УРОК 2
1. 1 склонение существительных и прилагательных.
2. 2 склонение существительных и прилагательных.
3. Система причастий: причастия, склоняющиеся по 1 и 2 склонению, падежи при пассивных причастиях.
4. Герундив и герундий.
Первое склонение существительных и прилагательных
1.1. Определите формы существительных (падеж, число):
Terrā, terrae (4 f.), terram, terrārum, terris (2 f.), terras, vitārum, vitis (2 f.), vita, vitā.
1.2. К приведенной ниже форме существительного подберите форму того же падежа, но другого числа:
Aquam, aquis, aquārum, aquā, aquas, aquae.
Littĕras, littĕrā, littĕra, littĕram, littĕris, littĕrārum.
1.3. Просклоняйте словосочетания: terra pulchra; littĕra nova; lupa saeva.
1.4. Переведите фразы и выучите наизусть фразы 2, 3, 4, 7:
1. Amicitia vitam ornat.
Mala herba cito crescit.
3. Aquĭla non captat muscas.
4. Epistŭla non erubescit.
5. Fortūna caeca est.
6. Historia est magistra vitae.
7. Non scholae, sed vitae discĭmus.
8. Natūra nihil sine causa gignit.
9. Multae terrae in Eurōpā sunt.
10. Incŏlae multārum terrārum agricultūrae student.
11. Patria nostra est terra magna et pulchra.
1.5. Выучите существительные 1 склонения:
amicitia, ae f | дружба | schola, ae f | школа |
vita, ae f | жизнь | natūra, ae f | природа |
herba, ae f | трава | causa, ae f | причина |
aquĭla, ae f | орел | terra, ae f | земля, страна |
musca, ae f | муха | incŏla, ae m | житель |
epistŭla, ae f | письмо | agricultūra, ae f | земледеление |
fortūna, ae f | удача, счастье | patria, ae f | родина |
historia, ae f | история | magistra, ae f | учительница |
Второе склонение
Существительных и прилагательных
2.1. Определите формы существительных (падеж, число):
Servi (3 f.), servis (2 f.), servōrum, servos, servum, servō (2 f.), serve.
Ager (2 f.), agrōrum, agrum, agrō (2 f.); puerōrum, puĕris (2 f.), puĕri (3 f.)
Studium (3 f.), studiă (3 f.), studii, studiōrum, studiō (2 f.), studiis (2 f.).
2.2. К приведенной ниже форме существительного подберите форму того же падежа, но другого числа:
Vir, virōrum, virum, viris, virō, viri, viros.
Verbōrum, verbă, verbis, verbum, verbō, verbi.
2.3. Просклоняйте словосочетания:
magister doctus | aper magnus | exemplum bonum |
2.4. Согласуйте существительное с прилагательным по роду, числу и падежу и просклоняйте получившееся словосочетание:
lupus + saevus, a, um | nauta + piger, gra, grum | laurus + pulcher, chra, chrum |
2.5. Из приведенных ниже форм прилагательных выберите ту форму, которая подходит существительному:
lupōrum | + pulchrārum | + pulchris | + pulchrōrum |
vitā | + bonis | + bonā | + bona |
studia | + magna | + magno | + magni |
poētae | + publicis | + publicae | + publico |
lauro | + malo | + malā | + malis |
nautas | + pigras | + pigris | + pigros |
verbi | + doctae | + docti | + doctis |
verbum | + claram | + clarum | + clari |
2.6. Переведите с латинского языка на русский и выучите выделенные фразы:
1. Errāre humanum est.
2. Aut cum scuto, aut in scuto.
3. Elephantum e musca facis.
4. Ante portas est bellum.
5. Figulus figulo, faber fabro invidet.
6. Aliēna vitia in oculis habēmus, a tergo nostra sunt.
7. Inter dominum et servum nulla amicitia est.
8. Schola nostra haud procul a foro oppidi nostri sita est.
9. Nemo nuntios malōrum amat.
10. Ignorantia non est argumentum.
2.7. Выучите слова:
discipulus, i m | ученик | argumentum, i n | довод |
dominus, i m | хозяин, господин | bellum, i n | война |
figulus, i m | гончар | exemplum, i n | пример |
lupus, i m | волк | nuntium, i n | весть, вестник |
oculus, i m | глаз | scutum, i n | щит |
servus, i m | раб, слуга | studium, ii n | старание, занятие |
vir, viri m | мужчина, человек | tergum, i n | спина |
verbum, i n | слово | ||
ager, agri m | поле, пашня | vitium, i n | изъян |
aper, apri m | кабан | ||
faber, fabri m | художник | laurus, i f | лавр |
magister, tri m | учитель | nauta, ae m | моряк |
puer, pueri m | мальчик | porta, ae f (pl) | ворота |
3. Система причастий;
Причастия, склоняющиеся по 1 и 2 склонению,
падежи при пассивных причастиях
3.1. Образуйте part. perf. passivi et part. fut. activi в форме Nom./gen. sg. от указанных глаголов. Переведите полученные формы:
a) ago, egi, actum, agere (делать, действовать, вести)
b) clāmo, clamāvi, clamātum, clamāre (кричать, объявлять)
c) deleo, delēvi, delētum, delēre (уничтожать)
d) invenio, invēni, inventum, invenīre (находить)
3.2. Переведите с русского на латинский:
1. Мы спасаем человека, укушенного волком.
2. Кабаны, собирающиеся уничтожить поле, злые.
3. Муха, пойманная орлом, орла кусает.
4. Мальчик, собирающийся писать письмо, приходит в школу.
5. Собираясь написать историю о волках, ученики слушают истории учителя.
6. Письма, написанные учениками, хвалят художников и защищают гончаров.
7. Вы видите примеры, объявленные учителем и записанные учениками.
8. Мы слушаем историю о жителях, собирающихся уничтожать волков и кабанов.
9. Дружба, восхваленная людьми, уничтожает войны.
10. Жители многих стран, собирающиеся заниматься земледелием, уничтожают волков.
3.3. Определите формы и назовите словарную форму существительных и глаголов:
servāti | colitis | esae | defensum |
lupi | argumenta | esūrae | defensūrum |
lupōrum | herbā | edere | defendis |
laboraturōrum | scriptos | edis | verba |
laboratōrum | scriptūros | edimus | verbōrum |
viros | scriptūris | vitam | verbis |
apris | fortūnae | virum | visūris |
colis | audīre | morsūrum | visis |
3.4. Выучите значения предлогов с разными падежами:
+ Acc. | + Abl. | ||||||
ad | к, при, у, для | trans | по ту сторону, через | a (ab) | от | ||
ante | перед, до | praeter | мимо, кроме | cum | с, вместе | ||
apud | при, у | propter | по причине | de | о, об | ||
contra | против, вопреки | + Acc et Abl. | e (ex) | из | |||
ob | по причине | in | в, на | + Acc. (куда?) | prae | перед | |
per | через, по | + Abl. (где?) | pro | вместо | |||
post | после, сзади | sub | под | + Acc. (куда?) | sine | без | |
+ Abl. (где?) | |||||||
Герундив и герундий
4.1. Прочитайте текст. Найдите в словаре незнакомые слова и напишите их словарные формы. Найдите в тексте формы герундива и герундия, переведите. Переведите текст, определите остальные именные и глагольные формы, в нем использованные.
LUPUS IN FABULIS
Ex libris in schola legendis librum Phaedri legimus.
Phaedrus poēta Romanōrum est, in Macedoniā natus. Graece legere et scribere doctus, Phaedrus etiam linguam Latīnam discit.
Primum servus est, sed linguam Latīnam magnā curā discendi causa et ob ingenium liberatus, Phaedrus multas fabulas scribit.
Fabulae Phaedri fabulas poētae Graecōrum Aesōpi renarrando compositae discipulos delectant.
Phaedrus pictūrus lupos ut bestias saevas et feras, fabulam de lupo et agno narrat.
Lupus aliquando ad rivum agnum videt. Rivi aqua a lupo ad agnum fluit.
Sed lupus agnum esūrus dicit: “Cur aquam turbas? Aqua ad bibendum inepta est”.
Agnus rivi fluendo excusatūrus dicit: “Num in rivo culpam agni vides?”
Sed lupo agnum esūro verbum agni non est argumentum.
Fabula docet: “Actūrus maleficium verba iusta non audit”.
Viri antiqui lupos timent et de lupis dicere cavent. Si lupum memoras, lupus, ut fama est, advenīre solet. Unde proverbium: “Lupus in fabulis”. Sic de viro dicunt, si subito advenit.