Формы аттестации и оценочные материалы




Пояснительная записка

Направленность программы - естественнонаучная. Уровень: базовый.

Актуальность программы. Существенная часть детей младшего и среднего школьного возраста испытывает интерес к живой природе. Этот интерес в одних случаях носит характер общей любознательности и скорее широк, чем глубок. Однако некоторые обучающиеся уже интересуются биологией достаточно глубоко, хотят получить конкретные фактические знания о каких-то группах живых существ. Кто-то интересуется микромиром живого, кто-то – больше животными, а кто-то – миром растений. Т.е. фактически, обычно не зная соответствующей терминологии и, естественно, не владея биологическими понятиями, дети интересуются клеточной биологией, микробиологией, зоологией, ботаникой и т.п. Они, дети, с удовольствием смотрят фильмы, читают познавательную литературу, просматривают тематические ресурсы интернета, когда удается – ходят в музеи, зоопарки, ботанические сады.

Зачастую их интерес остается неудовлетворенным в сфере школьного обучения. У некоторых интерес носит уже исследовательский характер и перерастает в склонность. Часть таких школьников, особенно с глубокими и оригинальными интересами и склонностями, воспринимаются одноклассниками как чудаки, «ботаники». Иногда глубокий и живой интерес к природе, обширные знания о животных, растениях, других организмах сочетается со средней и даже низкой школьной успешностью. Нередко начинающие юные биологи испытывают трудности с определением направленности своего интереса, часто он носит чисто случайный, хотя глубокий и оригинальный характер (что называется, «зацепило»).

Все вышесказанное обусловливает актуальность данной программы, которая углубляет знания школьников по биологии и одновременно выполняет информирующую и ориентирующую функцию, обеспечивая детям возможность познания основ науки в комфортной обстановке, в группе обучающихся с близкими интересами.

Цель программы – удовлетворить, углубить и развить интерес детей к природе, сориентировать их в разнообразии живых организмов, основных биологических понятиях и закономерностях.

Задачи

Обучающие:

1. Углубить знания обучающихся об основных группах живых организмов и их представителях;

2. Расширить знания обучающихся о типах строения и образе жизни представителей изучаемых групп;

3. Познакомить обучающихся с биологическими процессами и закономерностями;

4. Дать обучающимся основы знаний о биологической номенклатуре и систематике;

Развивающие:

1. Способствовать развитию естественнонаучных интересов обучающихся; 2. Развить у обучающихся наблюдательность, внимательность, усидчивость;

3. Развить основы биологического мышления у обучающихся;

4. Развить память на наблюдаемые факты и способности к их фиксации в наглядных формах.

Воспитательные:

1. Воспитать у обучающихся уважение к естественнонаучным знаниям, потребность в их расширении и углублении;

2. Воспитать эмоционально-ценностное, бережное отношение к живым существам и другим природным объектам;

3. Сформировать мотивацию на продолжение обучения в области экологобиологического образования.

Программа актуальна для обучающихся 10-17 лет. В группу принимаются все желающие.

Формы и режим занятий (периодичность и продолжительность). Количество обучающихся в группе – 9 – 15 человек. Режим занятий: 2 раза в неделю по 3 часа.

Предусмотрены перерывы на отдых, проветривание помещения.

Формы занятий: теоретические и практические занятия, экскурсии, участие в элементарных формах учебно-исследовательской деятельности, конкурсах и выставках.

Сроки реализации программы: 2 учебных года, 116 учебных часа в год, всего – 232 часа за период обучения.

Планируемые результаты

Обучающиеся будут знать:

· Основные таксономические единицы организмов и их характерные признаки.

· Внешний вид, общее строение, особенности экологии и образа жизни типичных представителей изучаемых групп.

· Основные общебиологические и экологические закономерности и взаимосвязи (на доступном уровне, с учетом возрастных особенностей обучающихся).

Обучающиеся будут уметь:

· Определять изученных представителей живой природы по внешнему виду, особенностям общего строения и местообитания.

· Наглядно или схематически изображать изучаемых представителей основных систематических групп организмов.

· Наблюдать за исследуемыми объектами и готовить короткие сообщения о результатах наблюдений.

· Выполнять простейшие работы учебно-исследовательского характера.

Обучающиеся разовьют следующие личностные качества:

· Ценностное отношение к естественнонаучным знаниям, устойчивая потребность в их расширении и углублении.

· Бережное отношение к природе и природным объектам.

· Коммуникабельность, корректность в общении.

· Уважение к учебному труду, настойчивость, работоспособность.

Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль осуществляется в форме свободного собеседования.

Текущий и промежуточный контроль проводится методами игр, викторин и тестов, участия в конкурсах.

Контроль умений – путем сравнительной оценки результатов деятельности в начале и конце учебного года.

Итоговая аттестация по окончании обучения по программе проводится по следующей форме:

ФИО обучающегося Теоретические знания (I) Навыки и умения выполнения практических работ (II)     Исследовательские умения и навыки (III)
         
         
         

 

 

Оценка в баллах:

1 балл (минимальный уровень):

Обучающийся:

(I) владеет некоторыми понятиями и терминами изученной области, помнит некоторые изученные факты и закономерности;
(II) проявляет элементарные практические навыки;
(III) проявляет исследовательские умения и навыки на начальном уровне.

2 балла (средний уровень):

Обучающийся:

(I) знаком с основными понятиями и терминами изученного материала, правильно их использует, определяет существенную часть изученных объектов;
(II) владеет основами изученных практических методов, может сообщить об их назначении и выполнить лабораторно-практическую работу под руководством педагога;
(III) проявляет исследовательские умения и навыки, может выполнить простое учебное исследование под руководством взрослого.

3 балла (высокий уровень):

Обучающийся:
(I) знает большую часть изученных фактов и объектов, успешно применяет освоенные понятия и закономерности на практике;
(II) знает большую часть изученных практических методов, успешно применяет их в соответствии с поставленной педагогом учебной задачей; (III) хорошо владеет изученными методами, достаточно самостоятельно выполняет учебное исследование.

 

Используемые средства контроля: педагогическое наблюдение, контроль в игровой форме и в форме свободной беседы, изучение результатов деятельности обучающихся, тестирование. Итоги подводятся также в следующих формах: мини-выставка, викторина юных биологов, для отдельных обучающихся – участие в выставках, конкурсах и/или конференциях.

 

Содержание программы

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование разделов и тем Общее кол-во часов В том числе Формы аттестации
Теор. Практ.
  Введение        
  Земля – планета жизни       Дидактическая игра
2.1. Живая природа Земли – единая система. Биосфера.       тест
2.2. Царства живой природы, особенности их представителей.       тест
3. Живая клетка       Дидактическая игра
  Одноклеточные: животные, растения, грибы, «промежуточные существа»       Дидактическая игра
  Прокариоты: бактерии и цианобактерии       Дидактическая игра
  Царство Животные       Дидактическая игра
6.1. Царство Животные и основные признаки его представителей.       тест
6.2. Простейшие       тест
6.3. Губки.       тест
6.4 Кишечнополостные       тест
6.5. Плоские черви       тест
6.6. Круглые черви       тест
6.7. Кольчатые черви       тест
6.8. Моллюски       тест
6.9. Членистоногие       тест
6.10. Иглокожие       тест
6.11. Тип Хордовые. Ланцетник.       тест
6.12. Оболочники. Асцидии.       тест
6.13. Круглоротые       тест
6.14. Рыбы       тест
6.15. Земноводные       тест
6.16. Пресмыкающиеся       тест
6.17. Птицы       тест
6.18. Экология и методы учета птиц       тест
6.19. Изготовление дуплянки       тест
6.20. Млекопитающие, основные отряды и экологические группы.       тест
6.21 Доместикация животных       тест
7. Человек       Дидактическая игра
7.1. Анатомия и физиология       тест
7.2. Гистология и цитология       тест
7.3. Антропология       тест
7.4. Антропоэкология       тест
8. Царство Растения       Дидактическая игра
8.1. Солнце и жизнь на Земле. Фотосинтез.       тест
8.2. Значение почв       тест
8.3. Характерные особенности растений.       тест
8.4. Водоросли       тест
8.5. Мохообразные       тест
8.6. Папоротники, хвощи и плауны       тест
8.7. Голосеменные: древние и современные.       тест
8.8. Покрытосеменные: их особенности и роль       тест
8.9. Общая систематика растений       тест
9. Царство Грибы       Дидактическая игра
10. Лишайники       Дидактическая игра
11. Живая природа и человек. Экология       Дидактическая игра
12. Ориентирование       Дидактическая игра
13. Основы картографии       Дидактическая игра
14. Основы минералогии       Дидактическая игра
15. Основы астрономии       Дидактическая игра
16. Подведение итогов программы       Конференция
Всего        

Содержание учебно-тематического планы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: