Положение
О Региональном конкурсе
«Слово через призму родного языка»
Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет статус, цель, задачи и порядок проведения Регионального конкурса «Слово через призму родного языка» (далее – Конкурс).
1.2. Организатор Конкурса – государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» (далее – Институт).
1.3. Площадкой проведения Конкурса является сообщество на сайте «ВКонтакте» https://vk.com/event197870326.
Цель и задачи Конкурса
2.1. Целью Конкурса является привлечение внимания к родному языку как источнику понимания культурных традиций народа и основе национальной идентичности.
2.2. Задачи:
поддержка интереса подростков к своей родной культуре, к языку своих родителей и предков;
содействие развитию духовно-нравственных ориентиров молодого поколения;
развитие самостоятельного творческого мышления и письменной речи;
создание условий для повышения самооценки обучающихся;
пробуждение интереса к научному изучению предмета;
повышение общекультурного уровня учащихся, желания вдумчиво и бережно относиться к родному слову;
активизация навыков самостоятельной работы обучающихся со словарями;
совершенствование функциональной грамотности участников;
стимулирование интереса участников Конкурса к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.
Участники Конкурса
3.1. Участниками Конкурса являются обучающиеся 5 ‒ 11 классов общеобразовательных организаций всех типов и педагоги (учителя русского языка и литературы и учителя родного языка и родной литературы).
3.2. Участие в Конкурсе добровольное и бесплатное.
Руководство Конкурсом
4.1. Для руководства Конкурсом создается организационный комитет (далее – Оргкомитет).
4.2. В состав Оргкомитета входят сотрудники Института.
4.3. Оргкомитет выполняет следующие функции:
организация приема заявок;
определение критериев оценки работ;
анализ и обобщение опыта проведения Конкурса.
Сроки проведения Конкурса
5.1. Прием заявок и регистрация участников проводятся с 18 октября 2021 года по 20 ноября 2021 года на странице Конкурса на сайте «ВКонтакте» https://vk.com/event197870326.
Порядок проведения Конкурса
6.1. Конкурс проводится в дистанционной форме.
6.2. Для участия в Конкурсе необходимо зарегистрироваться на сайте «ВКонтакте», присоединиться к сообществу «Слово через призму родного языка» https://vk.com/event197870326.
6.3. Конкурсантам необходимо разместить заявку на участие в Конкурсе (приложение к Положению о Региональном конкурсе «Слово через призму родного языка») и работу на странице Конкурса на сайте «Вконтакте» https://vk.com/event197870326.
6.4. Заявки на участие в Конкурсе и работы принимаются до 20 ноября 2021 года включительно.
6.5. В рамках Конкурса предусмотрено два направления:
‒ конкурс для учащихся;
‒ конкурс для педагогов.
6.6. Конкурс проводится по следующим номинациям:
6.6.1. Для учащихся:
‒ конкурс портретных очерков («Портрет одного слова»);
‒ конкурс исторических очерков («История одного слова»);
‒ конкурс проблемных очерков («Проблемы одного слова»).
6.6.2. Для педагогов:
‒ конкурс уроков;
‒ конкурс внеклассных мероприятий.
6.7. Работы, не соответствующие тематике Конкурса, не рассматриваются.
6.8. Работы принимаются только при условии заполнения заявки на участие в Конкурсе.
6.9. В случае затруднений при размещении материалов на сайте «Вконтакте» отправлять заявку на участие в Конкурсе и работу по электронной почте grom-v07@mail.ru (Громовой Виктории Ивановне с темой письма «Слово через призму родного языка»).
Жюри Конкурса
7.1. В состав жюри входят сотрудники Института и учителя общеобразовательных организаций.
7.2. Жюри рекомендует участников к награждению дипломами.
Требования к работам Конкурса
8.1. Основная тема Конкурса – наименования предметов традиционной русской одежды (например, бекеша, епанча, зипун, кафтан, опашень, ферязь).
8.2. Виды работ Конкурса:
‒ исторический, проблемный или портретный очерк (для учащихся),
‒ сценарий урока или внеклассного мероприятия (для педагогов).
8.3. В портретном очерке автор исследует одно слово и его особенности. Необходимо указывать подробности (лексические, словообразовательные и грамматические), которые делают это слово неординарным.
8.4. В историческом очерке излагаются и анализируются реальные факты, касающиеся возникновения слова, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.
8.5. В проблемном очерке автор вступает в диалог с читателем. Сначала обозначается проблемная ситуация, а потом соображения по этому поводу, подкрепляемые собственными знаниями, официальными данными, художественно-изобразительными средствами.
8.6. К сценарию урока предъявляются следующие методические требования:
корректный выбор уровня образования, предмета, уровня изучения, контролируемых элементов содержания;
содержание соответствует требованиям ФГОС к результатам обучения, Примерной основной образовательной программе соответствующего уровня образования, возрастным особенностям обучающихся;
представлено разнообразие и чередование видов деятельности (не менее 5 видов деятельности).
8.7. В качестве внеклассных мероприятий могут быть предоставлены презентации, статьи, доклады, рабочие программы, конспекты классных часов, разработанные мероприятия и т.д. Конкурсные материалы должны быть авторскими, т.е. разработанными непосредственно участником Конкурса. Разработки могут являться новыми материалами или уже публиковавшимися в сети Интернет.