Введение диссертации (часть автореферата)




Оглавление диссертации

Введение.3

Глава первая. От Баха к XX веку.18

1.1. Формирование трех моделей жанра в творчестве композиторов XVIII века.18

1.2. Причины возрождения сонаты для скрипки соло в музыкальном искусстве рубежа XIX - XX веков.].44

Глава вторая. Исторические модели в композиторских и исполнительских «диалогах» первой трети XX века.48

2.1. Воссоздание исторических моделей в сонатах для скрипки соло М. Регера.48

2.2. Диалоги барокко и классицизма в сольных сонатах П. Хиндемита.70

2.3. Шесть сонат для скрипки соло Э. Изаи. Концепции метацикла.84

Глава третья. Метаморфозы сонаты для скрипки соло в свете симфонических исканий XX века.94

3.1. Соната для скрипки соло как модель симфонии в творчестве А. Онеггера.94

3.2. «Инструментальный театр» в Сонате для скрипки соло С. Прокофьева.113

3.3. Квинтэссенция исканий первой половины века в Сонате для скрипки соло

Б. Бартока как отражение конфликта традиций и новации.122

Глава четвертая. Новые модели жанра во второй половине XX века.139

4.1 Сольная скрипичная соната как инновационная модель в варианте Г. Телемана.

Роль импровизации, технологических установок, исполнительских тенденций.139

4.2. «Эхо-соната» Р. Щедрина - кульминация развития жанра во второй половине XX столетия.159

 

Введение диссертации (часть автореферата)

XX век выступает как грандиозное обобщение мировоззренческих поисков, художественных тенденций, стилей в масштабах тысячелетия. «Все века заключены в сегодня», - так обозначил эту тенденцию Г. Якулов [439, с. 23]. Сама эпоха XX столетия порою оценивается как своеобразный «надисторический универсум», в котором первичными элементами кулыуры выступают укрупненные величины — «целые культурные традиции, готовые знаки разных эпох» [121, 23]. Расширение информационного поля культуры и его "плюрализм", одновременное функционирование в художественном сознании и слушательском опыте произведений различных, практически всех дотоле существовавших эпох, "полифоничность" и противоречивость внутреннего мира человека XX века обусловили стилевые взаимодействия, жанровые смешения и "гибриды" в творчестве того или иного композитора, использование старинных жанровых форм, наряду с появлением новых.

Обращаясь к жанровым моделям прошлого, композиторы XX века значительно переосмысливают их содержательные возможности, привнося в них мироощущение современного человека, «дыхание» масштабных социальных катаклизмов, значительно расширяют их рамки с помощью накопленных средств художественной выразительности, исполнительских приёмов, композиционных техник нового времени. В этом аспекте соната для скрипки соло XX века представляет исключительный интерес как своеобразное "поле" пересечения поисков композитора и исполнителя, множественных стилевых и жанровых взаимодействий, диалогов исполнительских тенденций и традиций различных национальных школ. Возникнув в период расцвета барокко в творчестве композиторов различных исполнительских школ - Ф. Джеми-ниани (болонская), Дж. Легренци (венецианская), Ж. Леклера (французская), И. Би-бера (австрийская), И. Пизенделя, Г. Телемана и И. С. Баха (немецкая), - как результат формирования принципа сольности, совершенствования жанра барочной камерной сонаты и её инструментальных разновидностей, соната для скрипки соло могла бы остаться пусть гениальным, но лишь экспериментом даже в творчестве великого

Баха, не будь века двадцатого с его мощными интеграционными тенденциями, с его всеядностью, собиранием и синтезом "всего" и "вся". Начиная с 1900 года - года создания новой модификации сонаты для скрипки соло Максом Регером и вплоть до начала XXI столетия, возникло значительное количество сочинений в этом жанре, пережившем в XX веке невиданный расцвет. М. Регер и П. Хиндемит, С. Прокофьев и А. Онеггер, Б. Барток, Р. Щедрин, П. Булез, Б. Шеффер, В. Маршнер и ещё множество других авторов создали сочинения различных художественных достоинств, но отражающих важнейшие тенденции в современном исполнительстве, эволюцию техники игры на этом инструменте, поиски в области стиле - и жанрообразования. Во многом это обусловлено тем новым значением, которое обрела скрипка в искусстве XX века, с учетом её богатейших возможностей как нетемперированногоинструмента, с огромной амплитудой технических приёмов, исповедальным характером скрипичного мелоса. Всё это даёт авторам большие возможности для масштабных художественных обобщений, а исполнителям полную свободу интерпретации их замыслов. Поэтому Альфред Шнитке называл скрипку «инструментом XXI века» [423].

Значительный объем сочинений, созданных в XX веке в жанре сонаты для скрипки соло и в композициях ему близких, разнообразие и значимость втянутых в орбиту жанра проблем свидетельствуют об актуальности предложенной темы. Актуальность её подтверждается также широтой исполнительской и педагогической практики. Сонаты для скрипки соло авторов XX века занимают большое место в репертуаре скрипачей-исполнителей всего мира, фиксируются на аудио- и видио- компакт дисках, используются как обязательный учебный репертуар, определяют норму требований к конкурсантам на многочисленных международных и отечественных состязаниях. Так, например, соната Б. Бартока является обязательной для участников конкурса имени Сибелиуса в Хельсеники, имени Флеша в Гамбурге, сонаты М. Реге-ра - на конкурсах в Вене и Женеве, на конкурсе им. Шпора в Германии. Сонаты Изаи находятся среди требований конкурсов им. Королевы Елизаветы в Бельгии, Дж. Эне-ску в Румынии, им. П. И. Чайковского в Москве, конкурсов в Австрии и Швейцарии,

Канаде и Японии, чаще других входят в учебный репертуар студентов консерваторий и музыкальных колледжей. Во второй половине XX века возникли многочисленные сочинения для скрипки соло века, многие из которых близки по принципам организации сонате. Они также - составная часть учебного, конкурсного и исполнительского репертуара. Актуальность работы связана и с весьма ограниченным кругом специальной литературы по данному вопросу. Педагог, приступающий к изучению той или иной сонаты в своём классе не может ориентировать ученика на серьёзное исследование или монографию в этой области.

Целью настоящего исследования является выявление путей развития сонаты для скрипки соло как концертного и концептуального жанра XX века в контексте проблем жанрообразования, художественных стилей, исполнительских тенденций в области скрипичной музыки и с учетом преломления трех исторических моделей этого жанра, сложившихся в XVIII веке. В диссертации рассматривается комплекс взаимосвязанных проблем: проблема взаимодействия барочных жанров - сольных скрипичных сонат, партит, фантазий - с сонатно-симфоническими жанрами классической, романтической эпох, с инновационными новаторскими жанрами композиторов XX века. Особую область составляют диалоги исполнительских тенденций и традиций различных национальных школ. Сформировавшееся за полтора столетия исполнительское «поле» становится активным звуковым «тезаурусом» XX века. К этому добавились индустриальные формы музыкального функционирования: аудиозаписи, появление радио, телевидение, Интернета - все они создали тот информационный калейдоскоп, на основе которого неизбежно должна была появиться полистилистика, стилевые взаимодействия, «ретроспективный» тип мышления композитора (термин М. Бонфельда см. [35]). Современный музыкант-исполнитель - скрипач, пианист, баянист, оркестрант - ежедневно сталкивается с многочисленными стилевыми «диалогами» в своём сознании. Его искусство сродни актёрскому мастерству, требует ежедневного и ежечастного переключения из эпохи в эпоху. Особенно это заметно на конкурсах, где в сжатом временном промежутке приходится исполнять сочинения нескольких эпох. Поэтому проблемы соотнесения «прошлого» и «современного», «своего» и «чужого» особенно остро отражаются в сознании композитора-исполнителя. Вынужденные по роду своей деятельности озвучивать музыкальные шедевры разных эпох, они поневоле вступают в систему диалогических взаимодействий, которая накладывает отпечаток и на собственное творчество. Причём, заимствованное, «чужое», может принадлежать разным эпохам. Соната для скрипки соло как нельзя лучше аккумулирует в себе эти закономерности: здесь стилевые диалоги «прошлого» и «современного», «своего» и «чужого», преломляются в сознании музыканта-исполнителя; осуществляется воздействие исполнительской - интерпретирующей1 — культуры на оригинально-авторскую и, наоборот. Существенным является отражение в этом, казалось бы, ограниченном по ресурсам жанре масштабных эстетико-философских идей, практически всех стилевых ресурсов каждого композитора, который к этому жанру обращается. Это сопровождается демонстрацией виртуозных достижений в исполнительстве. Многие сонаты посвящены исполнителям, ориентированы на их пристрастия и технологические ресурсы, перспективы развития скрипичной исполнительской культуры. Отсюда - проблема изучения роли сольных сонат в истории искусства игры на скрипке в XX столетии. Необходимо также исследовать сольную сонату с точки зрения вклада композиторов, к ней обратившихся, в мировую скрипичную литературу и в эволюцию скрипичного исполнительства. Феномен сольной скрипичной сонаты связан также с проблемой восприятия этого жанра в условиях открытого концерта, с ролью сольной скрипки как «инструмента XXI века». Захватывающе интересной является также проблема интерпретации, поставленная в работе.

Материалом исследования явились сонаты и партиты для скрипки соло И. С. Баха, фантазии для скрипки соло Г. Телемана, сонаты для скрипки соло И. Бибера, И. Хандошкина, сонаты ор.42 и ор.91 М. Регера, шесть сонат Э. Изаи, сонаты ор. 31 П. Хиндемита, сонаты С. Прокофьева, А. Онеггера, Б. Бартока. Вторая половина века

1 Термин Е. Назайкинского. представлена различными экспериментальными опусами для скрипки соло. Это -сонаты для скрипки соло Б. Шеффера, П. Булеза, Р. Щедрина, Е. Подгайца, А. Нестерова, В. Маршнера, А. Матевосян, других авторов; «Королевская тема и вариации» И. Юнга, виртуозные сольные пьесы Э. Денисова, А. Шнитке, «Импровизация» Г. Заборова, «Кольцо Афродиты» Й. Кайпонена, Г. Фридриха, несущие в себе циклические и сонатные закономерности. Общий объем освоенного музыкального материала представлен в списке нотных изданий и рукописей в разделе Нотография.

Основные задачи работы:

1) охарактеризовать модели сонаты для скрипки соло ХУШ века в творчестве Баха, Телемана, Хандошкина, проследить, в какой мере они были использованы практикой XX века;

2) определить динамику эволюции жанра в контексте процессов жанрообразования XX века и в сопоставлении со временем его начального бытования;

3) выяснить, в какой мере соната для скрипки соло отражает общий путь эволюции стилевых направлений в музыке XX века и как изменяется её облик;

4) исследовать скрипичную сонату XX века с точки зрения вклада композиторов, к ней обратившихся, в мировую скрипичную литературу и в эволюцию скрипичного исполнительства;

5) раскрыть механизмы образования метациклов из субциклов в творчестве Баха, Телемана, Хандошкина, Регера, Изаи, Хиндемита и выявить их концепции;

6) изучить эстетико-философские источники, содержащие характеристику мировоззренческих установок композиторов - создателей сочинений в этом жанре с целью раскрытия художественных концепций и драматургического своеобразия сонат и других произведений, анализируемых в работе;

7) выявить интонационно-тематическое и стилевое своеобразие, композиционные закономерности 11-ти сонат М. Регера, 6-ти сонат Э. Изаи, 2-х сонат П.Хиндемита, сонат С. Прокофьева, Б. Бартока, А. Онеггера;

8) проанализировать и классифицировать сольные скрипичные сочинения второй половины века в творчестве: Р. Щедрина, И.Юнга, Б. Шеффера, Е. Подгайца, П. Булеза, А. Нестерова, А. Матевосян, Ю. Амитона, Й. Кайпонена, Г. Заборова, А. Шнитке, Э. Денисова, И. Фролова и другие с точки зрения жанровых признаков.

Методологической основой работы являются принцип историзма, системный и комплексный подходы, теоретико-аналитические методы музыковедения. Использованы новейшие труды по проблемам музыкального содержания, по истории и теории исполнительства. По мере необходимости привлекаются философские и эстетические труды по проблемам музыкального творчества.

Степень изученности проблемы. Литература по основной проблеме предоставляет читателю не столько ответы, сколько порождает вопросы. Единственным подспорьем для нашего исследования явилась диссертация В. Сандлера «Западноевропейская соната для скрипки соло первой половины XX века» [325], выполненная в МГК им. Чайковского в 1994 году. Автор диссертации осуществляет обзор истории западноевропейской сонаты для скрипки соло, анализирует содержание сонат Реге-ра, Хиндемита, Изаи, Онеггера, Бартока, прослеживает некоторые аспекты связей сочинений XX века с творческими достижениями Баха, подробно останавливается на вопросах интерпретации двух сонат: ор. 31 №2 П. Хиндемита, ор.42 №4 М. Регера. Сонаты отечественных авторов XX века и западноевропейских авторов второй половины XX века находятся вне поля зрения данной работы, иными декларируются цели и задачи нашего исследования.

Казалось бы, найти ответы на свои вопросы студент или педагог мог бы в развёрнутых монографиях о творчестве Макса Регера [184], Белы Бартока[263, 223], Пауля Хиндемита [198], Сергея Прокофьева[224], Артура Онеггера [307]. Но в большинстве подобных источников этому жанру посвящены, в лучшем случае, небольшие разделы. Так, в главе "Бах и Регер" монографии Ю. Крейниной [184], автор осуществляет общий обзор 11 сонат, ставит проблему преемственности этого жанра с сольными шедеврами Баха. О сольных скрипичных сочинениях нет ни строчки в монографиях о творчестве Э. Денисова [387], А. Онеггера [307], Р. Щедрина [393], в блестящей книге Е. Левой и О. Леонтьевой «Пауль Хиндемит» [198]. Свидетельство о них находим только в переписке Хиндемита и скрипача Л. Амара - руководителя квартета, в котором Хиндемит исполнял партию альта [450]. В монографии о Сергее Прокофьеве И. Мартынов лишь упоминает сольную скрипичную сонату, цитируя высказывание самого Прокофьева [224]. Исключение составляют развернутые анализы Сонаты Бартока в монографиях И. Нестьева [263] и С. Мартынова[223], но трудно согласиться с позициями обоих авторов в её оценке. А также характеристика Посвящения Паганини в монографии В. Холоповой, Е. Чигаревой о Шнитке [385]. Отсутствует широко доступная аналитическая литература о сонатах Изаи, что само по себе является нонсенсом, ибо к этим сонатам обращаются практически все студенты, обучающиеся в ВУЗах. Исторически непреходящее значение Изаи и его сонат отмечено в двух абзацах Программы-конспекта по истории скрипичного искусства [283], беглый обзор осуществлен в брошюре Гинзбурга о творческом пути Изаи [71]. Весьма краткий анализ сонат Изаи представлен в работе Г. Фельдгуна «История зарубежного скрипичного искусства» [369]. Исследователь Г. Мнацаканян посвятила свои труды размышлениям Эжена Изаи об истории музыки на основе философских изысканий маэстро и работы «Анри Вьетан - мой учитель» [235]. Изаи выделил роль композитора-исполнителя как наиболее значительного движителя прогресса в истории музыкальной культуры. История создания сонат воссоздана нами на основе книги его племянника A.Ysaye на фр. языке [485].

Отсутствуют работы, содержащих анализы многочисленных сочинений Б. Шеффера, П. Булеза, Г. Заборова, К. Кайпонена, И. Юнга, Е. Подгайца, В. Маршнера и др.. В отечественной и зарубежной музыковедческой литературе больше «повезло» барочной сольной скрипичной сонате. Имеются высококвалифицированное исследование В. Рабея "Сонаты и партиты Баха для скрипки соло"[304], статьи А. Пет-раша об истоках сольной скрипичной сонаты, предшественниках и современниках Баха - сонатах Бибера и Пизенделя [274], разделы анализов сольных сонат Баха в монографиях М. Друскина [101] и А. Швейцера [408], на которые мы ссылаемся. Творчество Бибера, Пизенделя, Джеминиани, Баха, Телемана представлено в обширном пособии В. Григорьева и В. Гинзбурга [64] о развитии скрипичного исполнительского искусства. Эволюция барочной сонаты как камерного жанра в творчестве Б. Марини, С. Росси отражена в работах Г. Сахаровой [329], косвенно в трудах И. Горюхиной [77, 78]. Лаконичные, но чрезвычайно ценные, анализы концепций сонат И. Бибера предложены в работе М. Лобановой о западноевропейском барокко [211], статье Т. Барановой [18].

Именно поэтому опора диссертации - «косвенные» источники, прежде всего монографии, посвященных биографиям и исполнительским достижениям великих скрипачей в области исполнительства, характеристики их облика на основе воспоминаний современников. Имеются в виду книги Гинзбурга [68-72], Григорьева [7980], Брейтбурга [38], Рабея [303], Ямпольского [440-445], где отсутствуют анализы сонат. Продолжают этот круг многочисленные работы Л. Раабена, его же труды по истории русского и советского скрипичного искусства, истории скрипичных концертных жанров, камерно—инструментальных ансамблей, по проблемам скрипичной педагогики [293 - 299].

Для комплексного освещения поставленных проблем освоена различного рода музыковедческая, искусствоведческая и философская литература на русском и иностранных языках. Так, из упомянутых ранее монографий почерпнуты ценные сведения о личности и деятельности авторов, об их окружении в культурологическом контексте, специфике преломления их творческого метода в других жанрах. Чтобы охарактеризовать мировоззренческие искания художников XX века, изучены ряд философских источников, освещающих идеи неокантианства, прагматизма, философии парадокса, философии экзистенциализма, концепции пантеизма, религиозно-философские системы, в том числе неокатолические и протестантские. Для этого освоены книги Ю. Кимелева [158], Б. Губмана [86], И. Зотова, В.Мельвиля [128], оригинальные труды С. Августина [2], Св. Боэция [37], Ницще [265], Бергсона [27], Гегеля [59, 60], Гуссерля [90], Ясперса [447], Сартра и Камю [357], пособия по истории философии [373, 375].

Широко привлекаются исследования, содержащие описания техники композиции XX века, принадлежащие перу Ц. Когоутека[165], Р. Лейбовича [202], П. Хин-демита [468, 378], А. Соколова [343], А. Зайделя [121], Д. Житомирского, О. Леонтьевой, К. Мяло [116], статьи Э. Денисова [97, 98], Р. Лаула [197], А. Шнитке [422426], К. Штокхаузена [404], Б. Бартока [22, 23, 456-7], сборники статей по творчеству П. Булеза [292], А. Шёнберга [13, 414], других авторов [275-276, 411, 421]. А также книги и статьи, содержащие многочисленные анализы музыки XX века: работы Ю. Кона [167, 168], В. Холоповой [392, 397], труды по современной гармонии Н. Гуля-ницкой [87], Ю. Холопова [388, 389, 390]. Всё это облегчало автору процесс анализа произведений, созданных в различных техниках композиции. Ещё одна группа источников - автобиографии и материалы с изложением основ его техники композиции. Примером является книга Хиндемита «Мир композитора» - исключительно глубокий «срез» собственного мировоззрения и творчества в контексте времени, анализ собственной музыкально-теоретической системы [379].

В связи с поставленными проблемами круг изученных источников включает ещё несколько блоков. Один из них составляют материалы, посвященные этапам развития истории и теории смычкового искусства: Источники такого рода дифференцируются на: 1. Собственно «Школы» (Тартини по книге Мозера [474], Ауэр [15]); 2. Заметки о современном искусстве, художественной атмосфере создания и исполнения сочинений, наблюдения над стилями (Сигети - [332]); 3. Автобиографические записки (Мийо-[231]; Менухин [471]); 4. Изложение эстетико-философского кредо (Джеминиани, Вальтер); 5. Учебные пособия, "Школы", освещающие педагогические идеи, заметки и наблюдения о современном искусстве (Дж. Тартини, П. Локателли [64, 369,474]). Все они могут служить дополнительными версиями «прочтения» барочной символики, музыкальной орнаментики и приёмов исполнения. Барочная музыка требует комплексного освоения всех возможных версий расшифрок: религиозной, оперной, театрально-изобразительной, логической, чувственной, и, конечно же, исполнительской. Во времена Джеминиани его указания, вся система его констант, интеллектуальных и эмоциональных подходов к расшифровке имплицировались в знания других, в том числе немецких авторов, о чем пишет Мозер [474]. Эти проблемы исследованы в диссертации Глазунова, посвященной именно Джеминиани и Локателли, двум наиболее мощным фигурам из учеников великого Корелли [73]. Линия исполнительских рекомендаций представлена в ХУШ веке концертной, педагогической, композиторской деятельностью Дж. Тартини, который был оригинальным философом-мыслителем. Его поиски зафиксированы трояко: в собственном творчестве, в педагогических трудах и философских работах. Так, «Письма к ученице», «Трактат об украшениях» содержат не только советы о том, как упражняться на скрипке, но и множество ссылок на теорию «аффектов», трактованную в классическом духе. Главный труд Тартини - «Трактат о принципах музыкальной гармонии», изложенный в ряде источников [80, 64], - представляет собой попытку осмысления категории гармонии в античном смысле, которая по-новому высветила сущность и значение музыки, её акустические основы.

Книги Л. Ауэра [15] и К. Флеша [371] интересны анализом штриховой палитры сочинений различных стилей, весьма ценными педагогическими советами. Материалы иного свойства предоставляет в своей книге И. Сигети [332]. Он освещает проблемы технического оснащения музыканта с позиций собственной практики, дает важнейшие методические рекомендации.

В XX веке подобные издания часто осуществляются в виде интервью с музыковедом или журналистом. Они излагают системы взглядов, характеризуют облик композитора, запёчатлённый в его речи, манере общения, что дополняет его портрет, как, например, в книге «Я - композитор» А.Онеггера [268]. Таковы же беседы со скрипачами. Например, книги, посвященные Б. Гутникову [91], Д. Ф. Ойстраху [435]. Книги об Д. Ойстрахе [267] и Л. Когане [164] воссоздают живой образ личности учителя, его, от лица учеников, а также его собирательный исполнительский портрет по статьям и рецензиям, дополненный «словом» самого маэстро и заметками от автора комментариев. Особое место в источниках составляет переписка скрипачей-исполнителей с композиторами XX века, выявляющая важные штрихи к личности автора, его подходы к осваиваемым сочинениям, изложение первоначального замысла, а порой и самой концепции. Особенно выделяются письма Хиндемита [450], Бар-тока [456] и Прокофьева [287]. Ценные свидетельства эпохи, они раскрывают процесс появления новых приемов и определяют возможные подходы исполнителя к сочинению в период его создания. В этом плане выделим письма Бартока к Сигети и Менухину, без которых нельзя приступать к освоению его Сонаты для скрипки соло [456,457,471]. Барток подробно описывает штрихи и приёмы, даёт практические советы исполнителю.

Во всех источниках нас интересовала эволюция собственно скрипичной техники, коль скоро соната для скрипки соло не только фиксирует в художественном процессе эту эволюцию, но и обобщает её существенные черты.

Суждения о роли отдельных элементов формы и языка для воссоздания звучащего процесса находим в книгах смежных специальностей, например таких, как "Работа пианиста" Г.Нейгауза [259] или "Пианизм как искусство" С. Фейнберга[368], «История фортепианного искусства» Д. Алексеева [5, 6]. Подобных масштабных изданий, написанных автором-исполнителем, а не исследователем творчества, в области скрипичного исполнительства практически не существует.

В связи с историческим аспектом развития жанра сонаты потребовалось изучить исследования, касающиеся истории различных жанров в эпоху барокко, а также исполнительские традиции, эстетико-философские проблемы эпохи. Помимо учебных пособий [203-206; 311, 85] этот ряд представлен ценными трудами М. Лобановой «Западноевропейское барокко: проблемы, эстетики и поэтики» [211], JI. Кириллиной "Классический стиль", где проводятся параллели эстетики барокко и венской классической школы [159]. Проблемы семантики эпохи барокко и музыкального исполнительства, дополнительно к трудам JI. Гинзбурга и В. Григорьева, освещают книги о музыкальной риторике О. Захаровой [123, 124], статьи М. Катунян [155,156], статья JL Раабена "Музыка барокко" [302], книга М. Друскина о клавирной музыке барокко [106], монографии В. Конен о Монтеверди [170], К. Кузнецова и И. Ямполь-ского о Корелли [190], И. Белецкого о Вивальди [26], В. Григорьева о Дж. Тартини [80], В. Рабея о Г. Телемане [303], М. Друскина о Бахе [104], сборник о проблемах музыкального стиля Генделя и Баха [279], а также диссертации и статьи А. Глазунова^], А. Красноскулова [178] Н. Диденко [99], Е. Шлыковой [419], посвященные преимущественно исполнительской технике барокко и её современным интерпретациям. В общеэстетическом аспекте проблемы стиля барокко раскрывают труды Б. Виппера [47,48].

Чтобы постичь многообразие преобразовательных процессов в контексте жанровых модификаций, автору данной работы потребовалось освоить значительный теоретический аппарат, касающийся проблем самих понятий жанра и стиля. В работе мы опираемся на труды Е. Назайкинского «Стиль и жанр в музыке» [258], С. Скребкова [334], JI. Мазеля [217 -219], В. Цуккермана [403], М. Арановского [9-11], О. Соколова [344 - 345] Д. Дарагана [94], Г. Григорьевой [83], Ю. Габая [57], А. Со-хора [348, 349], В. Холоповой [396, 397], Н. Нейштадта [261], М. Скребковой-Филатовой [333]. Жанр становится своеобразным полем, где сосуществуют, борются различные точки зрения. Дефиниции понятия «жанр» и сегодня, в начале XXI века, являются предметом дискуссии, чему был посвящён шестой выпуск «Музыкального современника» [247]. Второй аспект связан с разграничением жанров внутри музыкального искусства, что также является научной проблемой не только в музыкознании, но и в смежных науках: литературоведении, эстетике. Доказательством служат работы С. Аверинцева [3], М. Бахтина[24], М. Кагана «Морфология искусства» [145], Ф. Шлегеля [418], статьи Е. Бурлиной [40], сборник о проблемах метода и жанра в литературе [280]. Выявление основных тенденций в сфере синтеза развитии музыкальных жанров осуществляются в работах А. Сохора [348], М. Арановского [9], А. Цукера [402], О. Соколова [344-345], Г. Калошиной [149]. Проблеме синтеза посвящены сборники научных статей: «Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров» [364], «Проблемы музыкальных жанров» [286], "Музыкальные жанры: история и современность" [248], книга М. Лобановой «Музыкальный стиль и жанр. История и современность» [212], терминологию которой мы используем. Аналитические аспекты диссертации выполнены в опоре на труды по истории сонатных циклов и типов композиций И. Горюхиной [77,78], В. Климовицкого [160-162], В. Боб-ровского[32-34], на статьи разных авторов по проблемам сонатных композиций [255, 407, 401, 113]. В истории сонаты для скрипки соло значительна роль полифонии. Поэтому целый раздел составляют пособия и исследования связанные с эволюцией полифоническихпроцессов музыкального творчества [112-113, 277, 279, 284]. Особое место занимают вопросы, касающиеся взаимодействия жанров сонаты и фуги, раскрытые в многочисленных работах В. Задерацкого [117-119]. Проблемы симфонизма в сонатных циклах осваивались на основе работ Б. Асафьева[13], Климовицкого [162], Г. Калошиной [149,151].

В процессе работы нами изучены так же статьи и исследования о соотношениях различных видах музыкального творчества в контексте широкой панорамы развития культуры XX века. Имеем в виду книги М. Друскина [107-109], Д. Житомирского, О. Леонтьевой, К. Мяло [116], Г. Шнеерсона [421], С. Павлишин [272], С. Савенко[323], Т. Чередниченко [406], С. Румянцева [314-315], А. Цукера[402], А. Селицкого [331], авторефераты диссертаций Н. Котовой[177], В. Давыдовой [93], сборники статей по проблемам стилевых взаимодействий [337, 339,351], учебные пособия [122,249, 253].

Особое место занимают источники по проблеме исполнительской интерпретации. Мы стремились освоить круг этих вопросов на основе научных материалов Е. Гуренко (философско-эстетическая постановка проблемы см. [89]), А. Алексеева (теоретические аспекты проблемы интерпретации и их отражение в фортепианном исполнительстве [4, 6]). Особенно ценной является книга Л. Гуревич о роли технических приемов и штрихов в скрипичномисполнительстве [88]. Проблема интерпретации взаимосвязана с проблемой выявления содержательных аспектов музыкального сочинения, что рассматривается в работах последнего десятилетия В. Холоповой [386, 396, 397], Л. Шаймухаметовой [408], Л. Казанцевой [146-148], Г. Тараевой [360, 361], на которые опирается диссертант.

Научная новизна. В процессе исследования:

- Предложена концепция метацикла с единым сквозным процессом в сонатах и партитах Баха, фантазиях Телемана, сонатах для скрипки соло Хандошкина, сонатах ор. 42 и ор. 91 Регера, Шести сонатах Изаи, сонатах Хиндемита. Проведен их сравнительный анализ.

- Фантазии Телемана и Сонаты для скрипки соло Хандошкина впервые охарактеризованы с драматургической и концептуальной стороны.

- Впервые охарактеризованы процессы эволюции жанра скрипичной сольной сонаты и её инвариантов на протяжении всего XX и начала XXI веков. Выявлены три этапа развития: этап возрождения и кристаллизации закономерностей метацик-лов и субциклов (Регер, Изаи, Хиндемит); этап формирования оригинальной симфонической (Онеггер, Барток) и инструментально-театральной (Прокофьев) моделей жанра; этап становление инновационной, авангардно-экспериментальной разновидностей жанра в 60 - 90-е гг.

- Впервые вводятся в научный обиход ряд забытых или ранее неизвестных широкому кругу исполнителей сочинений XX века.

- Выявлены концепции сонат для скрипки соло первой половины XX века, многих сонат и сочинений для скрипки соло второй половины XX века, раскрыты стилевые взаимодействия и стилевые диалоги в контексте творчества каждого из композиторов, охарактеризованы исполнительские ресурсы сочинений большинства авторов, представленных в работе.

- Проведены параллели между сольными сонатами Онеггера, Прокофьева, Бар-тока, Щедрина и крупными монументальными произведениями тех же авторов, обнаружена близость их концепций, что позволило охарактеризовать симфоническую, театральную и смешанную разновидности сонаты.

Апробация работы была осуществлена на различных конференциях как Всероссийских, так и Международных в период с 1991 по 2008 год, по результатам которых издан ряд статей и тезисов, указанных в приложении. Анализы и выводы апробированы также в многолетней практической деятельности автора данной работы как педагога Ростовской государственной консерватории, музыкального Колледжа, концертирующего скрипача и композитора.

Практическое значение. Работа может найти широкий спрос как методическое и теоретическое пособие для педагогов и студентов разных ступеней музыкального образования, слушателей курсов истории и теории исполнительства, истории музыки и анализа музыкальных произведений.

Структура исследования состоит из Введения, четырех глав и заключения, приложения, списка литературы. Во Введении освещены цели, задачи, проблематика исследования, его актуальность и научная новизна, предоставлен анализ использованной по теме литературы. Первая глава касается исторических аспектов: истоков жанра в барочной культуре (Бибер, Бах, Телеман) и русской музыки XVIII века - в творчестве Хандошкина. Ставится вопрос о трех исторических моделях жанра. Во втором параграфе дан анализ причин возрождения жанра в конце XIX века. Развитие барочных моделей их новая жизнь осуществляется в творчестве Макса Регера, возродившего жанр сольной скрипичной сонаты, чему посвящен первый параграф второй главы. Второй и третий параграфы второй главы раскрывают оригинальные концепции и исполнительские решения, найденные в сонатах для скрипки соло Пауля Хиндемита и Эжена Изаи. Нами подчеркнуто, что эти авторы, как и Регер, следуя традициям Баха, создают не отдельные сочинения, а метациклы из сонат. Выявлены содержательные и тематические связи, особенности драматургии, на которых зиж-дятся концепции метациклов и отдельных субциклов. Материал третьей главы концентрирует внимание на шедеврах для скрипки соло ведущих композиторов XX века - А. Онеггера, С. Прокофьева, Б. Бартока. Подчеркнуты связи с мировоззрением, стилевыми - ладогармоническими, формотворческими процессами, с концепциями самых значительных сочинений данных авторов. Четвертая глава разворачивает панораму эволюции жанра, его метаморфоз в контексте стилевых, технологических и исполнительских исканий во второй половине XX начале XXI столетий. Здесь ракурс исследования изменяется: на первый план выходят исполнительские проблемы, обобщенно анализируются сонаты разных авторов (всего освоено 98 сочинений, представленных в таблице Приложения №1). Второй параграф посвящен анализу «Эхо-сонаты» Р. Щедрина для скрипки соло - выдающегося сочинения второй половины XX века. В Заключении подводятся основные итоги исследования.

 

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/puti-razvitiya-sonaty-dlya-skripki-solo-v-kontekste-stilevykh-zhanrovykh-i-ispolnitelskikh-i#ixzz5SxTu0zUM



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: