Святой князь Владимир и Крещение Руси




Кафедральный Свято-Владимирский собор в Херсонесе

 

На центральной площади древнего города Херсонеса находится один из крупнейших в православном мире храмов – величественный Свято-Владимирский собор. Храм с удивительной и трудной судьбой; его очень долго хотели построить, на его возведения ушли десятилетия. Богослужение в соборе шло всего 36 лет, а в руинах он простоял более полувека.

Храм, построенный как монумент одному из величайших событий в истории восточных славян - Крещению Руси, волею судеб стал своеобразным отражением драматической истории нашего государства с начала XIX и до конца XX веков.

За последнее столетие Херсонес и Владимирский собор стали понятиями неразделимыми. Независимо от того, в каком виде собор находился – действующего храма, заброшенной руины или стройки, он всегда был и остается одним из символов Херсонеса, связующей нитью между седой древностью и сегодняшним днем.

Владимирский собор в древнем Херсонесе - это одно из самых выдающихся архитектурных сооружений города Севастополя, оно поражает своей величественностью, необыкновенной красотой и соразмерностью линий. Свято-Владимирский Херсонесский собор - всеправославная святыня, храм-памятник, увековечивающий принятие христианства князем Владимиром.

 


Святой князь Владимир и Крещение Руси

Русские писатели XI века Крещение Руси связывают с завоеванием Корсуни (Херсонеса Таврического). Из сохранившихся письменных источников известно, что перед походом на Корсунь князь Владимир заключил договор о военной помощи Византии со стороны Руси для борьбы с византийским бунтовщиком Вардой Фокой. Князь Владимир отправил войско во владение империи. За это князь Владимир потребовал выдать за него замуж сестру византийских соправителей Константина и Василия, так как ему было необходимо родство с Византией. На это он получил ответ: "Крестись, и тогда пошлём сестру свою тебе”. Князь Владимир стремился поднять свою страну до высоты Византии через этот брачный союз. Это открывало ему путь к византийской культуре и вводило русский народ в общность христианских народов. Владимир стал настаивать на том, чтобы вначале к нему прислали Анну, а уже потом он крестится. Князь чувствовал себя обиженным и даже оскорбленным, поскольку выполнил главное условие договора: послал военную помощь, и поэтому не спешил креститься. Византия тоже в свою очередь не спешила с выполнением своего обязательства. Да и сама Анна горевала при мысли о замужестве с князем варварской страны, предпочитая даже смерть этому супружеству. Выхода из сложившейся ситуации не предвиделось, а момент был очень удобен для Владимира и упустить его было нельзя. И тогда князь Владимир прибегает к силе: вот в чем причина внезапного нападения на крымское владение Византии - Херсонес.

В "Повести временных лет” говорится: "При осаде Херсонеса херсонесский протопоп Анастас написал Владимиру на стреле следующее послание: "Царь Владимир, если хочешь взять город, найди с восточной стороны трубы, по которым течёт в город пресная вода. Если ты их разобьёшь, то лишишь город воды”. Стрела была пущена к шатру князя Владимира. Он воскликнул: "Если сбудется - крещусь”. Город, лишившись воды, сдался. Из Херсонеса в Константинополь был послан ультиматум: "Если не отдадите Анну за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу”. Ультиматум Владимира в Константинополе вынуждены были принять. Решающим доводом для царевны Анны в пользу брака с русским князем послужили слова, влагаемые летописцами в уста её братьев: "Может быть, обратит тобою Бог землю русскую к покаянию, а землю греческую избавит от ужасов и войны”. В Херсонесе Анну ждала печальная весть: буквально за несколько дней до её прибытия в город, у Владимира заболели глаза и он ослеп. И послала к нему царица, так называет её летописец, сказать, чтобы он крестился скорей: "Ежели ты не крестишься, то не избежишь недуга своего”. И приказал Владимир крестить себя. Когда епископ Корсунский возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир и, увидев своё внезапное исцеление, сказал: "Теперь узнал я истинного Бога!” Увидев чудо исцеления князя, начала креститься и его дружина. После Крещения была приведена к князю Владимиру царевна Анна для обручения, через несколько дней он был венчан с нею здесь же, в Херсонесе.

При Крещении князь получил имя Василий. Он возвратил императорам город Херсонес, соорудив в нём новую церковь. Возвращаясь в Киев, взял Владимир из Царьграда вместе с царевной Анной архиерея Михаила, а из Херсонеса многих священников, монахов. Забрал из Херсонеса мощи священномученика Климента Римского и ученика его Фива, святые иконы, богослужебные книги. Уже на пути из Херсонеса в Киев князь Владимир показал, как христианство влияет на характер человека: отказавшись от многоженства, он направляет своих дружинников к каждой своей жене объявить, что по христианскому закону ему разрешено иметь только одну жену, поэтому он всем даёт свободу и возможность, если они хотят, снова выйти замуж. Старшая его жена, мать Ярослава Мудрого, ушла в женский монастырь под Киевом. По возвращении в Киев, князь Владимир первым делом крестил своих 12 сыновей в источнике, получившем название Крещатик. Было объявлено общее Крещение киевлян в Днепре: "И утром вышел Владимир со священниками на Днепр и собралось много людей без числа...” Сразу же по Крещении народа Владимир повелел сокрушать идолов и языческие капища разрушать до основания, и на тех местах строить святые церкви. От Святого Крещения Руси в 988 году до смерти князя в 1015 г. были годы благоденствия на Руси. После Крещения из гордого язычника Владимир переродился в целомудренного, милосердного и доброго человека. Какое-то время он даже не решался утверждать приговоры о справедливых казнях особо опасных преступников. "Почему, князь, ты злодеев не казнишь?” Он отвечал: "Боюсь греха”. Для просвещения народа Владимир приказал создавать училища, в которых обучали славянской азбуке и Премудрости Божией. Это было начало просвещения русского народа, образованности, грамотности. На княжеском дворе он начал устраивать по праздникам пиры для всего народа, а больным велел развозить продукты по их домам. "Красным солнышком” прозвал Владимира русский народ. Его подвиг оценили и свои и чужие. Вызволив народ из тьмы язычества, Владимир объединил всех славян через Крещение в единое государство. Принятие христианства святым князем Владимиром в Херсонесе стало основополагающей частью того государственного механизма, который быстро вывел Киевскую Русь из доисторического состояния, помог ей с удивительной легкостью и скоростью усвоить ценности мировой культуры и стать уже при Ярославе Мудром вровень с лучшими государствами Европы. Крещением Руси святой равноапостольный Владимир открыл нашей истории путь к вечности. Церковь причислила князя Владимира к лику святых, равным апостолам. День памяти святого равноапостольного князя Владимира празднуется 28 июля.

Закладка Свято-Владимирского собора состоялась в 1861 году в присутствии царской семьи и самого императора Александра II, заложившего первый камень храма. Александра II лично утвердил проект собора на территории Херсонесского монастыря. Во времена первой обороны Севастополя 1854-1855гг. монастырь заняли французы. Из церкви они сделали огневую позицию и обстреливали отсюда русские войска, которые находились за Карантинной бухтой. К концу обороны Севастополя монастырь и церковь лежали в руинах. После Крымской войны Херсонесский монастырь восстановили, император Александр II приказал ежегодно 28 июля совершать крестный ход из Севастополя в Херсонес и дал разрешение на сооружение соборного храма. Собор предназначался для воплощения в себе памяти о величайшем событии - Крещении Руси, стать символом духовной преемственности между Византией и Россией. Это символ перехода восточнославянского мира от язычества к христианству. Автором проекта является академик архитектуры Д.И. Гримм. Владимирский собор стал первым выдающимся сооружением, спроектированным Д.И. Гриммом. Эта работа принесла архитектору звание профессора и право преподавания в академии. Высота храма вместе с крестом составляет около 34 метров. Стены собора даже на уровне второго этажа достигали метровой толщины. Внутреннее убранство поражало своим великолепием - колонны из ценного вида мрамора, полы из мозаики. Расписывали Владимирский собор известные в то время художники - академик живописи А.И. Корзухин, принимавший участие в оформлении храма Христа Спасителя в Москве, профессор Т. Нефф, Н. Майков, И. Малышев. Работой руководил автор проекта Форосской церкви А. Чагин. Деньги и средства на постройку Свято-Владимирского собора собирали по подписке всей Россией. Когда срок подписки закончился, люди потребовали продлить ее. Но всё равно из-за дефицита средств сооружение собора затянулось на три десятилетия. В 1924 г. Херсонесский монастырь закрыли, а Владимирский собор передали музею. Во времена Великой Отечественной войны храм получил значительные повреждения, стены потрескались, почти полностью было уничтожено внутреннее убранство. В таком состоянии собор находился до совсем недавнего времени.

крещение собор архитектура роспись


Возведение храма (1858-1876 гг.)

Крымская война, стоившая нашему народу более чем 150 000 жизней, а противнику 50 000, закончилась поражением России. Ей запрещалось иметь на Черном море военный флот, она вынуждена была оставить отвоеванные у Турции земли, она фактически переставал быть европейской сверхдержавой. Севастополь, полностью разрушенный, лежал в руинах, и восстанавливать его было не на что, да и не зачем, ведь в отсутствии флота его главная база становилась не нужна. Почти 15 лет город не восстанавливали.

И поэтому удивительно, что после войны, в таких тяжелых условиях дело строительства Владимирского собора сдвинулось с мертвой точки и стало быстро продвигаться вперед.

Севастополь лежал в руинах, а в Херсонесе уже с 1857 года начались активные работы по строительству новых зданий для монастыря. Как будто древний город конкурировал с новым: когда Севастополь при М. П. Лазареве активно строился, Херсонес пребывал в некотором забвении. А когда город славы лежал в руинах, в городе древнем разворачивалось строительство.

И вот, на фоне «строительного бума» в Херсонесе, императором применяется решение о возведении здесь Владимирского собора. Это было уже третье решение, и принимал его уже третий император!

Александр не мог восстановить потопленный флот, не мог отстроить разрушенный город. Но он хотел сделать что-то, хоть какой-то символический жест, который показал бы: государство не отвернулось от Севастополя, от его священной земли.

Поэтому, спустя 2 года после ухода из Севастополя и Херсонеса оккупационных войск, она дает разрешение на строительство собора. Но на какие деньги? Оказывается средства, средства собранные еще до войны на строительство Владимирского собора в Севастополе, так и лежали невостребованными. И император повелевает разделить их на две части: на строительство инвалидного дома с домовой церковью в Севастополе и для собора св. Владимира в Херсонесе.

Но оставшихся после разделения на две части средств, на строительство собора не хватало. На строительство храма было передано 40545 рублей, что во много раз меньше собранных когда-то 350 тысяч народных денег.

Спустя месяц после царского указа о возведении храма, Святейший Синод разрешает херсонесской киновии провести очередной – уже третий – собор пожертвований на строительство собора по всей России.

Для надзора за ходом строительства создавалась специальная комиссия. Ее председателем был генерал-майор Захар Андреевич Аркас – военный моряк, участник многих сражений, а кроме того – историк и археолог, еще до войны проводивший раскопки в Херсонесе, автор книг «Описание Ираклийского полуострова» и «История Херсонеса».

Новый проект собора был составлен в кратчайшие сроки. Уже 2 июня 1859 года его утвердил император. Автором проекта был ректор архитектурного отделения Академии художеств Давид Иванович Гримм. (1823-1898).

О том, что в этот раз собор решили строить всерьез, говорил и тот факт, что ему, еще не построенному, стали дарить подарки. До начала Крымской войны для Владимирского собора в Севастополе было написано 36 живописных работ: 34 образа и 2 картины работы художников И.А. Майкова, Е.А. Сорокина, Т.А. Нефа и П.Т. Рисса. Теперь они передавались для Херсонесского собора.

Для ускорения строительства храма, по особому указанию императора, было разрешено брать камень на его возведение из руин Севастополя.

В 1859 году из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Петербурге в Херсонес, по указу императору, была передана частица мощей. Св. равноапостольного князя Владимира.

Для хранения священной реликвии был изготовлен специальный мраморный ковчег в виде Евангелия. После возведения собора ковчег был установлен в его нижнем храме на красивом мраморном постаменте над легендарным местом купели, в которой крестился Владимир.

Когда составлялся план местности, на которой предстояло возвести собор, на нем не было показано даже предлагаемое место купели. И отец Евгений, тогдашний настоятель Херсонесского монастыря, поставил на плане над местом расположения могил квадратик и надписал: «водоем». Впоследствии этот «водоем» признали купелью, в которой крестился Владимир, и над этим местом установили памятный знак.

В 1860 году начались работы по расчистке места для будущего строительства. Здесь в средние века стояло семь христианских храмов! И при строительстве собора их старались если не сохранить, то, по крайней мере, не уничтожить полностью. Автор проекта Д.И. Гримм не мог наблюдать за ходом строительства, и поэтому подыскал себе замену, рекомендовав на эту должность архитектора Антонова.

18 марта 1861 года Александр утвердил «определение» Священного Синода о придании Херсонесской киновии статуса первоклассного монастыря. Значение обители, которая будет окормлять Владимирский собор, становилось очень большим.

17 июня 1861 года настоятелю Херсонесского монастыря сообщили о том, что на закладку храма приедет императорская семья во главе с самим государем.

Торжественная церемония начала возведение собора состоялась спустя 2 месяца, 23 августа 1861 года. В ней, как ожидалось, приняли участие император и императрица. Александр II заложил первый камень в основание фундамента храма. Там же была замурована медная доска с перечнем духовных и светских лиц, которые принимали участие в церемонии. С тех пор императорская семья постоянно покровительствовала херсонесскому собору.

По возвращению в Петербург царь пожертвовал на строительство храма 1000 рублей из личных средств. Кроме того, он заказал отлить для собора 111-пудовой колокол, судьба которого ныне неизвестна.

В 1862 году была составлена смета на строительство, стоимость которого оценили в 456 000 рублей. Но когда отгремели праздники, выяснилось, сто строить собор не на что: в распоряжении Комиссии имелось лишь 20 729 рублей 19 копеек.

Но пока деньги не закончились, строительные работы велись. С 1861 по 1863 год строился фундамент огромного здания.

В 1864 году началась кладка первого яруса правого алтаря. Но деньги стремительно иссякали. Оказавшись перед угрозой остановки строительства, Комиссия обратилась к Архиепископу Таврическому Алексию с просьбой о разрешении ограничиться строительством нижнего яруса собора, накрыть его крышей и прекратить работы «до улучшения обстоятельств».

Была составленная новая, значительно сокращенная смета, и дело передали на рассмотрение в Священный Синод. Но там не согласились с этим предложением, и велели продолжать работы в 1865 году.

14 августа 1867 года третий сын Александра II - великий князь Владимир – положил первый камень в основу горнего места главного алтарного собора, от которого символически начинается первый ряд кладки верхнего храма. Он же установил мраморный крест над мощами своего святого покровителя. А на следующий день царевич принял на себя звание клитора (старосты) собора.

Через 7 месяцев, 19 марта 1868 года, специальная комиссия принимала от строителей первый ярус храма. Члены комиссии остались довольными увиденным.

Надзор за строительством с 1866 по 1873 год осуществлял новый архитектор – некто Вятский.

Шел уже 1873 год, со дня начала строительства прошло 12 лет, но стены поднялись на землей всего на 6,5 метров, а внутри были выведены только столбы, арки и боковые своды.

В 1874 году к руководству строительством приступил новый инженер-архитектор – М. Арнольд, который внес в конструкцию храма действительно необходимые улучшения, обеспечивающие его прочность.

В 1876 году для практически отстроенного собора отливают металлические оконные рамы, размещают за границей заказ на изготовление витражного стекла.

Итак, на возведение здания собора потребовалось ни много ни мало 15 лет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: