. Раздел 5. Тема 9



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: