Сущность понятия образования




Образование – одна из приоритетных областей жизнедеятельности общества и человека. Оно является мощным и действенным фактором социального, экономического и духовного развития личности.

Образование –(в соответствии с З Р.Ф. «Об образовании»

Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.

Цели образования, (точно также как и требуемый им уровень знаний) м.б. различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское, буржуазное, гуманитарное, политическое и др.)

По мнению Бориса Семеновича Гершунского можно выделить 4 аспекта содержательной трактовки этого понятия:

Образование как ценность

Образование как система

Образование как процесс

Образование как результат

Образованность- грамотность доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Она предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни человека и общества. Образованность - категория, характеризующая личностные образовательные приобретения.

 

15 есть. 15.Личностно ориентированное образование:культурологический и компетентностный подход.

Культурологический подход состоит в признании приоритета культуры в образовании, воспитании и общественном развитии. В его основе лежит принцип культуросообразности образования. Образование заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения другому. В рамках данного подхода необходимо изменяются и личностные позиции участников пед. процесса – ученика и учителя. В процессе образования происходит взаимодействие равноправных личностей, каждая из которых располагает достаточными возможностями для продуктивного и содержательного диалога. Человекосозидающим началом в процессе обучения является учитель. Многие классики педагогики и общественные деятели считали, что личностное воздействие педагога на «молодую душу» является наиглавнейшим.

Компетентностный подход обусловлен главным изменением в обществе – ускорением темпов развития общества. В результате школа должна готовить детей к жизни, о которой сама школа мало что знает. Поэтому школа должна готовить учащихся к переменам, развивая у них такие качества, как самостоятельность, мобильность, конструктивность и др. Он нацеливает на развитие у обучаемых не столько знаний и умений, сколько способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт учащихся. Главным результатом образования должна быть готовность и способность молодых людей, оканчивающих учреждения

образования, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.

16.Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.

Образование, так же как и науку, можно рассматривать в тpex аспектах:

§ это целостная система знаний человека о мире, подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах активности;

§ это целенаправленное обучение личности, формирования у нее определенных знаний и навыков;

§ это система социальных институтов, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение.

Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества.

Функции образования следующие:

§ воспитание;

§ социализация;

§ подготовка квалифицированных специалистов;

§ приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры.

Критерии образованности

Образование — это результат обучения.

Образованный человек — человек, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить.

Главный критерий образованности — системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.

Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: