Организация, планирование и проведение учений и тренировок проводится в соответствии с планами основных мероприятий на текущий год, а также в ходе комплексных проверок состояния гражданской обороны, функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Одним из главных требований к подготовке и проведению учений является всесторонний учет характера возможных опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций, и практического опыта по их предупреждению и ликвидации.
К организации и проведению учений предъявляются следующие требования:
- учет реального состояния готовности органов управления и сил к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- создание на учениях обстановки, позволяющей отрабатывать задачи, стоящие перед всеми категориями обучаемых и максимально приближенной к реально возможной;
- учет технологических особенностей и возможных техногенных аварий на потенциально опасных объектах;
- возможность отработки задач, решаемых участниками учений по планам гражданской обороны и защиты населения (планам гражданской обороны) и планам действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- исключение при подготовке и проведении учений возможности возникновения ситуаций, которые могут привести к человеческим жертвам, материальному ущербу, возрастанию социальной напряженности, ухудшению условий жизни и работы населения.
Организация обучения на учении осуществляется по принципу - старший начальник обучает подчиненных ему (нижестоящих) руководителей, органов управления, формирований и служб.
При подготовке и учений особое внимание должно уделяться отработке обучаемыми реальных задач, которые им придется решать при выполнении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При работе со служебными документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, в период подготовки и проведения учений и тренировок должностные лица обязаны соблюдать режим секретности, установленный законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация руководства
Руководство проведением учений осуществляют руководители федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций или назначенные ими должностные лица.
Для разработки и проведения учений создается аппарат руководства и посредников.
В состав аппарата руководства и посредников могут входить:
- руководитель учения,
- заместители (помощники) руководителя учения,
- штаб руководства,
- посредники.
Руководитель учения несет полную ответственность за своевременную подготовку и высокое качество проведения учения. Процесс руководства он осуществляет лично, через своих заместителей (помощников), штаб руководства, а также через посредников.
При подготовке руководитель учения определяет (уточняет) исходные данные, осуществляет общее руководство разработкой документов проведения учения, назначает и организует подготовку посредников, обеспечивает контроль за подготовкой участников учения.
В ходе учения руководитель направляет работу своих заместителей (помощников), штаба руководства, посредников и обучаемых на достижение целей учения, полную и качественную отработку всех учебных вопросов в соответствии с планом проведения учения. По окончании учения проводит разбор, в котором оценивает учение, работу его участников, отмечает выявленные недостатки и ставит задачи по их устранению.
Заместители руководителя учения назначаются для обеспечения полной и качественной отработки учебных вопросов участниками учения. Они участвуют в мероприятиях по подготовке учения, решают вопросы всестороннего обеспечения, контролируют готовность обучаемых к учению.
В ходе учения заместители руководителя учения помогают руководителю учения в отработке учебных вопросов и достижении целей учения, анализируют работу обучаемых, принимают участие в подготовке общего разбора, в выявлении и устранении недостатков, выработке предложений по дальнейшему совершенствованию организации работ в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Помощники руководителя учения назначаются для обеспечения полной и качественной отработки учебных вопросов участниками учения. На помощников руководителя учения возлагаются также задачи по организации отработки специальных вопросов и решению задач по отдельным направлениям (по материально-техническому обеспечению, эвакуации, обеспечению безопасности и др.).
Штаб руководства является основным органом управления учения, обеспечивающим выполнение всех мероприятий по подготовке к проведению учения. Он разрабатывает соответствующие документы для проведения учения, осуществляет подготовку посредников, обучаемых, пунктов управления, систем связи и оповещения, а также всестороннее обеспечение учения.
Структура штаба руководства в зависимости от целей учения может быть различной. По численности штаб руководства должен иметь такой состав и количество должностных лиц, чтобы обеспечивать проведение розыгрыша, сбор и обобщение информации, организацию связи руководства, подготовку и проведение разбора учения, контроль проведения практических мероприятий и намеченных исследований.
Группа розыгрыша является основным органом штаба руководства, обеспечивающим целенаправленную подготовку и поучительное проведение учения.
Группа розыгрыша:
а) при подготовке учения:
- разрабатывает исходные материалы учения,
- план наращивания обстановки и других документы по обеспечению проведения учения;
б) в ходе учения:
- уточняет содержание ранее разработанных документов,
- анализирует решения обучаемых по учебной обстановке,
- организует наращивание обстановки и розыгрыша действий обучаемых, а также работы посреднического аппарата.
Группа сбора и обобщения информации в ходе проведения учения проводит анализ разработанных участниками учений документов, проверяет соответствие планам временных и количественных показателей, качество и своевременность отработки документов, готовит предложения для разбора.
Группа разбора:
- разрабатывает планы проведения общего и частных разборов;
- осуществляет сбор, обобщение и анализ донесений от посредников;
- готовит материалы разбора, необходимые карты и схемы.
Группа исследований разрабатывает документы по организации исследований на учении, обобщает и анализирует результаты исследований при подготовке и в ходе учения, изучает принятые обучаемыми решения, готовит обобщенный отчет по исследуемым вопросам.
Задачи другим группам штаба руководства определяет начальник штаба руководства учения в целях осуществления контроля за подготовкой учебных мест, анализа действия обучаемых.
При проведении учений на небольших объектах и планировании к отработке узкого круга вопросов, а также, когда руководителем учения на объекте назначен его руководитель, вместо штаба руководства может быть создана группа управления.
Начальник штаба руководства несет ответственность за подготовку, качественное проведение учения. В соответствии с указаниями руководителя учения он руководит разработкой документов, контролирует своевременное их доведение до исполнителей, организует подготовку штаба руководства и посредников.
В ходе учения начальник штаба руководства контролирует работу штаба руководства и посредников, а также участников учения, своевременно доводит указания руководителя учения до заместителей и помощников руководителя учения, штаба руководства и посредников (в части, их касающейся). Кроме того, начальник штаба руководства организует управление и связь руководства (руководителю учения и его заместителям, штабу руководства и посредническому аппарату), организует соблюдение мер безопасности, контролирует проведение мероприятий по всестороннему обеспечению учения, а также организует своевременную подготовку материалов для проведения его разбора.
Штаб руководства организует отработку учебных вопросов и контролирует достижение поставленных целей. Он организует сбор и обобщение сведений о работе обучаемых, исследование намеченных вопросов, подготовку материалов и проведение разбора учения, а также готовит проект доклада вышестоящему руководству о результатах проведенного учения.
В ходе учения аппарат руководства размещается, как правило, на стационарном пункте управления и для обмена информацией использует средства связи руководства. При необходимости могут развертываться дополнительные средства оповещения и связи.
В некоторых случаях, при отработке вопросов предупреждения и ликвидации химических и радиационных аварий, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций военного времени, аппарат руководства может выходить на запасные (загородные) пункты управления.
Посреднический аппарат создается в целях оказания помощи руководителю в проведении учения, в создании для обучаемых сложной обстановки, а также осуществления контроля за работой обучаемых и оценки их действий.
Посредники назначаются при обучаемых органах управления по делам ГОЧС, органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органах местного самоуправления и силах, участвующих в учении, подчиняются руководителю учения, начальнику штаба руководства и выполняют только их указания.
На одностепенное учение в зависимости от его темы и учебных целей посредники могут не назначаться, а их обязанности возлагаются на штаб руководства или заместителей (помощников).
Комплектование посреднического аппарата осуществляется из числа наиболее подготовленных должностных лиц, не привлекаемых на учение в качестве обучаемых, может состоять из старших посредников и посредников. Старшие посредники подчиняются руководителю учения и соответствующему заместителю руководителя учения. Основная задача всех посредников - обеспечить полную и качественную отработку всех учебных вопросов, оценить правильность принятого участниками учения решения на выполнение поставленных задач и достижения поставленных целей.
До начала учения посредники изучают обстановку и планирующие документы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в которых им предстоит выполнять свои обязанности. В ходе учения посредники в соответствии с планом его проведения и указаниями руководства учения создают (наращивают) обстановку, осуществляют контроль прохождения сигналов оповещения, доводят распоряжения и указания вышестоящих органов управления, оценивают работу обучаемых по оценке исходных данных, принятию решений, их оформлению и доведению задач до нижестоящих органов управления. Они докладывают в штаб руководства о результате оценки отработки учебных вопросов, о достижении целей учения и предложения в разбор учения.
Аппарату руководства и посредников запрещается раскрывать обучаемым замысел учения, план (план-календарь) его проведения, план наращивания обстановки.
Подготовка учений включает в себя:
- уяснение исходных данных для разработки учения;
- разработку и утверждение документов для проведения учения;
- подготовку аппарата руководства и посредников, а также обучаемых;
- подготовку мест проведения учения;
- организацию материального, технического и других видов обеспечения учения;
- контроль и оказание помощи обучаемым.
Разработка документов учения
Основными исходными данными для разработки документов учения являются:
- вид учения,
- тема учения,
- учебные цели,
- продолжительность, сроки и место проведения учения,
- этапы и учебные вопросы,
- состав участников,
- характер обстановки.
Детализация исходных данных в ходе разработки документов учения производится с учетом содержания и условий выполнения задач, степени подготовки руководителей и органов управления, содержания планирующих документов, а также результатов предыдущих проверок и опыта учений.
Тема учения, если она не определена в плане основных мероприятий района (города) по вопросам ГО, предупреждению и ликвидации ЧС на очередной год и не установлена вышестоящим начальником, определяется руководителем учения. Она может предусматривать отработку вопросов, связанных с функционированием объекта при угрозе и возникновении ЧС.
Цели учения:
- учебные;
- контрольные;
- исследовательские.
При этом, в зависимости от вида учения или тренировки, они могут быть:
- общими: совершенствование навыков руководящего состава и специалистов в управлении мероприятиями ГО и защиты от ЧС, проверка готовности соответствующих органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, оценка полноты и реальности планов действий в ЧС, инструкций и других нормативных документов, оценка эффективности мероприятий по ПУФ ОЭ, отработка взаимодействия ОУ;
- частными: тренировка соответствующих служб, их сил и средств в выполнении своих функций в условиях ЧС и при их ликвидации, проверка действий диспетчерских и дежурных служб при возникновении критических ситуаций, исследование организации оповещения органов управления, персонала и населения о ЧС.
Этап - это часть учения, включающая определенный период деятельности обучаемых, в течение которого отрабатывается группа вопросов темы.
Количество этапов, их содержание и продолжительность определяются, исходя из темы и целей учения, а также из его продолжительности.
Учебные вопросы - это ряд логически вытекающих одна из другой наиболее характерных для данной обстановки задач, решаемых обучаемыми на этапе. Их количество, содержание и последовательность зависят от темы, целей, масштабов учения и времени, отводимого на отработку этапа.
Отработка этапа и его учебных вопросов позволит руководству учения и посредникам до введения обучаемых в обстановку, созданную на учении, углубить знания особенностей и состояния готовности объекта, его сил и средств к функционированию в ЧС и с учетом этого обстоятельства строить свою работу на учении. При подготовке и в ходе отработки этапа обучаемые глубоко анализируют и оценивают различные аспекты безопасности и готовности объекта к работе в ЧС по вопросам, входящим в их компетенцию, уясняют свою и подведомственного хозяйства роль и место в проводимой на предприятии работе в области безопасности. Все это создает предпосылки для более плодотворной работы на учении всех его участников.
Одновременно с определением этапов и учебных вопросов проводится расчет необходимого времени для их отработки.
Район, в котором проводится учение, включает территорию объекта с находящимися на ней зданиями, сооружениями, коммунально-энергетическими сетями, средствами связи и оповещения, автоматическими системами управления производством, пунктом управления, защитными сооружениями. Отдельные вопросы учения могут отрабатываться на прилегающей к объекту территории, а также на имеющихся у него или расположенных за его пределами натуральных участках, полигонах, учебных городках.
Состав обучаемых определяется в зависимости от темы, целей учения и характера решаемых на учении задач.
На учение в качестве обучаемых привлекаются: руководитель предприятия и его заместители, производственные и функциональные структурные подразделения, КЧС и ОПБ, подразделение, уполномоченное на решение задач в области ГО, службы формирований ГО, работники организации. При проведении учений на потенциально опасных объектах, в качестве обучаемых целесообразно также привлекать представителей жилищных органов и население, проживающее вблизи объекта.
На учение, в том числе для совместной отработки отдельных, представляющих взаимный интерес вопросов, могут привлекаться представители других предприятий и ведомств, которые оказывают существенное воздействие на функционирование данного объекта. Например, на учение с транспортным объектом могут привлекаться представители ГИБДД, полиции, противопожарной и медицинской служб и пр. Основанием для их участия может быть договоренность с руководством этих предприятий и ведомств или решение вышестоящих над ними органов. Функции таких представителей могут быть возложены и на концевых посредников.
Перечисленные выше обучаемые инстанции могут быть представлены на учение оперативными группами и даже отдельными должностными лицами. Некоторые из них могут привлекаться лишь для отработки отдельных вопросов. Таким образом, число участников учения при отработке различных вопросов в ходе его проведения может изменяться.
Учение целесообразно планировать в оптимальные для конкретного объекта сроки, с тем, чтобы обеспечить выполнение поставленных учебных целей и не создать при этом дополнительных проблем для производственной деятельности.
Подготовка участников учения
Высокий уровень подготовки участников учений к выполнению возложенных на них функций — непременное условие успешного проведения учений и достижения поставленных целей. Она должна быть направлена на: обеспечение теоретической и практической подготовки участников по вопросам, отрабатываемым на учениях; изучение состояния готовности персонала, подведомственного объекта экономики, объектовых служб и органов ГО и ЧС к действиям в ЧС; подготовку к выполнению своих функций на учениях.
Основные способы подготовки:
а) теоретическая подготовка:
- самостоятельная работа участников учений по изучению требований директивных и нормативных документов, являющихся теоретической основой в области безопасности и повышения устойчивости функционирования объекта в ЧС, ликвидации их последствий, соответствующих документов планов действий в ЧС (в части, касающейся соответствующих должностных лиц на учении);
- групповые занятия: лекции, семинары, консультации;
- инструктивные и методические занятия;
- деловые контакты с руководителями соответствующих структурных подразделений объекта, запрос от них необходимой информации;
- изучение положений об отделах и службах, привлекаемых на учение в качестве обучаемых инстанций, должностных инструкций и функциональных обязанностей в ЧС, материалов проведенных ранее учений;
б) практическая подготовка:
- проведение общих и раздельных по группам тренировок с учетом функциональных обязанностей участников;
- розыгрыш учения, в ходе которого начальник штаба руководства совместно с заместителями, помощниками руководителя учения и посредниками рассматривают последовательность и порядок отработки учебных вопросов и отдельных вводных в соответствии с планом проведения учения. При отработке отдельных вопросов и вводных посредники ставятся в роль обучаемых и действуют в соответствии с обстановкой;
- тренировки по проведению расчетов параметров очагов поражения, поражающих факторов возможных чрезвычайных событий, определению потерь и материального ущерба и т.п.;
- подготовка проектов распоряжений, приказов, донесений и других документов по различным вариантам обстановки в ЧС;
- проведение расчетов, подготовку докладов, выполнение других мероприятий, предусмотренных распоряжением о подготовке и проведении учения;
- проведение тренировок по использованию средств связи и оповещения, вычислительной техники.
Подготовка руководства учениями и посредников должна быть направлена на:
- повышение уровня их теоретической подготовки по отрабатываемым на учении вопросам;
- изучение состояния безопасности и готовности объекта и его структурных подразделений, органов ГО и ЧС, сил и средств, должностных лиц к функционированию в ЧС;
- овладение основами методики обучения, привития умения выполнять свои функции на учении;
- обеспечение единства взглядов и правильного понимания руководством и посредниками целей и задач учения, способов их достижения и выполнения своих обязанностей при отработке учебных вопросов, предусмотренных планом проведения учения.
Подготовку организует руководитель учения с привлечением своих заместителей, помощников и штаба руководства. Подготовка участников учения должна проводиться дифференцировано с учетом задач, которые каждый из них будет решать на учении. Поэтому занятия могут проводиться не только совместно со всеми участниками, но и раздельно, по группам в соответствии с их функциональными обязанностями, специальностью, уровнем подготовки.
К проведению занятий, кроме руководства учением, целесообразно привлекать работников вышестоящих ОУ ГОЧС, преподавателей УМЦ по ГО и ЧС и других специалистов, компетентных в отрабатываемых на учениях вопросах. Для организации целенаправленной и эффективной самостоятельной работы руководство и штаб руководства должны обеспечить участников учения необходимыми документами, пособиями, литературой, справочными материалами.
Подготовка обучаемых должна быть направлена на:
- обеспечение уровня теоретической подготовки, позволяющей обучаемым успешно решать стоящие перед ними задачи во время учений;
- углубленное изучение особенностей и состояния готовности к функционированию в условиях ЧС подведомственного хозяйства;
- уяснение своих обязанностей и функций в условиях ЧС;
- подготовку к эффективным действиям во время учения.
Обязанности и функции, обучаемых во время учений вытекают из задач, возлагаемых на них в повседневной деятельности, в ЧС и на конкретном учении. Поэтому в процессе подготовки, к учению обучаемые изучают свои функциональные обязанности на период ЧС, а при необходимости корректируют их с учетом задач, которые им предстоит решать на предстоящем учении. К началу учения каждый должен четко уяснить и твердо знать: за что он отвечает, что он должен делать в различные периоды учения, кто и что может от него потребовать, что и с кого он может требовать.
В целях обеспечения надлежащей подготовки привлекаемых на учение структурных подразделений и служб объекта руководителем предприятия может быть издан специальный приказ.
Завершающей частью подготовки участников учения может быть проведение перед его началом заслушивания докладов соответствующих должностных лиц о состоянии безопасности объекта и его подготовленности к функционированию в ЧС.
Подготовка мест проведения учения
Во время учений руководство, структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области ГО, представители структурных подразделений администрации объекта размещаются на пункте управления. Другие обучаемые должны, как правило, размещаться на тех местах, находясь на которых они будут выполнять свои функции в ЧС, используя при этом имеющиеся средства связи, оргтехнику, вычислительную технику и т.п.
Места проведения учений должны быть, прежде всего, те, на которых обучаемые будут реально находиться при выполнении своих функций в ЧС:
- пункт управления,
- служебные помещения,
- отдельные участки производства,
- натурные участки, полигоны, как на территории объекта, так и за его пределами,
- технологические установки, на которых предусматривается выполнение исследований, отработка практических мероприятий, проведение тренировок с производственным персоналом и личным составом формирований по ГО,
- для проведения совещаний, заслушивания докладов.
В ходе рекогносцировки уточняются и определяются:
- исходная обстановка к началу учения и порядок ее наращивания;
- участки местности для отработки основных вопросов;
- объем мероприятий и потребное количество сил и средств для подготовки района учения;
- объекты экономики, привлекаемые на учение, порядок привлечения различных категорий обучаемых;
- объем практических мероприятий, состав сил привлекаемых для проведения учения, место и порядок их проведения;
- районы размещения сил ГО и маршруты их выдвижения в очаги поражения;
- маршруты для проведения эвакомероприятий;
- места и порядок имитации, оцепления опасных участков;
- порядок организации управления, связи, оповещения, комендантской службы;
- меры безопасности и сохранности личного имущества граждан всех видов собственности и другие вопросы.
Материальное и техническое обеспечение учения
Материальное и техническое обеспечение подготовки и проведения учения включает:
- обеспечение участников учения необходимой техникой, автотранспортом, имуществом и другими материальными средствами;
- оборудование рабочих мест (помещений) для аппарата руководства и обучаемых;
- подготовку резервных средств освещения, связи и оповещения;
- техническое обслуживание автотранспорта и другой техники, привлекаемой на учение;
- обеспечение участников учения принадлежностями для работы, а также организация их питания и отдыха.
Материальное и техническое обеспечение учения по указанию руководителя учения осуществляется должностными лицами соответствующих служб и формированиями, предназначенными для этих целей.
Состав и порядок выполнения мероприятия материального и технического обеспечения определяются в приказе (распоряжении) о подготовке и проведении учения.
Контроль за ходом подготовки учения
Для определения степени готовности участников к учениям, оказания им необходимой помощи осуществляется контроль за ходом подготовки. Основным его содержанием является проверка выполнения указаний руководителя по подготовке учения, полноты и качества проведения мероприятий, предусмотренных календарным планом подготовки учения.
Контроль за ходом подготовки к учению осуществляет руководитель учения лично, через своих заместителей, помощников, штаб руководства с привлечением обучаемых должностных лиц. Это позволит более полно и всесторонне оценить готовность к учению привлекаемых органов управления и формирований с учетом выполнения ими задач по предназначению.
При определении степени готовности к проведению учения руководитель определяет также готовность самого руководства и его аппарата (штаба руководства, посредников), имитации, учебно-материальной базы, систем управления.
При подготовке учения и в ходе рекогносцировки районов проведения учения следует иметь в виду, что вопросы управления, связи и оповещения на учении отрабатываются реально, практически и в полном объеме. Поэтому особое внимание следует обратить на состояние и возможности систем связи и оповещения, на наличие и качество отработки руководящих документов, определить с каких пунктов будет осуществляться управление и принять меры к их качественной подготовке к работе.
Задействованные в учении каналы связи и оповещения должны с одной стороны обеспечивать своевременное доведение до обучаемых соответствующих сигналов и распоряжений, обмен информацией между всеми участниками учения, а с другой стороны не затруднять работу оперативных служб по реагированию на реальные чрезвычайные ситуации.
При недостаточном количестве существующих каналов связи и оповещения, в том числе для передачи закрытой информации, должно быть проведено дооснащение пунктов управления (подвижных пунктов управления) техникой и средствами управления, дополнительно заказаны каналы связи, развернуты средства связи и оповещения, в том числе средства шифрованной связи. С этой целью уточняется и прорабатывается вопрос использования ведомственных средств и каналов связи (отделений железной дороги, полиции и других).
Финансирование[7]
Финансирование подготовки председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления, уполномоченных работников соответствующего звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, содержания курсов гражданской обороны муниципальных образований, подготовки неработающего населения, а также проведения органами местного самоуправления учений и тренировок осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Финансирование подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет организаций.
Вывод: Вся подготовка на объекте в период, предшествующий учению, должна быть направлена на подготовку к успешному его проведению. Подготовка включает проведение мероприятий, обеспечивающих решение поставленных задач, исключающих угрозу жизни и здоровью людей, причинение материального ущерба и ущерба окружающей среде, нарушение производственной деятельности.
От своевременности и качества выполнения подготовительных мероприятий в решающей степени зависят поучительность и достижение целей учения.
Третий учебный вопрос.