Предисловие
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО
____ 32.02.01 _ _ Медико-профилактическое дело _______________________
код название
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования среды обитания и условий проживания населения (под руководством врача по общей и коммунальной гигиене)
и соответствующих профессиональных компетенций в соответствии с разделом 2 рабочей программы.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использованав дополнительном профессиональном образовании в области гигиены и санитарии, эпидемиологии, лабораторного дела.
1.2. Место модуля в структуре основной профессиональной образовательной программы специальности
Модуль закладывает фундаментальные знания по всем гигиеническим наукам, инструментальным и лабораторным методам исследования факторов среды обитания человека, способствует формированию общих компетенций и направлен на формирование профессиональных компетенций соответствующего вида профессиональной деятельности Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования среды обитания и условий проживания населения (под руководством врача по общей и коммунальной гигиене)
Межпредметные связи:
ЕН.02 Математика
ЕН.03 Информационные технологии в профессиональной деятельности
ОП.01 Анатомия и физиология человека
ОП.02 Микробиология и техника микробиологических исследований
ОП.03 Аналитическая химия и техника лабораторных исследований
ОП.04 Психология
ПМ.05 Санитарно-эпидемиологические наблюдения за состоянием инфекционной и паразитарной заболеваемости населения и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий (под руководством врача-эпидемиолога)
ЕН.01 Экономика организации
ПМ.02 Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий труда работающего населения (под руководством врача по гигиене труда)
ПМ.03 Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий и качества питания населения (под руководством врача по гигиене питания)
ПМ.04 Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий воспитания и обучения детей и подростков (под руководством врача по гигиене детей и подростков)
ОП.07 Правовое обеспечение профессиональной деятельности
1.3. Цели модуля:
В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
- овладеть видом профессиональной деятельности санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования среды обитания и условий проживания населения (под руководством врача по общей и коммунальной гигиене)
и соответствующими профессиональными компетенциями согласно раздела 2 настоящей программы;
- иметь практический опыт: участия в проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, токсикологических, гигиенических и других видов оценок факторов среды обитания, а также коммунальных объектов, земельных участков, жилых и общественных зданий и сооружений, учреждений здравоохранения с использованием лабораторно-инструментальных методов исследований и оформлением соответствующей документации;
проведения гигиенического обучения работников отдельных профессий;
участия в оценке состояния здоровья населения и среды обитания и в других статистических исследованиях с применением информационных технологий;
организации рабочего места и ведения делопроизводства помощника санитарного врача по коммунальной гигиене по формам установленного образца.
- уметь: моделировать профессиональную деятельность санитарного фельдшера, проводить с помощью приборов измерения факторов среды обитания, работать с санитарно-гигиенической документацией;
рассчитывать и анализировать отдельные статистические показатели здоровья населения;
оформлять утвержденную документацию в пределах своей компетенции;
производить отбор образцов для лабораторного исследования (испытания) и оформлять акт отбора пробы;
участвовать в проведении лабораторных исследований (испытаний) факторов среды обитания, сравнивать полученные результаты с гигиеническими нормативами и оформлять протокол лабораторного исследования (испытания);
участвовать в проведении санитарно-эпидемиологических обследований коммунальных объектов, земельных участков, жилых и общественных зданий, учреждений здравоохранения, специализированного транспорта и оформлять результаты обследования (расследования);
проводить гигиеническое обучение и воспитание граждан на объектах коммунальной гигиены;
выполнять работы по сбору, обобщению, анализу и передаче данных социально-гигиенического наблюдения с использованием информационных технологий.
- знать: характеристику факторов среды обитания и закономерности их влияния на здоровье человека, роль гигиены в сохранении и укреплении здоровья населения;
понятие о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и основные положения государственного санитарно-эпидемиологического надзора как части государственного контроля, основные требования к организации и проведению мероприятий по контролю (надзору) и принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
систему государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
структуру органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи и принципы взаимодействия;
место и роль помощника санитарного врача и помощника врача-эпидемиолога в структуре службы, основные методы работы и функциональные обязанности;
санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления;
санитарно-эпидемиологические требования к жилым и общественным зданиям и сооружениям, учреждениям здравоохранения, оборудованию и транспорту;
определение социально-гигиенического наблюдения, его цели, задачи и порядок проведения.
1.4. Задачи модуля:
ориентированы на деятельность преподавателя и могут быть представлены в виде триединой дидактической цели (образовательные, развивающие, воспитывающие).
Образовательные:
- Осуществлять обучения на МДК
«МДК.01.01 Гигиена с основами санитарно-гигиенических методов исследования»
«МДК 01.02 Общая и коммунальная гигиена»
«МДК 01.03 Социально-гигиеническое наблюдение»
«ВЧ МДК Санитарно-гигиеническое просвещение населения»
с целью усвоения знаний по разделам и темам
Участие в проведении санитарно-гигиенических исследований факторов среды обитания и условий проживания населения:
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (цели, задачи, организация). Профессиональная деятельность помощника санитарного врача и помощника врача-эпидемиолога.
Гигиена воздушной среды, воды и водоснабжения городских и сельских поселений, гигиеническое и экологическое значение почвы, гигиена жилых помещений
Теоретические и методические основы медицинской статистики.
формирование умений:
моделировать профессиональную деятельность санитарного фельдшера, проводить с помощью приборов измерения факторов среды обитания, работать с санитарно-гигиенической документацией;
рассчитывать и анализировать отдельные статистические показатели здоровья населения;
оформлять утвержденную документацию в пределах своей компетенции;
производить отбор образцов для лабораторного исследования (испытания) и оформлять акт отбора пробы;
участвовать в проведении лабораторных исследований (испытаний) факторов среды обитания, сравнивать полученные результаты с гигиеническими нормативами и оформлять протокол лабораторного исследования (испытания);
участвовать в проведении санитарно-эпидемиологических обследований коммунальных объектов, земельных участков, жилых и общественных зданий, учреждений здравоохранения, специализированного транспорта и оформлять результаты обследования (расследования);
проводить гигиеническое обучение и воспитание граждан на объектах коммунальной гигиены;
выполнять работы по сбору, обобщению, анализу и передаче данных социально-гигиенического наблюдения с использованием информационных технологий.
-формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды,
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно повышать квалификацию.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
ОК 15. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ОК 16. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
-формирование профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Участвовать в проведении санитарно-эпидемиологических обследований коммунальных объектов земельных участков, жилых и общественных зданий и сооружений с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.
ПК 1.2. Производить отбор образцов для проведения лабораторных исследований и испытаний.
ПК 1.3. Участвовать в проведении санитарно-эпидемиологического обследования специализированного транспорта.
ПК 1.4. Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по общей и коммунальной гигиене.
ПК 1.5. Участвовать в проведении социально-гигиенического мониторинга и других статистических наблюдений с использованием информационных технологий.
ПК 1.6. Участвовать в гигиеническом обучении и аттестации работников отдельных профессий.
Осуществлять проведение учебной практики с целью формирования общих и профессиональных компетенций, приобретения первоначального практического опыта по видам работ Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования среды обитания и условий проживания населения (под руководством врача по общей и коммунальной гигиене)
- Организовывать проведение производственной практики с целью приобретения практического опыта по ВПД Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования среды обитания и условий проживания населения (под руководством врача по общей и коммунальной гигиене)
формирования профессиональных компетенций _ ПК 1.1.-1.5.
и развития общих компетенций _ ОК 1 – 9, ОК 11-14;
- содействовать формированию общих компетенций на всех этапах профессионального модуля (МДК, УП, ПП)_ ОК 1 – 9, ОК 12-15;
- формировать умения применять полученные знания и умения в учебно-исследовательской работе в рамках внеаудиторной деятельности, курсового и дипломного проектирования.
- Осуществлять проведение учебной практики с целью формирования общих и профессиональных компетенций, приобретения первоначального практического опыта по видам работ
Участвовать в проведении санитарно-эпидемиологических обследований коммунальных объектов земельных участков, жилых и общественных зданий и сооружений с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.
Производить отбор образцов для проведения лабораторных исследований и испытаний.
Участвовать в проведении санитарно-эпидемиологического обследования специализированного транспорта.
Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по общей и коммунальной гигиене.
Участвовать в проведении социально-гигиенического мониторинга и других статистических наблюдений с использованием информационных технологий.
Участвовать в гигиеническом обучении и аттестации работников отдельных профессий.
- Организовывать проведение производственной практики с целью приобретения практического опыта по ВПД Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования среды обитания и условий проживания населения (под руководством врача по общей и коммунальной гигиене)
Развивающие:
- содействовать развитию профессионально важных качеств специалиста: памяти, восприятия, внимания, ощущений, представлений, мышления через деятельностный подход организации учебного процесса на занятиях (познавательная, преобразующая, общеучебная, самоорганизующая деятельность обучающихся);
- развивать познавательный интерес к будущей профессии;
- развивать навыки коллективной и самостоятельной работы;
-развивать познавательный и профессиональный интерес к информационным технологиям;
- развивать навыки исследовательской работы;
Воспитывающие:
стремиться к воспитанию:
- гражданина и патриота своей Родины;
- духовно-нравственной личности;
- обладающей креативностью;
- профессиональной направленностью;
- общей культурой;
- способной к эффективному общению;
- владеющей современными информационными технологиями;
-ориентированной на здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.
Каждое направление воспитывающих задач позволяет формировать общие компетенции специалиста как показано в модели личности выпускника (приложение 1).
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 822 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 570 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 366 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 204 часов;
учебной практики – 3 недели;
производственной практики – 4 недели;
Вариативная часть 1,5 недели учебная практика, 2 недели производственная практика, 24 часа усиление МДК 01.02 на втором курсе, 140 часов на 3 курсе часов, предназначена для разбора следующих моментов:
Санитарно-гигиеническая лаборатория
Эколого-гигиенические аспекты планировки населенных мест.
Гигиена планировки поселений
Гигиена жилых и общественных зданий
Санитарный режим аптечных организаций
Понятие о гигиене ЛПО как раздел гигиены
Гигиена плавательных бассейнов
Санитарные правила устройство бань
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию прачечных
Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские услуги
Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих косметические услуги
Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ и сооружений похоронного назначения
Гигиенические требования к устройству полигонов для твердых бытовых отходов
Современная организация ведения социально-гигиенического мониторинга на территории Нижегородской области
Общие характеристики и назначение АС СГМ «Криста»
Биомедицинская статистика
Работа с информационно-правовыми системами