Общие сведения о произведении




Gloria — месса Пуленка для сопрано, оркестра и хора на слова гимна Gloria in Excelsis Deo; выполнена по заказу Фонда Кусевицкого в честь Сергея Кусевицкого и его жены Натальи.

Премьера состоялась 21 января 1961 года в Бостоне в исполнении Бостонского симфонического оркестра и хора Pro Musica, дирижёр Шарль Мюнш, солистка Адель Эдиссон. Первая запись и европейская премьера также в 1961 году: Национальный оркестр и хор французского радиовещания, дирижёр Жорж Претр, соло Розанна Картери.

Включает шесть частей:

1. Gloria in excelsis Deo (G major) — Слава в вышних Богу и на земле мир, людям Его благоволения

2. Laudamus te (C major) — Хвалим тебя, благословляем тебя, поклоняемся тебе. Славим тебя!

3. Domine Deus, Rex caelestis (B minor) — Господь, сын единородный

4. Domine Fili unigenite (G major) — Господь, сын единородный

5. Domine Deus, Agnus Dei (B-flat minor) — Господь Бог, агнец божий

6. Qui sedes (G major) — сидящий по правую руку от господа, помилуй нас.

Кантата «Gloria» в хоровом творчестве Пуленка стала одним из случаев обращения к духовному тексту, ранее озвученному в другом сочинении — в Gloria Мессы G-dur. Отшлифованный веками латинский текст Gloria в кантате получил новое музыкальное прочтение, допускавшее, тем не менее, ряд тематических и образных параллелей, которые связали Мессу и кантату на расстоянии двадцати с лишним лет. Кантата «Gloria» — редкий случай самостоятельного произведения на данный духовный текст, существующего вне ординария мессы. В контексте истории западноевропейской музыки прежде всего возникает параллель с одноименной кантатой Антонио Вивальди. На связь данных произведений указывает ряд тематических параллелей.

«Gloria» Пуленка имеет характерную композицию, общую для всех его духовных кантат: с двумя ариями сопрано с хором в центральной части цикла и с выписанной партией солирующего сопрано в хоровом финале. Cакрально-символическое значение «Gloria» не ограничивается только выражением образов радости и прославления божественных сил; в молитве говорится и о жертвенной роли Иисуса. Эта линия, отсылающая к теме пассионов, наиболее полно раскрыта Пуленком в V части кантаты — второй арии сопрано с хором «Domine Deus, Agnus Dei». К этому же образному ряду примыкает первая ария сопрано — «Domine Deus, rex celestis» (III часть). Так III и V части образуют лирико-драматическое ядро кантаты, противопоставленное другим ее хорам. Обе арии созданы по типу арии сопрано «Vidit suum dulcem natum» из кантаты «Stabat Mater». Ария «Domine Deus, Agnus Dei» играет особую роль в драматургии сочинения, что обусловлено ее смысловым содержанием. Здесь Пуленк максимально углубляет образ скорби, переводя его на остро-трагедийный уровень. Этому способствуют и множественные аллюзии, связавшие арию с прошлыми и будущими сочинениями композитора. Так, ритмическое сопровождение арии составляет бесстрастно-равномерная ритмическая пульсация, отсылающая к I части кантаты «Stabat Mater», и еще далее — к баховским пассионным хорам. Первые фразы мелодии сопрано соло интонационно близки инструментальной теме, возникающей в последних тактах оперы «Человеческий голос». Возможно, на самого композитора эта образная сфера оказала сильное воздействие, так как после кантаты «Gloria» тематические элементы из арии «Domine Deus, Agnus Dei» получили развитие в двух других произведениях Пуленка — сонатах для кларнета и для гобоя с фортепиано.

Драматургический принцип контрастного сопоставления тем-образов, свойственный «Stabat Mater» Пуленка, в «Gloria» дополнен сквозным развитием тематического комплекса, синтезирующего элементы двух образных сфер — образа скорби и образа радости. Некоторые тематические элементы, характеризующие каждую из сфер, сосредоточены уже в теме вступления. Прорастание ключевых интонаций, проецирование характерных ритмических фигур и ладовых соотношений на все части цикла сообщает «Gloria» цельность и позволяет говорить об использовании принципов симфонического развития.

 

Конец ознакомительного фрагмента.

 

Купить и скачать эту аннотацию целиком можно несколькими способами:

 

- нигредо.рф;

- написать в группу вк «Musical support»

- написать автору в вк

 

Безопасно оплатить аннотацию можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: