Митрофан, епископ Владимирский, игумен Даниил Успенский, Пахомий архимандрит и




Священномученик Митрофан, епископ Владимирский, игумен. Даниил Успенский, Пахомий архимандрит

и Феодосий Спасский (+ 1238)

Благоверные князья Всеволод, Мсти­слав, Владимир, Димитрий, Агафия

, Феодора, Мария и Христина (+ 1238)

Преподобный. Феодосия, в иночес­т­ве Евфросиния (+ 1244)

Благоверный князь Феодор (+ 1246)

Благоверный князь. Димитрий Святославич, кн. Юрьевский (+ 1269)

Святитель Феодор, епископ Владимирский (+ 1286)

Благоверный князь Димитрий (+ 1294)

Святитель Василий, епископ Рязанский (+ 1295)

Благоверный князь Феодор Стародубский (+ 1330)

Преподобный Михаил Вязниковский, Верижник (+ 1333)

Благоверная княгиня Евдокия (XIV в.)

Преподобный Иов, архимандрит Владимирский (XV в.)

Преподобный Аркадий Вязников­ский (+ 1592)

Преподобные Прохор и Вассиан Ястребские (+ 1592)

Праедник. Савва Мошокский (+ 1592)

Блаженный Пар­фений Суздальский (+ втор. пол. XVI в.)

Прав. Григорий, Евфросиния, Артемий и Димитрий Китовские, Шуйские чудотворцы (+ не позднее 1-й четв. XVII в.)

Преподобный Дионисий Переяславский (+ 1645)

Святитель Софроний, архиеп. Суздальский (+ 1654)

Преподобный Лукиан Александровский (+ 1654)

Преподобный Корнилий Александровский (+ 1681)

Прав. Карп Медушский, Ков­ровский (XVII в.)

Преподобный Феодосия Муромская (XVII в.)

Преподобный Зосима Александровский (+ ок. 1713)

Блаженная Евдокия Суздальская (+ 1776)

 

 

Святитель Симон (+ первая пол. XII в.)(данных нет)

Благоверный князь Борис Туровский родился не позднее 1131/1133 в семье ростово-суздальского кн. Юрия Долгорукого от первого брака с половчанкой, дочерью хана Аепы Осеневича, младший брат блгв. кн. Андрея Боголюбского. Впервые упоминается в феврале 1147 года как участник вооруженной борьбы за киевский стол, которую вел Юрий Долгорукий против своего племянника, тогдашнего киевского кн. Изяслава Мстиславича. После первого вокняжения Юрия в Киеве в августе 1149 года Борис Юрьевич получил от отца в держание Белгород (под Киевом), активно участвовал в военных действиях против Изяслава на Волыни, но был вынужден оставить Белгород в результате повторного захвата Киева Изяславом в марте 1151 года. Когда Юрий Долгорукий снова овладел Киевом весной 1155 года, Борису Юрьевичу достался в удел Туров, который, однако, он не смог удержать после смерти отца (15 мая 1157), судя по тому, что не позднее зимы 1157/58 года на туровском столе оказался Юрий Ярославич, внук киевского кн. Святополка Изяславича (1093-1113). Князь Борис скончался 2 мая 1159 года, владея, вероятно, каким-то уделом в Суздальской земле, в который входила Кидекша под Суздалем, поскольку именно в местной церкви св. князей Бориса и Глеба, основанной Юрием Долгоруким, он был похоронен; там же упокоились его жена и в 1202 году - дочь Евфросиния. В 1675 году полуразрушенную гробницу князя Бориса осматривал суздальский воевода Т. Савёлов, описавший ее в письме к Суздальскому архиеп. Стефану. Среди прочего воевода сообщил о нетленности мощей князя ("кости целы"). По-видимому, с этого времени можно говорить о начале местного почитания Бориса Юрьевича.

Благоверный князь Изяслав старший сын великого князя Владимирского Андрея Юрьевича Боголюбского. Точный год рождения Изяслава не известен. Он был старшим из сыновей великого князя Владимирского Андрея Юрьевича Боголюбского от брака с Улитой Степановной Кучко. Впервые в летописях Изяслав упоминается в 1159 году, когда отец оправил его с муромской дружиной на помощь князю Святославу Владимировичу Вщижскому, который был осаждён во Вщиже князьями Святославом Ольговичем Черниговским и Всеславом Васильковичем Полоцким. Когда осаждавшие узнали о подходе подмоги, они предпочли заключить мир с вщижским князем. В 1164 году Изяслав принял участие в походе отца на волжских булгар. Во время похода армия Андрея Боголюбского захватила город Бряхимов, кроме того, три булгарских города были сожжены. Изяслав умер 28 октября (по другим сведениям в сентябре) 1165 года во Владимире и был похоронен «съ плачемъ великомъ» во владимирском Успенском соборе. Неизвестно, владел ли Изяслав каким-то уделом. Женат он не был, детей не оставил

Благоверный князь Мстислав родился в 1125/1126 или 1132/1135 году. Сын Изяслава Мстиславича. Как и его отец, будучи представителем старшей линии Мономаховичей, на протяжении всей своей жизни уступал в старшинстве другим Рюриковичам, тем не менее пользовался симпатиями киевской знати. Жена с конца 1149—1151 г. Агнешка Болеславовна (1137- после 1182) дочь князя Польского Болеслава III Кривоустого- трое сыновей: Роман Мстиславич Галицкий (ок. 1153- 1205)- князь волынский (1170- 1187, 1188- 1199), галицкий (1188), первый князь галицко-волынский (1199- 1205), великий князь Киевский (1201, 1204); Всеволод Мстиславич Волынский (ок. 1155- 1195)- князь Белзский (1170- 1195), Владимиро-Волынский (1188); Владимир Мстиславич (ок. 1158- 1170). Возможно от неизвестной 1-й жены или внебрачный: Святослав Мстиславич (князь червенский) (ок. 1148- упом. 1182). Выдвинулся на политическую арену в 1146 году, когда помог отцу Изяславу Мстиславичу отнять Киев у северского князя Игоря Ольговича. Тогда же Изяслав посадил его в Переяславле Южном. Участвовал почти во всех войнах своего отца с Юрием Долгоруким; в 1152 году привёл на помощь отцу многочисленное венгерское войско, которое южнее Перемышля на р. Сан нанесло поражение Владимирку Галицкому, свату и союзнику Юрия. В 1153 году дважды победил половцев, на берегах рек Орели и Псёла. После смерти отца (1154) Мстислав вместе с дядей Ростиславом Мстиславичем Смоленским, занявшим киевский престол, и Святославом Всеволодовичем, племянником северского князя, выступил против Изяслава Давыдовича Черниговского, также претендовавшего на Киев. В это время в Киеве умер Вячеслав Владимирович, Юрий Долгорукий двинулся из Суздаля в Киев через смоленскую землю. На помощь к Изяславу пришли Глеб Юрьевич и половцы, и Ростислав отрёкся от Киева за себя и от Переяславля за племянника, что вызвало негодование Мстислава и отвод им войск. Половцы нанесли удар по войскам союзников и взяли много пленных, в том числе Святослава Всеволодовича (позже вызволенного из плена Изяславом Давыдовичем). Мстиславу пришлось уехать к брату в Луцк. В 1155 году, осаждённый Юрием в Луцке, удалился в Польшу, но в следующем году появился с новыми войсками в Волынской земле, выгнал оттуда своего дядю Владимира. Поход Юрия на Мстислава был безрезультатным. Мстислав вступил в коалицию с дядей Ростиславом Смоленским и Изяславом Черниговским против Юрия. В это время (1157) последний скончался; киевский стол занял Изяслав Давыдович Черниговский. Уже в конце 1158 года Изяслав поддержал претензии на галицкий престол двоюродного брата Ярослава Осмомысла, Ивана Берладника. К союзу Галича, Волыни и Смоленска присоединился двоюродный брат Изяслава Святослав Ольгович, который после перехода Изяслава в Киев занял Чернигов. Несколько лет Изяслав с помощью половцев и северского князя Святослава Всеволодовича боролся за Киев и Чернигов, но безуспешно. Мстислав с галицкой помощью дважды изгонял из Киева Изяслава, однако, оба раза уступал престол старшему в роду Мстиславичей, своему дяде Ростиславу. За это Мстислав получил от него удел в Киевской земле с городами Белгород-Киевский, Треполь и Торческ, обязавшись за это защищать юг Руси от набегов половцев. Киевляне призвали Мстислава на великое княжение в 1167 году, после смерти Ростислава Мстиславича. Согласно Лаврентьевской летописи, Мстислав выгнал из Киева своего дядю Владимира Мстиславича. Согласно Ипатьевской летописи, Владимир Мстиславич был во главе коалиции князей, собиравшихся признать Мстислава киевским князем в обмен на киевские волости для себя, и Мстислав послал в Киев впереди себя племянника, Василько Ярополчича, поручив ему сидеть в Киеве до своего прихода, а сам тем временем соединился со своими галицкими, польскими и городенскими союзниками. Владимир Мстиславич был разбит Мстиславом под Вышгородом, но Мстиславу пришлось согласиться с присутствием в Киевской земле владений клана Ростиславичей: Рюрик Ростиславич удержал г. Овруч (Вручий), а Мстислав Ростиславич — Вышгород. Примечательное обстоятельство в связи со сбором войск для похода на половцев упоминает летопись: «были тогда Ольговичи в воле Мстислава». Весной 1168 года Мстислав предпринял большой поход против половцев во главе киевских, чернигово-северских, переяславских, волынских, туровских и городенских полков, нанёс им тяжелое поражение у «Чёрного леса», обезопасил торговые пути, захватил огромную добычу, освободил многих русских пленных. Эта победа прославила Мстислава и привела к тому, что новгородцы в том же году изгнали князя Святослава Ростиславича и попросили у Мстислава на княжение его сына — Романа Мстиславича. Однако такое резкое усиление обеспокоило северских и суздальских князей (свою роль сыграло и то, что они традиционно были в союзе с половцами, тогда как киевляне опирались на чёрных клобуков). В 1169 году Андрей Боголюбский собрал против Мстислава грандиозное войско во главе со своим сыном Мстиславом, в которое вошло большинство русских князей, в том числе смоленские Ростиславичи. Несмотря на то что поход не поддержал черниговский князь Святослав Всеволодович, галицкий князь Ярослав Владимирович, туровские и городенские князья, Мстислав не смог удержать Киев (март 1169) и удалился на Волынь, оставив семью в руках неприятелей. Киевским князем стал не сам Андрей Боголюбский, а его младший брат Глеб Переяславский, но киевляне не желали мириться с новым порядком. Зная об их настроениях, Мстислав в марте 1170 года с луцкими, галицкими, туровскими и городенскими полками вошёл в Киевскую землю, занял Поросье и вступил в Киев, жители которого без боя открыли ворота любимому князю. Давыд Ростиславич сел в осаду в Вышгороде, а Глеб Юрьевич бежал к половцам и привёл от них войско. Тем временем союзники, начиная с галичан, покинули Мстислава, и в апреле 1170 года он был снова вынужден оставить Киев и уехать на Волынь. В августе того же года Мстислав Изяславич умер от болезни во Владимире-Волынском, но уже в следующем году на киевском княжении умер и Глеб.

 

Благоверный великий князь Михаил Юрьевич родился около 1154 года в Городец-на-Волге. Был 10 сын великого князя Юрия I Владимировича Долгорукого и великой княгини Елены Мануиловны (урожд. Принцессы Восточной Римской Империи, дочери Императора Мануила I Комнина). В супружестве с Февронией (происх. неизвестно). В 1161 был изгнан своим братом св. Благоверным Великим Князем Андреем Юрьевичем Боголюбским из Суздаля. Примирился с братом и получил в княжение Торческ (1169). Поддерживал брата Глеба, посаженного в 1169 Андреем Боголюбским на Киевский престол, в его борьбе с половцами. Участвовал в борьбе за Киев после кончины Глеба Юрьевича. После убийства св. Андрея Боголюбского (1174), находясь в то время в Чернигове, был признан старейшим своими племянниками Мстиславом и Ярополком Ростиславичами и братом Всеволодом Юрьевичем. Но по пути в столицу у него возник конфликт с Ярополком Ростиславичем, захватившим затем власть в Ростове и Владимире. Михаил Юрьевич вернулся в Чернигов. В 1175 возобновилась война между Юрьевичами и Ростиславичами. К периоду этой междуусобицы относится курьезный случай, когда противоборствующие рати «минустася в лесех», то есть не смогли найти друг друга в день назначенной битвы, заблудившись в дремучих московских лесах. Вскоре, однако, произошел бой на Белеховом поле, в котором, несмотря на болезнь Михаила I Юрьевича, Ростиславичи были разбиты. Вернул себе Владимирский престол, но вскоре скончался.

 

Никита Столпник был уроженцем города Переславля Залесского и заведовал сбором казенных податей и налогов. В 1152 году князь Юрий Долгорукий перенес город Переславль и каменный храм во имя Всемилостивого Спаса на новое место. В связи с расходами по строительству города и храма был произведен усиленный сбор податей с жителей города. Никита, руководивший этими сборами, нещадно грабил жителей, собирая огромные суммы денег для себя. Так длилось много лет. Однажды он пришел в церковь и услышал слова пророка Исаии: "Измыйтеся, и чисти будете, отьимите лукавства от душ ваших... научитеся добро творити... избавите обидимаго, судите сиру (защитите сироту) и оправдите вдовицу" (Ис. 1, 16-17). Словно громом, был потрясен он этими словами. Всю ночь Никита провел без сна, вспоминая слова: "Измыйтеся и чисти будете". Однако утром он решил пригласить друзей, чтобы в веселой беседе забыть ужасы прошедшей ночи. Когда жена стала готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела в кипящем котле то всплывавшую человеческую голову, то руку, то ногу. В ужасе позвала она мужа, и Никита увидел то же самое. Внезапно в нем пробудилась уснувшая совесть, и Никита ясно осознал, что своими поборами он поступает как убийца. "Увы мне, много я согрешил! Господи, наставь меня на путь Твой!" - с такими словами выбежал он из дома. В трех верстах от Переславля стоял монастырь во имя святого великомученика Никиты, куда и пришел потрясенный страшным видением Никита. Со слезами он припал к ногам игумена: "Спаси погибающую душу". Тогда игумен решил испытать искренность его покаяния и дал первое послушание: три дня стоять при монастырских воротах и исповедовать всем проходящим грехи свои. С глубоким смирением Никита принял первое послушание. Через три дня игумен вспомнил о нем и послал одного инока посмотреть, что он делает у монастырских ворот. Но инок не нашел Никиту на прежнем месте, а обнаружил его лежащим в болоте; он был покрыт комарами и мошками, тело его было в крови. Тогда сам игумен с братией пришел к добровольному страдальцу и спросил: "Сын мой! что ты делаешь с собой?" - "Отец! Спаси погибающую душу", - отвечал Никита. Тогда игумен облек его во власяную одежду и, взяв его за руку, ввел в монастырь и постриг в иноческий образ. Приняв иночество, преподобный Никита всем сердцем и всею душою начал подвизаться ради Бога, в тесной келье, в строгом воздержании и посте, он проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий святых подвижников. Для усиления подвигов он, с благословения настоятеля, возложил на себя тяжелые вериги, а по ночам, исходя из обители, выкопал два колодца: один близ монастыря святых Бориса и Глеба (ныне городское кладбище), а другой - на северо-западе от монастыря близ потока студеного. Затем, более и более совершаясь в любви к Богу, преподобный построил себе столп для молитвы, а на главу возложил каменную шапку, и, прокопав небольшой проход под церковь, ходил им, никем не виденный, слушать церковные службы. Душа преподобного день ото дня очищалась и возвышалась молитвою и богоугодными подвигами, и благодать Божия даровала ему дар чудес: "недуги исцеляти и бесы прогоняти". Слава о его чудесных дарованиях стала распространяться и за пределами града Переславля. Юный князь Михаил, сын Всеволода, князя черниговского, страдал тяжким телесным расслаблением. Услышав о благодатном даре преподобного Никиты исцелять недуги, он прибыл в Переславль, и не доходя версты до монастыря, раскинув шатер, послал своего боярина Феодора просить преподобного Никиту придти к нему. Преподобный послал ему свой жезл. Больной князь оперся на него - и стал здоров. Это случилось 16 мая 1186 года, за восемь дней до кончины преподобного Никиты. В память своего исцеления благоверный князь повелел на месте исцеления поставить крест с означением года, месяца и числа исцеления. На этом месте была построена часовня, названная Черниговскою по имени князя М. Черниговского. Царь Иоанн Васильевич Грозный, благодарный за чудесное исцеление своего сына Иоанна, написал тропарь преподобному Никите. Как гласит предание, преподобный Никита исцелил младенца водой из источника, выкопанного рядом с Переславлем. Этот источник, обустроенный и ухоженный, проистекает и в наши дни. Так подвизаясь добрым подвигом в обители великомученика Никиты, преподобный Никита и сам завершил жизнь мученической кончиной. Однажды ночью родственники святого, приходившие к нему для благословения, прельстились его блестевшими веригами и крестами, приняв их за серебряные, и решили овладеть ими. В ночь на 24 мая 1186 года они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги, завернули их в грубую холстину и убежали. Перед утренним богослужением пономарь, пришедший за благословением к святому Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешили к столпу преподобного и увидели убитого святого, от тела которого исходило благоухание. Торжественно и благоговейно, с пением и свечами было погребено честное тело подвижника у церкви святого великомученика Никиты, с правой стороны алтаря. При этом все недужные, какие случились в то время, получили исцеление. Между тем убийцы, остановившись на берегу Волги, решили поделить добычу, но с удивлением увидели, что это не серебро, а железо. И бросили вериги в Волгу. Господь прославил и эти видимые знаки подвигов и трудов святого. В ту же ночь Симеон, благочестивый старец Ярославского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, сошедшиеся к реке, увидели три креста и вериги, "яко древо в водах волжских плавающие". С благоговением и молитвами перенесены были вериги в обитель великомученика Никиты и положены на гроб преподобного Никиты. При этом произошли исцеления.

Святитель Иоанн, епископ Ростовский был духовником великого князя Всеволода III Юрьевича и в 1190 году был хиротонисан в епископа Ростовского митрополитом Никифором. В том же году он установил празднование обретения мощей святителя Леонтия, которому и написал канон, помещенный в майской Минее. О жизни святителя Иоанна мало что известно: он венчал во Владимире вел. князя Константина Всеволодовича, св. благоверного вел. князя Георгия Всеволодовича, освящал Успенский собор во Владимире. Скончался в 1213 или 1214 году в Суздале, в Космо-Дамиановском монастыре, где и был погребен.

Преподобный Симон, епископ Владимирский был пострижеником Киево-Печерской обители, вероятно, во второй половине XII века. В 1206 году был назначен игуменом Владимирского Богородице-Рождественского монастыря, а в 1214 году, по желанию князя Георгия Всеволодовича (1238), был поставлен первым епископом Владимира-на-Клязьме и Суздаля. В 1218 году им был освящен храм в Рождественском монастыре, а в 1225 году - соборный в Суздале. Великий князь глубоко почитал святителя Симона и готов был открыть новую епископскую кафедру в Суздале для его друга, инока Поликарпа из Киево-Печерского монастыря, который искушался духом честолюбия. Но святитель Симон, видя духовное состояние Поликарпа, отговорил великого князя от его намерения, а самому Поликарпу написал глубоко назидательное послание, в котором он преподал своему другу наставления против его душевных недугов. Послание Симона положило начало Киево-Печерскому патерику и принесло составителю его имя мужа учительного. Его перу принадлежит также «Сказание о святой чудотворной церкви Печерской Киевской, како создася, украсися и освятися». Мирно скончался 22 мая 1226 г. Накануне преставления святитель принял схиму. Первоначально тело его было погребено во Владимире, а затем, согласно завещанию самого святителя, перенесено через несколько лет в Киево-Печерскую Лавру, где почивает в Антониевых пещерах.

Митрофан, епископ Владимирский, игумен Даниил Успенский, Пахомий архимандрит и

Феодосий Спасский (+ 1238)

Митрофан Владимирский и Суздальский с 1219 года был игуменом Рождественского мужского монастыря во Владимире. 14 марта 1227 года был хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. 9 марта 1230 года принимал участие в торжественном перенесении мощей святого Авраамия Болгарского во Владимирский Княгинин монастырь. Скончался во время штурма Владимира татарами в мясопустное воскресенье 7 февраля 1238 года. Вскоре после заутрени, началось наступление татар. Владыка Митрофан вместе с великокняжеской семьей и народом заперлись в Успенском соборе. Собравшиеся приняли монашеское пострижение от епископа, исповедались, причастились Святых Таин и приготовились к смерти. Татары завладели городом и, придя ко храму, взломали церковные двери, разложили костры вокруг храма и в самом храме и зажгли. Тогда епископ Митрофан сказал: "Господи, простри невидимую руку Свою и приими в мире души рабов Твоих", затем благословил всех на смерть неизбежную. Все бывшие в соборе умерли от дыма или от неприятельского оружия.

Игумен Даниил, архимандрит Пахомий и игумен Феодосий, по-видимому, наиболее уважаемые духовные лица города (наряду с епископом Владимирским Митрофаном) упомянуты в варианте летописной статьи 1238 года о взятии и разорении Владимира монголо-татарскими войсками, получившей оформление во Владимирском летописном своде 1281 года: "И ту убьен бысть Пахомий, архимандрит монастыря Рождества Святыя Богородицы, и Данило, игумен успенскыи, Феодосии Спаскыи и прочии игумени, и черньци, и черници, и попы, и дьяконы". В Лаврентьевской летописи (1377) "успенский игумен" упомянут анонимно. В синодике Успенского собора г. Ростова Даниил, Пахомий и Феодосий названы "преподобными игуменами". Точная дата гибели Владимирских священномучеников неизвестна. Большинство историков считают, что Владимир был взят войсками хана Батыя в течение одного дня - 7 февраля 1238 года. Однако в летописях недвусмысленно указывается, что 7 февраля была захвачена лишь одна из трех частей Владимира- т. н. Новый город. Точная дата захвата несомненно укрепленного Среднего, или Печернего, города, где располагались Рождественский монастырь и Успенский собор и где находились тогда еп. Митрофан, великокняжеская семья и оставшиеся в живых воины и горожане, не была зафиксирована летописцем; по-видимому, Средний город был взят вскоре после 7 февраля. Согласно архимандриту Леониду (Кавелину), архимандрит Пахомий был погребен в Успенском соборе, а игумены Даниил и Феодосий - во владимирском Золотоворотском Преображенском мужском монастыре. Не совсем ясен статус Даниила ("игумен успенский") и Феодосия (по смыслу текста, игумен "спасский") среди владимирского духовенства. Возможно, Даниил был игуменом и духовником во владимирском Княгинином Успенском женском монастыре, к 1237 году уже существовавшем. Однако ничего не известно о существовании к 1237 году во Владимире Спасского монастыря (его основание при Спасо-Преображенской церкви у Золотых ворот относится к более позднему времени). Более правдоподобным является предположение о том, что "игуменами" летопись называет настоятелей владимирских соборов- Успенского и Спасского (Спасо-Преображенского у Золотых ворот).

Благоверные князья Агафия Всеволодовна, сыны её Всеволод Юрьевич, в крещении Димитрий, Мстислав Юрьевич и Владимир Юрьевич, внуки Димитрий младенец и др., дочь её Феодора и снохи её Мария и Христина. Сам глава семейства Юрий Всеволодович в городе отсутствовал, но он умер 4 марта того же года в битве на реке Сити. Считается, что они погибли при взятии монголо-татарами Владимира-на-Клязьме 7 февраля 1238 года: заживо сгорели в Успенском соборе или были замучены в ставке Батыя. Когда татары осадили город, они предложили русским сдаться в обмен на сохранение жизни захваченного ими князя Московского Владимира Юрьевича — в середине января этого года он вместе с воеводой Филиппом Нянькой оборонял Москву от войск Чингизидов, где он попал в плен. Когда его братья-князья, оборонявшие город отказались, 2 февраля татары предали казни Владимира перед Золотыми воротами на глазах у владимирцев. Предположительно в память о месте гибели святого Владимира на левом (западном) косяке арочного проёма Золотых ворот уставом была сделана памятная надпись: «Гюргич», которую Н. Н. Воронин датировал днем смерти святого- 2 февраля 1238 года. 7 февраля 1238 года монголы захватили укрепления Нового города. Князья и их семьи, епископ Митрофан перешли в Печерний город, где владыка вместе с княгинями, княжнами и детьми затворился в Успенском соборе. Войско Батыя стало одолевать и братья решили выйти ему навстречу с дарами. Однако, по свидетельству летописца, Батый пренебрег молодостью Всеволода: «яко свѣрпъıи звѣрь не пощади оуности его, велѣ предъ собою зарѣзати и градъ вѣсь избье, епископоу же преподобномоу во цѣрквь оубѣгшоу со княгинею и с дѣтми и повѣлѣ нечѣстивыи огнемь зажещи». Накануне гибели Всеволод принял от владыки Митрофана иноческий образ. По взятии татарами Владимира он был найден вне городской черты. Мстислав также погиб «вне града». Указывается, что оба брата отправились на переговоры и были замучены в ханской ставке. Подробный рассказ о гибели князей содержится в Ипатьевской летописи. Затем во взятом городе погибли женщины, приняв прежде монашеский постриг. Они заперлись на хорах Успенского собора, который был сожжен. Лаврентьевская летопись сообщает о гибели 7 февраля 1238 года великой княгини Агафии «з детми, и со снохами, и со внучаты». Вот как описывает это событие историк М. В. Толстой: «В мясопустное воскресенье 7 февраля, вскоре после заутрени, началось наступление татар. Владыка Митрофан вместе с великокняжеской семьёй и народом заперлись в Успенском соборе. Собравшиеся приняли иноческое пострижение от епископа Митрофана, исповедались, причастились Св. Таин и приготовились к смерти. Татары завладели городом и, придя ко храму, в котором находился еп. Митрофан с людьми, взломали церковные двери, разложили костры вокруг храма и в самом храме и зажгли. Тогда епископ Митрофан сказал: «Господи, простри невидимую руку Свою и приими в мире души рабов Твоих», затем благословил всех на смерть неизбежную. Все бывшие в соборе умерли от дыма и мечей неприятельских». Выражение "и мечей неприятельских" открывает, однако, широкий простор для трактовок. Оно свидетельствует о том, что видимо не все погибли при пожаре. Остается непроясненным, зачем монголам понадобилось сжигать потенциальных пленниц высокого ранга. События февраля 1238 года представляют собой одну из неразрешённых загадок истории. Отдельные историки (например, Игорь Николаевич Данилевский) полагают, что позднее подлинные летописные страницы о событиях 1238 года были изъяты и заменены «штампами» батальных сцен. Вопросы вызывают личности обеих снох Марии и Христины, о которых не известны ни отчества, ни происхождение. Реальное существование обеих женщин — под сомнением. Члены семьи Юрия Всеволодовича остаются одними из немногих святых, от которых не сохранилось ни иконописных изображений, ни акафистов. Оба брака были заключены одновременно. В. Н. Татищев отрицал их подлинность. В его «Истории Российской» указывалось, что в 1236 году великий князь Юрий Всеволодович «оженил Владимира со Мстиславою». По версии Татищева, и Мстислава в летописи следует читать Мстиславною, то есть Владимир женился на дочери князя Мстислава, неизвестного по отчеству; в этом случае факт женитьбы Мстислава оказывается не установленным — речь идет о свадьбе только одного брата, а не двух. В этом случае на смену Христине Владимирской приходит полулегендарная Мстислава Владимирская. Однако в работах Н. М. Карамзина и С. М. Соловьева имя Христины уже встречается. Не менее странно обилие повторяющихся двойных имен. Например, имя "Мария" имеют и жена Мстислава, и жена Всеволода (в отдельных версиях); имя "Феодора" и дочь Юрия Всеволодовича, и одна из его снох. Это показывает, что составители поздних списков XVI - XVII вв. путались в именах княгинь. Не менее интересно, что княгиня Марина не причислена к Собору Владимирских святых: к нему причислена некая Мария, но ей была, возможно, и жена Мстислава.

 

Преподобная. Феодосия, в иночес­т­ве Евфросиния дочь Мстислава Удалого, супруга великого князя Ярослава Всеволодовича, мать девяти сыновей, в числе которых были двое святых – Феодор и Александр Невский, в конце жизни постриглась под именем Евфросинии и скончалась 4 мая 1244 г. В Новгородском Юрьевом монастыре у южной стены собора, вровень с правым клиросом находится гробница, на которой положена плита из белого мрамора с надписью: «Лета 1244 мая 5-го в Великом Новгороде почи о Господе блаженная великая княгиня Феодосия, честнейшая супружница великого князя Ярослава Всеволодовича, с ним же благоговейно пожи и богоугоди, от него породи святых благоверных князей Феодора и Александра Невскаго и иных седмь сынов, и на конец жития иноческий образ восприимши, в нем же дано бысть ей имя Евфросиния».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: