Запись в тетрадь определений




Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: дать представление об истории создания поэмы, ее проблематике и композиции, особенностях жанра, принципе фольклорного восприятия мира в ней; обрисовать образы бунтарей-правдоискателей, выявить средства характеристики персонажей, их роль в раскрытии идейного замысла поэмы.

Задачи:

· сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность обучающихся;

· обучение умению определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней;

· обучение умению характеризовать образы героев поэмы, их роль в раскрытии идейного замысла произведения;

· создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства и пробудить чувство сопричастности со своим народом;

· пробудить интерес к поэме, побуждающий к ее прочтению.

Оборудование и материалы: проектор, экран, тексты поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», портрет писателя, презентация к уроку, раздаточные материалы.

Используемые технологии: технология проблемного обучения, икт-технологии.

Ход урока:

Оргмомент. Цели и задачи.

Объяснение нового материала.

1)Слово учителя.

-Мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Наш урок является первым уроком по поэме Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Мы узнаем об истории создания поэмы, ее жанре, композиции, поговорим об актуальности поэмы, проанализируем пролог.

И наш урок позвольте мне начать с вопроса:«Кто такие мы?».

Попытку ответить на этот вопрос и предпринимает Н.А.Некрасовв своей последней поэме «Кому на Руси жить хорошо». Мы для него – это народ. И тогда, и теперь желание понять народ, к которому тебе выпало. принадлежать, не исчезает. В поэме поэт задумал изложить все, что узнал о народе, все сведения, накопленные им по словечку, как он сам говорил, в течение 20 лет, все, что ему пришлось услышать из народных уст. Сам Некрасов определил свою поэму как эпопею народной жизни.

Запись в тетрадь определений

ПОЭМА – лиро-эпический жанр большого объёма.

ЭПОПЕЯ – художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.

-Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции. Поэт называет странников «временнообязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 года, так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам.

Под главой «Помещик» имеется поставленная автором дата — 1865 год, которая свидетельствует, что до этого поэт работал над ее первой частью.

Даты написания других глав: «Последыш», 1872 год; «Крестьянка», 1873 год; «Пир на весь мир», 1877 год.

Некрасов писал «Пир на весь мир», уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге.

Литературный критик В. В. Гиппиус в статье «К изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» еще в 1934 году писал: «Поэма осталась незавершенной, замысел поэта непроясненным; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке. Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными: 1) о взаимном расположении дошедших до нас частей и 2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки. Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно».Смерть Некрасова оборвала работу над поэмой. Можно предположить, что если бы Некрасов завершил работу над поэмой, то он мог изменить расположение ее частей. Вся поэма была опубликована целиком в бесцензурной редакции в 1920 году К.И Чуковским, который предложил такую композицию:

Часть I (пролог и 5 глав)

«Последыш»

«Крестьянка» (пролог и 8 глав)

«Пир на весь мир»(слайды 5-7)

3.Проблемный диалог с обучающимися:

-В 1921 году П.И.Сокулин предложил другое композиционное решение:

Часть I (пролог и 5 глав)

«Последыш»

«Пир- на весь мир»

«Крестьянка» (пролог и 8 глав)

1)Как вы думаете, почему Чуковский согласился с Сакулиным?

2)Какие чувства испытывал к своему народу более века назад русский поэт Н.А.Некрасов? Постарайтесь ответить на этот вопрос, найдите доказательства в «Прологе» поэмы, который был прочитан Вами дома (Любовь к своему народу)

3)Свою любовь поэт выразил в названии поэмы.Вопросительного знака в названии поэмы нет. Почему?Вопрос будет задан в прологе, с которого начинается произведение. Народ всегда тянулся к правде, истине.

4)Народ Руси трудолюбивый Чем были заняты мужики до своего спора?(Все привычные будничные дела оставлены ради одной цели» найти того, «кому живется весело, вольготно на Руси». Обратите внимание, что русский мужик упорен в достижении цели, причем не практической, а именно блажи).

5)Какой синоним вы можете подобрать к слову блажь? (Мечта,истина)

6)Почему же мужики просят у волшебной пташки лишь свой мужицкий скромный прожиточный минимум: хлеб, квас и огурчики? (Им не приходит мысль о даровом богатстве, они привыкли зарабатывать своим трудом пропитание. И скатерть-самобранка им нужна для того, чтобы добраться до сути человеческого счастья. Скатерть- самобранка – объяснение и оправдание их странствий, не отвлекаясь заботами о хлебе насущном).

7)Кем же становятся семь мужиков к концу «Пролога» (Странниками-правдоискателями)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: