Государственный надзор в области обращения с отходами




Предметом проверки соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами являются обязательные для исполнения положения Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также нормы иных законодательных и подзаконных актов, регулирующих сферу деятельности в области обращения с отходами.

В настоящее время нарушения в области обращения с отходами подпадают, в основном, под действие ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей наложение административного штрафа на юридических лиц вплоть до двухсот пятидесяти тысяч рублей, а также и административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

По материалам Управление судом применено 1 приостановление деятельности предприятия на срок до 30 суток.

Среди типовых нарушений в области обращения с отходами можно выделить:

- отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

- отсутствие паспортов отходов I-IV класса опасности;

- несанкционированное размещение отходов;

- отсутствие соответствующего обучения у лиц, допущенных к обращению с отходами.

 

Лицензионный контроль за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в отношении лицензиата либо соискателя лицензии осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федерального закона от «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в виде проведения документарных проверок, плановых ежегодных проверок соответствия лицензиатов лицензионным требованиям, внеплановых выездных проверок соответствия лицензиата либо соискателя лицензии лицензионным требованиям.

Проверка лицензиата осуществляется на предмет соответствия лицензионным требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».

Основными нарушениями лицензионных требований являются:

- осуществление лицензируемых видов деятельности с отходами, не указанными в лицензии;

- отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

- допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами на право работы с отходами I - IV классов опасности.

Ответственность за осуществление лицензируемой деятельности в области обращения с отходами без лицензии предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, предусматривающей наложение штрафа на юридическое лицо в размере до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Данная статья рассматривается судами.

Управлением в текущем году в суд направлен 1 материал об осуществлении лицензируемого вида деятельности без лицензии.

 

Федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Управлением осуществляется в соответствии со статьей 37 Закона Российской Федерации «О недрах», Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 № 293.

Задачей государственного геологического надзора является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов, норм, правил в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

Проверки Управлением проводятся в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование недрами на лицензионных участках, за исключением участков недр местного значения. Государственный геологический надзор по вопросам предотвращения самовольного пользования недрами производится в отношении всех объектов без исключения.

Управление осуществляет государственный геологический надзор по следующим вопросам:

- соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

- выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;

- наличие утвержденных технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;

- предотвращение самовольного пользования недрами;

- предотвращение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;

- а также по иным вопросам, связанным с пользованием недрами.

Основные нарушения в данной сфере выражаются в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, или требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Стоит отметить, что нарушения действующего законодательства о недрах влекут значительную административную ответственность. Так, пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, или требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Данной статьей в текущем году, за нарушение ст. 39 Закона РФ «О недрах», был привлечен к административной ответственности ЗАО «Висма» и наложен штраф в размере 150 тыс. руб.

Отдельное внимание хотелось бы обратить на порядок учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

По своей сути данное мероприятие является одним из основных шагов к переходу на риск-ориентированный подход при осуществлении надзорных мероприятий.

В соответствии с требованиями действующего законодательства юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им объекты негативного воздействия на окружающую среду в порядке, определенном статьей 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

При постановке на государственный учет каждому объекту присваивается категория опасности для окружающей среды:

объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - это объекты I категории;

объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - это объекты II категории;

объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - это объекты III категории;

и объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - это объекты IV категории.

Управление начало осуществлять прием заявок о постановке объектов на учет с сентября 2016 года. С 01 декабря 2016 года введена в эксплуатацию государственная информационная система государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В связи с вводом в эксплуатацию государственной информационной системы в виде программно-технического обеспечения учета объектов негативного воздействия регистрация заявок о постановке на учет этих объектов осуществляется с его использованием.

При осуществлении данной работы в наш адрес поступало огромное количество вопросов как в части определения категорийности объектов, так и в части эксплуатации программно-технического обеспечения.

Специалистами Управления на базе филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по КЧР» были организованы учебные семинары по работе с программным продуктом «Модуль природопользователя» и личным кабинетом на портале.

Совместная работа при реализации указанных задач позволила в оперативном порядке информировать значительную часть природопользователей на территории республики.

На сегодняшний день на государственный учет поставлено 875 объектов, из них 250 объектов - федерального уровня и 625 – регионального.

За невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений по ст. 8.46 КоАП РФ привлечены к административной ответственности в текущем году 2 подконтрольных объекта.

Работа по ведению реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, продолжается. На сегодняшний день реализована функция по актуализации сведений, содержащихся в реестре. Таким образом, предприятия имеют возможность при наступлении такой необходимости внести изменения в указанные при постановке на учет данные.

 

Возвращаясь к осуществлению надзорной деятельности хотел бы привести ряд цифр, характеризующих основные количественные и качественные показатели за первое полугодие текущего года.

Проведено проверок, с учетом рейдовых  
Выявлено нарушений  
Возбуждено административных дел  
в т.ч. в отношении юридических лиц  
индивидуальных предпринимателей -
должностных лиц  
в отношении граждан  
Наложено штрафов на сумму 946,5 тыс.руб.
Взыскано 671,5 тыс.руб.

 

Также приведу типовые и массовые нарушения, выявленные Управлением при осуществлении федерального государственного экологического надзора и назову статьи КоАП РФ, по которым, в основном, привлекались к ответственности нарушители.

№ п/п Статья КоАП РФ   2 квартал 2018
  ст. 8.1 - Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов    
  ч. 1 ст. 19.5 - Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства    
  ст. 8.5 - Сокрытие или искажение экологической информации    
  ч.3 ст. 8.21 - Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений    
  ст. 8.41 - Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду    
  ст. 7.6 - Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий    
  ч.1 ст. 8.14 - Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты    
  ст. 8.2 - Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами    
  ч. 2 ст. 7.3 - Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, или требований утвержденного в установленном порядке технического проекта    

 

Что хотелось бы подчеркнуть особо.

Управлением с 2014 года ведется работа по снижению избыточной административной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с позицией государства по вопросам снижения нагрузки на бизнес Управлением с 2014 года снижается количество плановых проверок:

В 2014 году их проведено 70, в 2015 – 50, 2016 – 28, в 2017 - 21 и на 2018 запланировано 13 проверок.

Таким образом, обеспечивается ежегодное снижение количества проверок, и в 2017 году по сравнению с 2014 годом оно сократилось более, чем в три раза.

Кроме того, из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с 2016 года полностью исключены плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства.

Напомню, что в связи с внесением Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" введена дополнительно статья 2 6.1. Особенности организации и проведения в 2016 - 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства.

В данной норме говорилось о том, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Это проверки: в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в данных областях плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.

Кроме того, в силу требований статьи 4.1.1. КоАП РФ при рассмотрении административных дел Управлением применяются замены административных наказаний в виде административного штрафа на предупреждения в случаях предусмотренных законом.

Хочу пояснить: указанная исключительная норма применяется при одновременном соблюдении следующих условий:

1) применяется только в отношении определенной категории субъектов, а именно:

- являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства юридических лиц;

- руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;

2) применяется за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

3) применяется при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, согласно которой административное наказание в виде предупреждения устанавливается (назначается) при одновременном соблюдении следующих условий:

- за впервые совершенные административные правонарушения;

- при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- при отсутствии имущественного ущерба.

Отметим при этом, что аналогичное требование было закреплено также в дополнительно введенной с 4 июля 2016 года ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ, определяющей общие правила назначения административного наказания.

Хочу особо подчеркнуть, что административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения следующих административных правонарушений:

- административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, - невыполнения в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль;

- административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.6 КоАП РФ, - непринятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения и в других случаях предусмотренных 19 главой КоАП РФ

Например, одним из нововведений являются чек – листы, содержащие обязательные требования для хозяйствующих субъектов, которые подвергаются плановым проверкам. В том числе и сами предприятия, отвечая на вопросы в чек – листе могут самостоятельно обнаружить и предотвратить нарушения. Кроме того, начинает реализовываться использование личного кабинета на официальном сайте Росприроднадзора. Там уже реализован механизм самопроверки. В дальнейшем проведение всех плановых проверок будет начинаться с общения в личном кабинете. Это новый момент коммуникации госинспектора с природопользователем.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Карачаево-Черкесской Республике на официальном сайте разместило объявление о приеме документов для присвоения статуса общественного инспектора по охране окружающей среды.

Право на получение статуса общественного инспектора имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, намеренные оказывать органам содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе.

 

В заключительной части своего доклада, хотел бы акцентировать ваше внимание на основных задачах Управления. Они поставлены Руководителем Росприроднадзора на прошедшей Коллегии Росприроднадзора в г. Москве.

В их числе:

- качественное исполнение всех возложенных на Управление задач;

- обеспечение выполнения планов работ и достижение прогнозных показателей деятельности;

- применение риск-ориентированного подхода к планированию;

- переход к предупредительным мерам надзорного реагирования,

Это – одни из основных наших задач на ближайшую перспективу и мы их уже решаем.

 

Доклад закончен, спасибо за внимание!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: