Пояснительная записка
Направленность программы - естественнонаучная. Уровень: базовый.
Актуальность программы. Существенная часть детей младшего и среднего школьного возраста испытывает интерес к живой природе. Этот интерес в одних случаях носит характер общей любознательности и скорее широк, чем глубок. Однако некоторые обучающиеся уже интересуются биологией достаточно глубоко, хотят получить конкретные фактические знания о каких-то группах живых существ. Кто-то интересуется микромиром живого, кто-то – больше животными, а кто-то – миром растений. Т.е. фактически, обычно не зная соответствующей терминологии и, естественно, не владея биологическими понятиями, дети интересуются клеточной биологией, микробиологией, зоологией, ботаникой и т.п. Они, дети, с удовольствием смотрят фильмы, читают познавательную литературу, просматривают тематические ресурсы интернета, когда удается – ходят в музеи, зоопарки, ботанические сады.
Зачастую их интерес остается неудовлетворенным в сфере школьного обучения. У некоторых интерес носит уже исследовательский характер и перерастает в склонность. Часть таких школьников, особенно с глубокими и оригинальными интересами и склонностями, воспринимаются одноклассниками как чудаки, «ботаники». Иногда глубокий и живой интерес к природе, обширные знания о животных, растениях, других организмах сочетается со средней и даже низкой школьной успешностью. Нередко начинающие юные биологи испытывают трудности с определением направленности своего интереса, часто он носит чисто случайный, хотя глубокий и оригинальный характер (что называется, «зацепило»).
Все вышесказанное обусловливает актуальность данной программы, которая углубляет знания школьников по биологии и одновременно выполняет информирующую и ориентирующую функцию, обеспечивая детям возможность познания основ науки в комфортной обстановке, в группе обучающихся с близкими интересами.
Цель программы – удовлетворить, углубить и развить интерес детей к природе, сориентировать их в разнообразии живых организмов, основных биологических понятиях и закономерностях.
Задачи
Обучающие:
1. Углубить знания обучающихся об основных группах живых организмов и их представителях;
2. Расширить знания обучающихся о типах строения и образе жизни представителей изучаемых групп;
3. Познакомить обучающихся с биологическими процессами и закономерностями;
4. Дать обучающимся основы знаний о биологической номенклатуре и систематике;
Развивающие:
1. Способствовать развитию естественнонаучных интересов обучающихся; 2. Развить у обучающихся наблюдательность, внимательность, усидчивость;
3. Развить основы биологического мышления у обучающихся;
4. Развить память на наблюдаемые факты и способности к их фиксации в наглядных формах.
Воспитательные:
1. Воспитать у обучающихся уважение к естественнонаучным знаниям, потребность в их расширении и углублении;
2. Воспитать эмоционально-ценностное, бережное отношение к живым существам и другим природным объектам;
3. Сформировать мотивацию на продолжение обучения в области экологобиологического образования.
Программа актуальна для обучающихся 10-17 лет. В группу принимаются все желающие.
Формы и режим занятий (периодичность и продолжительность). Количество обучающихся в группе – 9 – 15 человек. Режим занятий: 2 раза в неделю по 3 часа.
Предусмотрены перерывы на отдых, проветривание помещения.
Формы занятий: теоретические и практические занятия, экскурсии, участие в элементарных формах учебно-исследовательской деятельности, конкурсах и выставках.
Сроки реализации программы: 2 учебных года, 116 учебных часа в год, всего – 232 часа за период обучения.
Планируемые результаты
Обучающиеся будут знать:
· Основные таксономические единицы организмов и их характерные признаки.
· Внешний вид, общее строение, особенности экологии и образа жизни типичных представителей изучаемых групп.
· Основные общебиологические и экологические закономерности и взаимосвязи (на доступном уровне, с учетом возрастных особенностей обучающихся).
Обучающиеся будут уметь:
· Определять изученных представителей живой природы по внешнему виду, особенностям общего строения и местообитания.
· Наглядно или схематически изображать изучаемых представителей основных систематических групп организмов.
· Наблюдать за исследуемыми объектами и готовить короткие сообщения о результатах наблюдений.
· Выполнять простейшие работы учебно-исследовательского характера.
Обучающиеся разовьют следующие личностные качества:
· Ценностное отношение к естественнонаучным знаниям, устойчивая потребность в их расширении и углублении.
· Бережное отношение к природе и природным объектам.
· Коммуникабельность, корректность в общении.
· Уважение к учебному труду, настойчивость, работоспособность.
Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль осуществляется в форме свободного собеседования.
Текущий и промежуточный контроль проводится методами игр, викторин и тестов, участия в конкурсах.
Контроль умений – путем сравнительной оценки результатов деятельности в начале и конце учебного года.
Итоговая аттестация по окончании обучения по программе проводится по следующей форме:
№ | ФИО обучающегося | Теоретические знания (I) | Навыки и умения выполнения практических работ (II) | Исследовательские умения и навыки (III) |
Оценка в баллах:
1 балл (минимальный уровень):
Обучающийся:
(I) владеет некоторыми понятиями и терминами изученной области, помнит некоторые изученные факты и закономерности;
(II) проявляет элементарные практические навыки;
(III) проявляет исследовательские умения и навыки на начальном уровне.
2 балла (средний уровень):
Обучающийся:
(I) знаком с основными понятиями и терминами изученного материала, правильно их использует, определяет существенную часть изученных объектов;
(II) владеет основами изученных практических методов, может сообщить об их назначении и выполнить лабораторно-практическую работу под руководством педагога;
(III) проявляет исследовательские умения и навыки, может выполнить простое учебное исследование под руководством взрослого.
3 балла (высокий уровень):
Обучающийся:
(I) знает большую часть изученных фактов и объектов, успешно применяет освоенные понятия и закономерности на практике;
(II) знает большую часть изученных практических методов, успешно применяет их в соответствии с поставленной педагогом учебной задачей; (III) хорошо владеет изученными методами, достаточно самостоятельно выполняет учебное исследование.
Используемые средства контроля: педагогическое наблюдение, контроль в игровой форме и в форме свободной беседы, изучение результатов деятельности обучающихся, тестирование. Итоги подводятся также в следующих формах: мини-выставка, викторина юных биологов, для отдельных обучающихся – участие в выставках, конкурсах и/или конференциях.
Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе | Формы аттестации | |
Теор. | Практ. | ||||
Введение | |||||
Земля – планета жизни | Дидактическая игра | ||||
2.1. | Живая природа Земли – единая система. Биосфера. | тест | |||
2.2. | Царства живой природы, особенности их представителей. | тест | |||
3. | Живая клетка | Дидактическая игра | |||
Одноклеточные: животные, растения, грибы, «промежуточные существа» | Дидактическая игра | ||||
Прокариоты: бактерии и цианобактерии | Дидактическая игра | ||||
Царство Животные | Дидактическая игра | ||||
6.1. | Царство Животные и основные признаки его представителей. | тест | |||
6.2. | Простейшие | тест | |||
6.3. | Губки. | тест | |||
6.4 | Кишечнополостные | тест | |||
6.5. | Плоские черви | тест | |||
6.6. | Круглые черви | тест | |||
6.7. | Кольчатые черви | тест | |||
6.8. | Моллюски | тест | |||
6.9. | Членистоногие | тест | |||
6.10. | Иглокожие | тест | |||
6.11. | Тип Хордовые. Ланцетник. | тест | |||
6.12. | Оболочники. Асцидии. | тест | |||
6.13. | Круглоротые | тест | |||
6.14. | Рыбы | тест | |||
6.15. | Земноводные | тест | |||
6.16. | Пресмыкающиеся | тест | |||
6.17. | Птицы | тест | |||
6.18. | Экология и методы учета птиц | тест | |||
6.19. | Изготовление дуплянки | тест | |||
6.20. | Млекопитающие, основные отряды и экологические группы. | тест | |||
6.21 | Доместикация животных | тест | |||
7. | Человек | Дидактическая игра | |||
7.1. | Анатомия и физиология | тест | |||
7.2. | Гистология и цитология | тест | |||
7.3. | Антропология | тест | |||
7.4. | Антропоэкология | тест | |||
8. | Царство Растения | Дидактическая игра | |||
8.1. | Солнце и жизнь на Земле. Фотосинтез. | тест | |||
8.2. | Значение почв | тест | |||
8.3. | Характерные особенности растений. | тест | |||
8.4. | Водоросли | тест | |||
8.5. | Мохообразные | тест | |||
8.6. | Папоротники, хвощи и плауны | тест | |||
8.7. | Голосеменные: древние и современные. | тест | |||
8.8. | Покрытосеменные: их особенности и роль | тест | |||
8.9. | Общая систематика растений | тест | |||
9. | Царство Грибы | Дидактическая игра | |||
10. | Лишайники | Дидактическая игра | |||
11. | Живая природа и человек. Экология | Дидактическая игра | |||
12. | Ориентирование | Дидактическая игра | |||
13. | Основы картографии | Дидактическая игра | |||
14. | Основы минералогии | Дидактическая игра | |||
15. | Основы астрономии | Дидактическая игра | |||
16. | Подведение итогов программы | Конференция | |||
Всего |
Содержание учебно-тематического планы