Чувственное и рациональное познание Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов (модальностей) ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации. Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере - чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные картинки-ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений. Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.
Интуитивное познание, имеющее в управленческой деятельности большое значение, Локк считал самым достоверным родом познания.
Развитие и своеобразную интерпретацию идеи Д. Локка получили в работах его соотечественников Джорджа Беркли (1685 – 1753 гг.) и Давида Юма (1711 – 1776 гг.), а также у знаменитых французских материалистов второй половины XVIII века (Дени Дидро, 1713 – 1784 гг.; Поля Гольбаха, 1723 – 1789; Клода Гельвеция. 1715 – 1771 и др.).
Одной из самых характерных особенностей философии Просвещения вообще, и в первую очередь французского Просвещения XVIII века, был рационализм. Рационализм того времени был умонастроением эпохи: человек – активное, равноправное и разумное существо; его возможности в познании и пpеoбpазовании мира безграничны; разум – источник всей деятель-
ности человека; в мире царит рациональность, целесообразность, закономерность. Такое философское миропонимание вырабатывало теоретические основы для новых культурно-исторических типов философии, а тем самым и для пятой управленческой революции.
Анализируя ФОРМЫПОЗНАНИЯ, можно, по аналогии с КОНЦЕПЦИЕЙ ПОЗНАНИЯ (Концепция познания), использовать ту же самую схему, и те же самые символы, ибо ФОРМЫПОЗНАНИЯ должны отражать в себе, ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ свойства КОНЦЕПЦИИ ПОЗНАНИЯ. Двойственность КОНЦЕПЦИИ ПОЗНАНИЯ рождает двойственность ФОРМ ее ПРОЯВЛЕНИЯ.
И мы, таким образом, приходим к осознанию двух ТИПОВ ФОРМ ПОЗНАНИЯ, каждое из которых (Глоссарий [50]) разворачивается в три этапа:
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ ():
1.Ощущения (). Под этим понимают отражение в сознании человека отдельных свойств
внешних предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии
раздражителей на соответствующие рецепторы;
2. Восприятие (). Это отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего
мира при их непосредственном воздействии на рецепторы;
3. Представление (). Это возникающее в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ():
1. Понятие ():
а) умственный концепт, отличающийся обобщенностью и отбором существенного;
б) форма мышления, отражающая предметы в их существенных и отличительных
признаках;
2.Суждение (). Это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается
о предметах, явлениях, их свойствах, или отношениях.
3. Умозаключение (). Форма мышления, посредством которой из одного или нескольких
суждений выводится новое суждение.
Еще раз отметим, что при описании этапов эволюции ЧУВСТВЕННОГО и РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ использованы те же самые символы, что и при описании свойств КОНЦЕПЦИИ ПОЗНАНИЯ.
ЧУВСТВЕННОЕ () и РАЦИОНАЛЬНОЕ () ПОЗНАНИЕ характеризуют взаимодополнительные ФОРМЫПОЗНАНИЯ. ОНИ характеризуют ИСТОК и СТОК эволюции ФОРМ ПОЗНАНИЯ.