Б. Для того что бы решить эти задачи, необходимо воображение, нужно мыслить нестандартно.




Занятие 4

Мышление

Задачи и упражнения

I. Заполните пробелы

1.Сущность мышления состоит в установлении СООТНОШЕНИЙ связей и отношений между предметами и явлениями.

2. Отличительная особенность НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО мышления - непосредственная связь с восприятием.

3. Понятие – ФОРМА МЫШЛЕНИЯ, ВОСПРОИЗВЕДЁННЫЙ образ предмета.

4. Мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже

бессильным ЧУВСТВЕННОЕ познание.

 

II. Приведите пример

а) дедуктивного умозаключения;

б) индуктивного умозаключения;

в) общего суждения;

г) частного суждения.

 

II. Ответ:

А) Если идёт дождь, земля будет мокрой.

Б) Енисей течёт с Юга на Север.

В) Все квадраты с равными сторонами и углами.

Г) Некоторые металлы являются жидкими.

 

Задача 1

Какие из приведенных высказываний ошибочны и почему?

1. Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей.

1. Ответ:

Да, включая в себя приобретённые знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности.

 

2. Систему интеллекта составляют мыслительные способности (системообразующий фактор), аттенционные, мнемические, имажинативные и др.

2. Ответ:

Да, а если в целом, то интеллект представляет собой систему всех познавательных способностей человека: ощущения, восприятия, памяти

 

3. Интеллект человека нельзя оценить на основе наблюдений за результативностью его деятельности или успешностью выполнения умственных тестов.

3. Ответ:

Нет, напротив, таким способом можно узнать интеллект человека, с помощью наблюдений, тестов.

 

4. Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения человеком действительности, непосредственно не связанный с ощущением и восприятием.

4. Ответ:

Нет, мышление связано с ощущением, восприятием.

5. Мышление человека можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.

5. Ответ:

Да, в своих низших формах оно имеется и у животных.

 

6. Творческое образное мышление дает хотя и абстрактное, но точное и обобщенное отражение действительности.

6. Ответ:

Нет, теоретическое образное мышление дает хотя и абстрактное, но точное и обобщенное отражение действительности. Но никак не Творческое!

 

7. Теоретическое понятийное мышление позволяет получить конкретно-субъектное отражение действительности.

7. Ответ:

Нет,Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективноеее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное.

 

8. И теоретическое, и практическое мышление одинаковым образом связаны с практикой.

8. Ответ:

Нет, они тесно связаны между собой, но во вто­ром случае связь эта имеет более непосредственный характер.

 

9. Мышление характеризуется как процесс решения задач.

9. Ответ:

Да, Определение мышления как процесса решения задач используется, главным образом, в экспериментальных исследованиях конкретных механизмов познания, при диагностике мышления. Любая задача имеет объективную (предметную) и субъективную (психологическую) структуру. Объективно задача включает в себя: набор определенных условий; требование, которое нужно достичь. С психологической точки зрения требованию задачи соответствует субъективно поставленная цель, а условиям – средства ее достижения. Движущей силой процесса мышления являются возникающие противоречия в субъективной структуре – между целью и средствами.

 

10. Рефлексивно-личностная регуляция содержательного (предметно- операционального) плана мышления может протекать как на осознаваемом, так и неосознаваемом уровне.

(По Е.Е. Сапоговой)

10. Ответ:

Нет, даже Е.К. Спирмен рассматривал творческое мышление как процесс видения или создания взаимосвязей как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне.

 

Задача 2

Какая мыслительная операция недостаточно развита у школьников,

вследствие чего у них наблюдаются ошибки в решении задач.

1. Ребенка, поступившего в школу, спрашивают: «Что такое птица?». Он

отвечает: «Она серенькая, маленькая, имеет маленький носик и ротик».

2. Ребенку предлагают задачу: «У мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?». Не обращая внимания на вопрос, ученик говорит: «Нужно искать ее и найти».

3. Ребенку вспомогательной школы дают набор картинок и предлагают

разложить их на группы по принципу «что к чему подходит». Ребенок

раскладывает так: одежду кладет около шкафа, моряка на корабль. Ребенок

раскладывает так: одежду кладет около шкафа, моряка на корабль, бабочку

объединяет с цветами и т.д.

(По С.Л. Рубинштейну).

 

Задача 2. Ответ:

Поступившего во вспомогательную школу ребенка спрашивают: «Что- такое птица?» Он отвечает: «Она серенькая, маленькая, имеет маленький носик или ротик». Перед его глазами встает образ воробья, которого он недавно видел. Отвечая на вопрос учителя, он этот образ описывает, как умеет. При этом он не учитывает, что бывают крупные птицы, что не все птицы серого цвета. Отвечая на вопрос, он вовсе не стремится назвать признаки, которые присущи всякой птице. Его еще не научили давать определение того или иного понятия.

Если, отвечая на вопрос, он скажет летает, то это будет несколько лучший ответ, так как в нем указан существенный признак характерный для всякой птицы. Однако правильнее было бы примерно такой ответ: «Птица — это живое существо, имеющее крылья и умеющее летать». Подобный ответ свидетельствовал бы о том, что ребенок научился определять понятие и овладел самим понятием, т. е. мыслью, отражающей общие и существенные признаки предмета. Но своими глазами ребенок не видел, что у всех птиц есть крылья, он не умел выделить крылья у птицы, сидящей на земле, а главное, он еще не усвоил, что есть живое и неживое. Все это ребенок не мог «открыть» сам. Он мог бы узнать об этом лишь от взрослых. Но для этого нужен определенный уровень развития речи.

2. Учитель предлагает дошкольнику-олигофрену задачу;

«У мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?» Не обращая внимания на вопрос, ученик говорит. «Нужно искать ее и найти». Задача вызвала у ученика очень наглядный образ недостающей конфеты. Вместо отвлеченного отношения к условиям задачи, ребенок подошел к данной ситуации конкретно, утилитарно. Пониманию условного смысла 1 задачи и выбору соответствующего условиям задачи способа действия ребенка еще нужно научить.

Ребенку дают набор картинок и предлагают разложить их на группы по принципу «что к чему подходит». Он может начать классификацию, если подобные задания им уже выполнялись. Но он может начать раскладывать картинки и соответственно своему жизненному опыту: одежду положит около шкафа, моряка — на корабль и т.д. Даже после прямого указания экспериментатора на то, что надо класть вместе предметы одного сорта, например, овощи надо объединять с овощами, а транспорт — с транспортом, ребенок не в состоянии продолжить эту линию рассуждений. Ему продолжает казаться, что бабочку надо объединить с цветами, так как он часто видел, как бабочка сидит на цветах; что кошку нельзя положить около собаки, так как он имеет представление о том, что из этого выйдет — они подерутся и т.д. Про такого ребенка мы говорим, что он мыслит конкретно, что обобщения ему недоступны. Именно так обычно мыслит умственно отсталый ребенок в этой экспериментальной ситуации. Между тем его здоровый сверстник осуществляет необходимую классификацию почти без ошибок.

Задача 3

Найдите определения для следующих форм мышления: понятие, суждение,

умозаключение.

1. Высказывание (утверждение или отрицание) чего-либо о каких-то

предметах.

2. Отражение общих и существенных свойств предметов.

3. Форма мышления, при помощи которой из одного или нескольких

суждений (посылок) выводится новое суждение.

 

Задача 3. Ответ:

Суждение

Понятие

3. Умозаключение

 

Задача 4

Почему друзья Колумба не смогли решить простенькую задачу? Каких

аналогичных мыслительных усилий требует решение двух последних задач?

 

А. «В ответ на шутку друзей, заявлявших, что открытие Америки было, по

сути дела, не такой уж трудной задачей, поскольку от Колумба требовалось

только одно - держать курс все время на запад, он предложил им поставить

яйцо на попа. Друзья взялись за дело, но, несмотря на все их усилия, яйцо

неизменно валилось набок. Тогда Колумб взял яйцо, слегка расплющил с

одного конца и поставил. Друзья, естественно, запротестовали, полагая, что

яйцо разбивать нельзя, установив, таким образом, пределы решения проблемы, которых фактически не существовало. Но ведь они также считали

безрассудством, взяв курс на запад, придерживаться его в течение всего

плавания.»

(Боно Э. Рождение новой идеи. М., 1976).

 

Б. Попробуйте самостоятельно:

- сложить четыре треугольника из 6 спичек;

- провести через четыре точки три прямые линии, не отрывая карандаша от

бумаги, так, чтобы карандаш вернулся в исходную точку.

 

Задача 4. Ответ:

А. Друзья Колумба мыслят стереотипно, что бы решить поставленную задачу, необходимо испробовать все возможные варианты, даже самые, казалось бы, нелепые.

Б. Для того что бы решить эти задачи, необходимо воображение, нужно мыслить нестандартно.

 

 

Задача 5

Наиболее известным исследователем, разработавшим курс обучения

продуктивным умениям на основе информационного подхода, является Р.Хаес. Им выделены перечисленные ниже фазы решения проблемы (задачи) и соответствующие этим фазам эвристические приемы. Разделите приемы по

соответствующим фазам решения. Фазы решения проблемы (задачи):

I – нахождение проблем (задач);

II –понимание задачи;

III – поиск (собственно) решения;

VI – проверка и оценка.

Эвристические умения: 1.Изучение списков проблем.

2.Формулировка проблемы и проверка правильности извлечения информации.

3.Использование внешних репрезентаций (моделирование).

4.Использование эвристических приемов (планирование, функциональный анализ, решение вспомогательных задач, деление на части, проведение аналогий).

5.Проверка результатов.

6.Поиск альтернативных интерпретаций.

7.Поиск другого способа репрезентации проблемы (изменение точки зрения, выбор новых образцов, поиск гипотетических обоснований, доказательство через противоречие).

8.Мозговой штурм.

9.Анализ внешней оценки и критика.

 

Задача 5. Ответ:

1. I

2. I

3. II

4. II

5. VI

6. III

7. III

8. II

9. VI

 

 

Задача 6

Прочитайте, что думает математик Г. Вейль о мышлении. Согласны ли вы с тем, что мышление – универсальная психическая функция, не имеющая «профессиональной окраски»? Как вы считаете, существует ли психологическое «клановое» мышление и почему? Попробуйте смоделировать специфически психологическое мышление (менталитет). Будет ли оно отличаться от исторического, математического, физического и т.д.?

В процессе мышления мы пытаемся постичь разумом истину: наш разум стремится просветить себя, исходя из своего опыта. Поэтому, подобно самой истине и опыту, мышление по своему характеру есть нечто однородное и универсальное. Влекомое глубочайшим внутренним светом, оно не сводится к набору механически применяемых правил и не может быть разделено водонепроницаемыми перегородками на такие отсеки, как мышление историческое, философское, математическое и другое. Мы, математики, не ку-

клус-клан с неким тайным ритуалом мышления. Правда, существуют - скорее, процедуры установления фактов в зале суда и физической лаборатории заметно различаются.

 

Задача 6. Ответ:

Я считаю, что мышление у всех разное, мы сами формируем свою личность, свой характер, так же как и мышление. В зависимости от ситуации мы можем вести себя по разному, Мышление человека тесно связано с видом деятельности, которым он занимается, ведь если человек работал всю жизнь банкиром, у него будет соответствующее мышление, он хорошо будет считать, будет хорошо разбираться в своей сфере, будет “подкован”. Я соглашусь с Вейлем, и считаю что клановое мышление существует, то есть мышление, которое совпадает с мышлением другого человека, ведь мысли могут совпадать у совершенно разных людей.

Задача 7

Какие отличительные особенности мышления как одного из познавательных процессов проявляются в следующих примерах?

 

А. Мама страшно удивилась:

- Что с тобой, скажи на милость,

Может ты у нас больной –

Ты не дрался в выходной? (А. Барто)

 

Б. Герои повести А. Конан Дойла «Собака Баскервилей» Шерлок Холмс и

доктор Ватсон после обследования палки, случайно оставленной

посетителем, спорят о ее хозяине: «Таким образом, дорогой мой Ватсон,

ваш солидный пожилой домашний врач испарился, а вместо него перед

нами вырос весьма симпатичный человек около тридцати лет,

нечестолюбивый, рассеянный и нежно любящий свою собаку, которая, как я

приблизительно прикидываю, больше терьера, но меньше мастифа».

Когда основные выводы Шерлока Холмса подтвердились,

прославленный сыщик говорит своему другу:

- Мои умозаключения правильны. Что же касается прилагательных, то,

если не ошибаюсь, я употребил следующие: симпатичный,

нечестолюбивый и рассеянный. Уж это я знаю по опыту – только

симпатичные люди получают прощальные подарки, только самые

нечестолюбивые меняют лондонскую практику на сельскую и только

рассеянные способны оставить свою палку вместо визитной карточки,-

прождав более часа в вашей гостинной.

- А собака?

- Была приучена носить поноску за хозяином. Эта палка не из легких,

собака брала ее посередине и крепко сжимала зубами, следы которых

видны совершенно отчетливо. Судя по расстоянию между отметками,

для терьера такие челюсти слишком широки, а для мастифа – узки».

 

Задача 7. Ответ:

А. Выводы сделаны логическим мышлением по факту событий.

Б. Аналитическое мышление.

Задача 8

 

Одинаковы ли по значению и употреблению перечисленные ниже термины?

 

Интеллект, мышление, разум, рассудок, менталитет, знание, ум, мудрость,

образованность, информация, интеллигентность, понимание, осведомленность, эрудиция.

 

Задача 8. Ответ:

Думаю да, группа терминов схожи по значению, употреблению, думаю данную группу можно объединить.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: