Технократические концепции общества




Технократические концепции общ-ва — концепции, в кот. с позиций буржуазного мировоззрения описывается развитие общ-ва на базе НТП. Исследователи-марксисты хар-ют возникшие еще в эпоху Просвещения буржуазные представления о прогрессе, который возможен якобы лишь на базе расцвета науки и техники путем упрочения капиталистических общ.отношений. Технократич. к-ции выражают в наши дни интересы господствующей буржуазии, а также широкого слоя «капитанов и штурманов промышленности», т. е. менеджеров, специалистов и т. д. Эти соц.группы и составили базу нового идеологич. курса.

Наиб. полное освещение технократич. к-ции общ-ва получили в работах Р. Арона, З. Бжезинского, Д. Белла, Г. Кана, У. Ростоу, Ж. Фурастье. Сначала буржуазные социологи стремились описать соц. последствия индустриализма. Это привело к появлению ряда специфич. концепций — «индустриального общ-ва» (Дж. Гэлбрейт), «деидеологизации» (Р. Арон, Д. Белл, Э. Шилз и др.), составивших основу технократич. идеологии. Затем буржуазные исследователи приступили к обоснованию более развернутой философии истории, направленной против научного коммунизма. Основываясь на таком понимании закономерностей соц. развития, буржуазные авторы выделяют в истории ч-ского общ-ва 3 стадии: «традицион., аграрн.» общ-во (так обозначают они феодализм), «индустр. общ-во» (этим понятием они объединяют кап-зм и соц-зм) и «постиндустр.общество» (фактически речь идет о некоем «обновленном» кап-зме). Последн. стадия рассм-ся как непосредственное продолжение предыдущ., его новая фаза. Она не подлежит замене, ибо вбирает в себя наиб. существенные достижения общ. прогресса.

Определение и основные понятия информационного общества.

Теория информационного общества находится в стадии разработки. В ее формировании участвуют многие авторы, в т. ч. российские. Идеи нового индустриального общества (Дж. Гэлбрейт) и постиндустриального общества (Д. Рисмен, Д. Белл) постепенно модифицировались в концепции информационного общества.

Исследования 1980-1990-х гг. и начала XXI в. охватывают практически все существенные аспекты функционирования информационного общества и информационной экономики. Они базируются на изучении опыта наиболее развитых в этом отношении стран - США, государств Западной Европы и Японии.

В современном обществе информация анализируется как главный объект хозяйственной деятельности, как главное богатство, а работа по производству и переработке информации - как главное содержание человеческого труда. Именно в этом заключается специфическая черта нового общества, идущего на смену обществу материального производства.

Д. Белл так определил сущность постиндустриального (информационного) общества:

«Понятие «постиндустриальное общество» указывает на центральную роль теоретического знания как некой оси, вокруг которой располагается новая технология, экономический рост и социальная структура общества».

Аналогичный подход демонстрирует и другой американский исследователь Т. Стоуньер:

«Постиндустриальная экономикаэто экономика, в которой промышленность по показателям занятости и доли в национальном продукте уступает первое место сфере услуг, а сфера услуг есть преимущественно обработка информации».

Информационное общество - это общество, основой развития которого становится не материальное производство, а производство знаний и информации на базе передовой информационной технологии, т. е. информативность.

Информативность означает, что во всех сферах жизнедеятельности человека определяющие действия предпринимаются на основе информационных технологий; такие определяющие действия организованы в глобальном масштабе в информационные сети и сосредоточены на обработке информации.

Информатизация экономики или сферы общественной жизни - это насыщение видов человеческой деятельности информационными технологиями. Степень информатизации становится в настоящее время главным критерием развитости общества, поскольку без использования гигантских массивов информации, без соответствующим образом подготовленных информированных специалистов, без огромных информационных ресурсов невозможно принятие решений в любой области и на любом уровне.

Общество можно назвать информационным, если оно:

1) сильно в информационных технологиях в инфраструктуре, производстве и знаниях;

2) является открытым обществом, или гражданским обществом, политически открытым для глобальных процессов;

3) отличается высокими показателями общего уровня образования и здравоохранения;

4) его экономика динамична, т. е.:

а) конкурентоспособна на международном уровне;

б) обладает производительным бизнесом;

в) инновационна.

Центральными понятиями теории информационного общества являются: информационная деятельность, информационное общество, информационная экономика, информационная инфраструктура, информационное производство, информационные технологии.

Т. о., информационное общество - это и экономический, и философский термин, обозначающий наиболее высокую в настоящее время ступень развития общества, определяющей ценностью которой является не материальное, а нематериальное благо - информация.

Информационное общество включает разные виды информационной деятельности, крупномасштабное обособление которых позволяет говорить о формировании особой информационной общности людей и особой информационной цивилизации. Информационная деятельность включает деятельность в следующих сферах: в сфере управления, финансов, в научных исследованиях и опытно-конструкторских разработках (НИОКР), в культуре, средствах массовой информации (СМИ) и т. д.

Информационная экономика - особый тип экономики, органично присущий постиндустриальному обществу, отличительными особенностями которого является то, что определяющим производительным ресурсом выступает информация, а в структуре занятых преобладают работники умственного труда.

Информационный сектор экономики охватывает не все виды информационной деятельности, но непосредственное производство информационных товаров и услуг. Устоявшегося мнения относительно конкретного состава этого сектора пока не сложилось. Очевидно, что его ядром является информационная индустрия. Кроме нее к информационному сектору относятся научные и проектно-конструкторские организации, различные информационно-консультационные организации, маркетинговые, рекламные агентства, СМИ.

Информационная индустрия - совокупность отраслей и сфер, занятых производством, обработкой, хранением и распространением информации, а также разработкой и производством средств автоматизации. Информационное производство является стержнем информационной экономики. Это объект изучения отраслевых экономистов и технических специалистов.

Информационное производство - производство компьютерной техники, средств информатизации и коммуникации и программных продуктов.

Главным механизмом, обеспечивающим связь информационного общества и информационной экономики, выступает информационная инфраструктура - совокупность средств по обработке и распространению информации, объединенная в телекоммуникационные сети и служащая базой для оказания практически всех информационных услуг. Развитие информационного общества предполагает утверждение в мире глобальной информационной инфраструктуры, связывающей всех и все и обеспечивающей желающим доступ к мировым информационным ресурсам.

Информационная технология - процесс производства, обработки, передачи и использования информации, в ходе которого информация отчуждается от своего производителя, обработчика, передатчика и пользователя (следует отметить особый характер отчуждения в информационном обществе: при том, что информация и знания при их передаче другому лицу отчуждаются, они всегда остаются у своего носителя).

Информационные технологии - комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых новейших технологий, при помощи которых осуществляется как информационное производство, так и взаимодействие между различными секторами национальных и мирового хозяйств. Информационные технологии образуют технико-технологическую базу информационного производства и включают вычислительную технику, программно-математическое обеспечение (ПО), машинные языки и т. п. Это объект изучения, главным образом, технических специалистов.

ВИКИПЕДИЯ

Информационное пространство — совокупность результатов семантической деятельности человечества. Может пониматься как в переносном смысле, так и в идеалистическом, последний подход развивается в философии, а также в пара- и псевдонаучных исследованиях, тогда информационное пространство может пониматься как «мир имён и названий, сопряженный к онтологическому»[1].

Информационным пространством может также считаться совокупность:

· банков и баз данных;

· технологий их сопровождения и использования;

· информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Строго говоря, информационное пространство, будучи одним из первичных понятий, не может быть точно определено. Чаще всего, этот термин понимают, как логическое противопоставление объектному (предметному, физическому, материальному) миру.

Обычно считается, что информационное пространство — то же самое, что семантическое пространство. С практической точки зрения так оно и есть.

Термин интуитивно понятен и может считаться общеупотребительным.

Основными компонентами информационного пространства являются:

· информационные ресурсы;

· средства информационного взаимодействия;

· информационная инфраструктура.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: