миф как вербальный текст и как система представлений о мире




Гуманитарно-технический факультет

Кафедра истории, права и общественных дисциплин

 

РЕФЕРАТ

 

миф как вербальный текст и как система представлений о мире

    Студентки 3 курса группы ЕСС 129  
  Морозихиной Дарьи Андреевны  
  Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «История» и «Русский язык»    
  Научный руководитель:  
  кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории, права и общественных дисциплин  
  Дарендорф М.В.  
     
   
   
   
   
         

 

Ессентуки, 2018

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….….Стр. 3

Глава 1. Миф как вербальный текст……………………..............................Стр. 4

Глава 2. Миф как система представлений о мире………………………...Стр.14

Заключение…………………………………………..…………...………...Стр. 23

Список используемой литературы….……………………………………………...……………….Стр.24

 

 

Введение.

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.

В обыденном понимании мифы - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание".

Особенно сильно значение мифологии проявляется при изучении философских понятий и исторически сложившейся системы человеческих ценностей. Это определяет необходимость изучения мифологии всесторонне во взаимосвязи ее с другими науками и философскими понятиями и категориями.

 

 

Глава 1. Миф как вербальный текст.

Вербальные иллюзии(ВИ) - это подмена знания сути: устройства предметов, их структуры, или алгоритма процессов и природы движущих сил - на знание названия этих предметов или процессов. В результате этой замены "В сознании людей возникает словесный мираж, который заслоняет и подменяет собой реальность. Рано или поздно жизненный опыт и общественная практика развеивают такие миражи, но иногда они могут держать в плену сознание множества людей на протяжении долгого времени. Негативным следствием этих миражей становится иллюзорное знание(ИЗ). "Широко распространенной, хотя и мало осознаваемой ВИ является ИЗ. Формирование его начинается с раннего детства. Когда ребенок спрашивает о чем-нибудь: "Что это такое?", он получает ответы: "Это муравей", "Это телевизор", "Это электросварка". Какое знание получает он из этих ответов? Очевидно, что полного знания о сути предмета, к которому относился вопрос, он не получает. Единственное знание, которое он приобретает, - это знание названия предмета. Но, если затем его спрашивают: "Знаешь, что это такое?" - он может гордо сказать: "Конечно, знаю! Это муравей (телевизор, электросварка)". Знание названия принимается за знание о предмете! Так незаметно мы попадаем в плен слов и, взрослея, продолжаем жить в этом плену". Слова в памяти человека - это коды действительных обликов предметов и их движений. При обобщении мозгом нескольких однотипных обликов формируются отвлеченные абстрактные понятия. Они позволяют человеку быстрее обрабатывать значительно больший объем информации, отвлекаясь при этом от несущественных различий, и в то же время на более "низком" уровне структуры мозга сохраняют исходное знание о многих конкретных деталях. Однако на вопрос, например, о том, почему все тела падают на Землю, – даже самый первый уровень ощущения, выявленного и обозначенного названием - "притяжение", ни какого ответа уже не может дать. Для этого необходимо иметь знание о физических процессах, протекающих на более низких уровнях деления материи (атомном, субатомном и т. д.). Однако эта информация осталась на уровне "ощущения" (движения) атомных и субатомных частиц, и в мозг она не поступила, поэтому человек вынужден вначале произвольно кодировать (обозначать) явления, а затем уже строить более сложные (физические) модели невидимых материальных процессов. В истории встречается много подобных ситуаций. Например, Франклин, ни сколько не сомневаясь в своей правоте, "обосновал" такой прагматический подход к физическому знанию откровенным эгоизмом. Этот подход и обеспечил в дальнейшем присутствие ИЗ в науке, практически, на "законном" основании. - "Для нас наиболее важным является не знание способа, которым природа осуществляет свои законы, достаточно знать (назвать, пр. авт.) сами эти законы. Приятно, конечно, знать истину, однако обеспечить целость фарфорового изделия мы можем и без этого". Однако без "этого" знания сохранить жизнь человечества в космической эволюции планет и звезд, изобилующей катаклизмами, мы, к сожалению, уже не сможем! Огромному количеству людей в быту действительно совсем не обязательно знать, как работает телевизор, компьютер или автомобиль, так как знание названий и инструкций по эксплуатации позволяют пользоваться даже очень сложной бытовой и профессиональной техникой. Такова и модель отношений клетка – мозг: нажми - это импульс, – получи - картинку на экране или холестерин в кровь, при этом "потребителю" совершенно безразлично, каким образом это происходит. Но, к сожалению, на уровне участия человечества в космической эволюции ИЗ играют уже огромную негативную роль. Они незаметно присутствуют во многих научных моделях и являются латентной (скрытой, и поэтому веками не разрешаемой) проблемой. В силу этого, сегодня именно ИЗ, положенные в основу науки, стали причиной кризиса естествознания и тормозом для рационального и прогрессивного развития человечества! Можно привести примеры присутствия ИЗ в любых областях науки и религии. Прежде всего, это мифы, объясняющие силы природы. В философии - это "душа" и "свобода воли". В математике - это цифра "0". В физике – это субъективная иллюзия существования покоя и его эквивалентность с движением "тел"; "притяжение" тел друг к другу; и, наконец, их движение по "силовым" или "топологическим линиям". ИЗ длительно сохраняются в обществе, в основном, за счет слепой веры большинства людей в авторитет их создателей. Однако при внимательном рассмотрении ИЗ выясняется, что все они не имеют механизма исполнения и четкого определения (для проверки вербальной модели), т. е. они не имеют - "действительного облика"!!! Для того чтобы увидеть всю опасность скрытого присутствия ИЗ в науке, а также для их устранения - необходимо рассмотреть, как же они возникли и развивались.

Язык, как вербальная система коммуникации, появляется уже на уровне общения рыб, птиц и животных, а впоследствии развивается и совершенствуется людьми благодаря совместной жизни и коллективной деятельности. Важным достоинством языка и сделанных на нем сообщений, является возможность с их помощью передавать и сохранять информацию: "До появления письменности аккумуляция знаний шла через устную речь. В течение долгих веков люди посредством нее сохраняли, передавали от поколения к поколению и, таким образом, накапливали народный опыт". "Естественный язык выступает как средство общения потому, что он представляет собой код, на котором люди передают друг другу информацию". Однако на ранней стадии развития человечества устное - вербальное общение не только приводит к консолидации племени, развитию логического и образного мышления, но так же способствует и формированию иллюзорного мифологического знания. "Оно отличается (от адекватного, авт.) тем, что человек переносит на окружающий мир свойства, которые он замечает в самом себе: предметы (и силы, авт.) природы представляются ему живыми, одушевленными существами, которые так же, как и он имеют волю, желания, мысли, чувства (т. е. зарождается антропоморфизм, авт.). В мифах неразличимо сочетаются реальность и вымысел. Зато они объясняют "все": в них "все" делается понятным, несмотря на отсутствие реальных знаний... Мифы окутывают все формы жизнедеятельности людей и выступают как основные "тексты" первобытной культуры. Их устная трансляция обеспечивает установление единства взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир. Вера в "свои" мифы скрепляет сообщество и вместе с тем отделяет его членов от чужаков, верящих в иные мифы". По мнению тех, кто верит в данный миф, вопрос о его истинности, а тем боле, об основаниях его появления даже не должен возникать. За отстаивание своих взглядов был казнен Сократ. В 432 г. до н. э. Анаксагор был изгнан из Афин за инакомыслие (безбожие). В 411г. до н. э. - Протагор, так же усомнившийся в существовании богов. В изгнании умер Фемистокл, последние годы жизни был под следствием Перикл. Предание анафеме учения Н. Коперника и трагическая судьба Д. Бруно свидетельствуют о том, что "еретиков" - т. е. людей, открыто ставящих под сомнение общепринятые "истины", солидарное, консервативное большинство отторгает или даже уничтожает, если чувствует угрозу для существования "своих" мифов. Но, если предмет искренней веры все же разоблачен и оказался иллюзией, - это воспринимается многими людьми как личное оскорбление и вызывает ненависть. Так было в древности, так происходит и сейчас, несмотря на показной плюрализм. Именно насущная потребность многих людей сохранять в обществе взаимопонимание, накопленный опыт и обеспечивать преемственность знаний, имеет и обратную сторону "медали" - категоричное, а порой фанатичное неприятие нового, пусть даже истинного, знания. Именно, благодаря "здоровому" консерватизму и через общеизвестные слова – "пустые" названия люди незаметно сохраняют ИЗ. Эти слова являются лишь "осколками" древних мифов, и их употребление, как многим кажется, уже не маскирует не знание реальных процессов. Однако после разрушения старого мифа, некоторые слова (ВИ) из него переходят в новые мифы, но при этом они сохраняют прежнее, антропоморфное содержание. Таким образом, известные всем слова и обеспечивают преемственность ИЗ в составе новых мифов. В уже, якобы, материалистических теориях, они маскируют отсутствие объективного знания. Эмпедокл объяснял все взаимодействия материальных объектов (МО) при помощи "любви и ненависти". Аристотель - "стремлением тел занять естественные места". Ньютон - "притяжением" – тягой материи к материи. Эйнштейн – движением по "топологическим линиям". Какое новое знание появилось в представлениях людей о механизме ускоренного смещения всех МО, их "притяжения" или "отталкивания"? Что-нибудь изменилось со времен Эмпедокла? Ничего. Можно привести много примеров тому, как и сегодня ИЗ "вчерашних" мифов подменяют материалистическое понимание реальных явлений: росток всходит, дождь идет, заряд стекает и.д. Это как рубцы соединительной ткани на месте зажившей раны, они, якобы, только напоминают о том, как трудно порой достигается выздоровление, и болезнью уже не считаются, хотя и замещают собой полноценную ткань. Таким образом, в быту и даже в науке сегодня сохранилось много латентных ИЗ. Антропоморфные названия в них заменяют понимание реальных процессов, например: "химическая активность", "излучение и поглощение", "стремление в потенциальную яму". Эти ИЗ входят в ортодоксальную "научную" картину мира, ими "объясняют" движение материи в современных теориях, их "подтверждают" измерения (на уровне существующей точности), и поэтому они - пока не заметны. Многие логические противоречия и парадоксы, которые представляют собой несомненные трудности в объяснении, служителями культа "заметаются под ковер", а от сознания людей они "закрыты" именно ВИ. Такими примерами являются: "рождение элементарных частиц из нулевых колебаний физического вакуума", "силовые" и "топологические линии" или всеобщее "притяжение" материи. Современные "жрецы" прекрасно понимают - разрушение веры в существующие легенды и идеализации в физике - приведет к мгновенному краху их мифологические учения. Если в средние века за нерушимостью "храма Божьего" неусыпно следила церковь, пресекая любую "ересь", то теперь свои "законы" так же ревностно охраняет и "академическая" наука. Поэтому в истории развития человечества можно встретить очень мало случаев, когда под давлением новых фактов и эмпирического знания пересматривались устаревшие представления: Моисей передал закон от Бога - людям. Аристотель сформулировал систему взаимосвязанных представлений о мире. Иисус Христос изложил теорию о "триединстве Бытия" и материальности "Духа Истины". Птолемей создал геоцентрическую модель мира. Коперник открыл вращение Земли и других небесных тел вокруг Солнца. Галилей и Ньютон опровергли Аристотеля, но не объяснили природу "притяжения" и вращения. Эйнштейн "ограничил" скорость движения материи и "искривил" пространство-время, но так и не объяснил механизм ускорения и вращения материи. Планк открыл квант действия, имеющий кроме импульса и момент импульса - спин с размерностью момента вращения. Но ни релятивистская, ни квантовая механика не раскрыли природу "притяжения" и вращения МО, которые так и остаются загадкой. Гюстав Лебон пишет: "Если идеи могут оказать влияние только после того, как они медленно спустились из сознательных сфер в сферу бессознательного, то не трудно понять, с какой медленностью они должны изменяться, а также - почему руководящие идеи какой-либо цивилизации столь немногочисленны и требуют так много времени для своего развития". "Новый Завет", а точнее, “Евангелие” представляет собой именно такой случай. Материалистическое учение, данное людям и далеко опередившее в раскрытии истины современное знание людей, оказалось до сих пор не понято, и потому отвергнуто наукой. Суть парадокса заключается в том, что основу "триединства" ни кто не смог представить себе материалистической моделью. Люди продолжают верить в самодостаточность прагматизма, пользующегося субъективными или антропоморфными понятиями (Галилей, Ньютон, Эйнштейн). Современные теории совместимы с идеализмом математики (1-1=0), бухгалтерская “эго трофическая” логика которой большинством физиков принята за истинную прото теорию для физики. (См. цикл статей автора под названием: "Эволюционный материализм".) За несколько веков после явления Иисуса Христа народу "стараниями" средневековых теологов его материалистическое учение оказалось превращено в схоластическое рассуждение о нематериальной душе и духовном мире. Объективное учение о материальном мире было примитивно истолковано на уровне бытовых образов, единственно доступных, как в то время, так, к сожалению, и сейчас. Затем и наука, выросшая из отрицания средневековой схоластики, сама стала ревностно охранять ловко скрытый за идеализациями - идеализм, лежащий в ее основе. Природу такого перевоплощения - от рождения с революционным содержанием и до консерватизма в старости - на примере политической истории хорошо показывает Б. Данэм в своей книге "Герои и Еретики". Хотя истину, изложенную в "Новом Завете" и должна была расшифровать наука, она до сих пор не нашла нужный шифр, т.к. "Дух истины" не поддается пока измерению. Однако притчи и проповеди Иисуса Христа благодаря активности его учеников дошли до наших дней и могут быть расшифрованы в любой момент, как только будет найден правильный "ключ". А пока, не поняв, и из-за этого не приняв, истинное знание, закодированное в "Новом Завете", люди подменяют истину - ИЗ, которые и утешают их. Поэтому Иисус Христос говорит: "Я умолю Отца, и даст вам другого утешителя, да прибудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его". Однако до тех пор, пока не будет разорван порочный круг идеализма, мы не поймем истинный смысл этих слов. Сегодня необходимо найти те звенья в цепи формирования научного знания, где произошло искажение объективной реальности. Только заменив иллюзии на объективные знания, человечество сможет выйти из надвигающегося системного кризиса. Замеченный уже многими специалистами, разрастающийся всеобъемлющий кризис: научный, энергетический, социальный, экономический, экологический - заставляет вернуться к корням "дерева познания" и еще раз проанализировать всю историю становления современной науки, начиная с ее основ! 3. Роковые ошибки классиков. Основу неверного описания законов природы заложил в физику, как это ни странно может показаться вначале, - Галилей. Он сформулировал два вывода: первый, - что без воздействия на тела, они покоятся или движутся прямолинейно и равномерно (хотя до этого естественным считали движении по окружности) и второй, - что тела любого веса падают на Землю одинаково быстро. И сегодня мы продолжаем считать, что ускорение падения не зависит от массы тел, - но оба эти вывода не соответствуют действительности! Затем свой вклад в идеализацию физики внес Ньютон. Он "объяснил" ускоренное смещение тел в направлении друг к другу не физической моделью (как это делали Лессаж, Ломоносов, Пуассон, Картран и др. материалисты), а гипотезой, состоящей всего из одного слова, - "притяжение"! Математический аппарат, который Ньютон специально создал для вычисления смещения тел, также построен на ошибочном предположении - на гипотезе о непрерывном и линейном делении любой физической величины до сколь угодно малой математической величины, что также не соответствует действительности! К сожалению, последователи Ньютона безропотно согласились еще и с тем обстоятельством, что в законах механики нет определения и истории происхождения самого "тела", - массы (инертной, инерционной или гравитационной). Именно поэтому механика начинается с недопустимой идеализации – превращения МО, в "материальную" точку, которая не имеет ни размера, ни механизма структурирования. Если мы не знаем, как образовалось материальное уплотнение, то можно и пофантазировать о причине и законе его движения. Диапазон таких фантазий широк: от предположения возможности полного отсутствия какого-либо воздействия на "тело" (Галилей-Ньютон), до изменения движения МО "силовыми" или "топологическими линиями" (Фарадей-Максвел, Эйнштейн). Но, не зная закон (алгоритм) построения материи из материи, невозможно корректно и описать закон движения МО! Сегодня даже самые совершенные физические схемы взаимопревращения "элементарных" частиц еще ни как не указывают на способ их образования, так как это очень скоротечный процесс. Например, процесс аннигиляции электрона и позитрона или их одновременное "рождение". Причем, такой процесс по теории Максвелла происходить, даже в принципе, не может. Один из основных ее выводов гласит: "Одновременное рождение равных зарядов противоположного знака в разных точках пространства - невозможно". (З стр47). Но электрон и позитрон рождаются из двух гамма квантов! Следовательно, рождение их происходит в точке, размеры которой равны нулю. Это называется - приехали туда, откуда выехали - в идеализм! Кроме того, причина сегодняшнего извращенного понимания реально происходящих процессов заключается в том, что изначально в физике, в качестве идеализации неправомерно был принят прием описания движения "тел" в закрытых системах! В действительности, МО в закрытой системе образоваться и существовать не могут, а измерение в природе существует только одно (это измерение смещения МО), но в разных направлениях! Из следующих статей Вы узнаете, что "тела" - МО возникают и существуют только как вращающиеся материальные системы (ВМС) в проточных потоках вращающейся материи, - т. к. они - их неотъемлемая часть. И. Пригожин ввел для таких систем новое определение - вложенные. Вложенные системы - это такие системы, через которые “протекают” потоки материи. Из “остывших” частиц проточных потоков в “точках бифуркации” и зарождаются МО, которые затем длительное время существуют как вращающиеся вокруг центра масс материальные системы, состоящие из тех же частиц, что и сами проточные потоки. "В свою очередь, видимое и слышимое – не самосущны; по сути, они лишь осуществляют "Слово, Мысль и Действие" Будды – "тела Закона". В гипотезе автора "тела закона" - это частицы нового уровня деления материи - Дарки. (Dark – темный, невидимый) Но физики сегодня, вместо материалистического понимания реальных процессов на основе древней восточной мудрости, ввели новую ВИ - "физический вакуум". Эта и привычный для науки двойной стандарт, и логический нонсенс, и очередной пример ВИ – физическая, но пустота!!! Однако если человеку не дано непосредственно "увидеть" процесс сборки микро частиц, то, возможно, в окружающей его действительности можно найти хотя бы аналог тайной работы "поля" по "рождению" ВМС? К счастью, в природе, на более крупных масштабах есть процессы аналогичные образованию "элементарных частиц" из "частиц младшего уровня" - это эволюционное формирование звезд, планет и галактик. Если скрупулезно и корректно рассмотреть движение материи в этих процессах, то можно понять принцип действия скрытой силы, ведущей эти процессы, и логику ее действия, которая приводит планеты, звезды и их системы к "скучиванию" в сферическую форму и вращению. Далее можно предположить, что именно этот принцип должен "работать" и как всеобщий закон построения материи из материи на всех других (в том числе и невидимых пока) уровнях ее деления.

 

Глава 2.Миф как система представлений о мире.

Сам термин мифология имеет греческие корни (мифос - предание, сказание и логос - учение). С научной точки зрения большинство современных ученых считает мифологию господствующей формой общественного сознания человека на ранней стадии его развития.

В первобытном обществе мифология представляла собой основной способ понимания мира. Миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Люди с самых ранних времен стремились осмыслить явления окружающего мира. И мифология выступает как наиболее ранняя форма мировоззрения, понимания мира и места в нем человека, как первоначальная форма духовной культуры человечества.

Мифология представляет собой своеобразную систему фантастических представлений об окружающей человека природной и социальной действительности.

Почему же восприятие мира первобытным человеком приняло такую своеобразную форму?

1. Дело в том что, во - первых, человек еще не выделял себя из окружающей природной и социальной среды и, во-вторых, в особенностях нерасчлененности первобытного мышления, еще отчетливо не отделявшегося от эмоциональной сферы. Следствием этого явилось наивное олицетворение, очеловечивание окружающей природы и вытекающая отсюда всеобщая персонификация в мифах и широкое метафорическое сопоставление природных и культурных (социальных) объектов).

Человек переносил на природные объекты свои собственные свойства, приписывал им жизнь, человеческие чувства, человеческие стереотипы поведения. Очеловеченными могли быть любые явления и природные формы. Человеческой речью и человеческим поведением обладали реки, горы, деревья и т.д. Звери могли собираться у костра совета и обсуждать важные вопросы. Человек первобытного племени еще не отделял себя от мира животных и выводил свой род от окружающих его зверей. Тотемистические предки рисуются существами двойной - животной и человеческой природы и часто меняют свои обличия. Даже такие явления как болезни приобретают черты. И в образе злых духов причиняют страдания, но и могут быть изгнаны из тела больного.

Человек обращался к своей физиологии, создавая представления о громадном и великом. необычайная сила выражалась многорукостью (гекатонхейры Греции или индийский бог разрушения Шива), хорошее зрение многоглазостью (стоглазый Аргус) и т.д. Причудливая мифологическая фантастика проявилась в изображении космических сил в виде человечески одушевленных образов. Космос представлялся в мифах живым великаном или чудовищем-богом как Тиамат у вавилонян (из частей которой был создан мир), или такие пары как земля-небо, как Гея-Уран е греков или Нут - Геб у египтян. При этом все боги, духи, герои связывались чисто человеческими семейно-родовыми отношениями вели себя как земные владыки.

2). Второй важнейшей чертой мифотворчества представляется символизм, подмена в первобытном мышлении субъекта и объекта. немецкий ученый Кассирер, создавший символическую теорию мифа, видел особенности мифологического мышления в неразличении реального и идеального. Чувственные факторы, эмоции трансформировались в реальность путем символического обозначения моделировали окружающий мир, создавая новый ирреальный мир.

Автор структуралистской теории мифа - французский этнограф Леви - Стросс признавал эмоциональность, чувственность первобытного мышления, в тоже время утверждал его способность к логическому анализу, обобщению, классификации. основу структурного метода составляет выявление совокупности отношений целых блоков элементов. Путем их замены можно получить из одного объекта другой. Для мифологического мышления - это инструмент разрушения фундаментальных противоречий путем подмены их менее резкими, менее сложными. например, жизнь и смерть, противоречие подменяется примером из растительного (цветение - увядание) и животного мира. Так одна к другой громоздятся мифологические системы и подсистемы. Один миф трансформируется в другой. Заменяя в мифе символы или ряды символов другими, мифологическая мысль делает описываемые ею предметы более доступными для понимания и осмысления на данном уровне знаний. В Древнем Египте предельно просто объяснялись природные циклы: злой бог Сэт убивал своего брата Озириса и наступало увядание природы, с воскресением Озириса следовало и возрождение всего живого. Как известно человек воспринимает окружающий мир и эмоционально, и логически. Именно на стыке эмоции и логики рождается миф. Мифологическое мышление обладает не только элементами фантазии, но и задатками логики.

3). Также в создании мифа весьма характерна замена причинно-следственных связей прецедентом. Происхождение предмета выдается за его сущность. Научному принципу объяснения противопоставляется в мифе начало во времени. Все многообразие мира выдается за следствие событий далекого прошлого и действие мифических героев, предков, богов. В мифе резко разграничено древнее (сакральное) и современное (профанное) времена. Именно сакральное - это мифологическое время, это эпоха перволюдей, первопредметов и перводействий (огонь, копье, семья и т.д.).

Все произошедшее в сакральное время приобретает характер парадигмы (греч. - пример, образец), рассматривается как предмет, образец для современности.

Как правило большинство мифов начинаются традиционной заставкой: “Давным давно..”и т.д.

 

Поэтому миф обычно совмещает в себе два аспекта: рассказ о прошлом (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего, а иногда и будущего (синхронический аспект). На основе “исторических” преданий, прецедентов формируется направление этнологических объяснений (греч. этиа -причина) реальных явлений в окружающей человека среде. Как это произошло? Как это сделано? Почему? и т.д.

Именно объяснение какого-либо реального явления в окружающей человека среде является важнейшей функцией мифов народов разных стран. Причем в примитивном обществе объяснение дается обычно в наивной, упрощенной форме, исходя из привычной бытовой обстановки данного народа или племени. Вот пример одного из мифов Меланезии о происхождении моря. Когда-то море было маленьким и старая женщина держала его в горшке прикрытом камнем и использовала для варки пищи. Ее дети подсмотрели что она делает, сняли камень и море широко разлилось. Или австралийский миф о виде животных. В сражении попугая и опоссума они оба получили раны. Кровь окрасила перья попугая в красный цвет, а у опоссума остались от синяков черные пятна на морде.

Содержание мифа усложнялось с усложнением социальных условий жизни человека. Мифология классового общества - это уже целая разветвленная система, объясняющая сложные общественные явления.

Мифологическая картина мира представлялась первобытному человеку вполне реальной, даже более реальной, чем видимая действительность. Ибо эта картина была основана на авторитете осмысления мира многими поколениями предков. в первобытном обществе исторический опыт был сосредоточен в мудрости предков, в традиции. Это общество было устремлено к священному, сакральному прошлому, в котором видело свой идеал, золотой век. Поэтому осмысление фактов реальности современного мира оказывалось делом веры в мудрость предков, стариков, преданий, мифов. Вера же не подлежала проверке и не нуждалась в доказательствах.

 

Таким образом неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным, безразличие к противоречиям, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно-конкретный характер, эмоциональность, метафоричность - эти и другие особенности первобытного мышления превратили мифологию в своеобразную символическую (знаковую) систему, в терминах и образах которой воспринимался и описывался весь мир.

Весьма сложным и не имеющим однозначного решения в науке является вопрос о соотношении мифологии и религии. Многие мифы служат разъяснением религиозных обрядов (культовые мифы). В культовых мифах рассказывается в повествовательной, олицетворенной форме о том или ином религиозном обряде, объясняется его происхождение. Исполнители обрядов как бы воспроизводили в лицах рассказанные в мифе события. Культовые мифы есть везде, где совершаются религиозные обряды. В Древней Греции разыгрывались храмовые мистерии, такие как, например, похищение богом мира теней Аидом дочери богини плодородия Деметры - Коры и возвращение ее на землю. Вместе с обрадованной богиней вновь возрождалась и расцветала вся природа. Или христианский обряд причащения хлебом и вином, как символами тела и крови господней. Обряд ведет свое начало от т.н. Тайной Вечери Иисуса и его учеников. Каждое причащение, по сути, это повторение событий двухтысячелетней давности, оно традиционно составляет важнейший элемент службы христианской церкви.

Разногласие вызывает вопрос, что является первичным - обряд или миф? Большинство современных ученых склоняются к мнению, что культовые мифы возникли на основе уже существовавших религиозных обрядов.

 

Иногда мифы менялись по новому обосновывая традиционные обряды. В культовых мифах момент обоснования, оправдания существующей в данном обществе системы ценностей явно превалирует над моментом объяснения.

Культовый миф всегда является священным и, как правило, окружен глубокой тайной, он является достоянием посвященных (колдунов, жрецов, священников). В примитивных религиях различаются внутренние (экзотерические) мифы. Последние создавались для запугивания непосвященных. Во многих случаях на основе культовых обрядов и мифов создавались тайные союзы. Глубокая тайна окутывала внутренний мир египетских, вавилонских, финикийских жреческих коллегий.

В мировых религиях грань между внутренней и внешней стороной культовой мифологии ослабевает или полностью исчезает. Религиозно - мифологические представления превращаются в религиозные догмы. Это связано с новой идеологической ролью мировых религий, с их новой (церковной) организацией.

Итак, по мнению большинства исследователей, по своему происхождению мифология не связана с религией, с религией. Но, безусловно, уже на ранних стадиях своего развития мифология органически срастается с религиозно-магическими обрядами, входит составной частью в систему религиозных верований. Однако, будучи тесно связанной с религией, мифология не может быть сведена только к ней одной. Будучи системой первобытного мировосприятия мифология включает в себя зачатки не только религии, но и философии, политических теорий, до научных представлений о мире, разных форм искусства.

В процессе формирования классового общества трансформируется и мифология. Сонм богов, полубогов, героев выстраивается в четкие иерархические структуры по аналогии с земными владыками. Появляются легенды и сказания о божественных предках аристократических родов и замкнутая, корпоративная жреческая мифология.

Вместе с тем в народной среде в свою очередь преобладающее влияние получает т.н. “низшая мифология” - верования, рассказы о душах природы, покровителях хозяйственной деятельности, культа плодородия. Именно “низшая мифология” оказалась более живучей и сохранилась в фольклоре, поверьях и традициях многих народов и в наши дни.

Мифология сыграла значительную роль в развитие идеологических форм, послужила исходным материалом для развития философии, научных представлений, литературы. Поэтому столь сложно определить рубеж разделения не только мифологии и религии, но и близких по жанру к мифу форм словесного творчества: героического эпоса, легенды, исторического предания, сказки. Так, будучи предшественником сказки, миф выполняет объяснительную (этнологическую) задачу. в сказке эта функция ослабевает или полностью теряется, большее значение получает моральный, нравственный, поучительный фактор. Безусловная вера в истинность событий сменяется сознательной выдумкой.

Очень трудно провести грань между собственно мифами и историческими преданиями, в основе которых лежат реальные исторические события. Так в мифологическом цикле о Троянской войне смешались воспоминания о подлинном историческом факте и рассказы о мифологических богах и других фантастических существах (гарпиях, сиренах и т.д.).

Глубокое влияние оказала мифология и на героический эпос многих народов мира. Мифы о культурных героях стали предтечей архаических сказаний о эпических героях. Это отчетливо прослеживается в общности построения, концепций языка. Мифологические элементы сохраняются и в более позднем “классическом эпосе” (“Рамаяна”, “Махабхарата”, “Песнь о Нибелунгах”, русские былины и др.).

Через сказку и героический эпос мифология оказалась неразрывно связанной с литературой. И такие шедевры европейской гуманистической литературы как “Гаргантюа и Пантигрюэль” Рабле или “Путешествия Гулливера” Свифта созданы в традициях мифа, фантастической сказки.

Теснейшим образом с мифологическим наследием было связано и становление научных знаний (древнегреческой натур философии, истории, медицины и др.).

Такие формы общественного сознания как искусство, литература, политическая идеология даже оторвавшись от мифологии, став самостоятельными, тем не менее эксплуатируют мифологические традиции, символы, пользуются мифологическим языком. Мотивы античной, индуистской,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: