Семинар. Россия в конце XIX- первой четверти ХХ века




1. Внешняя и внутренняя политика Российской империи в последние годы ее существования.

2. Россия в I Мировой войне.

3. Революции в России: их значение и последствия.

4. Гражданская война и формирование Советского государства. Место РСФСР и СССР в мире.

 

Основная литература:

1. Данилов, Александр Анатольевич. История России с древнейших времен до наших дней. В вопросах и ответах: учебное пособие [для вузов] / А. А. Данилов.— М.: ТК Велби, 2004.— 317 с.

3. История России: в 2 т.: [учебное пособие] / под ред. чл.-кор. А. Н. Сахарова; РАН, Ин-т рос. истории.— М.: АСТ: Астрель: Ермак, 2003.— (Учебник для вузов).

4. Нарочницкая, Наталия Алексеевна. Россия и русские в мировой истории / Н. А. Нарочницкая.— М.: Международные отношения, 2004.— 536 с.

5. Павленко, Николай Иванович. История России с древнейших времен до 1861 года: рек. М-вом образования Рос. Федерации в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "История" / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров; под ред. H. И. Павленко.— 3-е изд., перераб. — М.: Высшая школа, 2004.— 536 [16] с.: ил.

6. Пайпс, Ричард. Россия при старом режиме: [перевод с англ.] / Р. Пайпс.— М.: Захаров, 2004.— 495 с. — Имен. указ.: с. 491-423.

7. Русская история с древнейших времен до наших дней: рек. М-вом общего и проф. образования Рос. Федерации в качестве учеб. пособия для студентов вузов / А. Ю. Дворниченко, Е. В. Ильин, Ю. В. Кривошеев, Ю. В. Тот.— 5-е изд. — СПб. [и др.]: Лань, 2004.— 446 с.: ил.

8. Федоров, Владимир Александрович. История России. 1861-1917: рек. МО РФ в кач-ве учеб. для студ. высших учеб. заведений, обуч. по ист. спец-ти и ист. направл. / В. А. Федоров; МГУ им. М. В. Ломоносова.— Изд. 2-е, испр. — М.: Высшая школа, 2004.— 384 с.: [8] л. карты.

9. Шикман, Анатолий Павлович. Кто есть кто в российской истории: биографический словарь- справочник: [ок. 700 статей] / А. П. Шикман.— М.: Вагриус, 2003.— 656 с.

Методические рекомендации:

1. Рассмотрите роль Дальнего Востока во внешней политике России на рубеже XIX - XX веков. Что толкало Россию к экспансии в этом направлении? Какие круги в правительстве России и близкие к нему поддерживали эту политику, а какие выступали против и почему? Как относились к дальневосточной политике России наши внешнеполитические союзники, и в первую очередь Франция? Как развивались в этом контексте русско-германские и русско-английские отношения? Выявите причины возникновения русско-японской войны. Кто был в ней заинтересован? Постарайтесь определить причины, приведшие к поражению России в войне с Японией. Почему, несмотря на неудачи в войне, Портсмутский мир оказался сравнительно легким для России? Как повлияла русско-японская война на внешнюю политику России в 1905-1914 гг. Проследите смену министров иностранных дел и соотнесите личные предпочтения министров с проводимой ими политикой и колебаниями государственного курса, вызванными позицией Николая II. Особое внимание следует уделить русско-английскому сближению и разделу сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете, завершившему формирование ядра Антанты. Какую политику Россия проводила на Балканах? Оцените, насколько успешно действовало российское министерство иностранных дел в этом направлении. Отвечала ли внешняя политика России конца XIX- начала XX собственным интересам России?

Во внутренней политике следует особое внимание уделить формированию стабильной финансовой системы. Прежде чем обратиться к С.Ю. Витте, сделайте ретроспективный анализ финансовой политики, проводившейся А.А. Абазой, Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградским. В чем особенность реформы 1897 г. Обратите внимание на сохранение размена рублей на золото даже в условиях первой русской революции. К каким последствиям привела эта политика?

Детального изучения заслуживает формирование в России парламентаризма (особое внимание уделите Манифесту 17 октября 1905 г., Основным законам Российской империи 23 апреля 1906 года). Узнайте, какие события вынудили правительство пойти на создание народного представительства с законодательными полномочиями. Когда впервые на государственном уровне обсуждались подобные проекты в России? Чем отличался первоначальный проект от реализованного в течение 1905-1906 гг. Почему В.Н. Коковцев с трибуны Государственной Думы мог заявить «У нас, слава Богу, парламента нет!»? Можем ли мы назвать государственный строй России после создания Думы конституционной монархией? Почему? Рассмотрите также политический состав первой и второй Дум и подумайте, почему обе первые Думы оказались неработоспособными. Почему события 3 июня 1907 г. получили название «переворот»? Найдите ответ в действовавших на тот момент законах Российской Империи. Почему III и IV Дума оказались более работоспособными? Изучите спектр политических партий, действовавших в России, определите, на какие слои населения каждая из них ориентировалась, к каким целям стремилась, какие методы борьбы считала допустимыми и почему?

Одним из важнейших пунктов во внутренней политике России была аграрная реформа, начатая П.А. Столыпиным в 1906 г. Вспомните особенности крестьянского земледелия и землевладения в России. Как повлияла реформа 1861 г. на положение крестьян? Из каких предпосылок исходил П.А. Столыпин, планируя аграрную реформу, что надеялся получить в итоге? Постарайтесь выяснить, почему в истории именно этой реформе придается столь большое значение, и почему о ее результатах ведутся столь напряженные споры? Уделите внимание личности П.А. Столыпина. Почему он был так ненавистен социалистам-революционерам, что стал объектом многочисленных покушений с их стороны. Было ли это связано с крестьянской реформой? Как оценивали перспективы реформы современники П.А. Столыпина. Сформируйте на основании изученного материала свое отношение к столыпинской аграрной реформе.

2. Изучая проблемы участия России в I Мировой войне необходимо провести ретроспективный анализ истории формирования двух противоборствующих блоков - Антанты и Тройственного союза, - начиная со второй половины XIX века и заканчивая 1914 годом. Важно рассмотреть развитие российской экономики и промышленности в предвоенные годы (особенно - 1907-1913 гг.), оценить положение России в мире, сравнив экономическое развитие нашей страны с ведущими иностранными державами - США, Великобританией, Францией, Германией, Австро- Венгрией. Важно выделить глубинные причины войны для всех противоборствующих сторон, посмотреть воспоминания крупных государственных деятелей той эпохи: в чем они видели причины войны и как оценивали свою роль и роль государств, которым они служили, в начале I Мировой войны? Обратите особое внимание на обстоятельства начала войны: что послужило непосредственным поводом к войне? Как вели себя заинтересованные стороны в последние месяцы и дни перед войной? Была ли война неизбежной после убийства Франца-Фердинанда? Кто кому первым объявил войну? Постарайтесь выстроить хронологию вступления в войну различных государств.

Приступая к рассмотрению военных действий, для начала следует определить, когда и какой театр военных действий был основным? Проанализируйте количество войск, задействованных сторонами на различных фронтах, и, исходя из этого, постарайтесь определить главный и вспомогательный театры военных действий для каждого года войны. Как развивались отношения России с союзниками в годы войны? Только ли Россия жертвовала своими солдатами, начиная наступление прежде намеченного срока, чтобы спасти своих западных союзников? Рассмотрите основные операции России на фронте: в чем причины поражений и неудач? Что заставило Николая II лично возглавить армию в условиях войны, и насколько уместным был этот шаг? Как развивалась жизнь внутри страны? Почему менялось отношение общества к войне - от восторженно-патриотического до полного неприятия? Каково было отношение к войне различных партий? Самое пристальное внимание следует уделить кризисным явлениям в повседневной жизни страны, особенно сильно сказавшимся на жизни крупных городов. В первую очередь речь идет о транспортном кризисе, а также последовавшим за ним топливном и продовольственном.

3. События 1917 г. требуют от студента особого внимания к деталям, поскольку эти события долгое время мифологизировались - происходила их героизация в советское время и демонизация - уже в начале 1990-х.

Первая проблема, которую предстоит для себя решить студенту: сколько в 1917 г. было революций: одна, длиною в год, или две - февральская и октябрьская? Или одна февральская, а октябрьские события - просто вооруженный переворот? Постарайтесь ознакомиться с аргументацией каждой из сторон, доказывающих свой взгляд на эти события. Посмотрите в словарях и справочниках значение слова «революция» и, изучая события 1917 г., соотнесите их с этим термином. Сформируйте и обоснуйте свое мнение о том, сколько и каких революций было в 1917 г. и почему. Рассмотрите обстоятельства, связанные с началом революции в феврале 1917 г. Как развивались события? Можно ли назвать эту революцию подготовленной? Объясните, почему революционные массы стали стекаться в поисках власти к Таврическому дворцу? Как проходило отречение Николая II от престола, и какие вопросы связаны с этим? Рассмотрите обстоятельства формирования Временного правительства, его партийный состав и образование двоевластия с Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов (сокращенно - Петросовет). Постарайтесь разобраться, почему ни Временное правительство, ни Петросовет не могли взять на себя всю полноту власти в стране. Какую политику внутри страны проводило Временное правительство? Как вела себя Россия при новом правительстве во внешней политике? Обратите внимание на продолжение участия России в I Мировой войне и отношение к этому широких народных масс. С чем больше связаны кризисы Временного правительства - с внешней или с внутренней политикой? Как развивалась партийная борьба во Временном правительстве, Петросовете, на улицах Петрограда? Какова роль партии большевиков в событиях, происходивших в России и Петрограде весной-летом 1917 г.? Рассмотрите события, связанные с созывом Государственного совещания и мятежом генерала Корнилова. Какова роль большевистской партии в пресечении мятежа, и как повлияли эти события на вооружение отрядов Красной гвардии? Какие меры предпринимало Временное правительство для удержания власти? Почему они оказались неэффективными? Рассмотрите процесс подготовки большевиками захвата власти в октябре 1917 г. В чем отличие февральских и октябрьских событий в 1917 г.? Что позволило большевикам захватить власть? Рассмотрите формирование и состав первого советского правительства.

4. Прежде всего, определите, какие силы действовали в России в конце 1917 г. В каких отношениях они находились с различными иностранными государствами? В чем причины Гражданской войны? Какова ее периодизация? Почему нет единого мнения о начале и конце Гражданской войны в России? Рассмотрите силы, вовлеченные в Гражданскую войну: большевиков и их союзников, монархистов, национальные и сепаратистские движения, различные буржуазные и либеральные силы, в том числе состоящие из представителей Учредительного собрания, анархистов и т.д. Как развивались события на национальных окраинах? Как складывались отношения советской власти с Польшей, Финляндией, Прибалтикой? Как развивалось Белое движение? Обратите особое внимание на 1919 год - переломный момент в ходе Гражданской войны. Не упустите из виду два важнейших обстоятельства: интервенцию и внутренние противоречия между участниками Белого движения (в частности, между А.В. Колчаком и Г.М. Семёновым). Определите факторы, позволившие большевикам одержать победу над противниками и удержать власть. Обратите также внимание на белый и красный террор в ходе Гражданской войны, восстание моряков в Кронштадте в 1921 году и тамбовское восстание 1920­1921 гг.

Рассматривая формирование советского государства в 1918-1920 гг. обратите внимание на первые законодательные акты советской власти. Следует изучить проблему взаимоотношений органов государственного управления и руководства партии во внутренней и особенно во внешней политике (в частности, различия в политике, проводимой Народным комиссариатом иностранных дел (сокращенно - НКИД) и III коммунистическим интернационалом (сокращенно - Коминтерном).

Необходимо детально ознакомиться с особенностями экономической политики советской России, выявить предпосылки продразверстки (первые случаи применения которой приходятся еще на годы царствования Николая II) и ее место в политике военного коммунизма. Требуется выделить сильные и слабые стороны политики военного коммунизма: как сказались предпринимаемые меры на развитии страны, жизни людей в городах и на селе, почему в дальнейшем было решено отказаться от проведения этой политики? В чем ее слабые места? Не забудьте обратиться к первым актам СНК - декрету о мире и декрету о земле, Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, конституции РСФСР 1918 г. Какие идеи были заложены в этих документах?

Во внешней политике необходимо рассмотреть обстоятельства выхода РСФСР из I Мировой войны. Чем было обусловлено это решение? Насколько оно отражало стремления населения страны и отвечало ее насущным интересам? Еще одна важнейшая проблема - обеспечение международного признания РСФСР. Рассмотрите опыт первых дипломатических миссий РСФСР за рубежом. С какими трудностями приходилось сталкиваться советским полпредам и РСФСР в целом? Почему процесс признания нового государства был столь труден и долог?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: