Свидетельство ранней Церкви.




Идея Троицы особенно сложно воспринималась евреями, до мозга костей пропитанными монотеистическим пониманием Бога. По общему признанию Троица – это тайна. И, тем не менее – Троица отнюдь не продукт измышления богословов. Она появилась на основании учения, которое Иисус преподал Своим ученикам и всесторонних рассуждений в эпоху апостолов. Древние молитвы иудаизма никогда не обращались к Богу используя слово «Авва», отражающие близкие взаимоотношения. Позже ислам предложил для Бога 99 имён, но, ни одно из них не называет Бога Отцом. Как и в иудаизме, этот единый Бог был святым и справедливым, однако Он стал к нам ближе, явив Себя через Христа Богом, глубоко и искренне заинтересованным в искуплении Своего Творения.

Ранняя Церковь пыталась выдерживать правильный баланс между человеческой и божественной природой Христа. С одной стороны все понимали, что необходимо сохранять единство Бога. Однако если Бог един, то каким образом жертва Иисуса может быть действительно жертвой Бога? Что имел ввиду Иисус, отождествляя Себя с Отцом?

Богословская школа известная как савелианство выдвинула идею о том, что Иисус на самом деле не мог быть обособлен от Отца. Последователи этого учения считали, что единый Бог просто проявил Себя в трёх разных формах или тремя способами: Бог Отец стал Иисусом Христом, а потом Святым Духом. Но если бы это было так, то Иисус молившийся Отцу – это не более чем спектакль. Всё Евангелие указывает на радикальную зависимость Иисуса от Отца. Кроме того, если Иисус лишь внешне казался человеком, то разве можно считать настоящим Его опыт человеческого существования и в частности Его страдания? Писание говорит, что Иисус, подобно любому человеку, был искушаем согрешить и подчёркивал Свои грядущие страдания при каждой возможности.

Для сохранения единства Бога выдвигалось также учение, согласно которому Иисус не был в полной мере Богом и являлся лишь неким высшим сотворённым существом: праведным человеком или полубогом. Ариане в 4 веке едва не склонили Церковь к этому учению, однако этому учению противостал великий отец Церкви Афанасий и Церковь признала, что если Иисус был просто человеком, то Он не мог стать Спасителем человечества. Его смерть и воскресение можно считать Божьими деяниями примиряющими человечество с Отцом только в том случае, если Иисус был в полной мере человеком и в полной мере Богом.

Вот почему в апостольском символе веры Церковь исповедовала Иисуса, как «Бога истинного от Бога истинного… одного существа с Отцом», вместе с тем, «сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Девы Марии и сделавшегося человеком».

Является ли Святой Дух Личностью или же это некая неподдающаяся определению сила, посланная от Бога? Отвечая на этот вопрос, Отцы Церкви опирались на Писание. В Евангелии от Иоанна Иисус упоминает о Святом Духе 5 раз, используя местоимение «Он». Как Иисус, так и Апостолы говорят о том, что Святой Дух обладают тремя характеристиками личности – разумом, чувствами и волей.

Рим.8:27 Павел пишет о «мысли Духа», а Иисус пообещал, что Святой Дух «наставит вас на всякую истину» Иоанн.16:13 Мы знаем, что Он обладает чувствами, поскольку Библия увещевает нас « Не оскорбляйте Святого Духа» Еф.4:30. Кроме того, Святой Дух избирает, какие дары дать каждому из верующих, «как Ему угодно» 1 Кор.12:11. Таким образом, Святой Дух – это такая же личность, как Отец и Сын.

Апостольский символ веры называет Святого Духа «Господом животворящим». Будучи Господом, Он в полной мере Бог. Поскольку же Он «животворящий», Святой Дух восстанавливает взаимоотношения мужчин и женщин с Богом и превращает верующих в людей, способных исполнять Божью волю. Именно Святой Дух освящает нас, отделяя нас для Бога. Именно Его силой мы обрели способность вести христианский образ жизни. Через вдохновение Святого Духа мы принимаем слова жизни, записанные в Библии, а силой Святого Духа возрождены к новой жизни.

Понимание тройственной природы Бога окончательно утверждено ранней Церковью к концу 4 века. Вся Церковь исповедует единого Бога в трёх личностях. Эти личности отличаются друг от друга, и их различия лежат в сфере их взаимоотношений. Каждая из них исполняет собственную роль, и все дополняют друг друга. Тем не менее, в каждой из этих трёх личностей: Отце, Сыне и Святом Духе – обитает полнота Божества одного Бога. Как это можно постичь???

Итак, существует три отдельные личности Троицы, однако Бог один.

Даже понимая логические причины, по которым Церковь пришла к такой доктрине, её всё равно трудно постичь. Для описания Троицы были предложены различные аналогии. Отец Церкви Григорий Ниеский сравнил Троицу с радугой, в которой луч обычного света разбивается на несколько цветов, плавно переходя друг в друга. Тем не менее, ни одна из этих аналогий не передаёт в полной мере бесконечную сложенность Личностей, которые явно различаются, пребывая во взаимоотношениях друг с другом, но при этом они одно.

Наилучший источник для нашего понимания тройственной природы Бога или утверждения в её истинности – ЭТО ОПЫТ ЛИЧНОЙ ВСТРЕЧИ.

Принимая нас как Троица, Бог даёт то, в чём нуждается каждое человеческое сердце. Каждый человек хочет знать, что его конкретно взятая жизнь, связана с источником всякой жизни. Как творение я жажду знать, что имею отношения с Творцом. Кроме того, каждый человек хочет иметь уверенность в том, что у этого Бога Творца добрый и любящий характер. В христианстве Бог Творец не является далёким, недоступным и осуждающим, как скажем в исламе. В то же время, Он не настолько растворён в творении, что Его невозможно найти, как это представляют восточные религии. Отец рядом с нами в Сыне, когда мы встречаемся с этим Богом в лице Иисуса Христа.

Далее, силой Святого Духа, этот Бог приходит, чтобы обитать в нас. Он дарует нам Свою жизнь. Святой Дух даёт нам способность жить по Божьей воле со всеми её впечатляющими требованиями.

Если эту доктрину правильно понимать и объяснять, то она в точности совпадает с тем, что в Библии написано о Боге:

- Он единый Бог, существующий в трёх равных личностях: Отце, Сыне и Духе Святом. Кроме того, Троица восполняет глубочайшие потребности человеческого сердца, предлагая глубину духовности, неведомую любой другой религии. Эта доктрина – не слабое место, делающее нас уязвимыми для пропаганды ислама. Наоборот, если её представить в притягательном свете, то она может приводить мусульман ко Христу. Отвергать доктрину о Троице в корне неправильно, поскольку она – единственное логическое объяснение написанного в Новом Завете. Она связана и непротиворечива. Когда грешник взывает к Богу, прося о спасении и Бог даёт на эту сердечную просьбу чувство необычноеБожью любовь. Это чувство как бы говорит, что ты принадлежишь Ему, и что Он будет заботиться и любить меня до конца дней моих и после.

Такое переживание приводит христианина к посвящению своей жизни Богу. Этого нет в исламе. Там Аллах бесконечно далёкое существо, наблюдающее за жизнью человека и взвешивающего его плохие и хорошие дела.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: