I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. (Сергей Есенин)




Есть что-то прекрасное в лете, А с летом прекрасное в нас.

(Сергей Есенин)

Лето - это движение, а движение - это жизнь, значит, лето и есть жизнь. Лето подталкивает нас, хватает за руки и заставляет двигаться!!

Летние каникулы – это один из интереснейших и полных на положительные эмоции период в жизни школьника.

Правильно организовать летний отдых ребенка – важный аспект образовательной и воспитательной деятельности, как родителя, так и педагогов. Организация летнего отдыха должна гармонично сочетать творческие, духовно-нравственные, интеллектуально-познавательные задатки каждого ребенка, а также обеспечивать экологическое, гражданско-патриотическое и эстетическое воспитание.

Каникулы для школьников – это время отдыха, но для педагогов, реализующих оздоровительно-образовательные программы летнего периода, это время связано с особой ответственностью. Перед педагогами ставится ряд задач: какие образовательные и воспитательные технологии, педагогические методы и формы применить для организации каникулярного времени так, чтобы дети, оставаясь под постоянным, но ненавязчивым контролем взрослых, отлично отдохнули, расширили кругозор своих знаний, поправили здоровье, приобрели новые навыки и развили свои способности, а также познакомились с интересными людьми.

Детский отдых в детском образовательно-оздоровительном центре «Уральские Зори» – это:

- отличные бытовые условия проживания в 4-х – 5-ти местных комнатах с удобствами в комнате или на этаже, комфортные игровые комнаты, развитая инфраструктура центра;

- насыщенная комплексная программа с увлекательным игровым сюжетом;

- грамотный и квалифицированный педагогический состав (педагоги образовательных организаций, педагоги дополнительного образования, студенты педагогических колледжей и ВУЗов города Магнитогорска и Челябинской области).

Программа «Лето в ТЕМПе» по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях детского центра.

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение летней оздоровительной кампании.

Новизна программы заключается:

- появление набора более эффективных педагогических средств, технологий (мастер-классы, игровые технологии, технология создания технологий успеха, шоу технологии и др.), которые опираются на тесное взаимодействие с различными организациями города Магнитогорска, Челябинской области и республики Башкортостан по реализации научно-технического, естественнонаучного, художественно-эстетического, гражданско-патриотического и нравственного воспитания.

Актуальность предлагаемой программы обусловлена:

- запросом со стороны детей и родителей (законных представителей) на организованный летний отдых, ориентированный на развитие личности в соответствии с интересами, потребностями и возрастными особенностями;

- запросом со стороны государства на формирование физически здоровой, образованной, творческой, коммуникативной и мотивированной личности ребенка;

- общей концепцией реализации образовательно-оздоровительных программ отдыха и развития детей и подростков на территории ДООЦ

Педагогическая целесообразность:

Комплексность программы, позволяет создать условия для того, чтобы потенциал летнего образовательно-оздоровительного центра, профильных смен и профильных отрядов, взаимодействие с центрами города и области использовался с максимальной возможностью и был направлен на укрепление здоровья, физических и психических сил ребенка, снятия напряжения после учебного года, обогатил знаниями, развил навыки детей, наполнил положительными эмоциями и яркими впечатлениями. Грамотно организованный отдых в ДООЦ одновременно выполняет развивающую, оздоровительную, социальную, образовательную, культурологическую, коммуникативную функции. Программа создает условия для реализации воспитательной, спортивно-оздоровительной, информационно-познавательной, творческой, экологической и трудовой, деятельности.

Программа «Лето в ТЕМПе» реализуется с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

– принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

– формах и методах обучения (активные образовательные методы, дифференцированная организация деятельности, игры, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.);

– методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);

– средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение детей).

Концепция программы позволяет объединить как традиционные направления летней оздоровительно-образовательной кампании, так и специфические мероприятия летнего периода.

За время существования ДООЦ «Уральские Зори» накопился методический опыт, создана воспитательная и досуговая система, включающая программы дополнительного образования:

- «Движение вверх» (спортивно-оздоровительное направление);

- «Живой уголок» (контактный мини-зоопарк);

- «В мире прекрасного» (читальный зал, библиотека, литературные часы);

- «Молодые профессионалы» (школа лидеров);

- «Гармония движения» (современная хореография);

- «Зимний сад» (изучение растительного мира);

- «Робототехника»;

- «Юный журналист»;

- «Хит-парад» (вокальное направление);

-и«Творческие мастерские» по различным направлениям (изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество)

ДООЦ имеет свой авторитет и непохожий на другие центры стиль, все это поддерживается сотрудниками ДООЦ и, в том числе – ВОЖАТЫМИ.

Вожатый – это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди.

Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник, который ведет детей за собой и ориентирует и направляет их, вовлекая в игровые виды деятельности.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей и подростков к учебной деятельности (Н.Е.Щуркова). Являясь непосредственным участником смены в ДООЦ, ребенок пробует себя в различных социальных ролях, которые наиболее близки его нравственным ценностям и моральным установкам или примеряет на себя новые образы, что способствует личностному развитию.

Являясь активным участником игры в детском центре, ребенок, как правило, начинает использовать приобретенные игровые навыки в школе, в компании друзей с целью организации досуга, становясь лидером детского объединения или ученического коллектива. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности.

Особенностью данной программы является то, что помимо основного контингента ребят, отдыхающих в ДООЦ, на территории будут работать профильные отряды:

- школы иностранных языков;

- творческие студии;

- победители региональных и всероссийских олимпиад школьников.

Профильные отряды работают по собственной программе, но с учетом общих целей и задач, реализуемых ДООЦ «Уральские Зори».

Основанием для разработки программы являются следующие нормативно-правовые документы:

1. Конституция Российской Федерации (гл.1, ст.7, п.2);

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации

3. Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в редакции от 02.12.2013 № 328-ФЗ).

4. Федеральный закон от 29.12.2010 №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (в редакции от 28.07.2012 № 139-ФЗ);

5. Национальный стандарт РФ услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 № 565-ст)

6. Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей (приложение к письму № 2 Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463/06);

7. Рекомендации по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков 31.03.2011 г. № 06-614;

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2014 г. № 09-613 "Рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей";

10. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-Р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

11. Федеральная программа «Дети России» на 2016-2020 годы;

12. Указ Президента РФ В.В. Путина, в соответствии с которым 2018 год объявлен «годом волонтера и добровольца»

Методологической основой разработки программы деятельностиявляются:

1. Идея первичности личности по отношению к обществу (А. Маслоу, Д. Грин, К. Рождерс, Б. Ананьев);

2. Идея опоры на базовые потребности ребенка (В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили);

3. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В. А. Сухомлинский, А.С. Макаренко);

4. Идея развития личности в процессе воспитания (В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Л.С. Выгодский);

5. Идея формирования педагогической среды, способствующей самореализации личности (Н.Ф. Талызина, В.А. Ясвин);

6. Идея повышения эффективности дополнительного образования через развитие творческого потенциала учащихся (А.И. Щетинская)

Комплексная программа летней образовательно-оздоровительной кампании «Лето в ТЕМПе» разработана для детей от 6 до 18 лет и будет реализована в период с 02.06.2018 по 28.08.2018 года.


Понятийный аппарат

Используемые в программе основные ключевые понятия:

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле;

Технология обучения – законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект педагогического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы обучения. (Сериков)

Педагогическая технология – упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях изменяющегося образовательного процесса.

Технология воспитания – законосообразная воспитательная деятельность, реализующая научно обоснованный проект воспитательного процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы воспитания. (Сериков)

Методы вос­питания и обучения – это способы взаимо­связанной деятельности педагога и ребенка, направленные на решение задач образования, воспитания и развития учащихся;

Навык — это действие, которое, благодаря многократному повторению, выполняется неосознанно, т.е. доведено до автоматизма;

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые являются условиями успешного выполнения какого-то вида деятельности;

Мотивация — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мастер-класс – оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыки, изобразительного искусства, литературы, режиссуры, актёрского мастерства, дизайна, а также науки, педагогики и ремесла) для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности;

Активность — многозначное понятие. Это энергичная, интенсивная деятельность, которая проявляется осознанно или спонтанно. Слово активность связывают с повышением основных характеристик предмета или индивидуума. По отношению к человеческой личности, говоря об активности, имеют в виду такие понятия, как мотивация, целенаправленность, инициативность;

Активные методы – методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в процессе обучения или воспитания, в противоположность так называемым традиционным подходам, где субъект играет гораздо более пассивную роль;

Воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности ребенка, подготовку его к жизни, привитие ему определенных навыков поведения, личностных качеств;

Гуманизм – в пер. (человечный). Доброе отношение человека к своему ближнему;

Добро – одно из общих понятий морального сознания «добро то, что служит сохранению и развитию жизни» (А.Швейцер);

Дружба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, душевные стороны человеческой жизни; одно из лучших нравственных чувств человека;

Культура – совокупность достижений и творчества того или иного народа; характерные особенности жизни и деятельности определенных исторических, географических и человеческих общностей; степень совершенствования той или иной человеческой деятельности;

Личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.

Нравственность – внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе;

Патриотизм – это любовь к своей стране, своей нации и своей культуре;

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям;

Коммуникативность - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: