Как правильно принимать гостей?




О гостеприимстве

Гостеприимство в иудаизме считается очень важной заповедью. Это связано не только с понятиями добра и взаимопомощи. Прием гостей сравнивается со встречей Шехины, что вносит в дом частицу Божественного света.

В этой статье вы сможете увидеть, каким правилам и традициям необходимо следовать тем, кто желает по-настоящему исполнить эту заповедь.

1. Если вы видите человека, который нуждается в ночлеге или отдыхе, нужно привести его домой. Обращаться с ним нужно так же, как хотелось бы, чтобы обращались с вами в подобной ситуации. Мудрецы говорили: «Заслуга того, кто принимает гостей, подобна заслуге спешащего утром в дом учения». И еще говорили они: «Прием гостей важнее, чем встреча Шхины».

Рассказывают, что однажды рав Хаим из Воложина не пришел в назначенное время на молитву. Служка синагоги (шамаш) отправился на поиски и обнаружил рава Хаима дома за трапезным столом. За столом сидели гости. Рав Хаим заметил удивление на лице шамаша и объяснил: «Мудрецы называют молитву принятием Шехины, а, как известно, прием гостей важнее этого».

3. Этот закон не ограничен временем или местом. Заповедь принимать гостей относится как к мужчине, так и к женщине, и хотя заповедь, в основном, касается самого хозяина, следует приучать к ней и детей, и принимать с радостью их предложение помочь приготовить место или принести еду гостям.

4. Заповедь заключается не только в том, чтобы впустить нуждающегося в дом, но и в том, чтобы дать ему ночлег, накормить, напоить (насколько это возможно) и проводить в дорогу.

При необходимости нужно предоставить гостю возможность искупаться и обеспечить ему место для отдыха, чтобы он чувствовал себя спокойно и не переживал. Но это не значит, что нужно отказаться от приема гостей, если хозяин заранее знает, что не сможет сделать все перечисленное в виду своей занятости или по причине болезни.

5. Заповедь принимать гостей выполняется, даже когда гость — богатый человек, который может себя сам обеспечить. Тем более, если речь идет о бедном человеке — ведь в таком случае выполняется также заповедь цдаки (помощи малоимущему).

6. Когда начинается трапеза, хозяину предоставляется право произнести благословение [на хлеб] и разрезать хлеб. Когда хозяин сам делит и раздает еду гостям, вполне вероятно, что порции будут больше. Не следует приглашать на трапезу больше людей, чем вы готовы принять на самом деле.

7. Во время еды не следует смотреть в тарелку гостю, чтобы тот не чувствовал себя скованно. Кроме того, во время трапезы следует быть спокойным и умиротворенным и создавать приятную атмосферу. Если гости сказали хозяину что-то неприятное, не стоит обращать на это внимания, потому что в любом случае за прием гостей ему полагается большая награда Свыше.

Однажды рав Йосеф Дов Соловейчик приехал в еврейский городок Барановичи. Он направился искать гостиницу, о которой ему рассказали местные жители. Когда он вошел в дом, хозяин не узнал его. В тот момент он занимался приготовлениями к встрече знатного гостя — раби из Куйдинова, и поэтому разговор был очень краток: «Найди себе сам место, где сможешь», — сказал хозяин, продолжая наводить порядок. Неожиданно на пороге появился раби из Куйдинова, и, увидев рава Йосефа, сразу направился к нему. Его лицо отражало восторженность и трепет, и он оказал особое уважение раву Соловейчику. Хозяин дома понял, что за гость попал к нему, и очень смутился. Он решил смягчить ситуацию: подошел к раву Соловейчику, начал говорить с ним очень уважительным тоном, и предложил ему хорошую просторную комнату. «Теперь я понимаю, почему мы учим о заповеди принимать гостей именно у праотца Авраама, — сказал рав Йосеф Дов, — хотя Лот тоже принимал гостей, рискуя своей жизнью. Дело в том, что праотец Авраам с радостью принимал даже тех гостей, которые выглядели как идолопоклонники или как люди низкого сословия. Лот же с самого начала знал, что к нему пришли ангелы, и если бы мы приводили его в пример, можно бы было предположить, что следует оказывать особый прием только ангелам и великим праведникам, а не простым людям».

8. Следует делать все возможное в интересах гостя, поэтому, если кто-то ищет ночлег, и вы знаете, что рядом живут люди, которые с радостью примут гостя и помогут ему всем необходимым (в то время, как вы сами по какой-то причине не можете это сделать), не следует лишать путника этой возможности.

9. Если гости сказали хозяину что-то неприятное, не стоит обращать на это внимание, потому что в любом случае за прием гостей ему полагается большая награда Свыше.

10. Если путник спешит и не может долго оставаться в гостях, или не хочет утруждать хозяина, нельзя его задерживать.

11. Если у вас большой дом, правильным будет выделить одну комнату для приема гостей. Что касается руководителей общины, то в каждом городе, по возможности, нужно направить часть средств на строительство ахнасат орхим (дома для нуждающихся и путников, в котором их ждет обед и теплый ночлег).

12. Даже бедный или больной человек должен, по возможности, выполнять эту заповедь. Однако, в первую очередь, он должен сделать все необходимое для себя и своей семьи и только потом приступить к приему гостей.

13. Существует особая заповедь устраивать трапезу в праздничные дни. Рамбам пишет, что если человек закрывает дверь и наслаждается праздничной трапезой только со своими домашними (не позволяя при этом бедным войти и попросить еды), считается, что он не выполняет заповедь, а лишь наполняет свое брюхо. Поэтому в праздники нужно приглашать на трапезу бедных или хотя бы позаботиться, чтобы у них было все необходимое для проведения праздника.

Однажды в праздник Суккот к главному раввину Вильнюса, раву Хаиму Озеру Гродзенскому, пришел еврей, у которого не было ни еды, ни сукки. Рав Хаим Озер попросил, чтобы ему подали еды, а сам извинился и сказал: «Вы можете спуститься в сукку и поесть, а я останусь дома, потому что неважно себя чувствую, и как вы знаете, больной человек не обязан есть в сукке». Когда гость уже сидел за роскошно накрытым столом в сукке, он увидел, как раби Хаим с трудом спускается вниз. Гость был просто поражен, а раби Хаим подошел и объяснил свое поведение следующим образом: «Меня вдруг посетила мысль о том, что больной человек хоть и освобожден от заповеди сидеть в сукке, тем не менее, не освобожден от заповеди принимать гостей, и ведь праотец Авраам делал это, даже когда испытывал боль (после обрезания). Так что неуважительно и неприемлемо, что мой гость будет сидеть в сукке один, а я буду в это время дома».

14. Заповедь «принимать гостей» может выполнить и женщина, но при этом нужно избегать ненужных разговоров и нарушения ихуда (запрет уединения мужчины и женщины), тем более, если она не замужем, или муж не находится в городе. Она должна при этом вести себя предельно скромно. Не следует также женщине выходить на улицу, чтобы раздавать еду бедным; эту заповедь она может выполнить и рядом с домом.

15. Не принято, чтобы женщина в обществе пила крепкие напитки. Даже если дома муж позволяет ей пить вино и другие спиртные напитки, находясь в гостях, она должна избегать этого.

16. Не следует приглашать в дом недостойных людей.

17. В прошлом, когда существовал Храм, еврей мог принести жертвы и искупить свои грехи. Но после разрушения Храма наш стол, за которым мы едим, подобен очищающему нас жертвеннику. И если за ним сидят мудрецы Торы, трапеза приравнивается к жертвоприношению (когда Всевышний принимал дары, поднятые на жертвенник).

18. Нельзя говорить гостю: «Заходи и поешь со мной, поскольку я когда-то ел у тебя», чтобы это не выглядело, как возврат долга. Ведь если это будет восприниматься как выплата долга, возникает проблема с рибитом (процентами): если гость съест больше, это будет подобно возврату долга с процентами. Но разрешается говорить человеку «Поешь сначала со мной, а в другой раз я приду к тебе в гости», независимо от того, какое количество еды ест каждый.

19. Заповедь проводить гостей (и указать им дорогу, чтобы они не заблудились) считается даже более важной, чем заповедь принимать их. Мало того, тот, кто из-за лени не провожает гостей, приравнивается к убийце. В прошлом бейт-дин назначал людей, которые помогали путникам выйти из города в нужном направлении и снабжали их минимальным запасом еды на дорогу. Главным образом, эта заповедь касается людей, незнакомых с местностью.

Однажды в доме одного из богатейших людей Вильнюса вспыхнул пожар. Все знали, что этот человек всегда радушно принимал гостей, поэтому все были очень удивлены. Некоторые решили спросить Виленского Гаона, почему добрые дела этого богача не защитили его от пожара. Гаон ответил: «Этот человек давал всем еду и питье, но никогда не провожал своих гостей». ЭШеЛь — это сокращение, образованное от трех слов: ахила (еда), штия (питье) и левая (заповедь проводить гостей). Но у него остались только буквы «алеф» и «шин», что вместе образует слово «эш» (огонь). Так что эта заповедь не смогла защитить его от огня.

 

В преддверии Субботы каждый богобоязненный иудей готовит самые вкусные и самые любимые блюда, а также считает за честь, если на его Шабатнюю трапезу придут гости. Многие мудрецы разных поколений всю неделю себе оказывали в лакомствах и оставляли лучшее, чтоб поставить это гостям на стол в Субботу.

Евреи во всем мире каждую неделю «выключают» все материальное и проводят день Шабата в покое и благодарности Творцу. Ведь Шабат — одна из основ иудаизма. Не даром же говорят, что соблюдение законов этого святого дня сохранило евреев как народ, а народ сохранил Царицу Субботу. Тут есть простая закономерность, ведь уже более трех тысяч лет еврейские женщины во всем мире зажигают свечи, застилают стол белой скатертью (как символ мана, который выпадал в пустыне и был пропитанием евреям), ставят на него самые традиционные и изощренные кошеные блюда и в семейном теплом кругу с нетерпением ждут в дом гостей. Гостеприимство — это отдельная и очень важная заповедь для еврейского народа.

Приведем доказательство из Торы (книга Берешит): праотец Авраам Авейну «сидел у входа в шатер в знойный день» и разговаривал со Вс-шним. В это время мимо проходили три бедуина, и вопреки столь высокой Награде — шхины [ Б-жественного присутствия — прим. Л.Л. ] — Авраам просит Творца подождать и продолжить разговор после, чтоб он смог исполнить заповедь гостеприимства. Он бежал встречать гостей, прервав разговор с самим Создателем. Из этого иудеи учат, что данная Заповедь выше, чем даже прямой разговор с Творцом. Что же означает «знойный день»? Это был третий день после обрезания Авраама, и он себя плохо чувствовал, но и это не помешало ему исполнить Заповедь! Еще один аргумент приводит Раши: «Создал Вс-шний необычайно жаркий день, чтобы не утруждать его гостями, но, увидев, что тот опечален, ибо нет у него гостей, послал ангелов под видом людей ».

Барух Нахсон. Авраам встречает 3 ангелов

Так что гость в еврейском доме, как видите, издревле в особом почете, а принимать гостей — особая мицва для каждого иудея.

Раббанит Инна Маркович с мужем живет в Украине уже почти 15 лет. Все это время в их доме от 20 гостей на каждую из 3 трапез Шабата. Оба супруга росли в религиозных семьях. Суббота для них — это свечи, вино, халы и гости. После свадьбы Инна еще не очень умела готовить, но люди в их доме в Субботу уже были.

Инна Маркович рассказала о том, почему ее семья одной из первых подхватила идею «Шабат хост», и почему гости в Субботу — это так важно.

Сегодня люди более замкнутые. Старшее поколение еще помнит традицию гостин, когда было принято не только ходить друг к другу домой, но и оставаться ночевать. Сегодня все больше общение происходит не «с глазу на глаз» и не на личной территории, а в кафе. Дом — это же внешнее отображение внутренней сути человека! Впуская кого-то в нашу обитель, мы автоматически приоткрываем частичку внутреннего «я», раскрываем свою истинную суть, даем возможность познать нас и открываем перед гостем свое самое ценное — дом, семью, атмосферу, традиции… Все то, что есть глубинным пониманием заповеди «Гостеприимство».

Авраам же был очень богатым человеком. Он же мог жить в своем доме и построить для гостей гостиницу. Но цель не в том, чтоб дать человеку просто тарелку с едой или ночлег, ведь наши гости не являются нуждающимися… Не сказано же в Писании: «Построй гостевой дом и предоставь пристанище », а написано: «Прими гостя к себе домой ». Ведь цель в иудаизме — делиться опытом.

Как правильно принимать гостей?

1. Важно создать психологический комфорт для пришедшего. Люди могут вас лично вообще не знать. Они просто позвонили в проект и изъявили желание провести Шабат в семье. Соответственно, будут чувствовать себя неудобно, скованно, тем более что находятся на «чужой» территории и среди незнакомых людей.

2. Корректно поинтересоваться у гостя, первый ли это Шабат для него. Это может быть еще одним фактором его стеснения: он будет бояться сделать что-то не так или сидеть всю трапезу в напряжении, не понимая, что происходит и зачем. Помните, что вы должны осторожно объяснять каждую часть трапезы и подсказывать наперед. При этом не занимайтесь нравоучениями, пришедший — не ваш воспитанник, он гость!

3. Принимая новых людей, предусмотрите на столе не мясные блюда и не жареные, ведь ваш гость может быть вегетарианцем или иметь проблемы с желудком. Тогда он сможет в полной мере насладиться трапезой: уйти от вас не только духовно сытым, но и физически. Просто поставьте несколько нейтральных блюд. Не начинайте разговоры, мол, «мясо полезное… чего не едите…»

4. Если для принимающей стороны есть факторы, которые принципиальны в их доме (не звонить в дверь, не говорить по телефону или, к примеру, снимать обувь), оговорите их в момент приглашения, но в качестве просьбы. Например: «Постучите, пожалуйста, в дверь. Мы звонок не используем в Шабат». Не усугубляйте дискомфорт, показывая неосведомленность гостя.

5. Когда гость спрашивает, что принести, я отвечаю: «Большую улыбку!». Но если светский человек даже приходит с подарком, например, с цветами, не нужно с порога рассказывать, что это неправильно. Со временем он сам к этому придет. Ваша задача в этот момент предоставить ему опыт и не убить желание к познанию основ иудаизма. Важно, соблюдая Галаху [законы иудаизма], не обидеть человека.

6. Правильно проводите гостя. У нас с мужем есть своего рода дежурства: если человеку нужно уйти, когда большинство гостей еще сидит за столом, то кто-то один из нас остается с гостями, второй провожает. Мы благодарим за то, что гость разделил с нами Шабат. За порогом квартиры у нас не принято провожать взглядом, чтоб не смущать никого: мы закрываем дверь «без долгих проводов». Ведь, с одной стороны, в нашем подъезде находится лифт, а с другой — лестница. В Шабат мы не пользуемся первым: как спуститься на улицу — выбор гостя.

7. В ситуации, когда гость засиделся, помните: цель гостеприимства — не личный комфорт хозяев, а пришедших к нам гостей. Возможно, человеку холодно в душе и ему необходимо общение. Эта потребность столь же важна для людей, как и еда! Ведь когда слышите, что гость голоден, вы же накрываете стол и кормите человека? А есть люди, которые также голодны в районе души. Попадая в семью, они начинают оттаивать и насыщаться семейной теплотой и душевным разговором.

8. Мы стараемся скомпоновать гостей еще и по группам интересов. Если понимаем, что у нас в гостях будут более знающие Галаху, мы можем поднимать за столом глубокие темы, детально разобрать главу Торы, вести диалог.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: