Аннотация
На второй номер
Кантаты «Александр Невский»
«Песня об Александре Невском»
Муз. С.Прокофьева
Сл. В.Луговского, С.Прокофьева
Содержание
1. Общие сведения о произведении и его автора……………………………3
2. Музыкально-теоретический анализ……………………………………….11
3. Вокально-хоровой анализ…………………………………………………15
4. Исполнительский анализ………………………………………………….19
Литература…………………………..………………………………………..22
Общие сведения о произведении и его автора
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891- 1953) - русский и советский композитор, пианист, дирижёр и педагог. Один из наиболее значимых композиторов XX века, автор 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов, многочисленных произведений вокальной и инструментальной музыки, музыки для кинофильмов и спектаклей.
С.С. Прокофьев родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии (ныне село Красное Донецкой области Украины) в семье ученого- агронома Сергея Алексеевича Прокофьева. Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметьевых, где с самого раннего детства учили театральным искусствам и музыке. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочиненные им пьесы: рондо, вальсы, песенки. В возрасте 9-10 лет С.С.Прокофьев написал две оперы: «Великан» и «На пустынных островах».
В 1902-1903 годах брал частные уроки теории и композиции у Р.М.Глиэра. С 1904 года учился в Петербургской консерватории у Н.А. Римского- Корсакова по инструментовке, А.К. Лядова по композиции, Я.Витола по музыкально- теоретическим дисциплинам, А.Н.Есиповой по фортепиано, Н.Н.Черепнина по дирижированию. В годы учебы в консерватории завязал дружеские отношения с композитором Николаем Мясковским. Окончил консерваторию как композитор в 1909 году и как пианист в 1914 г. По 1917 год включительно продолжал занятия в консерватории по классу органа.
На выпускном экзамене по классу фортепиано Прокофьев исполнил с оркестром свой Первый фортепианный концерт и получил почетную премию имени А.Г.Рубинштейна.
Музыка Прокофьева данного периода творчества стала предметом ожесточенных споров в музыкальных кругах. Для его ранних сочинений характерны гротесковость, сатирические мотивы; это музыка принципиально антиромантическая, зачастую – жестко звучащая, пронизанная диссонансами, очень энергичная в ритмическом отношении.
Прокофьев вошел в историю музыки как новатор, начавший вслед за Стравинским отход от ладовых гармоний романтизма XIX века. В результате чего композитор добился новых сверхмощных звучаний, основанных диссонирующих созвучиях медной духовой группы оркестра и сложных полифонических узорах струнной группы. Это особенно чувствуется в операх «Игрок» (1919), «Огненный ангел» (1927) и «Любовь к трем апельсинам» (1921), в балете «Шут» (1921), а также во Второй и Третьей симфониях. Один из шедевров раннего Прокофьева – его «Классическая симфония» (1917).
В мае 1918 года Прокофьев выезжает на заграничные гастроли, которые затянулись на 18 лет. Композитор гастролировал в Америке, Европе, Японии, на Кубе. В 1927, 1929 и 1932 годах Прокофьев предпринял концертные поездки в СССР. В 1936 году вернулся в Советский Союз вместе с женой-испанкой Лииной Кодина (ставшей Прокофьевой) и окончательно обосновался в Москве. В дальнейшем он выезжает за границу (в Европу и США) лишь дважды: в сезоне 1936-37 и 1938-39 годов.
С начала 1930-х годов музыкальный стиль Прокофьева становится более умеренным, сочетая в себе модернизм, импрессионизм и поздний романтизм. Композитор уменьшил долю резких и мрачных звучаний в своих сочинениях.
Музыка стала более светлой и мелодичной, сочетая в себе как новаторские, так и традиционные приемы композиции. Типичные примеры этого периода: балет «Ромео и Джульетта», оперы «Семен Котко», «Обручение в монастыре».
В 1933 году С.С.Прокофьев избирается профессором Московской государственной Консерватории им. П.И.Чайковского.
Во время Великой Отечественной Войны Прокофьев много и успешно работает над балетом «Золушка», Пятой симфонией, сонатами для фортепиано №7,8,9, сонатой для флейты и фортепиано. Важнейшим сочинением военного периода становится грандиозна опера по роману Льва Толстого «Война и мир».
Прокофьев является автором музыки к кинофильмам «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (2 серии 1944, 1945гг.).
С 1949 года композитор почти не выезжает с дачи по состоянию здоровья. Строжайший медицинский режим не помешал ему написать сонату для виолончели и фортепиано, балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт для виолончели с оркестром и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952).
Сергей Сергеевич скончался в Москве от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями. С.С.Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Владимир Александрович Луговской (1901- 1957) – русский советский поэт.
Родился 18 июня (1 июля) 1901 года в Москве в семье учителя, преподававшего русскую литературу в гимназии; мать была певицей. В 1918 году окончил 1-ю Московскую гимназию, поступил в Московский университет, но вскоре уехал на Западный фронт, где служил в полевом госпитале. После возвращения с фронта работал в Уголовном розыске, учился в главной школе Всевобуча (Всестороннего военного обучения). Революция, гражданская война, русская история и природа Севера, оттуда происходил отец поэта, составили первоначальный круг впечатлений и поэтических образов В.А.Луговского.
Писать стихи он начал курсантом школы Всевобуча, но в печати стихи впервые появились в 1924 году. В 1926 году был опубликован сборник «Сполохи», и один из наиболее известных сборников стихов о гражданской войне «Перекоп». Затем были изданы книги «Мускул», «Страдания моих друзей», «Большевикам пустыни и весны», созданная в результате поездки в Среднюю Азию весной 1930 года.
Н.В.Банников в своей книге «Три века русской поезии» писал: «Свободная структура повествования, белый стих были характерны для творчества Луговского. Выстраивание мозаичных рядов, абстракция, рефлексия, исповеднический пафос и метафорическая ассоциативность преобладают во всем творчестве Луговского».