Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения.




Данная программа апробировалась на базе МОУ СОШ № 3 им. В.Н.Щеголева ЗАТО Светлый.

После проведения индивидуального собеседования с учащимися и диагностических процедур, была сформирована группа, которая начала работу по программе психологической подготовки учащихся к ЕГЭ методами арт-терапии. Группу составили 10 учащихся 10-х классов из параллели, из которых было 6 девочек и 4 мальчика. Было проведено 10 занятий по данной программе с учащимися данной группы. Занятия проводились во второй половине дня один раз в неделю в период с 21 октября по 23 декабря. Численный состав группы сохранился до окончания ее работы по программе. Отдельные учащиеся отсутствовали на некоторых занятиях по уважительным причинам.

После окончания работы группы по программе была проведена повторная диагностика учащихся по тем же методикам.

Отзывы участников

После окончания программы было проведено анкетирование участников о том, что было важным в процессе групповой арт-терапии для каждого из них. Были получены следующие ответы.

Программа помогла выяснить, какие ситуации вызывают эмоциональное напряжение и тревогу.

Все учащиеся 10 человек (100%) смогли понять, что их состояние связано с психологическими трудностями и оценили это как важное для себя. До групповой работы многие учащиеся не связывали психологические трудности со своим состоянием.

9 человек (90%) посчитали важным выяснить и понять, как они эмоционально реагируют на различные групповые ситуации, а так же на подобные ситуации в жизни.

До проведения тренинга группе не оказалось ни одного человека, который бы всегда хорошо знал, как поведет себя в группе и как эмоционально будет реагировать на те или иные групповые ситуации.

Учащиеся научились выражать свои чувства и мысли посредством изобразительных средств и разных форм творческого самовыражения. До групповой работы в группе не оказалось учащихся, которые бы хорошо умели выражать свои чувства и мысли посредством изобразительных средств и разных форм творческого самовыражения.

Понять, чего же в действительности хотят, к чему стремятся и насколько это достижимо оказалось важным 100% учащихся.

Смогли разобраться с тем, какова собственная роль в создании сложных жизненных ситуаций и трудностей 60% учащихся.

Считают, что научились самостоятельно снимать эмоциональное напряжение и преобразовывать отрицательные эмоции в положительные – 8 человек (80%).

Получить эмоциональную поддержку со стороны других членов группы важным оказалось для 80% учащихся.

Раскрыть и осознать свои творческие способности важным оказалось для 90% учащихся группы.

Научиться открыто выражать свои негативные эмоции оказалось важным для 100% учащихся.

Научиться открыто выражать свои положительные эмоции оказалось важным для 40% учащихся.

Научиться выражать в группе те эмоции, которые сложно выражать в жизни оказалось важным для 80% учащихся. До начала групповой работы получалось выражать в группе те эмоции, которые сложно выражать в реальной жизни у 5 человек (50%). Не получается или получалось редко у 5 человек (50%).

Научиться лучше понимать свои чувства - это оказалось важным для 70% учащихся группы.

Научиться лучше к себе относиться оказалось важным для 80% учащихся.

Научиться лучше относиться к другим важным оказалось для 70% учащихся.

Приобрести в группе навыки самостоятельного разрешения проблем, которые можно будет использовать в будущем, оказалось важным 90% учащихся.

Важным оказалось для всех учащихся научиться решать психологические проблемы посредством творческой активности. До тренинговой работы хотели бы научиться решать психологические проблемы посредством творческой активности 100% учащихся группы.

Так же учащиеся отмечают, что стали спокойнее реагировать на ситуации проверки знаний и контрольные работы, научились применять на практике отдельные техники и упражнения.

 

Аннотация программы

Единый государственный экзамен — это новая реальность в нашем образовательном пространстве, и проблемы подготовки к ЕГЭ являются в настоящее время достаточно актуальными для всех участников образовательного процесса.

Складывающаяся система психолого-педагогической помощи выпускникам пока еще недостаточно использует инновационные, здоровьесберегающие технологии, такие, как психотерапию искусством.

Арт-терапия – совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психопрофилактики, психокоррекции.

Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия имеет преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность, благодаря чему она может стать ценным инструментом в деятельности образовательных учреждений. Очевидно, что разные виды творческой активности могут оказывать важные психопрофилактические и развивающие эффекты.

Эстетические критерии не имеют при этом решающего значения. Основной акцент в ходе занятий психотерапией искусством обращается на невербальное выражение чувств и потребностей и их последующую корректировку и осознание. Важнейшим условием осуществления такой работы является центрированное на личности клиента его взаимодействие со специалистом - получившим последипломную подготовку в одной из модальностей психотерапии искусством психологом.

Данная программа построена на основе принципа онтогенетически-ориентированной системной арт-терапии.

В основе разработанного нами тренинга лежит модель интерактивной тематической группы. Рекомендуем проведение данной программы во втором полугодии 10 класса. Рекомендуемое количество участников группы 8-10 человек. Программа состоит из 10 занятий. Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю. Каждое занятие продолжается 2 часа и имеет трехчастную структуру (вводная часть, основная часть и заключительная часть). В ходе работы вводной части происходит ознакомление группы с темой занятия и проводится упражнение на разогрев. В основной части ведущий проводит одну арт-технику или арт-упражнение, мини-лекцию по теме и, как правило, проводится одно упражнение с последующим его обсуждением. В заключительной части занятия подводятся итоги занятия в целом.

Цель занятий: психологическая подготовка к экзаменам.

Задачи:

· обучение учащихся способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения;

· обучение способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам,

· актуализация внутренних ресурсов,

· формирование уверенности в своих силах,

· развитие творческого потенциала,

· осознание учащимися своих сильных сторон,

· интеграция эмоциональных, поведенческих, познавательных компонентов личности,

· снижение уровня тревожности у учащихся в состоянии подготовки к предстоящим экзаменам

Используемые методы: дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения, техники арт-терапии, упражнения на саморегуляцию, дыхательные техники.

Условия проведения и оборудование: класс или любое другое просторное помещение; стулья; различные материалы и средства для художественного творчества.

Мониторинг:

Стартовая и итоговая психодиагностика (анкеты Копытина); шкала сниженного настроения – субдепрессии (ШСНС), основанная на опроснике В.Зунга и адаптированная Т.Н.Балашовой; опросник В.К.Гербачевского, шкала реактивной и личностной тревожности Спилберга-Ханина, анкеты обратной связи.

Структура программы

1.Этап подготовительных организационных процедур и исходной диагностики.

2.Коррекционный этап и оценка промежуточных результатов.

3.Завершающий этап, оценка конечных результатов программы.

Данная программа может быть включена в систему психолого-педагогического сопровождения учащихся по подготовке к ЕГЭ как один из блоков общей психологической подготовки выпускников.

Исполнители: педагог-психолог МОУ СОШ №3 им. В.Н.Щеголева Швырева Е.В.

 

 


[1] Копытин А.И.,Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. «Когито – центр». 2007г. с. 39-40

 

[2] Лебедева Л. Экстренная арт-терапевтическая помощь
в ситуациях острого стресса, статья, журнал Школьный психолог №4 2009 г

 

[3] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.- 384 с.: ил.

[4]

[5] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.- 384 с.: ил. 304-309, 341-343 стр.

[6] Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. – СПб.: Речь, 2003. – с 177

[7] Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. – СПб.: Речь, 2003. – с 281



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: