Цели образования и структурные элементы содержания общего образования.




 

В Концепции модернизации российского образования до 2020 года, исходя из роли образования в развитии российского общества, тенденции мирового развития, определяются, новые социальные требования к системе образования в России. Развивающемуся российскому обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны, детализируется в структуру более конкретных целей:

. ускорение темпов развития общества ставит перед образованием цель подготовить выпускников к жизни в динамичном обществе;

. расширение возможностей политического и социального выбора требует повышения уровня готовности выпускников к такому выбору;

.переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия предполагает коммуникабельность и толерантность;

.решение глобальных проблем в результате сотрудничества в рамках международного сообщества будет обеспечено, если у выпускников формируется современное мышление;

.динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда,

Глубокие структурные изменения в сфере занятости предопределяют необходимость формирования у выпускников потребности в повышении профессиональной квалификации и переподготовке, готовности к профессиональной мобильности.

Содержание образования, являясь одним из факторов экономического прогресса, в соответствии с Законом РФ об образовании (ст. 14, п. 1) должно быть ориентировано на:

- обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

- развитие общества;

- укрепление и совершенствование правового государства, то есть обеспечивать достижение целей образования.

Содержание образования, в соответствии с рабочим определением стратегии модернизации российского образования представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре. Оно состоит из четырех основных структурных элементов:

. опыта познавательной деятельности, фиксированного в форме ее результатов – знаний;

. опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умения действовать по образцу;

. опыта творческой деятельности – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

. опыта осуществления эмоционально – ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.

Объем и состав структурных элементов содержания образования определяется образовательной программой. Образовательная программа раскрывается через нормативный текст, определяющий: цели программы, учебный план, отражающий инвариантную и вариативную части содержания образования в конкретной школе (образовательном учреждении). Набор учебных программ, соответствующий данному учебному плану, совокупность программ внеурочной деятельности, взаимосвязанных с учебными программами; описание организационно-педагогических условий и педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы; систему методик педагогической диагностики, обеспечивающей обоснование для коррекции (изменения) образовательной программ. Описание ожидаемых результатов реализации образовательной программы и дальнейших направлений индивидуального образовательного маршрута (Богданов, с. 117).

Вариативность программ общего образования обеспечивается наличием и соотношением в структуре их содержания следующих компонентов, закрепленных Законом РФ об образовании:

а) базового федерального;

б) регионально-национального;

в) самостоятельно определяемого общеобразовательным учреждением исходя из запросов обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих).

Прослеживая взаимосвязь целей общего образования, структурных элементов содержания общего образования и компонентов в структуре содержания становится очевидным, что основным элементом, обеспечивающим достижение целей, является федеральный компонент содержания общего образования.

Какова же роль регионального и школьного компонентов содержания образования в достижении целей образования, и кокой должна быть взаимосвязь между компонентами?

Учитывая большой опыт реализации регионального компонента содержания общего образования в Омской области, проведем его анализ с целью поиска ответа на поставленный вопрос. (Борисов Н. С. с.55).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: