Памятные события студенческой жизни




ВИНОГРАДОВА (Нетребина)

Антонина Кузьминична,

Октября 1935 гр.

Член Одинцовского отделения

Общероссийской

Общественной организации

«Дети войны» с 2013 г.

КОНКУРС

Историй граждан старшего поколения

«Моя студенческая жизнь»

«Знать – где найти ответ!»

Памятные события студенческой жизни

 

В 1953 г. я закончила Клинскую среднюю школу № 2 им. С.И. Танеева и поступила на первый курс Костромского текстильного института на факультет первичной обработки лубяных волокон. Спустя два года по призванию сердца перешла в Костромской педагогический институт им. Некрасова на физико-математический факультет, который и закончила в 1959 г.

За годы учебы было, конечно, много интересных событий, студенческая пора стала настоящей жизненной школой, заложившей основы всего дела служения своему Отечеству. Остановлюсь на некоторых событиях, которые помню до сих пор, и которые имели значение в моей дальнейшей жизни и работе.

 

 

1. Ежегодно студенты оказывали помощь колхозам в уборке урожая. Как сейчас вижу незабываемую картину полей цветущего льна. Лён расстилали, теребили, вязали в снопы. Также, собирали урожай картофеля, моркови, турнепса.

Особенно запомнилась осенняя уборочная пора 1953 года. Погода самая, что ни на есть осенняя - дожди, слякоть, разбитые грунтовые колеи в полях... Однажды меня даже затянуло в мокрый вязкий грунт прямо на поле, да так, что двое моих однокурсников вытаскивали меня с помощью лопат.

По пути в подшефный колхоз наши вещи - большие рюкзаки - разместили на огромных деревянных санях, прицепленных к трактору. В них же сидели и сами, таким образом добираясь к месту работы. В пути пришлось заночевать в небольшой деревушке, разбрелись по домам местных жителей, кому-то пришлось ночевать на улице, студенты жгли костры, грелись у огня, а меня определили охранять сани с вещами. Дежурила всю ночь, сидя в кабине трактора. И очень ждала рассвета... В голове крутились строки арии из оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин" - "Ты взойди, взойди, заря...!" В те времена по радио очень часто транслировали классическую музыку, так что, практически весь оперный репертуар был на слуху, знаком.

Спустя несколько лет сюжет той оперы почти повторился в моей жизни. Летом 1960 года, уже работая учителем, вместе со своими учениками шестиклассниками ходила в поход по «сусанинским» местам (леса Сусанинского района Костромской области), так сказать, наглядно изучая российскую историю.

 

2. В институтах той поры (как и в средней школе) огромное внимание уделялось разностороннему развитию личности. Работало множество кружков по самым разным направлениям, каждый мог найти себе занятие по душе. Так, в текстильном институте я с удовольствием занималась в театральном кружке, которым руководил артист Костромского областного драмтеатра Макасеев. Ставили всем интересную пьесу на злобу дня "Студент третьего курса" (автора уже не помню). Получив "театральный опыт", летом 1954 года в дни каникул у бабушки в станице Бесскорбной Ново-Кубанского района Краснодарского края вместе со своим дядей Петром Трофимовичем Решетниковым, в то время студентом 5-го курса Новочеркасского зооветеринарного института, в сельском клубе поставили и показали местным жителям пьесу А.П. Чехова "Медведь", как раз для двух актеров. Помните? "К барьеру, стреляться...!"

 

В педагогическом институте занималась в танцевальном кружке. Институт пошил костюмы каждому участнику танцевального номера. Помню, как репетировали такие танцы, как "Березка", "Зимушка-зима", "Мазурка" и другие. Запомнилось, как ездили с концертом в гости к студентам-коллегам в Ярославль, в местный пединститут. Там, что называется, "на ура!", приняли нашу хореографическую композицию "Березка". Ярославские студенты потом в шутку говорили - "Знаем, что сцена у нас в зале не вращается, но когда вы танцевали, то подумали - нет, все-таки вращается!"

Навыки, полученные вместе с основной специальностью, очень помогли в дальнейшей педагогической работе. После выпуска два года я работала учителем в 8-летней школе деревни Россолово Галичского района Костромской области. В 1960 г. по "Книге вожатого" - очень популярного в те годы издания, откуда можно было почерпнуть много практических знаний, необходимых в повседневной жизни, я с учениками своего 6-го класса разучила танец "Пастушок" на мелодию чешской народной песни "Дуй пастух в дудочку на заре". В танце участвовали все, кто хотел, аккомпанировал танцорам на гармошке их одноклассник Владимир. Номер понравился и самим его участникам, и зрителям. Выступали с ним несколько раз и в школе, и в сельском клубе на праздниках.

 

Помню, что в институте постоянно проводились студенческие вечера, различные конкурсы. На одном из них (в 1958 г.) читала стихи (басню) сочиненные моим дядей-студентом (о нем упоминала выше). И тема была соответствующая - о студенческой жизни. Помню текст до сих пор:

 

"В лесу была горячая пора, в лесу проверка знаний шла.

Который зверь, какая птица, к чему она годится.

И проверял профессор-крот, кто скачет по верхам, кто глубоко берет.

Всё профессор подмечал, ну и в зачетках отмечал.

Под ёлкой у норы кротовой и зверь, и птица были наготове, там каждый очереди ждал.

Трусливый заяц всем надоедал. Метался, бегал, суетился - "Ах почему в году я не учился. Крот сущий зверь, завалит. Неспроста грызёт меня предчувствие хвоста.

И вот настал его черёд. Полуживой, дрожащий ком в нору товарищи втолкнули, а через час какой-нибудь тайком трусишка наш выходит "индюком"!

Все бросились к нему - ну что? "Да что! - ответил заяц зычно.

"Ну, разумеется, отлично! Я же все знал, я на вопрос любой..."

Но тут не утерпела галка: "Косой, прикинь, что было бы с тобой, когда бы не моя шпаргалка!"

 

За прочтение получила один из призов - роман Льва Толстого "Воскресение" с подписью директора и печатью института, которую долго хранила и читала. Книга в то время была настоящим и лучшим подарком!

Во время учебы в институте практически все студенты активно занимались физкультурой и спортом. Я успевала посещать еще и тренировки по художественной гимнастике. Дважды подтверждала второй взрослый разряд в упражнениях с лентой на областных соревнованиях с оценками в 9,8 балла.

На всю жизнь запомнила и зачёт по физкультуре - прыжок в воду с трехметровой вышки в Волгу. Волновались и шутили перед стартом, но зачет сдали. Вот где пригодилась решительность и смелость!

 

В то время все учебные институтские программы имели практическую направленность. Учитель, окончивший пединститут, в том числе и девушки, мог пилить, строгать, выполнять несложные слесарные работы, мог работать на токарном станке (практиковались в формовочном цехе машиностроительного завода). Нас учили автоделу, причем с практическим вождением автомобиля по довольно продолжительному маршруту Кострома - совхоз "Караваево". Все эти знания и навыки пригодились в жизни. Будучи учителем в сельской школе, жила на частной квартире в обычном деревенском доме, в котором самостоятельно провела в свою комнату электропроводку. С учениками спроектировала и разметила периметр будущего забора школьной территории, даже вела уроки труда - гнули трубы, делали совки для школьных нужд и т.п.

В институте для нас, будущих педагогов, вели курс киномеханика-демонстратора узкопленочных кинофильмов. Уже в первый год работы в сельской школе получала из областного центра фильмы различной тематики и в качестве общественной работы ездила по отдаленным фермам, показывала фильмы дояркам, заодно проводила различные беседы, политинформации и т.д. Встречали всегда очень хорошо. Как-то раз, будучи на каникулах у родителей помогла соседу починить телевизор. Разобралась в схеме, вспомнив чему учили, подсказала, где может быть неисправность, что заменить... Помогло! Всё заработало...

Выпускник физмата пединститута тех лет мог сразу преподавать в школе математику, физику, астрономию, черчению, трудовое обучение. И это самый обычный педагог той поры.

 

3. Всегда вспоминала преподавателей институтской поры, их наставления. В полном смысле слова учили житейской мудрости, практичности. Запомнилась фраза преподавателя теоретической механики - "Этого вы можете и не знать, не запоминать, но всегда должны представлять, где найти ответ на вопрос! Это самое главное - знать, где найти!"

На занятиях по марксизму-ленинизму нам, по сути, проповедовали нравственные общечеловеческие ценности. Учили быть нестяжательным, неравнодушным к ближнему, окружающим, активной жизненной позиции. Один из педагогов приводил на лекции такой пример. Идет человек, видит - разрушился мостик через канаву. Возвращается, берет все необходимое и ремонтирует. Прививалась идеология - все вокруг мое, все вокруг наше.

И это отложилось в сознании, в душе. С самого начала работы старалась следовать таким заповедям. В первый учительский рабочий год (1959-1960 учебный год) выяснилось, что по числу учеников не хватает трех человек для того, чтобы ввести в нашей школе оплачиваемую освобожденную должность старшего пионервожатого. Я, вчерашний студент, с радостью и ответственно согласилась выполнять работу пионервожатой абсолютно бесплатно. Работа с пионерами в те годы была очень важной и нужной.

В своей учебной институтской группе была комсоргом. При выпуске имела право первого выбора мест работы по распределению. Предлагали работу в селе Апраксино, пригород Костромы - практически в городе. Остальные места или в отдаленных районах Костромской области, даже в Сибири и на Дальнем Востоке. Я же решила отдать свое "теплое" место студентке нашей группы Алле Печенкиной, местной жительнице, у которой в Костроме была тяжело больная мать. Сама поехала в Галичский район, не самый близкий к Костроме. Так нас воспитывали...

Получая - отдавай!..

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: