Реализация структуры совести и вероисповедания




 

Свое положительное отношение к свободе совести и вероисповедания заявили представители и других религиозных организаций.

Таким образом, анализ социальных концепций и вероучений крупнейших российских религиозных организаций позволяет сделать ряд выводов:

) свобода совести и вероисповедания и равенство религиозных объединений перед законом являются приоритетным правом для большинства религиозных объединений в системе прав и свобод человека;

) для них принципиально важно, чтобы государство гарантировало реализацию свободы вероисповедания и ее защиту;

вероисповедание совесть право свобода

3) все крупнейшие религиозные организации призывают своих последователей к толерантности и уважению к убеждениям представителей других религий и мировоззрений.

Факт приятия конституционного права на свободу совести и вероисповедания в его современном понимании, включения его в вероучения и социальные концепции почти всеми крупнейшими религиозными организациями страны свидетельствует об их уважении к Конституции России и возросшем доверии к государству. Такое положение представляется значительным достижением на пути формирования правовых, доверительных и уважительных отношений между государством и религиозными объединениями. Задача государства состоит в том, чтобы это доверие упрочить, реально гарантировать свободу совести и вероисповедания каждому и не снижать достигнутого конституционного уровня данной свободы.

Общественно-политические изменения, происшедшие в России за последние 10-12 лет, оказали самое серьезное влияние на религиозную жизнь в стране, изменив положение религиозных объединений и существенно расширив религиозные свободы граждан. Начало этим положительным изменениям было положено законом "О свободе вероисповеданий" (1990) и закреплены в ныне действующем законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1997).

За последнее десятилетие количество религиозных объединений увеличилось в 7 раз и составило на начало 2002 г. - более 20 тысяч. Среди них: местные общества и религиозные центры, монастыри и духовно-образовательные учреждения, миссии, братства и сестричества. По некоторым экспертным оценкам еще от 3 до 5 тысяч религиозных групп действует без государственной регистрации, поскольку она не носит обязательного характера. Сегодня в России действуют религиозные объединения 60-ти направлений. К числу объединений, имеющих наибольшее число последователей, относятся Русская православная церковь, мусульманские и протестантские объединения (ЦерквиЛютеранская, Евангельских христиан-баптистов, Адвентистов седьмого дня, Христиан веры евангельской, Свидетелей Иеговы).

Религиозные организации органично включены в общественную жизнь, активно и плодотворно занимаясь социальной, благотворительной, культурно-просветительской, образовательной, издательской и хозяйственной деятельностью. Есть все основания утверждать, что в Российской Федерации созданы условия для осуществления гражданами своих прав на свободу совести.

Правда, это никак не означает, что государство и общество освободились раз и навсегда от всех проблем, связанных с обеспечением прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповеданий. К сожалению, религиозные организации в отдельных случаях могут играть и дестабилизирующую роль, поддерживая националистические или сепаратистские движения. Нередко и со стороны органов государственной власти и муниципального управления допускаются отступления и нарушения действующих российских законов о свободе совести и религиозных объединениях. Об этом пишут средства массовой информации, говорят политики и общественные деятели, руководители религиозных центров, сообщается в теле- и радиопередачах. И сегодня в ряде прозвучавших выступлений сообщались подобного рода факты.

В Российской Федерации нет общефедеральных государственных органов, как и общественных правозащитных организаций, которые в масштабе всей страны осуществляют мониторинг нарушений прав граждан на свободу совести и отслеживают весьма противоречивые процессы, происходящие в этой области. Отсутствие таких обобщенных сведений порождает разноголосицу мнений, подчас противоречивых и взаимоисключающих, относительно и религиозной ситуации в целом, и состояния прав граждан на свободу совести. Если в официальных оценках преобладает позитивный аспект, то гражданское общество настроено более сдержанно, все более отчетливо звучат нотки недовольства и сомнения в отношении общего курса светского государства в сфере свободы совести.

Одной из немногих попыток представить обобщенную картину с религиозными правами является инициатива Московской Хельсинкской группы, издавшей в 2000-2001 гг. сборники докладов о положении с правами человека, как в целом в России, так и в ее регионах. В материалах общероссийской части сборников указываются недостатки закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", к которым отнесено: введение 15-летнего срока для регистрации религиозной группы в качестве религиозной организации; декларирование в преамбуле различного отношения к религиям, в зависимости от их "традиционности", что становится основой предвзятого отношения к иным религиям; демонстрация, особенно на региональном уровне, особых отношений между государством и Русской православной церковью, что выливается в предоставление ей особых прав и привилегий.

Многие региональные доклады о положении с правами человека содержат специальный раздел "Свобода убеждений, совести и религии" с информацией о нарушениях прав человека на свободу совести или о случаях неправомерного ограничения деятельности религиозных объединений. В числе наиболее распространенных нарушений упомянуты следующие факты:

- диффамация отдельных религиозных объединений в СМИ;

- использование бюджетных средств для строительства культовых зданий т. н. традиционных религий;

- отказы (или волокита) при рассмотрении заявлений религиозных организаций о возвращении зданий или о строительстве новых культовых зданий;

- отказ в праве на альтернативную гражданскую службу;

- отказ (или волокита) при рассмотрении заявлений религиозных организаций о регистрации или перерегистрации;

- неправомерное воспрепятствование (или ограничение) деятельности отдельным религиозным объединениям.

Как мне представляется, и эта мысль часто звучала в нашем зале, у нас есть единственная возможность обеспечить права граждан и создаваемых ими религиозных объединений и тем защитить религиозную свободу, межрелигиозный и межнациональный мир в России и в регионе Северного Кавказа. Я имею в виду необходимость строгого соблюдения всеми заинтересованными сторонами (государство-общество-гражданин) действующего российского законодательства о свободе совести и религиозных объединениях.

Данное законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, относящихся к обеспечению прав и свобод человека, к деятельности религиозных объединений. Это многоуровневая система. На федеральном уровне - это: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон "О свободе совести ио религиозных объединениях" (1997 г.) и другие Федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств. В своей совокупности они призваны "регулировать и защищать права и свободы человека и гражданина" в сфере убеждений (п. "в" ст.71 Конституции РФ). На региональном уровне - Конституции республик, входящих в состав РФ, Уставы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ, призванные обеспечить "защиту прав и свобод человека и гражданина" в сфере убеждений (п. "б" ст.72 Конституции РФ). Местный уровень включает в себя решения органов муниципального (местного) самоуправления, принятые ими в рамках своей компетенции по обращениям граждан и религиозных объединений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Это открывает возможности применения норм международного права органами власти РФ в своей деятельности по регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе и применительно к проблемам свободы веры, религий и убеждений. В некоторых регионах страны стали уже действительностью судебные решения по защите конституционных прав граждан, опирающиеся на международные нормы. Таким образом, мы можем говорить и о международно-правовом уровне законодательства РФ о свободе совести.

Общее число нормативных актов, непосредственно регулирующих различные аспекты свободы совести и деятельность религиозных объединений, или включающих в себя отдельные положения и нормы, относящиеся к этой сфере, составляет на сегодня более 100. Уже в силу этого обстоятельства трудно в одном выступлении дать полное и детальное представление о российском законодательстве о свободе совести.

Остановлюсь на главном - конституционных принципах свободы вероисповедания и свободы совести. Сразу следует отметить, что основной закон нашей страны вобрал в себя все достижения современного правоведения и соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, относящихся к регулированию и обеспечению свободы вероисповедания и свободы совести.

В первых двух главах Конституции РФ "Основы конституционного строя" и "Права и свободы человека и гражданина" представлены и охарактеризованы те базисные положения, которые определяют взаимоотношения человека и государства и чрезвычайно важны для обеспечения религиозной свободы, а также характеризуют содержание и сущность свободы совести.

Остановлюсь на некоторых из них.

Государство исходит из признания прав и свобод человека высшей ценностью, а их соблюдение и защиту - своей обязанностью (ст.2). Права и свободы человека являются непосредственно действующими, и именно они "определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" (ст.18).

Государство гарантирует право граждан на создание общественных объединений (в том числе религиозных) и их свободу деятельности (ст.30). Обращу внимание на то, что все общественные объединения равны перед законом (ст.13, п.4). Одновременно запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст.13, п.5).

Государство наряду с экономическим, политическим и идеологическим многообразием признает мировоззренческое многообразие. Принцип мировоззренческого нейтралитета государства освобождает его от обязанности утверждать в качестве обязательных для граждан те или другие мировоззренческие убеждения (ст.13).

В России государство, наряду с такими характеристиками, как демократическое, социальное, правовое, определяется и как светское. В силу светского характера государства никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).

Принцип светскости имеет ключевое значение для обеспечения религиозных свобод, поэтому его развернутое понимание содержится в Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, закон (ст.4, п.2) устанавливает, что государство: не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральным законам; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

- В свою очередь закон (ст.4, п.5) определяет и сферу автономности религиозных объединений, указывая, что религиозные объединения:

- создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической иинституционной структурой;

- не выполняют функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

- не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

- не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь.


Заключение

 

Принцип свободы совести, как одного из неотъемлемых прав человека, раскрыт во второй главе Конституции РФ. Основополагающей является статья 28: "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

В данном тексте присутствуют все основные общепризнанные принципы свободы совести, зафиксированные в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религий и убеждений, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Рекомендация ПАСЕ "Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе" и др.).

Добавим, что в Конституции РФ закреплены и некоторые другие важные для утверждения религиозной свободы принципы: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от их отношения к религии; неотчуждаемость прав и свобод и принадлежность их каждому от рождения; неприкосновенность частной жизни граждан; запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие религиозную ненависть или религиозное превосходство; право на получение и распространение информации любым законным способом; право на альтернативную гражданскую службу (ст. 19, 17, 23, 29 59).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: