Работа с научной литературой




Далее следует продумать порядок поиска и приступить к составле­нию списка литературных источников по теме. Хорошо составленный список даже при беглом обзоре заглавий источников позволяет охватить тему в целом. На ее основе возможно уже в начале исследования уточ­нить цели. Просмотру, должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой дипломной работы.

Для успешного овладения научно-исследовательской деятельностью студенту обязательно следует научиться работать с научной литературой, т.е. необходимо изучить опубликованные научные работы. Эта работа называется «анализом состояния исследуемого вопроса». Дело это непростое, т.к. человечество только за последние два столетия накопило такой объем информации, что даже в узкой области науки исследователь может буквально утонуть в обилии публикаций. Правильный отбор источников информации и целенаправленное ее изучение - важная часть профессио­нальной квалификации исследователя.

Изучение литературы, рукописей, документов, материалов на электронных носителях и других источниках как средств, содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта, служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, обнаружения белых пятен, неясностей в разработке вопроса. Тщательное изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.

На данном этапе научного творчества студенту необходимо узнать основные пути к литературным источникам и иметь представление о таких важных литературных источниках, как монографии, сборники, журнальные статьи, брошюры, рецензии, учебные и методические пособия, а также диссертации, авторефераты диссертаций.

Поиски необходимой литературы - продолжительный труд. Значе­ние его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество дипломной работы. Каталоги - это существующие в виде брошюр либо в виде карточек списки книг, имеющихся в фондах библиотек. Существует четыре вида каталогов: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений. К алфавитному каталогу обращаются в том случае, если знают название необходимого источника и фамилию его автора. В пред­метном каталоге название книг размещены не по алфавиту, а по рубри­кам, каждая из которых посвящена какому-либо предмету (определенной теме). При этом сами рубрики следуют друг за другом в алфавитном по­рядке, как и названия книг внутри самих рубрик. В систематическом каталоге названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам. но сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины. Каталог новых поступлений дает представление о поступивших изданиях книг за последние полгода.

Необходимо знать основные пути к литературным источникам и иметь представление о таких важных литературных источниках, как мо­нографии, сборники, журнальные статья, брошюры, рецензии и т.д., знать, как их находить в библиотечных фондах, уметь вычленять в них нужную информацию, правильно ее обрабатывать.

Опубликованной по теме дипломной работы литерату­рой начинается с разработки идеи, т.е. замысла предполагаемого

Монография - это научный труд одного или нескольких придержи­вающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всесто­роннее теоретическое исследование одной проблемы или темы.

Брошюра - непериодическое печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного характера.

Сборник научных статей - издание произведений одного или не­скольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения.

Журнальная статья - научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и резуль­татов проведенного исследования.

Диссертация - научное произведение, выполненное в форме руко­писи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника и служит в качестве квалификационной работы на соискание ученой сте­пени.

Автореферат диссертации - научное издание в виде брошюра, со­держащее составленный автором реферат проведенного им исследова­ния, представляемого на соискание ученой степени.

Рецензия - критический разбор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы спе­циалистов.

Аннотации - краткая характеристика книги, статьи, рукописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено.

Тезисы доклада - краткое изложение содержания предстоящего на­учного сообщения; тезисы.

Учебное и методическое пособия - издания, предназначенные для педагогических целей. Как правило, в них рассматриваются проблемы того или иного учебного курса на научной основе и даются рекоменда­ции по выполнению практических заданий.

Чтобы овладеть как можно большим пластом литературного мате­риала, необходимо уметь быстро читать. Выделяют следующие виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомитель­ное, изучающее, аналитико-критическое и творческое.

Библиографическое чтение - это просматривание карточек катало­га, рекомендательных списков, сводных списков журнальных статей за год и др. Цель такого чтения - по библиографическим описаниям найти источники, которые могут быть полезны в дальнейшей работе.

Просмотровое чтение, как библиографическое, используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию. Обычно к нему прибегают сразу после работы с каталогами и списками литературы, по­скольку с их помощью читатель может только предположить, что в книге или в статье данного названия содержится интересующая его информа­ция. Для окончательного решения вопроса он должен просмотреть ото­бранные материалы, отдельные их части (оглавление, аннотацию, введе­ние, заключение), чтобы выяснить, действительно ли в них содержатся нужные сведения и насколько полно в каждом из источников они пред­ставлены. В результате такого просмотра устанавливается, какие из ис­точников будут использованы в дальнейшей работе.

Ознакомительное чтение подразумевает сплошное, достаточно внимательное прочтение отобранных статей, книг, их глав, отдельных страниц. Цель - познакомиться с характером информации в целом, уяс­нить, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение; провести сор­тировку материала на существенный и несущественный, выделить мо­менты, заслуживающие особого внимания. После такого чтения источ­ник или откладывается как не содержащий новой и нужной информации, или оставляется для изучения.

Изучающее чтение предполагает доскональное освоение материала, отобранного в ходе ознакомления со статьями, книгами. В ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять и впитать всю предлагаемую информацию, реализуется установка на пре­дельно полное понимание и усвоение материала.

Аналитико-критическое и творческое чтение - два вида чтения, близкие между собой. Первое из них предполагает направленный крити­ческий анализ информации; второе - поиск тех суждений, фактов, по ко­торым высказываются собственные мысли.

Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. Изучение научной литературы - серьезная работа. Поэтому статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая выписки. Если имеет­ся собственный экземпляр журнала или книги, то можно делать пометки на полях. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых материалов.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

· общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

· беглый просмотр всего содержания;

· чтение в порядке последовательности расположения материала;

· выборочное чтение какой-либо части произведения;

· выписка представляющих интерес материалов;

· критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей дипломной работы.

Можно рекомендовать еще и такой способ изучения. Страницу тет­ради надо поделить пополам вертикальной чертой. С левой стороны сде­лать выписки из прочитанного, а с правой - свои замечания, выделяя подчеркиванием слов особо важные места текста.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимство­ванию материала. Параллельно следует обдумать найденную информа­цию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими рабо­тами, послужат основой для получения нового знания.

При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредст­венное отношение к теме дипломной работы и является потому наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного яв­ляется возможность его практического использования в дипломной рабо­те.

Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользовать­ся. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо посто­янно видеть его связь с проблемой в целом, а разрабатывая широкую проблему, уметь делить ее на части, каждую из которых продумывать в деталях. Возможно, что часть полученных данных окажется бесполезной: очень редко они используются полностью. Поэтому необходим их тща­тельный отбор и оценка.

Нужно собирать не любые факты, а только научные факты. Понятие «научный факт» значительно шире и многограннее, в чем понятие «факт», применяемое в обыденной жизни. Когда говорят о научных фак­тах, то понимают их как элементы, составляющие основу научного зна­ния, отражающие объективные свойства вещей и процессов. На основа­нии научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы.

Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность. Новизна научного факта гово­рит о принципиально новом, неизвестном до сих пор предмете, явлении или процессе. Это не обязательно научное открытие, но это новое знание о том, чего мы до сих пор не знали. Точность научного факта определя­ется объективными методами и характеризует совокупность наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количествен­ных и качественных определений.

При отборе фактов надо быть научно объективным. Нельзя отбрасы­вать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. В самом деле, сущность нового в науке не всегда отчетливо видна самому исследователю. Новые научные факты, иногда довольно крупные, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Достоверность научного факта характеризует его безусловное ре­альное существование, подтверждаемое при построении аналогичных си­туаций. Если такого подтверждения нет, то нет и достоверности научно­го факта. Достоверность научных фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и харак­тера их информации. Очевидно, что официальное издание, публикуемое от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнений.

Монография как научное издание, содержащее полное и всесторон­нее исследование какой-либо проблемы или темы; научный сборник, со­держащий материалы научной конференции; научный сборник, вклю­чающий исследовательские материалы учреждений, учебных заведений или обществ по важнейшим научным и научно-техническим проблемам, - все эти издания имеют принципиальное научное значение и практиче­скую ценность. В своей основе они безусловно принадлежат к числу дос­товерных источников. Практически абсолютной достоверностью обла­дают описания изобретений.

Что касается научных статей, то здесь с позиций достоверности их следует рассматривать по видам и в зависимости от того, к каким наукам они относятся: к научно-техническим или гуманитарным. Теоретическая статья в области гуманитарных наук значительно больше, чем статья на­учно-техническая, насыщена рассуждениями, сравнениями, словесными доказательствами. Достоверность ее содержания находится в зависимо­сти от достоверности используемой исходной информации. Однако здесь важное значение имеют позиция автора, его мировоззрение, в зависимо­сти от которых статья наряду с объективными научными данными может содержать неверные трактовки, ошибочные положения, различного рода неточности. Поэтому следует разобраться в этом и верно оценить ее со­держание, точно установить истинность суждений автора статьи и дать им соответствующую оценку. О достоверности исходной информации может свидетельствовать не только характер первоисточника, но и науч­ный, профессиональный авторитет его автора, его принадлежность к той или иной научной школе.

Во всех случаях следует отбирать только последние данные, выби­рать самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты ма­териалы. При отборе фактов из литературных источников нужно подхо­дить к ним критически. Нельзя забывать, что жизнь постоянно идет впе­ред, развиваются науки, техника и культура. То, что считалось абсолют­но точным вчера, сегодня может оказаться неточным, а иногда и невер­ным.

В процессе изучения литературных источников студент сталкивается с различными видами произведений печати, которые он должен вклю­чить в дипломную работу, точнее, в список использованной литературы. Следует знать правила библиографического описания литературных ис­точников. Ниже приведены примеры библиографического описания раз­личных видов произведений печати.

[L1]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: