ПУНКТАЦИОННЫЙ И СИНТАКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ




Си́нтаксис — раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.

Пунктуа́ция (ср.-век. лат. punctuatio — от лат. punctum — точка) — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи.

Синтаксис. Пунктуация

1.Словосочетание

2.Предложение. Виды предложений по цели высказывания

3.Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

4.Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения

5.Дополнение

6.Определение

7.Обстоятельство

8.Предложения с однородными членами 9.Предложения с обращениями

10.Синтаксический разбор простого предложения

11.Сложное предложение

Подлежащее

Подлежащее – это главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком (действия, состояния, свойства. Подлежащее может быть выражено именительным падежом имени, местоимением, инфинитивом. Отвечает на вопрос кто? что? Завод работает. Я занимаюсь. Кто-то поёт. Семеро одного не ждут. Курить вредно.

Сказуемое

Сказуемое – это главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего. Сказуемое выражается глаголом, инфинитивом, существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием, словосочетанием. Отвечает на вопросы что делает (делал, будет делать)? какой?: Он читает. Жить – значит бороться. Сестра врач. Сын высокого роста. Погода тёплая. Она теплее, чем вчера. Эта книга твоя. Этот урок третий. Учиться интересно.

Определение

Определение – это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? который? Большие деревья растут возле отцовского домика.

Дополнение

Дополнение – это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?). Выражается существительными, местоимениями в косвенных падежах или именными словосочетаниями: Отец развивал в нём интерес к спорту. Мать послала брата с сестрой за хлебом.

Обстоятельство

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, выражающий характеристику действия, состояния, свойства и отвечающий на вопросы как? каким образом? где? куда? откуда? почему? зачем? и т. п. Выражается наречиями, существительными в косвенных падежах, деепричастиями, инфинитивом, фразеологизмами: Вдали громко стучал дятел. Песня звучит всё тише. Она говорила улыбаясь. Он выехал из Москвы в Киев. Нельзя работать спустя рукава.

Однородные члены предложения

Однородные члены предложения – это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т.е. являющиеся одними и теми же членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), отвечающие на один и тот же вопрос и произносящиеся с интонацией перечисления: Всю дорогу ни он, ни я не разговаривали. Мы пели и плясали. Весёлый, радостный, счастливый смех огласил комнату.

Синтаксический разбор предложения.

План разбора:

· Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

· Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

· Сложное.

· Союзное.

· Сложносочинённое.

· Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях).

· Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения).

· Схема предложения.

Образец разбора:

Была зима, но все последние дни стояла оттепель. (И.Бунин).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но.)

 

Пунктуационный разбор

Разбор простого предложения состоит из следующих действий:

1.Пронумеровать знаки препинания.

2.Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (вопросительное,...)

3.Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из проделанной работы, можно заключить, что учащийся 5 класса научился:

Употреблять правила русского языка в устной и письменной речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: