Глава 1. Чистая Монополия с позиции микроэкономики




Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Глава 1. Чистая Монополия с позиции микроэкономики

 

1.1. Сущность и признаки монополии, ее классификация

 

1.2. Ценообразование на монополистическом рынке

 

1.3. Ценовая дискриминация

 

1.4. Сущность и показатели монопольной власти

 

Глава 2. Рынок несовершенной конкуренции с позиций макроэкономики

 

2.1. Монополии и цикличность развития рыночной экономики

 

2.2. Роль монополий в антиинфляционном регулировании и на рынке труда

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Чтобы глубже изучить рыночную систему, надо выяснить: как взаимодействуют между собой ее участники? Истории давно известны два противоположных вида взаимоотношений субъектов рынка – свободная конкуренция и абсолютная монополия.

 

До начала ХХ века монополии возникали в ограниченных сферах. Позднее процессы монополизации становятся закономерными, что связано с условиями производства, конкуренции, усилением организующего начала.

Процесс монополизации не исключает конкуренцию. Конкурентная борьба происходит внутри монополий (за цены, квоты, контрольный пакет акций), между монополиями, между монополиями и аутсайдерами.[9]

Целью работы является изучение вопросов монополизации рынка, выявление закономерностей отношений рыночных субъектов в условиях несовершенной конкуренции.

Тема работы является актуальной, так как экономические взаимосвязи субъектов рынка, их деятельность и результативность всегда определяются, неразрывно связаны с конкурентными отношениями. В настоящее время в нашей стране активно развивается антимонопольное законодательство, что еще раз подчеркивает важность изучения вопросов несовершенной конкуренции, и в частности – теории чистой монополии.

Предметом исследования является система экономических отношений субъектов рынка.

Объект исследования – основы хозяйственной деятельности субъектов рынка в условиях несовершенства конкуренции.

В ходе выполнения работы решены следующие задачи:

 

1. Изучены вопросы несовершенной конкуренции с позиций микроэкономического анализа:

 

- представлены сущность, классификация монополий;

 

- определены принципы ценообразования и государственного регулирования в данных условиях;

 

- обозначены основные показатели монопольной власти.

 

2. Определено влияние, роль монополизации рынка в следующих разделах макроэкономической науки:

 

- цикличность экономического развития;

 

Глава 1. Чистая Монополия с позиции микроэкономики

 

1.1. Сущность и признаки Монополии, ее классификация

 

Монополией называют фирму, которая является единственным производителем некоторого блага.

Р. М. Нуреев уточнил приведенное выше определение: «фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль».

Е. Ф. Борисов в своем определении монополии уточняет степень рыночного влияния: «Монополия (от греч. monos – один, poleo – продаю) – крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.»

В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореальна и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко.

Однако, для более скромного масштаба, ситуация чистой монополии довольно типична (например, маленький город). В США 5% ВНП создается в условиях, близких к чистой монополии.

Чистая, монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.

Рынок оказывается монополизированным, когда продукцию, не имеющую близких заменителей, множеству покупателей предлагает один продавец из_за того, что для других продавцов вход на данный рынок закрыт.

Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании – в сфере почты, связи, газо - и водоснабжения – закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства). Не следует отождествлять чистую монополию и монопольную (рыночную) власть. Последняя означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. Когда говорят о степени монополизации рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке.

В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.

 

 

1. С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций:

 

1.1. В масштабе определенной отрасли – абсолютная (полная) монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой. Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства).

1.2. В масштабе национального хозяйства также образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т. п.).

 

Монополия в условиях административно-командной системы базируется на государственной собственности на средства производства и действует в условиях значительной ограниченности рынка и товарного дефицита. [21]

 

1.3. Монопсония (абсолютная) – один покупатель ресурсов, товаров.

 

2. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий:

 

2.1. Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм. Естественные монополии становятся единственными производителями продукции не по причине закрытости рынка, а вследствие длительного роста эффекта масштаба. Естественная монополия возникает тогда, когда снижение средних затрат фирмы, расширяющей масштаб производства, продолжается вплоть до полного насыщения отраслевого спроса. В таких условиях создание второго предприятия в отрасли экономически нецелесообразно.

2.2. Легальные (от лат. legalis – законный) монополии образуются на законном основании. К ним относятся:

 

А) патентная система (патент – свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением, либо документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей);

Б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или какого-то периода;

В) торговые знаки – специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

2.3. Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм: картель, синдикат, трест и концерн.

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.

Трест – монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Консорциум – временное соглашение между несколькими банками или предприятиями о совместном проведении финансовых или коммерческих операций большого масштаба.

Также существует понятие двусторонней монополии. Она представляет собой рыночную структуру, когда монополисту противостоит монопсонист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем) Это наблюдается, в частности, когда фирма-монополист ведет переговоры с отраслевым профсоюзом по поводу найма работников (купли-продажи труда

 

1.2. Ценообразование на монополистическом рынке

 

Господство монополий на рынке приводит к тому общепризнанному следствию, что они сами устанавливают рыночную цену

 

Предположим, что существует «много» потребителей данного блага, потребители рассматривают условия покупки, предлагаемые монополистом, как данные. В классической модели монополии фирма-монополист предлагает всем потребителям производимое благо по одной и той же цене. Исходя из этой цены (являясь ценополучателем), каждый потребитель предъявляет свой спрос на благо

Особенность положения монополии состоит в том, что кривая отраслевого спроса является кривой спроса на ее продукцию. Поэтому для монополии цена – не экзогенный параметр, а убывающая функция от ее выпускаПриняв решение об объеме выпуска, монополист при заданном спросе одновременно определяет цену, по которой сможет продать произведенную продукцию. Какую комбинацию «выпуск – цена» он выберет, зависит не только от затрат, но и от его цели. В отличие от совершенного конкурента, для него она не обязательно должна состоять в максимизации прибыли. Положение единственного продавца позволяет монополисту ставить и другие цели, такие как максимизация выручки или нормы прибыли. Кроме того, при определенных условиях монополия может продавать одну и ту же продукцию в одно и то же время по разным ценам.

Монополист может определять объем производства и назначать цену. Чтобы максимизировать прибыль, монополист выпускает такой объем продукции, при котором MR = MC. Цена превышает предельный доход. В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход всегда ниже ее цены. Кривая предельного дохода лежит ниже кривой рыночного спроса, поскольку монополист – единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую в условиях чистой монополии

Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольную власть фирмы на рынке. Если мы имеем дело с чистой монополией (только один продавец), эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол.

Чтобы удерживать выгодное положение на рынке, монополистические объединения экономическими и другими методами решительно расправляются с конкурентами. Назовем некоторые из этих способов.

1. Хозяйственный бойкот – частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистическое объединение).

2. Демпинг – преднамеренная продажа товаров по «бросовым» ценам с целью разорения конкурента.

3. Ограничение продажи товаров самостоятельным (независимым от монополий) фирмам (например, уменьшение поставок нефти нефтеперерабатывающим заводам).

4. Маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей.

 

1.3. Ценовая дискриминация

 

Одним из возможных способов увеличения прибыли монополии является ценовая дискриминация, т. е. продажа однородной продукции в одно и то же время по разным ценам; при этом различия в ценах не связаны с затратами на производство и доставку товара на рынок.

Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности.

Это происходит при следующих предпосылках.

1) если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;

2) если можно сегментировать рынок – разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене;

3) если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже.

Цены могут различаться в зависимости от:

— качества товара или услуги;

— объема потребления (скидки оптовым покупателям);

— дохода покупателя, если он известен продавцу;

— времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т. д.)

Таким образом, на один и тот же товар существует множество цен, причем различия цен никак не связаны с различием издержек.

Необходимым условием проведения ценовой дискриминации является невозможность перепродажи товара. Поэтому наиболее широкое распространение она получила в сфере услуг.

 

1.4. Сущность и показатели монопольной власти

 

В экономической науке существуют различные подходы к определению сущности монопольной власти. Одни определяют ее как возможность индивидуального (коллективного) производителя (продавца) контролировать рыночную цену на свой товар. Другие связывают монопольную власть со способностью фирмы устанавливать цену выше предельных издержек.

 

Как заметил американский экономист А. Пигу, само ожидание выгод, связанных с монопольной властью, служит фактором, способствующим ее формированию.

Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван индексом Херфиндаля-Хиршмана

В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля–Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной практике, однако он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.

Критерием оценки степени монополизации в настоящее время служит доля хозяйственной единицы в производстве и в объеме продаж. Например, в отечественной хозяйственной практике рекомендуется рассматривать в качестве занимающих доминирующее положение на рынке тех участников хозяйственного оборота, доля которых составляет свыше 70%.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: