1. Экономическая наука изучает:
1) экономические (производственные) отношения;
2) правовые отношения;
3) дружественные связи между странами;
4) исторические события.
2. Объектом исследования в экономике является поведение человека:
1) естественного;
2) экономического;
3) политического;
4) руководствующегося этическими ценностями.
3. Какие положения имеют отношение к предмету экономической теории:
1) экономическое благо;
2) минимизация удовлетворения потребностей;
3) неограниченность ресурсов;
4) эффективное использование ресурсов.
4. Экономический закон отражает:
1) содержание абстрактных категорий;
2) переходные состояния экономических отношений;
3) обобщенное толкование экономического явления;
4) устойчивые, повторяющиеся, объективные, функциональные связи и взаимозависимости в экономических явлениях.
5. Экономические категории представляют собой:
1) обобщения, раскрывающие суть экономического явления;
2) единичные случаи проявления тех или иных событий;
3) доказательство наличия или отсутствия тех или иных явлений;
4) научные абстракции, выражающие объективно существующие экономические отношения.
6. На стадии перехода к постиндустриальному обществу находятся:
1) развитые в экономическом отношении страны;
2) развивающиеся;
3) социалистические;
4) доиндустриальные.
7. Экономическая наука пригодна для изучения:
1) капиталистической системы хозяйствования;
2) всех экономических систем;
3) экономических отношений, свойственных социализму;
4) смешанной экономики.
8. Какой тип экономических систем, характерен для стран с развитой рыночной экономикой:
1) традиционный;
2) чисто рыночный;
3) командно-административный;
4) смешанный.
9. Для рыночной экономики свойственно:
1) ограниченное вмешательство государства;
2) абсолютное государственное регулирование;
3) полное невмешательство государства в экономику;
3) смешанное воздействие.
10. Для смешанной экономической системы характерно преобладание:
1) общественной собственности;
2) смешанной формы собственности;
3) частной собственности;
4) многообразие форм и типов собственности.
11. Макроэкономика изучает экономику на уровне:
1) национального хозяйства;
2) региона;
3) фирмы;
4) мирового хозяйства.
12. Микроэкономика изучает экономику на уровне:
1) отдельного субъекта;
2) государства;
3) региона;
4) иностранных государств.
13. Что не относится к экономическим благам:
1) ужин в ресторане;
2) автомобиль;
3) воздух;
4) костюм.
14. Что является общественным благом:
1) поход в кинотеатр;
2) уличное освещение;
3) охрана правопорядка;
4) отдых в аквапарке.
15. К вторичным потребностям человека относятся потребности в:
1) еде;
2) одежде;
3) образовании;
4) безопасности.
16. Закон возвышающихся потребностей является:
1) законом общественного прогресса;
2) законом, характеризующим появление новых потребностей и изменения их структуры;
3) законом, характеризующим появление материальных потребностей;
4) законом, характеризующим появление духовных потребностей.
17. Общенаучным методом исследования экономической науки является:
1) научная абстракция;
2) математические модели;
3) статистические данные;
4) нормативный анализ.
18. Методологический принцип, основанный на использовании предельных величин для исследования экономических категорий и законов называется:
1) институционализм;
2) маржинализм;
3) физиократизм;
4) классическая политэкономия.
19. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы:
1) распределение;
2) производство;
3) ограниченность ресурсов;
4) потребление.
20. Предметом исследования меркантилистов явилась сфера:
1) распределения;
2) обращения;
3) производства;
4) потребления.
21. Термин «экономика» впервые ввели в оборот:
1) Демокрит;
2) Ксенофонт и Аристотель;
3) Мор и Платон;
4) Мор.
22. Основополагающими принципами функционирования плановой экономики являются:
1) разделение труда и специализация производства;
2) составление и изменение макроэкономических пропорций;
3) высокий уровень обобществления производства и наличие единого экономического центра;
4) свобода предпринимательства.
23. Общность экономических законов и законов природы состоит в том, что они:
1) создаются людьми и используются в практической деятельности;
2) устанавливаются государством;
3) действуют независимо от воли и сознания людей;
4) применяются в экономической деятельности.
24. В смешанной экономике государство при проведении своей экономической политики должно:
1) ограничивать прибыль частному капиталу;
2) поддерживать конкуренцию с частным бизнесом;
3) брать на себя лишь то, что не способен осуществить частный бизнес;
4) управлять предприятиями частного бизнеса из единого центра.
25. Принцип, когда из явления А вытекает явление В, которое является следствием явления С называется»:
1) принцип «при прочих равных условиях»;
2) принцип единства исторического и логического;
3) принцип рациональности;
4) принцип причинно-следственных связей.
26. Одна из экономических школ источником богатства считала торговлю:
1) меркантилизм;
2) физиократы;
3) классическая школа;
4) институционализм.
27. Предметом исследования физиократов явилась сфера:
1) производства;
2) распределения;
3) обмена;
4) потребления.
28. Какая из функций экономической науки позволяет углублять наши познания в области сложных экономических явлений и процессов:
1) методологическая;
2) практическая;
3) прогностическая;
4) познавательная.
29. Кто является основоположником марксистской методологии:
1) К. Маркс;
2) К. Менгер;
3) А. Тюрго;
4) Дж. М. Кейнс.
30. Какими основными постулатами неоклассическая теория отличается от кейнсианской доктрины:
1) спрос порождает предложение;
2) предложение вызывает адекватный ему спрос;
3) постоянное присутствие государства в экономике;
4) рыночная система не требует государственного вмешательства.
31. Кто не является представителем институциональной школы:
1) Дж. К. Гэлбрейт;
2) Р. Коуз;
3) Ф. Энгельс;
4) А. Смит.
32. В чем видели основное богатство народов представители классической политэкономической школы:
1) производство материальных благ;
2) накопление денег;
3) продажа природных ресурсов;
4) владение информацией.
33. Экономическую систему Швеции можно отнести к типу экономики:
1) командно – административной;
2) рыночной;
3) смешанной;
4) традиционной.
34. Непосредственно к процессу приватизации относится:
1) денационализация;
2) смешанное предпринимательство;
3) либерализация;
4) коммерциализация.
35. Целью приватизации не является:
1) совершенствование структуры общественного производства;
2) улучшение благосостояния народа;
3) формирование слоя частных собственников;
4) повышение эффективности общественного производства.
36. Собственность как экономическая категория, выражает:
1) отношение хозяйственного использования собственности;
2) сложившиеся на деле имущественные связи, закреплённые в правовых нормах и законах;
3) отношения между людьми по поводу присвоения-отчуждения факторов и результатов производства;
4) пользование, владение и распоряжение.
37. Накопленные человеком знания, умения и навыки относятся к собственности:
1) интеллектуальной;
2) частной;
3) рабочей;
4) государственной.
38. Исторически первой возникла форма собственности:
1) общинная;
2) государственная;
3) частная;
4) акционерная.
39. Государство, коллектив, отдельные граждане являются ___ собственности:
1) владельцами;
2) субъектами;
3) объектами;
4) выразителями.
40. Единичная форма собственности:
1) предприятие, капитал которого представлен пакетом акций;
2) предприятие, созданное на долевой основе;
3) предприятие, принадлежащее единственному собственнику и использующее наемный труд;
4) предприятие, на котором трудится хозяин и члены его семьи.
41. Формы частной собственности:
1) партнерская;
2) государственная;
3) муниципальная;
4) индивидуальная.
42. К объектам собственности относят:
1) движимое и недвижимое имущество;
2) муниципальные органы власти;
3) интеллектуальная собственность;
4) солнечная энергия.
43. Предметом микроэкономики является:
1) исследование поведения и мотивации отдельных субъектов экономики (фирмы, организации, потребителя) в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ;
2) исследование экономики на уровне национального хозяйства;
3) исследование экономики на уровне региона, края, области;
4) исследование способов государственного регулирования экономики.
44. Основным субъектом микроэкономики не является:
1) фирма;
2) государство;
3) домашнее хозяйство;
4) коммерческий банк.
45. Что не относится к методам микроэкономики:
1) метод предельного анализа;
2) метод функционального анализа;
3) метод совокупного анализа;
4) метод микроэкономического моделирования.
46. Нормативный метод микроэкономики отвечает на вопрос:
1) что есть;
2) как должно быть;
3) что будет;
4) что было.
47. Позитивный метод микроэкономики отвечает на вопрос:
1) что есть;
2) что должно быть;
3) как могло бы быть;
4) как будет.
48. Дедукция – метод познания, основанный на:
1) соединении отдельных частей явлений;
2) умозаключении от общего к частному;
3) умозаключении от частного к общему;
4) разделении целого на отдельные части.
49. Индукция – метод познания, основанный на:
1) соединении отдельных частей явлений;
2) умозаключении от общего к частному;
3) умозаключении от частного к общему;
4) выделении главного в объекте исследования.
50. Метод синтеза основан на:
1) соединении отдельных частей явлений;
2) умозаключении от частного к общему;
3) разделении целого на отдельные части;
4) переносе известных частей явления на неизвестные.