Чем отличается мнемотехника от других технологий.




Васильева Наталья Павловна

студентка Сургутского государственного педагогического университета

e-mail: natasha_764@mail.ru

Якоб Светлана Александровна

научный руководитель, преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета

e-mail: svetlana.yakob86@yandex.ru

Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста. Автор раскрывает мнемотехнику, как метод запоминания, сохранения и воспроизведения информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Ключевые слова: педагог, дошкольная образовательная организация, развитие речи, мнемотехника, методическая работа.

Vasileva Natalia Pavlovna

student of the Surgut State Pedagogical University

e-mail: natasha_764@mail.ru

Yakob Svetlana Alexandrovna

scientific director, teacher of the Department of Theory and Methods of Preschool and Primary Education of the Surgut State Pedagogical University

e-mail: svetlana.yakob86@yandex.ru

Mnemonics as a means of developing coherent speech in children of senior preschool age

Annotation. The article deals with the development of coherent speech of preschool children. The author reveals mnemotechnics as a method of memorizing, preserving and reproducing information, knowledge about the features of nature objects, the surrounding world, the effective memorization of the structure of the story, and, of course, the development of speech.

Keywords: teacher, preschool educational organization, speech development, mnemonics, methodical work.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.

Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения, объединяя их в рассказ? Для запоминания незнакомых слов, текстов, рассказывания и разучивания стихотворений рекомендуется использовать приёмы мнемотехники– систему методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Чем отличается мнемотехника от других технологий.

Интегративностью- образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.

Экономичностью- используется имеющиеся методические средства исоздаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.

Процессуальностью-развитие ребенка рассматриваются как процесс.

Здоровьесбережением–реализуется исходя из потребностей ивозможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога. Педагог выступает в роли сотрудника, наставника.

Универсальностью –может использоваться любым педагогом иродителями.

Таблицы с элементами мнемотехники служат дидактическим материалом в работе по развитию речи.

Их использование очень эффективно при составлении описательных рассказов;

¾ Об игрушках

¾ Посуде

¾ Одежде

¾ Овощах и фруктах

¾ Птицах

¾ Животных

¾ Насекомых

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Их использование очень эффективно разучивании стихов;

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план-схема, а затем дети сами создают свою схему.

Стихотворение «Дом»

Чтобы дом построить новый,

Запасают тес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

И. Демьянов

 


Стихотворение «Космонавт» В темном небе звезды светят, Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит И на землю вниз глядит. Видит сверху он поля, Реки, горы и моря. Видит он весь шар земной, Шар земной – наш дом родной. В. Степанов  

Их использование очень эффективно при обучению пересказу;

Кроме того, дети сами могут составлять сказки, используя знакомую модель, соблюдая и используя принципы построения сюжета.

 

Их использование очень эффективно при отгадывании загадок. Этот метод развития речи я планирую активно использовать в ближайшее время. В данный момент я создаю картотеку загадок и разрабатываю мнемотаблицы к ним.

Использование мнемотехники открывает для педагогов огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога. Ребенок (под руководством взрослого) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что является хорошим подспорьем в развитии речи дошкольников.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: