Анализ цикла рассказов Драгунского «Денискины рассказы» на примере рассказа «Девочка на шаре»




Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

Раздел 1. Теоретическая часть.………………………..………4

1.1. Значение чтения и книги как средства образования……………………4

1.2. Биография В. Ю. Драгунского………………………………………….....5

1.3. Анализ цикла рассказов Драгунского «Денискины рассказы» на примере рассказа «Девочка на шаре»….….….….….….….….….….….….….….….….6

Раздел 2. Практическая часть………………………………… 8

2.1. Исследование …………………………………………...………………...8

2.2.............................

Заключение..……………………………….………………..………...………

Список использованных источников и литературы ………..……...

Приложение …………………..….………………………………………

 

Введение

 

Актуальность

Исходя из темы мы определили цель проекта: воспитание интереса младших школьников к чтению. развитие личности ребенка, его эмоциональных и нравственных представлений.

Задачи проекта:

1. Систематизировать и расширить представления детей о творчестве детского писателя В. Драгунского

2.

3.

 

Раздел 1. Теоретическая часть

1.1. Значение чтения и книги как средства образования

 

Начальная школа — это особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования.

Значение книг для ребёнка очень велико. Книги служат для того, чтобы расширять представление ребёнка о мире, знакомить его с природой, всем, что его окружает. Через книгу ребёнок воспринимает модели поведения. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.

Нам необходимо воспитать грамотного читателя. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению — одна из задач начального образовании в школе.

 

 

Биография В. Ю. Драгунского

Читатели знакомы со многими детскими писателями: с Агнией Львовной Барто, Самуилом Яковлевичем Маршаком, Виталием Валентиновичем Бианки, Николаем Николаевичем Носовым.

Во второй половине XX века читатели познакомились с ещё одним детским писателем - Виктором Драгунским.

Изучив большое количество литературы о творчестве и биографии Драгунского, мы столкнулись с тем, что эти данные очень малы и отрывочны.

Драгунский Виктор Юзефович (1913 — 1972) — писатель-прозаик, поэт, классик советской литературы, автор известного детского цикла «Денискины рассказы». Виктор Юзефович начал рано работать. В шестнадцать лет работал токарем, затем шорником, был лодочником. Молодой Драгунский начал посещать «Литературно-театральные мастерские», а в 1935 году был принят в труппу Театр транспорта. Позже Драгунский стал работать в цирке и немного в театре сатиры. В годы Великой отечественной войны Виктор Юзефович был в ополчении, выступал с фронтовыми концертными бригадами. Кроме театра любил читать и сочинять, хотел стать клоуном, писал сценки, цирковые номера.

В двадцать первом году жизни его произведения появились в печати. Спустя четырнадцать лет он создает пародийный театр под названием «Синяя птичка», который скоро стал известен.

В сорок шесть лет в печати появляются произведения Драгунского для детей - «Денискины рассказы». Они принесли писателю большую популярность, по мотивам многих рассказов сняты фильмы — фильмы о Денисе Кораблёве - «Девочка на шаре», «Где это видано, где это слыхано», «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах», «Слава Ивана Козловского».

За десятилетие активной творческой деятельности Драгунский создал более девяносто произведений. Последние годы жизни были тяжёлыми из-за болезни. Писатель скончался в Москве шестого мая 1972 года.

 

 

Анализ цикла рассказов Драгунского «Денискины рассказы» на примере рассказа «Девочка на шаре»

«Денискины рассказы» - цикл рассказов советского писателя Виктора Драгунского, посвящённый случаями из жизни дошкольника, а затем ученика младших классов школы Дениса Кораблёва. Появившиеся в печати с 1959 года, рассказы стали классикой советской детской литературы, многократно переиздавались и несколько раз были экранизированы. Они вошли в список «100 книг для школьников», составленный в 2012 году.

Прототипом главного героя рассказов стал сын писателя, Денис Драгунский, впоследствии известный журналист и драматург, в одном из рассказов («Сестра моя Ксения (Новогодний подарок)») упоминается рождение младшей сестры Дениса Кораблёва Ксении, прототипом которой стала дочь Виктора Драгунского Ксения Драгунская, также впоследствии известный драматург.

Основные персонажи цикла рассказов это Денис Кораблёв — московский мальчик, в некоторых рассказах ещё дошкольник, в некоторых ученик 1,2 или 3 класса «В» (сначала октябрёнок, а затем — пионер) и Мишка Слонов — одноклассник и лучший друг Дениса, его спутник в большинстве приключений.

Действие рассказов происходит в конце 1950-х — начале 1960-х годов в Москве.

Каждый из Денискиных рассказов — это эпизод, фрагмент жизни главного героя, рассказанный им самим. «Девочка на шаре» является одним из рассказов этой серии.

Проанализируем название произведения «Девочка на шаре». Словосочетание «девочка на шаре» необычное, оно привлекает внимание читателя своей загадочностью. Из названия невозможно даже предположить о том, какую художественную проблему будет раскрывать автор в данном произведении.

Начинается рассказ предложением «Один раз мы всем классом пошли в цирк». Становится ясно, что события будут происходить в цирке или будут непосредственно связаны с ним. Так же начало рассказа подтверждает, что события будут вполне реальными. Далее происходит описание отношения к цирку и к походу в него. Мы понимаем, что повествование будет идти от лица мальчика. Мальчика зовут Денисом, в тексте об этом не говорится, но причастность произведения к серии «Денискины рассказы» подтверждает это предположение, это одна из его историй. Денис жалеет, что так мало раз был в цирке и не может похвастаться, как Алёнка. Он испытывает обиду - «несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением». Поэтому он очень обрадовался, ждал этого похода, ведь он уже большой и сможет оценить всё взрослым взглядом, получить удовольствие от посещения цирка. Начало рассказа передаёт восторженность мальчика, поход в цирк становится для него торжественным событием, ведь он был там всего лишь один раз. Читатель готов окунуться в описание цирковых номеров и пытается соотнести начало рассказа с названием. Легкость названия, его лиричность противоречат началу, оно приобретает другое значение, возникает ожидание потехи и забавы. Необычность словосочетания способствует догадки, что впереди ждёт веселый и увлекательный цирковой номер с участием девочки и шара. Своё прошлое посещение цирка главный герой критикует, он осознает, что многое из того, что там происходило, он не понимал, оправдывая это своим возрастом. Его очень веселили акробаты, глядя на них, он ужасно расхохотался, потому что «дядьки карабкались друг на друга», а такого в обыденной жизни не происходит. Здесь сам Денис делает акцент на том, что сейчас он уже взрослый и понимает, что этим надо было восхищаться, оценивать ловкость акробатов, а не смеяться над ними. Самым запоминающимся для Дениски в прошлое посещение стал оркестр. Его заинтересовали музыканты своей разнообразностью и дирижер, считая, что на него никто не обращает внимания и что он просто «машет палочкой». Смотря всё время на музыкантов, Дениска пропускал выступления других артистов и, по его мнению, «пропускал самое интересное». Мальчик оправдывает себя и своё поведение: «я в тот раз ещё совсем глупый был». Говоря так, он уточняет, что был глупым раньше, а сейчас он не такой, сейчас он повзрослел и стал умным, многое знает, и кто такие акробаты и что они делают, для чего нужен дирижер и как устроен оркестр. Автор использует детское построение предложений, простые слова, для того чтобы читатель смог погрузиться в мир детства и воспринять описание событий глазами ребёнка. «И вот мы пришли всем классом в цирк. Мне сразу понравилось, что он пахнет чем-то особенным, и что на стенах висят яркие картины, и кругом светло, и в середине лежит красивый ковёр, а потолок высокий, и там привязаны разные блестящие качели. И в это время заиграла музыка, и все кинулись рассаживаться, а потом накупили эскимо и стали есть». Описание помещения цирка помогает представить всю торжественность происходящего события. Выступление ещё не началось, а Денису уже всё нравится, он в предвкушении, настроен все запомнить, и не отвлекаться на оркестр, как это было в пошлый раз. Конферансье объявил о начале выступления. Мальчик не расслышал, что сказал артист, можно предположить, что не смог сосредоточить своё внимание на словах артиста, так как был поглощен ожиданием номера и внимательно разглядывал жонглеров. Жонглер впечатлил Дениску своим мастерством. Ему кажется забавным, что мяч неуправляемый и то, что из-за него был испорчен барабан и прическа какой-то женщины. Он настолько сильно смеялся со всеми, что выразил это в фразе «так хохотали, что чуть не померли». Для более яркого выражения комичной ситуации используется слово «нахлобучка». Представление продолжается, после жонглера на сцену выкатывают огромный голубой шар.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: