Предпосылки возникновения конфуцианства.




Дисциплина «История религиозной культуры» (1 курс)

 

Тема «Конфуцианство как национальная религия»

План

1.Предпосылки возникновения конфуцианства.

2. Конфуций – основатель учения.

3. Основные черты и каноны конфуцианства.

 

Литература

1.Васильев П.С. История религий Востока. – М., 2000.

2. Васильев П.С. Культы, религии, традиции в Китае. М7, 190.

3.Древнекитайская философия. – М., 1972. Т. 1,2.

4.Конфуций. Изречения. -М., 1992.

5. Иларион (Алфеев) История религий // htt:www.azbyka.ru

6. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. – М. 1989.

7. Переломов Л.С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н.э. – XXI в.). – М., 2009.

8. Малявин В.В. Китайская цивилизация. -М., 2001.

9.Конфуций. Лунь юй. Изречения. М., 2011.

 

 

Задание 1. Продолжите заполнение таблицы «Типы религии» (раздел «Национальные религии»).

 

Задание 2. Прочитайте первоисточник «Изречения Конфуция». Составьте графическую схему «Основные добродетели конфуцианства».

 

Задание 3. Прочитайте одно из наставлений Конфуция, приведенные ниже. Как Вы его понимаете? Напишите эссе (1-2 стр. печатного текста).

1) Конфуций: «Разве человеколюбие далеко от нас? Если я хочу быть человеколюбивым, человеколюбие приходит».

2) Конфуций: «Не делай другим людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве, и в семье к тебе не будут чувствовать вражды».

3) Конфуций: «Не используй того, что ненавидишь в высших, для использования низших».

Срок сдачи письменных заданий: 29 марта 2020 г.

Форма сдачи: по электронной почте

 

* * *

Предпосылки возникновения конфуцианства.

Конфуцианство «учение мудрецов» - одно из ведущих традиционных религиозных и идейных течений Китая, возникшее в Древнем Китае. Оказало влияние на все сферы общества, политическую, экономическую, социальную, культурную жизнь (мораль, искусство и др.).На протяжении столетий является стержнем китайского государства и китайской цивилизации.

Основатель – Кун ФуЦзы (Конфуций).

Возникло в период Чунь Цю – Весны и Осени(722 г. до н.э. – 481 г. до н.э.). В эпоху династии Хань стало официальной государственной религией, морально-этической доктриной.

Исторические условия возникновения:

- экономический кризис;

- ослабление политической власти правителя -первосвященника;

- разрушение патриархальных связей и норм взаимоотношений между людьми;

- междуусобные войны между вассальными царствами;

- борьба родовой аристократии за власть;

- формирование нового административно- бюрократического аппарата.

Государственная система Китая была на грани краха, окончательного распада. Обнищавшая знать вынуждена была искать себе пропитание, давая уроки мудрости.

 

2. Конфуций – основатель учения.

Родился Кун ФуЦзы (Конфуций) в 551 г. на востоке Китая в разорившейся аристократической семье. К 17 годам осиротел.

Конфуций: «В детстве я был беден, поэтому приходилось заниматься многими презираемыми делами».

«В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю неба. В шестьдесят лет научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала».

Его интересовали такие философские вопросы, как сущность человека, смысл жизни человека, истоки человеческих стремлений и желаний

В своей жизни он придерживался следующих принципов.

1. Не вдавался в пустые размышления.

2. Не был категоричен в своих суждениях.

3. Не проявлял упрямства.

4. Не думал о себе лично.

 

Конфуций вел жизнь странника. Считал привязанность к домашнему семейному уюту недостойным настоящего мудреца. Обучал людей за небольшую плату (три связки сушеного мяса), но не отказывал и нищим. Занятия вел в форме бесед. Он воспитал более 3000 учеников, 12 из которых не покидали его никогда.

В 501 г. до н.э. правитель Лу-Дин-гун назначил Конфуция начальником уезда Чжунду. И через год уезд расцвел. После этого он был назначен ответственным за организацию общественных работ в государстве.

В 479 г. до н.э. прервал свои занятия. В конце жизни высказывал сожаление, что ни нашлось ни одного правителя, который захотел бы стать его учеником. Последними его словами стали: «Кто после моей смерти возьмет на себя труд продолжить мое учение?»

На пьедестале памятника Конфуция, в храме Конфуция написано: «Самый святой, одаренный даром предвидения мудрец Конфуций – место упокоения его духа».

Конфуций не отставил письменных трудом, До нас дошли записи еге учников - Шицзин «Книга песен», Луньюй «Беседы и высказывания»

 

3. Основные черты и каноны конфуцианства

!!! Основная проблема (дискуссия) является ли конфуцианство религией или политико-этическим учением?

Васильев Л.С.: «Не будучи религией в полном смысле этого сова конфуцианство стало большим нежели, чем просто религия, конфуцианство – это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов, словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации».

Митрополит Иларион: «Руководствуясь признаками, присущими религиозному мировоззрению… можно сделать вывод, что, несмотря на свой внешне светский характер, конфуцианство вполне соответствует основным критериям религиозного учения. Его содержание:

- относится к сфере духовной деятельности человека;

- предполагает переживание мистического характера, в результате которых внутреннее наполнение человеческой жизни должно быть гармонизировано;

-утверждает существование духовного мира в форме Неба (Тянь) и сонма предков;

- признает необходимость совершения ритуала, в частности – жертвоприношений, то есть содержит культовую практику».

Основа (истоки) – традиционные китайские взгляды на устройство мира, в которых возникновение человека обосновывается разделением изначального эфира (пневмы, «ци») на два начала: Инь и Ян, Свет и Тьму. Призвание человека в преодолении этой расколотости мира, темного и светлого, мужского и женского, активного и пассивного, твердого и мягкого, покоя и движения.

Цель учения – постижение смысла жизни человека, его скрытой природы, стремлений.

Дао – центральная категория (понятие), означающая Высшую гармонию, предел человеческих стремлений, взаимность, золотая середина, правильный путь.

Высшая сила - Воля Неба. Только благородные мужи (правители) способны правильно толковать земные проявления Воли Неба и следовать ей.

 

Конфуций: «Людям необходимо следовать установленному для них Дао».

Конфуцианство делится на три тесно взаимосвязанные условные части, которые объединены учением о человеке. Это учение о человеке Конфуций создавал на основе своего личного опыта наблюдения и общения с людьми. Всех людей он разделил на группы:

1) распущенные;

2) сдержанные;

3) глупцы.

Конфуций установил два противоположных стремления, заложенных от рождения в человеке, которые и определяют поведение людей, коллективов, общества в целом: «Богатство и знатность – вот, к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао в достижении этого, они этого не достигнут.

«Бедность и презрение – вот, что ненавидят все люди. Если не установить для них Дао в избавлении от этого, они от этого не избавятся».

 

По качествам (и положению в обществе) он различал:

1) Цзюнь-цзы (благородный муж) – идеальный человек, пример для подражания всем остальным.

2) Жень – обычные, средние люди, толпа.

3) Сло Жэнь - отрицательный, ничтожный, мелкий человек.

Как отмечалось, в центре внимания конфуцианства - взаимоотношения между людьми, воспитание людей. Идеал, к которому должен стремится человек – благородый муж (Цзюнь-цзы).

Конфуций: «Благородный муж думает прежде всего, о девяти вещах о том, чтобы видеть ясно, о том, чтобы слушать четко, о том, чтобы лицо было приветливым, о том, чтобы речь была искренней, о том, чтобы действия были осторожными, о необходимости спрашивать других, возникают сомнения, о необходимости помнить о последствиях своего гнева, о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу».

Смысл жизни благородного мужа – достижение Дао.

Конфуций: «Благородный муж беспокоится лишь о том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета».

Благородный человек должен быть всегда правдив, ему не приходится подстраиваться под других людей, к которым он относится очень гуманно.

Конфуций: «Благородный человек вежлив, но не льстив. Маленький человек льстив, но не вежлив».

Конфуций: «Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим собой, ему чуждо быть со своей компанией. Маленький человек стремиться быть заодно со своей компанией, ему чужды гармония и согласие».

Благородный человек должен иметь богатую внутреннюю культуру (вэнь). Идеальный человек сочетает в себе естественные качества (страсть) и приобретенную ученость.

Его противоположность -низкий человек.

Конфуций: «Низкий человек – это собирательный отрицательный образец, пример того, как не следует поступать, чего следует избегать».

Основную свою задачу Конфуций видел в гармонизации жизни государства, общества, семьи, человека. Он идеализировал историческое прошлое и поэтому долженствование (идеал) искал в прошлом, так как считал, что время движется по кругу и все возвращается к своему истоку.

 

Ядром учения стал культ прошлого – «исправление имен» (чжэн мин»). Исходил из того, что вес течет, время бежит не останавливаясь и следовательно, вещи, сознание необходимо привести в соответствие с их былым значением.

Главной целью благородного мужа должно быть создание идеального государства.

Конфуций: «Только высоконравственный совершенный человек может заниматься государственной деятельностью».

Конфуций: «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном».

Существенное место отведено принципам устройства и руководства идеальным государством:

1) гуманность;

2) всеобщая любовь;

3) искренность.

Конфуций: «Государство – это семья».

Жень - любовь к родственникам, честность, искренность, стремление к собственному самосовершенствованию, вежливость.

Выдел:

1) управляющих - благородные мужи, которые и должны воспитывать народ, направлять на правильный путь.

2) управляемых.

Дао для управляющих:

1) чувство самоуважения

Конфуций: «Только уважающие себя люди способны проявлять уважения к народу при вынесении решений».

2 ) чувство ответственности

Конфуций: «Правитель должен себя чувствовать ответсвенность за управляемый им народ».

3) чувство доброты при воспитании

Конфуций: «Правитель, обладающий чувством доброты, способен лучше воспитать народ, повысить его моральные качества, образованность».

4) чувство справедливости.

Главный фактор стабильности государства по Конфуцию - доверие народа.

Конфуций упорядочил и привел к единообразию древние тексты – сформировался конфуцианский канон (Лю И), то есть практические навыки, которыми должен обладать благородный муж:

-«Канон Перемен» (И цзин) – 64 символа-гексораммы и их толкование;

- «Книга песен» (Ши цзин) – народные песни, оды, гимны, ритуальные песнопения;

- «Книга документов» или «Книга истории» (Щу цзин) – мифология;

- «Записи о ритуале» (Ли цзи) – описание древних установлений, порядков и ритуалов;

- «Книга музыки», «Пятикнижие» (Юэ цзин);

- «Весны и осени» (Чунь) – летопись княжества Лу (с 722 по 479 г. до н.э.) и др.

Вывод: таким образом, возвращаясь к поставленной проблеме, можно заключить, что по своему идейному содержанию, структуре и значимости в обществе, влиянии на сознание человека, нормы его поведения конфуцианство следует признавать древнейшей национальной религией.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: