Программа
вступительного испытания для поступающих на обучение по программам магистратуры по направлению подготовки
Педагогическое образование»
Магистерская программа
«Социально-гуманитарные технологии работы с детьми и молодежью»
Сыктывкар - 2019
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа вступительного испытания для поступающих на программы магистратуры по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» направленность (профиль) «Социально-гуманитарные технологии работы с детьми и молодежью» обсуждена и одобрена на заседании кафедры социальной работы Института социальных технологий.
Протокол заседания № ___ от «___» ___________2019 г.
Зав. кафедрой____________________________________ С.С. Чабанова
Руководитель основной профессиональной
образовательной программы _______________________ И.А. Козырева
Содержание
Цели и задачи вступительных испытаний............................................................ 4
Формы и сроки проведения испытания…............................................................ 4
Требования к реферату.......................................................................................... 5
Критерии оценивания реферата и портфолио …………………………………. 7
Примерная проблематика реферативных работ ……………………………… 12
Приложение …………………………………………………………………….. 18
Магистерская программа
«Социально-гуманитарные технологии работы с детьми и молодежью»
Цели и задачи вступительных испытаний
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, и определяет общее содержание заданий для конкурсного отбора на обучение по программе магистратуры 44.04.01 «Педагогическое образование. Профиль: Социально-гуманитарные технологии работы с детьми и молодежью»
Вступительные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности поступающего в магистратуру бакалавра либо специалиста, определения соответствия знаний, умений и навыков требованиям обучения в магистратуре по направлению подготовки.
Цель: определить готовность будущих магистрантов к успешному освоению программы выбранного направления магистерской подготовки.
Задачи:
Ø проверить уровень знаний претендента;
Ø определить склонности к научно-исследовательской деятельности;
Ø определить область научных интересов.
Форма и сроки проведения испытания
Отбор на программу осуществляется в два этапа на основании:
· вступительного испытания в форме реферата по педагогической и/или социальной проблематике
· конкурса предоставленных кандидатами портфолио (документов), включающих резюме, список и копии публикаций, сертификаты, дипломы, грамоты, другие документы, отражающие исследовательскую и проектную активность абитуриента.
Контрольный срок сдачи реферата и портфолио для отбора претендентов на программу – 10 августа
В ходе вступительных испытаний поступающий должен продемонстрировать:
· уровень теоретических и практических знаний по профилю магистерской программы;
· навыки самостоятельной работы с нормативно-правовыми документами, научной литературой и методическими материалами;
· владение специальной профессиональной терминологией и лексикой;
· владение культурой мышления, письменной и устной речи;
· умение ставить цель и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
· умение формулировать суждения и делать научно-обоснованные выводы, логически последовательно их излагать.
Система оценивания вступительных испытаний – 100-балльная. Максимальное количество баллов, которое может получить абитуриент за представленное портфолио, составляет 20 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить абитуриент по итогам проверки реферата составляет 80 баллов.
Требования к реферату
Реферативная работа - творческий экзамен, позволяющий установить уровня профессиональной подготовки выпускника, освоения им комплекса теоретических знаний и практических навыков, широту научного кругозора студента Реферат должен представлять собой научно-теоретическую работу, глубокий и полный анализ исследуемых проблем, основанных на логической аргументации, быть грамотно оформленным и соответствовать следующим требованиям:
· выполняться абитуриентом самостоятельно и являться исследованием конкретной актуальной научной проблемы по профилю магистерской программы;
· содержать обоснование актуальности темы научного исследования, четкое определение цели, объекта и предмета, задачи исследования;
· отражать современное состояние основного предмета исследования в научной и специальной литературе;
· содержать имеющиеся в научной литературе точки зрения по затронутым проблемам, с критической оценкой концепций различных авторов и собственным отношением к ним;
· содержать конкретное и полное научное изложение рассматриваемой проблемы; систематичность, четкость, обоснованность и последовательность изложения материала;
· демонстрировать знание нормативно-правовых документов по изучаемой теме и умение их анализировать;
· содержать обоснованные выводы и предложения, вытекающие из глубокого и полного анализа рассматриваемого материала.
Важным требованием является грамотность и культура оформления научной работы, владение научным стилем изложения.
Требования к структуре реферата
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение. Основная часть (может содержать главы и параграфы с указанием номера и названия).
4. Заключение.
5. Список литературы (должен содержать нормативно-правовые документы и не менее 15 наименований научных работ).
6. Приложение (по необходимости).
Технические требования
Объем реферата: 20-25 страниц.
Размеры полей: верхнее – 20мм, нижнее – 20мм, левое – 30мм, правое – 10 мм.
Абзац – 1,25мм.
Шрифт: Times New Roman, 14 кегль;
Межстрочный интервал: полуторный.
Выравнивание: по ширине листа. Переносы в словах не ставить.
Рисунки, диаграммы, таблицы выносятся в приложение.
Критерии оценивания
Ø Критерии оценки реферата
Таблица 1.
№ | Критерии | Показатели | Баллы |
Формулировка темы реферата | · актуальность; · научная новизна; · практическая значимость и востребованность | 0-5 | |
Обоснование актуальности темы | · Полнота обоснования актуальности проблемы. · Наличие доказательной базы актуальности выбранной темы. · Определено противоречие, выделено проблемное поле, раскрыта суть и масштабы проблемной ситуации, грамотно сформулирована научная проблема. · Определена важность темы, в той формулировке как она указана в названии реферата, для теории и практики · Обоснована актуальность с точки зрения современности и социальной значимости. | 0-5 | |
Постановка целей, задач, определение объекта и предмета исследования | · Формирование цели исследования как конкретизация поставленной проблемы, ее четкость, научность. · Четкость формулировок задач, их соответствие содержанию курсовой работы, проблеме и предмету исследования. · Определение объекта изучения как явления, на которое направлена исследовательская деятельность. · Предмет исследования соответствует теме исследования и позволяет выделить в объекте то, о чем исследователь намерен получить новое научное знание. | 0-5 | |
Логическая и пропорциональная структура плана | · Названия глав и параграфов отличаются научным стилем формулировок, имеют последовательное и точное отражение внутренней логики содержания работы. · Главы и параграфы примерно одинаковые по объему, главы логически связаны, разделение работы на главы и параграфы служит логике раскрытия темы. | 0-5 | |
Навыки подбора и работы с научной литературой | · Умение подбирать научную литературу в строгом соответствии с темой. · Наличие в списке литературы источников, на которые даны ссылки в тексте · Литература оформлена в строгом соответствии с требованиями ГОСТа. · Полнота списка представленной научной литературы; · Наличие монографической литературы; · Современность литературы | 0-5 | |
Умение анализировать и систематизировать научную литературу | · Полнота обзора научной литературы по изучаемой проблеме, ее соответствие представленному в конце работы списку. · Наличие монографической литературы и современных статей из научных журналов · Умение выделять существенное в научной литературе, критически ее рассматривать, систематизировать источники. · Научный характер представленной литературы. · Соответствие обзора литературы задачам работы. | 0-5 | |
Полнота и глубина знания нормативно-правовых документов по изучаемой проблеме | · Представлены нормативно-правовые документы международного, федерального, регионального уровней в четком соответствии с темой курсовой работы. · Самостоятельность анализа нормативно-правовой базы, умение выделять главное в соответствии с темой, отсутствие подробного описания документов, текст строго подчинен задачам исследования. · Грамотность сносок на нормативно-правовые документы. · Полнота и современность представленной законодательной базы. | 0-5 | |
Глубина теоретической части | · Владение категориальным аппаратом, знание сущности основных понятий и проблем, связанных с избранной темой. · Умение конкретно и логично излагать рассматриваемую проблему. · Умение анализировать концепции, направления, теоретическую позицию и подход автора к проблеме. · Умение анализировать статистический материал. · Каждая часть работы заканчивается самостоятельными выводами, которые вытекают из текста, органически взаимосвязаны и подчинены теме. · Последовательность, конкретность и доказательность материала. · Наличие фактического материала федерального, регионального и местного уровня. | 0-5 | |
Эмпирическое исследование* | · Грамотно построено собственное экспериментальное исследование. · Объективность и достаточность собранного материала · При обработке результатов, анализировались корреляционные связи. · Дан системный количественный и/или качественный анализ полученных результатов. · Представлены доказательные выводы. | 0-5 | |
Анализ практического опыта | · В работе представлен анализ практического опыта социальной работы по изучаемому вопросу оцениваются его достижения и определяются проблемные зоны. · Не только анализируется региональный опыт, но и представлен интересный с позиции решения изучаемого вопроса материал отечественной и зарубежной практики. | 0-5 | |
Социальный проект* | · Обоснование значимости и эффективности проекта; · Цель проекта; · Задачи проекта; · Рабочий план реализации проекта; · Ожидаемые результаты и методика их измерения; · Ресурсное обеспечение (бюджет); · Анализ результатов апробации. | 0-5 | |
Содержательность выводов, сделанных по результатам всей работы | · Заключение содержит основные результаты научно-исследовательской работы, обобщающую итоговую оценку всей работы. · Выводы содержат только основные результаты исследования, в соответствии с его целями и задачами. · Содержат лишь те данные, которые вытекают из работы. · Достаточно четкие и определенные. · Располагаются в определенной логической последовательности, определяемой либо структурой работы, либо степенью важности выводов. · Содержат только конечный результат без доказательств и обоснований. | 0-5 | |
Грамотность и культура оформления научной работы, владение научным стилем изложения | · Научный стиль изложения материала, грамотность деления текста параграфа на абзацы. · Грамотность цитирования, оформление ссылок в соответствии с правилами ГОСТа · Отсутствие стилистических, грамматических и орфографических ошибок | 0-5 |
* Не является обязательным элементом реферата
** Шкала баллов:
«5» - Высокий уровень соответствия критерию (полное, практически полное соответствие показателям)
«4» - Хороший уровень соответствия критерию (в основном соответствует, но есть отдельные недочеты)
«3» - Средний уровень соответствия критерию (в основном соответствует, но есть значительные недочеты)
«2» - Низкий уровень соответствия (значительные недочеты по большинству показателей)
«1» - Не соответствует требованиям
«0» - Не выполнено
Ø Рейтинговые баллы портфолио определяются следующим образом:
Таблица 2.
№ | достижения | баллы |
Оцениваются публикации или тезисы докладов на конференциях различных уровней (за каждую публикацию): - регионального уровня - всероссийские конференции - международные конференции - статьи в журналах ВАК | максимум -10 б: | |
Выступления на конференциях, симпозиумах и семинарах при наличии подтверждающих документов | 0-2 | |
Оценивается наличие диплома победителя или призера студенческой олимпиады по профилю подготовки | 0-2 | |
Оценивается участие в научных работах (грантах) по профилю подготовки | 0-3 | |
Наличие наград (почетный знак, медаль, грамота), благодарностей. Оцениваются награды, по профилю подготовки. | 0-3 | |
Наличие опыта практический работы по профилю подготовки | 0-2 | |
Оценка выпускной квалификационной работы и среднего балла приложения к диплому за весь период обучения по программе бакалавриата или специалитета | до 10 баллов |
Примерная проблематика реферативных работ