ЧАСТЬ 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА




«Вестернизация» и политическая борьба в Турции после Второй мировой войны.

«Вестернизация» и политическая борьба в Турции после Второй мировой войны. Для европейцев Восток начинается с Турции, территорию которой ранее называли «Малой Азией». Один из самых крупных и известнейших городов Турции Стамбул является сегодня уникальным городом, расположенным одновременно в Европе и Азии. Проехав по мосту, который связывает город в единое целое, можно совершить путешествие между двумя континентами. Издавна, именно здесь у границ двух цивилизаций, сталкивались восточный традиционализм и западный образ жизни, здесь происходило взаимовлияние двух культур. Термин «вестернизация» в турецкой и западной историографии означал период реформ, создававших условия развития в Турции государственно-политической системы западного типа и преобразований в сфере экономики по западному образцу. Этим термином широко пользовались исследователи современных исторических процессов турецкого государства Данилов В. И. и Старченков Г. Д., которые вывели начало вестернизации с конца XVIII — начала XIX веков и определили периоды ее развития. Радикальные преобразования осуществлялись во времена Танзимата, Младотурецкой революции и особенно в период реформ Кемаля Ататюрка. «Вестернизация» турецкого государства, которая была продолжена в послевоенный период, положила начало новым социальным противоречиям и острым политическим столкновениям в борьбе за власть.
Великой мечтой Кемаля Ататюрка было превращение Турции в цивилизованное государство, создание европейской государственной и политической систем. Он стремился к тому, чтобы Турецкая республика стала частью экономической структуры Европы. Но в послевоенный период Турция оказалась в весьма трудном положении. С одной стороны, в Турции по-прежнему господствовал традиционный уклад жизни населения, традиционные способы ведения хозяйства, несмотря на реальные успехи в развитии государственно-капиталистического уклада и роста национальной экономики, промышленности, новой инфраструктуры и частного предпринимательства. После смерти Ататюрка наметился явный отход от кемалистского наследия, что укрепляло традиционные структуры турецкого общества. В 1947 г. впервые открылись медресе и тюрбе, было разрешено паломничество в Мекку. В университете Анкары открылся факультет богословия. Мусульманская интеллигенция имела возможность получать образование в университетах Египта и Саудовской Аравии.
Отход от главных принципов Ататюрка, естественно, не мог не насторожить социальные слои и группы, заинтересованные в дальнейшей модернизации турецкого государства. С другой стороны, стали заметными изменения в социально-классовой структуре турецкого общества. Консолидировалась крупная промышленная и сельская буржуазия, достаточно четко обозначились интересы среднего и мелкого предпринимательства. Сложившиеся противоречия проходили на фоне ухудшающегося положения в стране в послевоенный период, роста социальной дифференциации. В этих условиях единственная в стране Народно-республиканская партия (НРП) и кемалистская политическая элита в турецком обществе стали тормозом в дальнейших преобразованиях. Новые социальные слои, укрепившиеся в послекемалис-тской Турции, стали тяготиться однопартийной системой и авторитарным режимом. Сложившаяся ситуация подталкивала общество к дальнейшим процессам вестернизация.
В правящей Народно-республиканской партии все сильнее стали проявляться разногласия по вопросу дальнейших путей развития страны. Понимая необходимость изменений, глава государства Иненю в своем выступлении в парламенте в ноябре 1945 года обосновал необходимость отказа от однопартийной системы. Противоречия углубились. Оппозиционно настроенные члены партии потребовали изменения устава и программы, а также проведения выборов. В обращении диссидентской парламентской группы партии к меджлису указывалось на необходимость изменений в конституции, установления реного контроля парламента над правительством и обеспе-ш!Я признанных конституцией прав и свобод граждан. Ге-та ныЙ совет партии отверг предложения оппозиционеров ^исключил их из членов НРП. В январе 1946 г. исключенные члены НРП во главе с Д. Баяром и А. Мендересом основали Демократическую партию (ДП), которая приняла программу, говорившую о том, что в Турции появилась серьезная политически организованная оппозиция.
Созданная Демократическая партия отличалась от Народно-республиканской партии толкованием применения основных шести принципов, изложенных Ататюрком. Прежде всего, речь шла об изменении интерпретации принципа этатизма, который трактовался НРП как политика государственного капитализма, как участие государства в экономической политике. Демократическая партия стала рассматривать его как политику всемерного развития и поддержки государством частного предпринимательства. Демократическая партия активно выступила за приватизацию и выкуп государственных предприятий, либерализацию экономики. В отличие от правящей партии ДП выступала за широкую свободу действий частного капитала, включая иностранный. Согласно программе демократов, государство должно было обеспечить условия для формирования рыночной экономики, свободной конкуренции. Программа наилучшим образом отражала стремление выросшей промышленной и торговой буржуазии к либерализации экономической политики и обеспечению своего участия во властных структурах.
Возникли и другие политические партии. В 1946 году в Турции насчитывалось 15 политических партий. Возродилась Социалистическая рабоче-крестьянская партия Турции, основанная еще в 1919 году. Демократически настроенная турецкая интеллигенция создала Социалистическую партию. Возникло профсоюзное движение, возглавившее рабочих, с требованиями как экономического, так и политического характера. Левое движение Турции оказывало существенное влияние на процесс политической борьбы, особенно в периоды острых кризисных ситуаций.
Политическая «вестернизация. Турции сопровождалась острейшей борьбой за власть и выбор пути преобразований страны. ЭтЬ был выбор курса на рыночное развитие или на государственное регулирование всех процессов экономического и социального развития. Сторонники того или иного выбора в политике придерживались прежних диктаторских и авторитарных методов, что придавало политической борьбе за власть особую остроту, жесткость и бескомпромиссность. По существу две партии были политическими близнецами, но вели между собой ожесточенную политическую борьбу за власть. Народно-республиканская партия, использовав весь механизм государственного аппарата, добилась значительного превосходства над новой политической партией демократов. Правящая партия НРП получила в парламенте 396 мандатов, а ДП — 61 место. Демократическая партия сразу же после выборов развернула кампанию в меджлисе против НРП, обвиняя ее в подтасовке и фальсификации выборов, коррупции и т. д. Обострение отношений между правящей и оппозиционными партиями порой ставило под угрозу само существование многопартийной системы, поскольку правительство НРП намеревалось принять жесткие меры к лидерам оппозиции и самим партиям. Ситуация вынудила Иненю выступить с заявлением о необходимости принятия закона, который обеспечил бы равные условия деятельности политических партий. Этот закон был принят летом 1947 года. Это означало, что в Турции начала формироваться политическая структура по западноевропейскому образцу.
Процессу «вестернизации» в значительной мере способствовали западные государства и прежде всего США. На основе «доктрины Трумена», предусматривавшей создание американских военных баз в восточной части Средиземного моря, в 1947 г. Турция получила 100 млн долларов для модернизации армии, авиации, строительства аэродромов, инфраструктуры стратегического назначения. Годом позже было подписано американо-турецкое соглашение об экономическом сотрудничестве, а затем на основе «Плана Маршала» страна стала получать займы и кредиты. Турция стала открытой для американских капиталовложений и торговли. Экономическая поддержка строилась с учетом необходимых уступок Западу в определении политической и экономической ориентации.
Очередные парламентские выборы проходили в 1950 году и принесли победу Демократической партии. Народно-республиканская партия, находившаяся у власти около 30-ти лет, потерпела сокрушительное поражение. ДП принадлежало большинство в меджлисе, а НРП получила лишь 69 мест. Новый меджлис избрал президентом республики Джеляля Баяра, а правительство возглавил крупный землевладелец Аднан МенСитуация поменялась, и теперь Народно-республиканс-Де«партия оказалась в оппозиции, и, оправившись от первого
ка она энергично развернула активную борьбу против вла-™°демократической партии, призвав свои партийные кадры к минимальному использованию всех возможностей для возвращения своих позиций в государственных структурах.
Придя к политической власти, новое руководство страной сразу же объявило о намерении ограничить государственный капитализм, ориентируясь на развитие частного предпринимательства. Правительство не рискнуло денационализировать предприятия, но в 50-е годы были созданы новые государственные экономические организации (ГЗО) в форме акционерных компаний. Правящие круги поощряли деятельность смешанных государственно-частных объединений и фирм. Политика поощрения частной инициативы дала свои плоды. Среднегодовой прирост за десять лет правления лидеров ДП составил 8%. Значительные льготы получили иностранцы для инвестирования турецкой экономики. В 50-е годы Турция получала огромные кредиты, до 300 млн долларов ежегодно. Однако чрезмерная увлеченность западными кредитами не могла не создать дополнительных проблем в экономике. Рано или поздно увеличенные объемы кредитов должны были привести страну к финансовому кризису. В этой связи в 1960 г. возникли проблемы роста государственного дефицита и внешнего долга, который составил огромную сумму — 12 млрд долларов. В 1958 году Турция вынуждена была объявить о прекращении платежей, оказавшись в состоянии банкрота. Временный экономический бум обернулся экономическим развалом. Инфляция, падение курса лиры, дороговизна, наконец, рост недовольства и подъем стачечного и забастовочного движения в стране характеризовали социально-экономическую обстановку.
В то же время никоим образом нельзя упускать из виду того факта, что Турция всегда была и оставалась исламской страной. В условиях обострения политической борьбы активизировалось исламское духовенство, которое добилось множества уступок. Каждая из политических партий пыталась использовать влияние духовенства, которое росло соответственно росту нестабильности в стране. Правительство попыталось найти опору в исламской среде и всемерно стало поощрять религиозные начала в обществе. Программа и политика Демократической партии сводились к новому толкованию кемалистского принципа лаицизма. Главный упор был сделан на признание свободы религии, являющейся священным правом граждан. Правительство Мендереса немедленно разрешило чтение Корана на арабском языке и ввело исламское образование. Преподавание ислама в школах стало обязательным, в стране открылись исламские вузы. Государство строило мечети и ремонтировало старые. Исламская религия стала государственной. Принцип лаицизма полностью утратил свое первоначальное содержание. В условиях многопартийности возникла Партия национального спасения (впоследствии Партия благоденствия) во главе с Н. Эрбаканом, открыто призвавшая к восстановлению исламских ценностей и традиций. Партия с самого начала выступила против «вестернизации», за сохранение национальных традиций и сближение с арабскими странами.
Придя к власти, демократы посчитали возможным действовать так же, как кемалисты, силовыми методами с целью установления единоличного правления. Пытаясь лишить своего главного конкурента базы в борьбе за власть, правительство Мендереса провело закон о закрытии «народных домов» — главной опоры кемалистской Народно-республиканской партии — и передаче их имущества государству. Эта мера лишала политический курс НРП своих опорных пунктов. Борьба за власть между двумя партиями обострялась. Лидеры Демократической партии решили запретить деятельность своих оппозиционеров и перешли в открытое наступление. В апреле 1960 года правительство внесло в меджлис законопроект о создании Чрезвычайной комиссии по расследованию «тайной подрывной деятельности Народно-республиканской партии». Обсуждение законопроекта и деятельность чрезвычайной комиссии по привлечению к судебной ответственности членов НРП — служащих, профессоров, журналистов — накалили страсти. Чрезвычайная комиссия конфисковывала печатные органы оппозиции и запретила всем газетам и журналам публиковать критические статьи в адрес властей.
Ожесточенная борьба за власть правящей и оппозиционной партий весной 1960 года переросла в острый политический кризис. В апреле начались массовые студенческие выступления, поддержанные другими социальными слоями общества. В Стамбуле и Анкаре правительство объявило военное положение. Несмотря на принятие законов о запрещении забастовок и демонстраций и организацию репрессий стабильности в государстве не прибавилось. В движе-ие'было вовлечено офицерство, недовольное действиями правительства. Еще с 1954 года в Турции существовала тайная организация «ататюркистов», ставившая целью возврат к политике Кемаля Ататюрка. Участие армии в антиправительственном движении испугало лидеров ДП. Правительство приняло решение о чистке в армии. Реакция военных была достаточно резкой.
В связи с обострением политической обстановки в стране группа офицеров приняла решение о свержении правительства Мендереса. Командующий сухопутными силами Д. Гюр-сель от имени тайной организации предъявил правительству ультиматум. В течение нескольких часов на рассвете 27 мая 1960 года части анкарского и стамбульского гарнизонов заняли правительственные здания и арестовали членов правительства, руководителей Демократической партии, виднейших депутатов во главе с Баяром и Мендересом. Власть перешла в руки Комитета национального единства (КНЕ) во глаЕе с Д. Гюрселем. По решению комитета законодательные функции были переданы Учредительному собранию, которое в мае 1961 года приняло новую конституцию страны. Судьба прежних руководителей государства весьма трагична. КНЕ утвердил решение верховного суда о смертном приговоре Мендересу и двум членам правительства, которые были повешены на острове Имралы. Баяр приговорен к пожизненному заключению, другие члены правительства осуждены к различным срокам тюремного заключения.

 

Борьба за власть и исламизм в период 2 и 3 республик. Сулейман Демюрель. 26-04-2010, 21:12 |

Борьба за власть и исламизм в период 2 и 3 республик. Сулеиман Демюрель. Военный переворот и принятие конституции Турции в 1961 году открывают начало второй турецкой республики. Комитет национального единства после созыва Учредительного собрания и создания коалиционного правительства сложил свои полномочия. Большинство мест в пар-ской И Правительстве принадлежало Народно-республикан-
^0^1';:1т^А^аейишй 1о^и хартер пре"
мепатто „ „ иласти. Конституция 1924 года была от-
™™ конституция объявляла Турцию «нацио-
^^,Д ТРаТИЧ6СКИМ' све™ким, социально-правовым го-пягГГ конституцию вошли важнейшие принципы за-
падного демократического устройства. В конституции вводилось разделение властей — независимых друг от друга законодательной, исполнительной и судебной. Законодательная власть принадлежала Великому национальному собранию Тур-ции, которое состояло из сената и национальной палаты. Исполнительная власть осуществлялась президентом и ответственным перед ним премьер-министром, и советом министров. Важнейшей особенностью новой конституции следует считать утверждение многопартийной системы, провозглашение права на создание политических партий, органов печати. Следует также обратить внимание на четвертую главу конституции, которая предусматривала меры по соблюдению революционных законов, принятых в годы становления Турецкой республики, для достижения турецким обществом уровня современной цивилизации и защиты лаицизма. Конституция предусматривала отказ всех партий и организаций от использования ислама в политических целях. Мусульманские общества и организации, деятельность которых противоречила конституции, были поставлены вне закона. Таким образом, конституция оговорила основные принципы развития республики на достаточно длительную перспективу и определила пути демократизации страны на основе западного образца. Президентом страны был избран бывший генерал Гюрсель, премьер-министром стал лидер НРП Иненю.
Расширение прав и свобод граждан согласно новой конституции привело к бурному развитию общественной жизни, к формированию плюралистической структуры. Создание многопартийной системы для Турции обернулось обострением политических противоречий и созданием дополнительных проблем в борьбе за власть. Военным удалось пресечь развитие усиливающихся противоречий между Народно-республиканской и Демократической партией. Что касается последней, то она была запрещена, а политической наследницей ДП стала возникшая на ее базе Партия справедливости (ПС). Обе партии, являясь основными претендентами в борьбе за власть, постепенно воспринимали западные правила демократической игры и уже не повторяли печальный опыт конфронтации предыдущего десятилетия. Смена правительств проходила без силовых приемов. В 1965 году на выборах более половины голосов получила Партия справедливости, и был создан однопартийный кабинет во главе с Сулейманом Демюрелем.
Политический взлет С. Демюреля был обеспечен ростом его влияния в политических кругах турецкого общества.
пгя в 1924 г в деревне Центральной Турции, полу-°1Рлиплом инженера строительного факультета Стамбуль-^ого технического университета. Находился на стажиров-^ я США, служил в армии. Занимался строительством плотин ирригационных сооружений и систем электрификации. Некоторое время преподавал в Средневосточном техническом университете. Политическую деятельность начал с уча_ стия в организации Партии справедливости в 1961 г. В 1964 г его избрали Генеральным председателем партии, а в 1965 г он становится премьер-министром правительства. Политическая жизнь С. Демюреля была непростой, но он всегда проявлял достаточно гибкости и стойкости в резких поворотах его политической судьбы.
В то же время формирование многопартийной системы привело к возникновению партий исламистского и фундаменталистского толка, группировок правого и левого движения. Политическая либерализация легализировала деятельность анархистов и террористов, особенно среди молодежи. Вооруженные акции террористов принимали в конце 60-х годов массовый характер. Возможность для легальной деятельности получили экстремистские мусульманские организации, националистические группировки и фашисты. В борьбу за власть начинает включаться Партия спасения Неджметтина Эрбакана, которая пугала обывателей рабством и зависимостью от западных держав. Она выступила против «вестернизированной» буржуазии, призывала к сближению с исламскими странами, имеющими с Турцией историческую, культурную и религиозную близость. Активизировались Партия националистического движения (ПНД) во главе с бывшим полковником А. Тюркешем. Партия была основана в 1958 г. и до 1969 г. именовалась Республиканская крестьянско-национальная партия, представляющая интересы националистических, происламских и профашистских кругов турецкого общества. ПНД в своей программе националистические идеи сочетала с разного рода исламистскими и пантюркистскими концепциями. Провозглашая ислам как источник силы турецкой нации, партия выступала за создание сильной единоличной власти как радикального пути лечения «больной» турецкой демократии. Созданные ею отряды боевиков, «серые волки», организовывали террористические акты в Турции и за ее пределами.
Политическая ситуация осложнялась легализацией деятельности левых политических партий. Рабочая партия Турцца была основана в 1961 году, запрещалась и вновь создавалась в 60-е и 70-е годы. Партия строила различные конструкции «народного социализма», «демократического» или «турецкого социализма». Коммунистическая партия Турции (КПГ) находилась в нелегальном положении с 1921 года. Деятельность левых и экстремистских политических партий и организаций создала политическую нестабильность, которая привела Турцию к новому, уже второму системному кризису.
Партия справедливости С. Демюреля на выборах 1969 года вновь получила большинство в меджлисе и право формировать правительство. Но политическая ситуация осложнялась тем, что в ПС произошел раскол. Крайне правое крыло образовало самостоятельную партию, которая стала называться Демократической партией, так же как при Мен-дересе. Правительство Демюреля оказалось в неустойчивом положении. Наконец, внутриполитическое положение обострилось в связи с выступлением левых сил Турции, которые перешли к осуществлению своих экстремистских замыслов методами террора, ограбления банков, захвата заложников. Возникший кризис требовал от правительства срочного принятия решений для нормализации положения в сфере экономики, а также принятия мер по обузданию политического экстремизма. Однако правительство было не в состоянии этого сделать, оно перестало контролировать положение в стране. Полиция не справлялась с ростом экстремистских проявлений, ростом стачечного и забастовочного движения. Развитие страны подошло к тупиковому состоянию.
Спасло положение вмешательство армии в политическую жизнь страны. В марте 1971 года командование вооруженных сил Турции обнародовало меморандум, в котором отмечалось, что страна ввергнута в анархию, что вооруженные силы готовы выполнить миссию защиты Турецкой республики и принять участие в управлении страной. Правительство Демюреля было арестовано, затем отправлено в отставку. В начале апреля было введено чрезвычайное положение, неоднократно продлевавшееся, начались массовые аресты, стали работать военные трибуналы. Закрыты все левые газеты и журналы, запрещена Рабочая партия Турции, экстремистские организации и группы.
Главное отлнчие событий 1971 года от военного иереворо-1980 года состояло в том, что вос-гныз, приняв участие в 1гюазлешш и нав^нии порядка, затем составили гражданское правительство. Однако 70-е годы не стали стабилизирующими Постоянные расколы й слияния в ведущих политических" партиях страны, чехарда правительств, которые меняли^ одно за другим, свидетельствовала о шаткости полиги-кого положения Турции. Попытки создать коалиционные автельства в состава двух основных партий не дали результатов. Лишь в 1974 году новое коалиционное правительство было сформировано из представителей четырех партий (ПС, ПКС, РПД, Ш1Д). Премьер-министром Турции вновь стал лидер Партии справедливости Сулеймая Демюрель.
Коалиция данных партий была не случайной. Кризис 70-х годов привел к серьезной перегруппировке политических сил и созданию новых политических партий. Обращает внимание рост исламских и националистических партий и организаций, которые оказывают все большее влияние на политическую жизнь страны. В 1372 году была создана Партия национального спасения (ПНС), опиравшаяся на клерикальные круги, которая выступила за расширение роли ислама в общественно-политической жизни страны. Программа партии содержала требование отказаться от трактовки лаицлзма как атеизма. Лидер партии профессор Н. Эрбакан выступал с резкой критикой прежних правительств, превративших Турцию в слепое «оружие Запада». Протестуя против дальнейшей европеизации страны, лидер исламистов высказывался против использования иностранного капитала, «капитала неверных». Республиканская партия доверия (РДА), так же созданная з 1972 году, стала результатом многочисленных расколов и слияний политических партий, включая НРП. С первых дней существования она находилась на позициях крайнего национализма.
В основном политическая обстановка в 70-х годах была некотормм повторением 60-х. Но были существенные черты, которые отличают эту историческую ситуацию от предыдущей. Во-первых, наметились существенные изменения в экономической политике правительства С. Демюреля. Правительством была разработана программа стабилизации экономики и се либерализации, интеграции в мировое экономическое хозяйство. Процесс интеграции и открытости экономики поставил вопрос о радикальном пересмотре стратегии экономичесхого развития. Необходимо было переходить к рыночному хозяйству, к ликвидации государственных монополий и государственного диктата. Демюрель не успел осуществить задуманные преобразования, а обострение политического кри-:.:-ьело к краху веек ваш рений правительства. Сила политического духа Демюреля состояла в том, что, несмотря на поражзпия, он вновь возвращался на высшие посты государства, предлагая демократические программы. Во-вторых, к концу 70-х годов Турцию захлестнула новая волна политического экстремизма и терроризма, которая не могла идти ей в какое сравнение с экстремистскими выступлениями прошлых лет. Выступления экстремистов выходили за конституционные рамки, они развертывали движение, направленное на совершение государственного переворота. В-третьих, в тот период четко наблюдался реальный рост фашистской опасности и коммунистической угрозы. Социальное напряжение подходило к своей высшей точке.
События конца 70-х годов подвели страну к военному перевороту. 12 сентября 1980 года вновь была совершена попытка остановить исламизацию турецкого общества. Активно в этом направлении действовал генерал Кенан Эврен, начальник генерального штаба, который отстранил правительство С. Демюреля и принял меры по организации новой власти. Армейское руководство создало из командующих войск и шефа жандармов «Совет национальной безопасности», который сразу уже ввел в стране чрезвычайное положение. Во всех военных переворотах Турции прослеживалась одна закономерность — осуществив захват власти, военные по мере возможности ликвидировали прежнюю государственно-административную и политическую структуру, и пытались начать политическое разьитие страны с «чистого листа». Группа высших офицеров Совета распустила парламент, запретила все политические партии и общественные организации. К. Эврен, запретивший функционирование ряда религиозных экстргмистских партий, обратил внимание турецкого общества на то, что «главную угрозу Турции представляет не коммунизм, а мусульманский фундаментализм». Началась расправа не только с террористическими организациями и их лидерами, по и с представителями многих либеральных, демократических и левых сил. Десятки депутатов парламента оказались на скамье подсудимых. Действительно, внешне менялось многое, однако политические и социальные процессы, которые составляли основу общественного развития, изменить в одночасье было невозможно, поэтому армия не раз вмешивалась во внутренние дела страны.
Определяя сущность переворотов, прежняя советская историография всегда отрицательно относилась к любым военным диктатурам. Военные перевороты действительно сопровождались антиконституционными актами, однако фактически они совершались для сохранения демократии и свободы граждан, для создания условий совершенствования товарно-рыночных отношений в стране. Весь процесс демократизации в Турции проходил очень сложно и болезненно. Вот почему в течение двух десятилетий турецкой армии пришлось трижды выходить из казарм и брать власть в свои руки. Так было в 1960, 1971, 1980 годах. Примечательно, что армейские чины недолго оставались у власти, передавали ее гражданским лицам. Так произошло и на этот раз.
Под надзором военных в октябре 1981 года созвал конституционный парламент из 160 членов, который должен был подготовить новую конституцию и новый закон о выборах. В сентябре 1982 года после референдума была утверждена новая конституция. Военный переворот и новая конституция 1982 г. открыли историю третьей турецкой республики. После принятия конституции Турции и выборов президента военные ушли в казармы. Армия, по мнению генералитета, выполнила свою миссию. В результате государственного переворота военным удалось приостановить исламизацию страны и общества.
В конституции третьей республики имели место значительные изменения и отличительные черты. Прелсде всего, новая конституция значительно усилила исполнительную власть по сравнению с властью законодательной и судебной. Увеличились полномочия президента, который получил дополнительное право назначать новые парламентские выборы. Меджлис, как и прежде, становился однопалатным, сенат упразднялся. Все это говорило о том, что в новой республике был взят курс на «направляемую» демократию. Согласно новой конституции, на выборах 1983 года президентом страны на семилетний срок избран бывший генерал Кенан •Лфен, а пост премьер-министра Турции занял Тургут Озал. Из вновь созданных 13 партий были допущены к выборам только три. Военным удалось достичь полной стабилизации в политической сфере и оттеснить действия националистичееких, исламских, экстремистских и левых сил. Как показали события, армия выступила гарантом европеизации турецкого общества. В двух конституциях 1961 и 1982 гг., принятых после первого и третьего переворотов, была подтверждена верность властей принципам Ататюрка, и предотвращались возможности участия во власти исламистских партий и их лидеров. На парламентских выборах победу одержала, созданная Т. Озалом под контролем военных Партия Отечества набравшая большинство голосов. Партия верного пути, созданная С. Демюрелем в 1983 г., только начинала набирать голоса избирателей. Значительный вес в обществе имела Социал-демократическая народная партия.
Нельзя сбрасывать также со счетов партии, которых не допустили к парламентской коалиции и которые оказались за бортом официальной политики. Постепенно набирали силу и влияние исламские фундаменталисты и их Партия спасения, руководимая Н. Эрбаканом. Она стала именоваться после переворота Партией благоденствия или «Рефах партией», выступала за создание государства исламистов и находила большую поддержку у религиозных слоев населения. Кроме данных партий существовали другие происламские и националистические организации. Изменила свое название, но не меняла своей фашистской сути Националистическая трудовая партия А. Тюркеша, которая стояла па фланге панисламистских и фундаменталистских сил. В ее исламистских и фундаменталистских лозунгах провозглашалась цель воссоздания Османской империи под эгидой «конфедерации тюркских государств». Таким образом, осуществив контроль Еад стартовыми позициями политических партий, военные предоставили процесс управления государством в руки светских политических организаций и гражданских лиц.
Т. Озал и его правительство объявили о проведении политики примирения основных политических сил, пытаясь достичь мира и устойчивого политического фронта, обеспечив возможность осуществления необходимых преобразований в экономической сфере. Без этого невозможно было говорить о процессах создания цивилизованного государства. Политика Т. Озата осуществлялась с учетом позиций исламского фундаментализма и процессов роста их влияния и укрепления позиций. Пытаясь увеличить степень своей популярности в обществе, Т. Озал часто обращался к лидерам исламистских партий и верующим. По его мнению, ислам являлся связующим фактором, когда речь шла о единстве народа, Т. Озал стал первым премьер-министром, который совершил хадж в Мекку. После того как Т. Озал сменил генерала К. Эврена на посту президента республики, роль исламистов значительно повысилась, что создало вскоре определенные сложности в политической ситуации в стране. Т. Озат открыто использо--ал ислам в политических целях, и фактически при нем ачался новый виток исламизации.
В 80-е годы обозначилась новая экономическая стратегия, оторая реально стала внедряться с середины 80-х годов. В 982 году Т. Озал реанимировал и расширил программу Су-леймана Демюреля об экономическом возрождении страны. В 1983 году появился так называемый «Пакет экономической стабилизации», который предусматривал широкий круг мероприятий в сфере экономических преобразований. Эти мероприятия проводились и направлялись с помощью МВФ и МБРР. Экономическая политика, которая проводилась в 80-х и в начале 90-х годов включала следующие направления преобразований, которые вывели страну из крайней отсталости. Во-первых, происходил постепенный отказ лидеров власти от прежней трактовки этатизма и осуществлялся поэтапный переход к рыночной экономике и созданию конкурентоспособного частного производства. При этом был избран курс поддержки крупного капитала. Задача состояла в том, чтобы создать условия активизации крупных собственников, которые принудили бы и приспособили деятельность мелких предпринимателей к требованиям современного производства. Главным в политике Т. Озала, а затем в 90-е годы президентства С. Демюреля, была забота о привлечении инвесторов в экономику и обновлении капитала старых отраслей. Большие льготы предоставлялись тем, кто создавал совместные предприятия и тем, кто применял новые технологи. Постепенно была ликвидирована монополия государства на производство всех видов продукции. Во-вторых, курс на либерализацию экономики и приватизацию государственного имущества стал главным направлением в политике правящих партий, По закону о приватизации 1986 года, в частную собственность стали передаваться некоторые предприятия госсектора. В то же время следует заметить, что приватизация не затронула ключевые стратегические отрасли хозяйства. Проводившиеся реформы потребовали немалых жертв со стороны турецкого народа, но они, видимо, были необходимы. Если с конца 70-х годов Турция находилась в глубоком экономическом кризисе, в 80-е годы она совершила подлинный взлет своего хозяйства. В-третьих, этап либерализации экономики вывел инициаторов реформ на необходимость осуществления открытости экономики и интеграции ее в мировое экономическое пространство. Ориентация на мировое хозяйство потребовала активизации, прежде всего, экспортных отраслей и осуществления мер, направленных на обеспечение конкурентоспособности национальных предприятий. Государство стало поддерживать те отрасли, которые в возрастающем объеме производили продукцию на экспорт. В-четвертых, Турция всегда была аграрной страной, поэтому реформы не могли пройти мимо преобразований в сельской местности. «Зеленая революция» осуществлялась путем ограничения крупного землевладения, и за счет освободившейся земли ею наделялись малоземельные крестьянство. Правительство увеличило площади сельскохозяйственных угодий, увеличило площади орошаемых земель. Правительством приняты меры по модернизации сельского хозяйства, прежде всего по электрификации деревни. В 80-е годы электричеством пользовалась только половина деревень, через двадцать лет, к началу XXI века, почти все сельское хозяйство было электрифицировано. Все это позволило поднять сельское хозяйство почти на 50%. Страна полностью добилась самообеспечения продовольствием.
Наконец, немалую роль в процесс технического перевооружения внесла армия, которая всегда в Турции была предметом особого внимания. С помощью НАТО было налажено производство истребителей-бомбардировщиков, танков, ракет. Являясь членом НАТО, Турция получала значительную помощь от Соединенных Штатов для создания мощных вооруженных сил, которые должны были соответствовать современному уровню. По объему оказанной помощи Турция в 80-90-е годы занимала третье место после Израиля и Египта. В 1985 году было создано управление военной промышленностью. Последовала ликвидация государственной монополии на производство оружия, и к нем



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: