образования, значимыми для их успешной социализации»




Детьми с интеллектуальными нарушениями видами дополнительного

 

Подготовила:

Максимова Елена Владимировна,

учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

 

В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов министерства образовании Российской Федерации.

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория воспитанников, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания. Главной целью образования детей с проблемами умственного и физического развития является достижение ими такого уровня социализации, который позволит им в дальнейшем занять независимую позицию в обществе.

Люди с особенностями в интеллектуальном развитии имеют право на

место в семье, детском саду, школе, а став взрослыми – в квартире, среди соседей, в трудовом коллективе. Из-за своей умственной ограниченности они

не должны быть изолированы от досуговой сферы, обеспечивающей культурное проведение свободного времени. Посещение театров, музеев, концертов, бассейнов, тренажерных залов, спортивных комплексов, клубов, собственная творческая деятельность в любом виде должны быть им доступны. Другими словами, необходимо создать условия для того, чтобы люди с недостатками умственного и физического развития могли заниматься доступными и интересными видами досуговой деятельности. Для реализации этих предпосылок и была создана система дополнительного образования.

Система дополнительного образования на основе обучения интересным видам и формам проведения свободного времени реализует следующие задачи:

− увеличение объема представлений и знаний учащихся об окружающем мире;

− обучение практическим навыкам и умениям, необходимым для проведения свободного времени в современных ситуациях отдыха и досуга;

− обучение адекватному эмоциональному реагированию на различные воздействия со стороны окружающей среды, формирование умения узнавать эмоции окружающих людей по внешнему их проявлению и корректировать свое общение с людьми в зависимости от наблюдаемых эмоций;

− обучение коммуникативным навыкам и культуре поведения;

− профилактика асоциального поведения ребенка путем обучения проведению досуга;

−развитие индивидуальных способностей ребенка на основе развития интереса к творчеству;

− коррекция двигательных нарушений (координации, общей и мелкой моторики).

Учащиеся Мамадышской школы-интерната получают дополнительное образование как в объединениях на базе нашего учреждения, так и в общегородских ОДО, центрах и клубах. Воспитанники посещают кружки и секции во второй половине дня, после уроков, от одного до трёх раз в неделю по следующим направлениям: художественно-эстетическое (художественное чтение, музыка и пение, игра на инструментах, инсценирование), декоративно-прикладное (рукоделие, рисование, бумажная пластика), спортивные секции (армрестлинг, настольный теннис, мини-футбол, аэробика, борьба, лыжи, коньки, плавание).

Учитывая неустойчивость интереса учащихся к разным программам обучения досугу, крайне важно сохранить и поддержать у ребят достаточно высокий уровень мотивации к занятиям дополнительного образования на протяжении всего времени школьного обучения.

В этой работе важно опираться на положение о компенсаторных возможностях обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Для достижения наибольшего эффекта компенсаторно-развивающего обучения необходимо повышение мотивации овладения детьми с нарушениями интеллекта видами дополнительного образования, значимыми для их успешной социальной адаптации. Исходя из этого, вся работа дополнительного образования должна быть построена таким образом, чтобы дети не только получали какие-либо новые умения и навыки досуговой деятельности, но и понимали бы, для чего они этим занимаются, т.е., где, когда, для чего они смогут воспользоваться полученными на занятиях дополнительного образования знаниями и умениями. Преподаватели дополнительного образования должныне только обучать, но и на каждом занятии приводить примеры, где, в каких житейских ситуациях, возможно применить то, чему на данный момент обучаются ребята.

Важным аспектом для повышения мотивации у детей к занятиям дополнительного образования является серьезное восприятие их произведений, творений, исполнения окружающими людьми. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями характерна потребность в поддержке, поощрении, что помогает им полнее осознать свою значимость, ощутить радость, удовольствие от похвалы. В отличие от традиционных форм обучения учащихся с нарушениями интеллекта, формы досуговой деятельности предоставляют хорошую возможность взаимодействия детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Если собирается группа, чтобы заняться, например, вышиванием, вязанием, тренажерами, то нет никаких оснований, заключающихся в самой деятельности, которые не позволили бы участвовать в ней также и учащимся с интеллектуальными нарушениями. Однако совместным действиям должна предшествовать пропедевтическая работа, которая подготовила бы детей к восприятию друг друга. Многие примеры подтверждают, что присутствие детей с интеллектуальными проблемами развития в общих с нормальными детьми группах способствуют даже творческому обогащению группы. Одним из результатов интеграции детей с нарушениями интеллектуального развития в подобные деятельностные группы является повышение мотивации к занятиям дополнительного образования – обучению досуговой деятельности, так как учащиеся на деле осознают свои возможности быть на равных с ребятами из массовых школ. Поэтому учащиеся нашей школы принимают участие в различных конкурсах вместе с учащимися из массовых школ. Например, конкурсы рисунков, поделок, чтецов, спортивные соревнования.

Занятия в системе дополнительного образования, реализуемой в стенах

нашей школы, являются одним из способов решения проблемы социализации ребенка с проблемами интеллектуального развития, способствуют его социальной адаптации, служат связующим звеном между подростком с нарушениями интеллекта и обществом.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: