Глава 7. Социальная структура общества. Стратификация. Мобильность




 

7.1. Понятие социальной структуры и основные подходы к её изучению

Социальная структура - совокупность взаимодействующих социальных групп, различающихся по их положению в обществе. Существуют различные взгляды на составляющие социальной структуры общества. Они, в основном, могут быть представлены в виде совокупности социальных институтов, связанных с ними организаций, статусов и ролей, которые выполняют люди в соответствующих организациях. С другой стороны социальная структура – это совокупность социальных групп, которые могут выделяться по самым разным основаниям. Это этнические, религиозные, территориально - региональные, вероисповедные, поло - возрастные, социально-классовые, политические и т.п. группы. Все эти группы более или менее проявляются, признаются, оформляются, что даёт возможность говорить о явных и скрытых элементах социальной структуры. К скрытым элементам социальной структуры можно отнести лобби, клики, мафиозные группы, родственно-земляческие связи.

Лобби ("группы давления") - группы, защищающие прежде всего свои экономические интересы, но попутно могут выражать интересы тех слоёв, которые являются источником их силы. Лобби оказывает давление на парламенты, партии, звенья власти.

Клика - малая группа, существующая в рамках большей, возникает спонтанно и принадлежит к системе неформальных связей.

Мафия - группа лиц, которые стремятся к достижению своекорыстных и властолюбивых целей не только в рамках определённой организации, но и в обществе в целом по принципу "Цель оправдывает средства".

Родственно-земляческие связи объединяют круг людей, связанных родством, происхождением, принадлежностью к определённой социальной группе и занимающих ключевые позиции в хозяйстве, управлении, культуре. Сам характер деятельности заставляет их вступать в контакты и оказывать услуги друг другу.

Современная социология фиксирует своё внимание на явных элементах, причём особенно на классах и классоподобных образованиях.

Понятие социальной структуры в узком смысле отождествляется с делением общества на классы и социальные слои.

В изучении вопроса существует два основных марксистский и структурно-функциональный.

В основе марксистского подхода лежит деление общества на классы, структурные функционалисты учитывают роль функционального разделения труда - природного, механического (связанного с полом, возрастом) и органического (требующего обучения, профессионализма).

В изучение классов и социальных групп внесли свой вклад многие учёные. Остановимся на взглядах некоторых из них.

К. Маркс считается основоположником конфликтологического подхода. Он делит общество на классы в зависимости от их отношения к собственности. В каждой общественно-экономической формации он видит два противоположных класса. Один из них имеет собственность и поэтому получает возможность эксплуатировать другой класс (рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуа). На этой основе между классами разворачивается борьба, которая становится источником общественного развития. Кроме основных, существуют промежуточные классы и расслоение внутри классов.

М. Вебер существенно расширил марксистское представление об основных критериях деления общества на классы. К экономическим различиям Вебер добавляет различия, не связанные с собственностью: профессиональное мастерство, квалификация и т.п. Кроме этого, Вебер учитывает различия, связанные со статусом (престиж, общественное уважение) и партией, под которой Вебер понимает власть, которую могут обрести представители одной партии независимо от их экономического положения. При этом власть Вебер считает более важным критерием, чем экономическое положение.

П. Сорокин вводит понятие социального слоя, или страты. Он отмечает, что для выделения в обществе страт нужен многомерный подход, то есть множество критериев. Нагрузки на стратообразующие факторы различны, их значение и роль могут меняться. К таким критериям он относит имущество, капитал, власть, образование и т.д.

Р. Дарендорф главным слоеобразующим признаком считает авторитет, по которому общество подразделяется на управляющих, в свою очередь делящихся на собственников и не собственников (бюрократы, менеджеры), и управляемых, состоящих из рабочей аристократии и неквалифицированных рабочих. Через объединение не собственников и рабочей аристократии образуется средний класс.

Интересную концепцию предлагает А. Турэн - чем большей информацией обладает человек, тем выше его положение в обществе.

В 40-е годы ХХ века американские социологи Т. Парсонс, Р. Мертон и У. Мур создали концепцию структурного функционализма, в которой особое внимание уделялось общественному разделению труда. С точки зрения функционалистов, для нормального существования общества необходимо выполнение множества самых разнообразных функций, различающихся по степени важности для общества. Между людьми складываются сложные, иерархически оформленные отношения, связанные с выполнением ими функций, в своём единстве составляющих целостный процесс жизнедеятельности общества.

 

7.2. Социальная стратификация, её системы

Выполнение этих функций может не только потребовать от человека большей или меньшей подготовки, но и порождает у человека различные переживания (работа может быть интересна или скучна и т.д.). Сами люди, составляющие общество и привлекаемые к выполнению этих функций, тоже разные (одарённые, обычные, отставшие в развитии, здоровые и больные, образованные и необразованные и т.д.), поэтому выбор сферы приложения сил, способностей индивида - проблема не только личная, но и общественная. Функционалисты утверждают, что общество заинтересовано так разместить индивидов, чтобы наиболее важные функции выполнялись самыми талантливыми и умелыми людьми, и в любом обществе в какой-то мере осознанно, в какой-то мере случайно формируется механизм отбора наиболее компетентных индивидов и их размещения по жизненно важным для общества постам. Наиболее важным критерием отбора являются реальные деловые качества претендента на важный пост, а назначение по "тёплым местечкам" родственников и лично преданных лиц мешает размещению на важных для жизнедеятельности общества местах умных и талантливых людей.

Практика показывает, что высокое положение в обществе может быть получено двумя путями:

1) достижение, то есть получение индивидом высокого статуса благодаря его личным качествам, знаниям, опыту, и

2) аскрипция, то есть не по заслугам (по протекции, по родству или землячеству), в этом случае отбор наиболее подходящих людей затрудняется, что ведёт к ослаблению общества и его выживаемости.

На основе, существующей в обществе системы ценностных представлений и оценки значимости выполняемых индивидами функций различные социальные группы ранжируются по социальному престижу - оценке, которую общество даёт статусу или должности: занимая должность, индивид вместе с ней получает и соответствующий этому месту престиж.

Место разных положений на шкале престижа обозначается термином ранг - наиболее высокий ранг и самое высокое вознаграждение должны получать те положения, которые:

а) имеют наибольшее значение для общества,

б) требуют больше, чем другие, таланта и более длительного обучения.

Неодинаковая оценка социальных ролей необходима также для мотивации через систему наград и поощрений: занимающие низшие позиции будут стремиться продвинуться на более престижные должности и получить соответствующие привилегии, доход или власть.

В современной западной социологии господствует теория социальной стратификации. Она представляет собой разделение общества на упорядоченные страты, различающиеся между собой в вертикальном пространстве. Страта - социальная группа особого рода, она - элемент иерархии и одна не имеет смысла. Основаниями для выделения страт являются:

1. Объём власти, измеряемый количеством индивидов, находящихся в подчинении у представителей страты.

2. Собственность, находящаяся в распоряжении владельца.

3. Образовательно-квалификационный статус.

4. Объём и источник получения дохода (недвижимость, заработная плата, дивиденды, душевой доход и т.д.).

5. Стиль жизни (традиции, культура, ценности, места расселения, набор благ, окружающих человека).

Каждый из параметров измеряется от нуля до бесконечности - чем выше показатель, тем выше положение человека в обществе.

Стратификация создаёт общественную пирамиду, и чем ниже слой, тем он многочисленнее, чем выше - тем слой малочисленнее и больше объём власти. Несмотря на некоторые национальные особенности и традиции, социальная пирамида делится на три слоя: высший, средний и низший, каждый из которых тоже подразделяется.

Весьма важным является положение концепции функционализма, гласящее, что стратификация с чётко обозначенными нормами и позициями упорядочивает движение к вершине социальной пирамиды, которое при иных обстоятельствах могло бы превратиться в хаотичную борьбу за власть. Социальная стратификация способствует соревнованию между индивидами за право выполнять наиболее важные функции, стремлению занять высокое положение, а общество, предъявляя высокие требования к тем, кто претендует на получение доступа к благам и услугам, получает возможность выбирать из многих желающих тех, кто наиболее достоин высокого поста и, соответственно, наибольшего количества благ.

Основные стратификационные системы: физико-генетическая (дифференциация по социально-демографическим признакам), рабство (основано на прямом насилии и принуждении), касты (замкнутые группы принадлежность к которым наследуется и связана с расовыми, этническими, религиозными, профессиональными различиями), сословия (группы, различающиеся юридическими правами и закрепленными обязанностями), этакратическая (различия между группа прежде всего зависят от места во властно-государственной иерархии) и классовая (различия между группами заключены в характере и размере собственности, доходах и личном благосостоянии). В качестве самостоятельной стратификационной системы часто выделяют социально - профессиональную, связанную с разделением труда. Но её элементы присутствуют во всяком обществе, где есть разделение труда.

 

7. 3. Социальная мобильность: виды, каналы и принципы мобильности

 

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре.

Существует два основных вида социальной мобильности - горизонтальная и вертикальная.

Под горизонтальной мобильностью понимается переход индивида из одной социальной группы в другую, находящуюся на том же уровне (переход с одного предприятия на другое при сохранении своего профессионального статуса, смена места жительства, религиозной группы, семьи и т.д.).

Под вертикальной мобильностью понимается перемещение индивида, группы из одного социального слоя в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая. Кроме того, вертикальная мобильность может быть индивидуальной и групповой.

Групповая мобильность связана с изменением своего социального положения целой группой (например, буржуазией после победы буржуазных революций, большевиками после революции в России, рост влияния христианских священников после распространения христианства).

Вертикальная социальная мобильность характеризуется такими параметрами, как интенсивность (скорость), и всеобщность. Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция, то есть количество слоёв - экономических, профессиональных или политических, - проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определённый период времени.

Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили своё социальное положение в вертикальном направлении за определённый промежуток времени.

Социологи сравнивают общества по уровню мобильности. Так, исследования С.М. Липсета и Р. Бендикса (1959 г.) анализировали данные по мобильности "синих воротничков" в "белые" в девяти развитых индустриальных странах. Общая вертикальная мобильность колебалась между 27 и 31%, в США она составила 30%. Исследования У. Рубинштейна ставили целью выяснить происхождение британских миллионеров, он пришёл к выводу, что самый надёжный путь стать богатым - родиться богатым.

Д. Гласс изучал межпоколенческую мобильность (мобильность между старшими и младшими поколениями одной семьи - произошло ли изменение социального положения следующего поколения семьи и в каком направлении). Э. Гидденс отмечает, что нисходящая внутрипоколенческая мобильность в Великобритании охватывает много женщин. Это зависит от перерыва в карьере в связи с рождением ребёнка.

Существенный вклад в развитие теории социальной мобильности сделал П. А. Сорокин. Он ввёл это понятие, разработал принципы мобильности, назвал основные каналы, обеспечивающие вертикальную мобильность. Среди них основными являются: служба в армии; церковь; получение образования; вхождение в правительственные группы, политические организации и партии; принадлежность к профессиональным организациям; использование организаций по созданию материальных ценностей для обогащения; семья и брак.

Основные принципы вертикальной мобильности были сформулированы П.А. Сорокиным следующим образом:

1. Не существует общества без вертикальной мобильности. Общества, где мобильность затруднена и существует множество препятствий на её пути, называются закрытыми (типичный пример - кастовое общество древней Индии, в котором перемещение между кастами было в принципе невозможно, но заключались межкастовые браки, низвергались правители и брахманы). Общества, в которых на пути вертикальной мобильности мало преград (фильтров), называется открытым, и социологические исследования показывают: чем более мобильно общество, открыто, тем успешнее оно развивается.

2. Не существует общества без препятствий на пути мобильности. Препятствиями могут быть собственность (или её отсутствие), образование, партийность и т.п. Эти препятствия поддерживают стратификационную пирамиду, разделённость общества на неравнозначные группы, затрудняя переход из одного социального слоя в другой.

3. Интенсивность и всеобщность мобильности колеблются в пространстве и во времени. Например, мобильность в индийском кастовом обществе и современном американском существенно отличаются, так же как отличается мобильность в советском и современном российском обществах.

4. В вертикальной мобильности нет постоянной направленности в сторону усиления или ослабления её интенсивности и всеобщности. В разные исторические моменты встречные потоки вертикальной мобильности могут иметь разную силу.

 

Вопросы для повторения: 1. Дайте определение социальной структуры. 2. Охарактеризуйте основные подходы к изучению социальной структуры. 3. Что такое социальная стратификация? 4. Охарактеризуйте основные виды социальной мобильности. 5. Раскройте содержание основных принципов вертикальной мобильности. 6. Какими каналами мобильности вы намерены воспользоваться в своей жизни. Какие условия или преграды создает для вас общество?

Библиографический список.

Беленький, В. Х. Класс наемных работников или рабочий класс? [Текст] / В. Х. Беленький // Социс. 2005. № 3.

Беляева Л. А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа [Текст] / Л. А. Беляева // Социс. 2005. № 12. С.

Волков, Ю. Г. Социология [Текст]: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов. – М.: Гардарики, 2005. С. 65-271.

Воробьев, К. А. Социология [Текст]: учебное пособие для вузов / К. А. Воробьев.- М.: Академический проект, 2005.- 512 с.

Гидденс, Э. Устроение общества. Очерк теории структурации [Текст] / Э. Гидденс. - М.: Акад. Проект, 2005.- 525с.

Добреньков, В. И. Социология [Текст ]: учебник / В. И. Добреньков, А. И., Кравченко.-М.: ИНФРА-М, 2005. С. 199-511.

Добреньков, В. И. Социология [Текст]: учебник для студентов вузов / В. И. Добреньков. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 624 с.

Забродин, В. Ю. Социология: экзаменационные ответы для студентов вузов [Текст]: учебное пособие / В. Ю. Забродин. – СПб.: Питер, 2006. - 160 с.

Кравченко, А. И. Социология [Текст] учебник для студентов несоциологич. спец. Вузов / А. И. Кравченко. – СПб.: Питер, 2006. - 432 с.

Кухарчук, Д. В. Социология: пособие для сдачи экзамена [Текст] / Д. В. Кухарчук. - М.: Юрайт, 2006. - 250 с.

Михайлова, Л. К. Социология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов.- 3-е изд., доп. - М.: Дашков и К., 2006. - 344 с.

Масионис, Джон. Социология [Текст] / Джон Масионис. - СПб.: Питер, 2004. - 752 с.

Нартов, Н. А. Социология [Текст]: учебник для студентов вузов / Н. А. Нартов, В.Ю. Бельский; под ред. В. И. Староверова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 206-236.

Праздников, Г. А. Болонский процесс в смысловом пространстве современного образования [Текст] / Г. А. Праздников // Социс. 2005. № 10. С. 42-47.

Попова, И. П. Средние слои, средний класс в российском обществе – к проблеме соотнесения [Текст] / И. П. Попова // Социс. 2005. № 12.

Радугин, А. А. Социология [Текст]: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Радугин. - М.: Библионика, 2006. - 224 с.

Рысь, Ю. И. Социология [Текст]: учебник / Ю. И. Рысь, В. Е. Степанов.- М.: Дашков и К°, 2005. С. 270-305.

Социология [Текст]: учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин.- СПб.: Питер, 2006. С. 112-174.

Социальная стратификация российского общества. М., 2003. рец. В. В. Гаврилюк [Текст] / В. В. Гаврилюк // Социс. 2005. № 1. С.

Трушков, В. В. Общество, в котором жили. Общество, в котором живем. (О книге М.Н. Руткевича социальная структура.) [Текст]:// Социс. 2005. №10. С. 147-152.

Удальцова, М. В., Воловская Н. М., Плюснина Л. К.Четыре среза занятости: ценности, мотивация, доходы, мобильность. [Текст] // Социс. 2005. №.7.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: