Пример 1. Анализ и формирование рекомендаций по развитию стратегического предназначения радиотехнической отрасли ВПК.




Пояснения и примеры из работ студентов по разделу.

Раздел 1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

Характеристика бизнеса

• Размер предприятия (численность работников, объемы выпуска продукции), производительность труда

• Структура

• Особенности функционирования

Среднесписочная численность работников Общества – 649 человек по состоянию на 2015 г. Нет оценки производительности труда.

Организационную структуру «Геофизики» следует отнести к линейно-функциональной.

«Геофизика» является уникальным научно-производственным комплексом, способным реализовать широкий спектр задач по созданию современной техники, выпуску приборов и оборудования: научные исследования, разработку и изготовление опытных образцов изделий, их всесторонние испытания, внедрение в опытную эксплуатацию, серийное производство, авторский и гарантийный надзор. Данная уникальность указывает на наличие высококвалифицированного штата сотрудников.

Также особенностью функционирования Общества является то, что 95-98% от общего объема работ приходится на выполнение государственного оборонного заказа.

Отсутствует организационная структура, которая д.б. представлена в форме рисунка и ратко описана. Пример ниже.

Рисунок 1- Организационная структура ООО «АРБАН».

Организационная структура предприятия ООО «Арбан» представлена на рисунке 1.

Во главе ООО «АРБАН» стоит генеральный директор. В непосредственном подчинении директора находятся следующие структурные подразделения:

Производство. Основными задачами отдела производства являются организация обеспечения производственной деятельности организации на основании годового плана выполнения и производства работ, производственных программ и графиков выполнения работ по договорам, заключенным организациями с третьими лицами.

Отдел капитального строительства (далее – ОКС). Основными задачами отдела ОКС являются: организация работы по капитальному строительству; участие в заключении договоров с проектными организациями и генеральными подрядчиками, отслеживание выполнения проектными и строительными организациями договорных обязательств и др.

Отдел продаж. Основными задачами отдела продаж являются: сбор и анализ информации о строительном рынке Красноярского края (информация о клиентах, конкурентах, поставщиках, строящихся и планируемых к строительству объектах, объявленных и готовящихся тендерах, технологиях строительства и др.); поиск клиентов; проведение переговоров с клиентами и др.

Производственно-технический отдел (далее – ПТО). Основными задачами ПТО являются: организация строительства и реконструкции, подготовка производства; обеспечение своевременной сдачи объектов строительства в эксплуатацию и др.

Не указаны особенности функционирования.

Пояснения. К особенностям функционирования д.б. отнесены специфические факторы, которые позволяют сделать акцент при разработке стратегии. Например, (1) особенностью функционирования предприятия пищевкусовой отрасли являются повышенные требования к хранению и доставке продукции, ее экологичности и др., (2) к особенностям функционирования предприятий нефтедобывающей отрасли могут быть отнесены экологические риски, которые вызывает деятельность таких предприятий, монополизированность рынков, постоянное истощение используемых месторождений, (3) особеннстью всех отраслей ВПК является государственное регулирование и часто – отсутствие конкуренции в связи с необходимостью соблюдения режима секретности и т.д.

Стратегические ориентиры развития компании

Стратегическое предназначение отрасли

(бизнеса/сферы деятельности), где функционирует ваша компания

На основе СТЭП-анализа отрасли (вида бизнеса) определяются тенденции развития внешней среды, риски, глобальные вызовы, факторы экономического роста бизнеса и т.д. На этой основе делаются выводы о перспективах «стратегического предназначения» данной отрасли (вида бизнеса) – будет он востребован или нет в долгосрочной перспективе? Так же делаются выводы относительно того, что будут делать компании анализируемой отрасли (вида бизнеса), что бы сохранить свою социально-экономическую полезность.

Внимание!! Ниже приведены два примера. Обратите внимание, что примеры различны. Вы можете усовершенствовать анализ с учетом конкретной ситуации

Пример 1. Анализ и формирование рекомендаций по развитию стратегического предназначения радиотехнической отрасли ВПК.

Для определения стратегического предназначения отрасли радиотехнических устройств в ВПК (отрасль - машиностроение, подотрасль – изготовление радиотехнических устройств) проведем СТЭП-анализ.

На первом этапе выделяем релевантные факторы по четырем группам (таблица 1).

Таблица 1 – Релевантные факторы, определяющие развитие отрасли радиотехнических устройств.

Социальные факторы Технологические факторы
1) Дефицит высококвалифицированных технических специалистов. На данный момент большая часть молодёжи стремится получить гуманитарное образование (юридическое, экономическое), а не техническое, т.к. это намного престижнее, и работа не представляет особого физического труда. 2) Низкая инициативность работников предприятий отрасли в области инновационного развития продукта   1) НТП в области производства способствует появлению новых материалов, оборудования, технологий. сокращению сроков амортизации и как следствие повышению производительности труда. 2) Финансирование исследований способствует увеличению качества параметров товара, повышению инновационной активности отечественного машиностроения. Сохранению положительной динамики в развитии сектора исследований и разработок, повышению его эффективности будет способствовать более активная государственная научно-техническая политика.
Экономические факторы Политические факторы
1)Снижение курса рубля по отношению к ключевым мировым валютам. Снижение рубля может привести к увеличению цен на импортные ресурсы для производства продукции, т.е. затраты предприятия вырастут, и, как следствие, снизятся финансовые показатели деятельности предприятия (прибыль, рентабельность и т.д). 2) Повышениетарифов на энергоресурсы, рост налоговых и банковских процентных ставок. Рост процентных ставок не дает возможность свободно привлечь заемный капитал, повышение тарифов на энергоресурсы не позволяет уменьшить затраты на производство продукции, а высокие налоги не способствуют эффективной деятельности предприятия. 3) Рост уровня инфляции. Повышение уровня инфляции может отразиться на обесценивании денег, могут возникнуть трудности с получением долгосрочных кредитов.     1) Государственная инвестиционная политика в области стимулирования привлечения инвестиций в машиностроительный комплекс, предоставление льгот инвесторам, вкладывающим капитал в те предприятия, которые находятся в неблагоприятных экономических условиях, увеличение платежеспособного спроса на продукцию машиностроения. 2) Изменение международной политической конъюнктуры. При изменении государственной политики и сокращении государственного оборонного заказа, предприятия будут проводить мероприятия по переориентации производственных мощностей на выпуск другой продукции производственно-технического назначения (гражданского назначения), что будет сопровождаться в первое время снижением объемов производства и прибыли. 3) Активная политика государства в области протекционизма. Защита отечественных производителей от зарубежных, с целью реализации программы по импортозамещению машиностроительных предприятий.

 

На втором этапе анализируем соответствующие тенденции. В таблице 2 пример анализа группы социальных факторов (выдержка из работы студента).

Таблица 2. Анализ группы социальных факторов

Факторы (берутся из таблицы 2) Причины, характеристика фактора Социально-экономическая тенденция, формируемая фактором Направление и сила влияния (по 10-ти бальной шкале) Вес фактора (от 0 до 1) Итого, сила влияния
1) Дефицит высококвалифицированных технических специалистов. Непопулярность у молодежи данной отрасли в связи с пониженным уровнем заработной платы, низкими перспективами карьерного роста по сравнению с другими отраслями   Увеличение дефицитаинициативных,квалифицированных кадров (в связи с отсутствием четкой государственной программы по решению данных проблем в отрасли перспективы) - 8 0,9 - 7,2
2) Низкая инициативность работников предприятий отрасли в области инновационного развития продукта Высока доля персонала предпенсионного возраста
Жесткоиерархическая структура управления, подавляющая инновационную инициативу Возможно внедрение более мягких структур управления для повышения инициативности работников (в связи с повышение требований со стороны государства к инновационности продукции) + 6 0,7 +4,2
           

Максимальное воздействие социальных факторов – 10 баллов. Сила воздействия расценивается в соответствие со шкалой оценивания.

Шкала оценивания



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: