Трудности русского языка: множественное число существительных




На этом уроке мы поговорим о трудностях, которые могут у нас возникнуть при образовании множественного числа существительных. Мы поговорим о множественном числе существительных именительного и родительного падежа и рассмотрим особо сложные случаи.

КОНСПЕКТ УРОКА " ТРУДНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА: МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"

 

Сегодня мы…

· Поговорим об окончаниях существительных в форме именительного падежа множественного числа.

· Рассмотрим окончания существительных в форме родительного падежа множественного числа.

· Разберём отдельные слова, употребление которых вызывает трудности.

Представим себе, что мы повторили основные правила орфографии, морфемики, морфологии. И вот мы уже на пути к призу за отличную грамотность… Но и тут русский язык найдёт проблему, которую можно нам подбросить.

Очень часто такой проблемой становится написание отдельных слов или образование каких-то особенно сложных форм.

Например, оказывается, что образовать форму множественного числа существительного не так уж просто. Ведь множественное число может быть у существительных мужского, женского, среднего рода. И складывалась эта категория на протяжении многих лет. Так что может быть несколько комплектов окончаний для каждого рода. Не говоря уж о том, что иногда окончания могут зависеть и от значения слов.

Начнём с того, что есть существительные, у которых вообще не бывает множественного числа. Только единственное число есть у таких слов, как посуда, сахар, правда, чистота, веселье, мошкара, Москва. Можно увидеть, что это вещественные, абстрактные, собирательные существительные. И собственные наименования.

Правда, иногда такие существительные всё же ставятся в форму множественного числа. Но в таком случае изменяется их значение.

Но есть и существительные, у которых есть только форма множественного числа. Это такие слова, как часы, очки, сани, деньги, сутки, будни, жмурки, выборы, Балканы.

Мы не можем определить в таких существительных род и склонение.

Но в большинстве случаев мы можем образовать форму множественного числа существительных. Посмотрим на именительный падеж множественного числа.

У существительных женского рода во множественном числе появляются окончания и, ы: мамы, сумки.

В среднем роде появляются окончания -а, -я: озёра, моря.

А вот в мужском роде окончания могут быть как -и, -ы, так и -а, -я: отцы, леса. И мы можем смело употребить известный фразеологизм: так вот, где собака зарыта!

Да. Суть проблемы именно в этом.

Окончания -а, -я появляются не так уж и редко. Ведь это более новая форма окончаний. И обычно мы применяем такие окончания легко: берег а, колокол а, кител я, мастер а, паспорт а, череп а. Нам не приходит в голову поставить в этих словах окончание –и или -ы.

Но в некоторых случаях нужно запомнить, что окончание именно –а, -я. Например, в словах директор а, доктор а, профессор а, учител я, повар а, сторож а. Немного похоже на профессиональный состав какого-то учебного заведения, не правда ли?

Но есть и слова, во множественном числе которых сохраняются окончания -и, -ы. Инженеры, лекторы, новаторы, комментаторы, договоры, шофёры. А это уже похоже на какое-то промышленное предприятие. Но, возможно, с инновациями и научным уклоном.

Некоторые слова приходится запоминать.

Например, в слове каникулы окончание -ы. А в слове отпуск а – окончание –а.

Нужно различать такие случаи.

А ещё при помощи окончаний может подчёркиваться разница в значениях слов.

Листы – это куски бумаги.

Листья растут на дереве.

Цвет ы – это о растениях. Цвет а – это об оттенках цвета.

Образ ы мы можем встретить в художественном произведении, когда разбираем его. А образ а мы можем встретить в церкви – так называют иконы.

Пропуски – не очень хорошее явление. Это значит, кто-то что-то пропустил.

А вот пропуска – значительно лучше. Это документ, по которому можно куда-то пройти.

Не меньшие проблемы возникает и с родительным падежом множественного числа имён существительных. На этот раз у существительных мужского рода есть целых три варианта окончаний – нулевое окончание, -ов или –ев и -ей.

И проблема обычно касается именно двух первых вариантов. Обычно мы выделяем несколько групп, где пишется нулевое окончание или окончания -в, -ев. Но даже в них есть колебания.

Так, нулевое окончание мы встречаем в существительных, которые обозначают парные предметы. Например, нет ботинок, сапог, валенок, чулок, погон. И только существительное носок не собирается следовать правилу. В родительном падеже множественного числа у него окончание -ов – носков.

Нулевые окончания можно встретить в названиях национальностей. Нет кого? – болгар, грузин, армян, туркмен, бурят, татар, граждан, славян

Но при этом: нет бедуинов, киргизов, монголов, узбеков Как видим, и тут возможны колебания.

Нулевое окончание часто появляется в названиях воинских групп: нет солдат, партизан, гусар, драгун. Но при этом – нет минёров, сапёров, майоров и так далее.

Часто нулевое окончание встречается при названии измерений: пять вольт, ампер, аршин, ватт. Но при этом в некоторых словах норма колеблется.

Например, в словах грамм и килограмм норма зависит от того, есть ли рядом со словом числительное. Именно в этом случае окончание будет нулевым.

Например, мы можем сказать – пять грамм, пять килограмм. Но если числительного нет, то у этих слов появится окончание -ов.

Несколько граммов, килограммов.

Получается, что в этом случае нам приходится выбирать между числительным или окончанием -ов. У нас есть либо одно, либо другое.

Ну, а когда же появляется окончание -ов?

Нужно запомнить, что оно появляется в названиях фруктов и овощей: купить апельсинов, помидоров, мандаринов, ананасов, гранатов. Здесь нужно проявлять особенное внимание, иначе речь может показаться не только неграмотной, но и попросту странной. Вряд ли вы вызовите одобрение, если захотите купить несколько гранат вместо гранатов.

Ну, а что же женский род? Возникают ли в родительном падеже проблемы с окончаниями множественного числа?

В существительных женского рода нам приходится выбирать между нулевым окончанием и окончанием -ей.

Чаще всего используется нулевое окончание. Но чёткой системы все же нет.

Нужно просто помнить, что нулевое окончание используется в некоторых словах. Нет башен, вишен, кочерёг, туфель, вафель, кухонь, полотенец, деревень…

Звучит, как не слишком хорошие каникулы в деревне, не правда ли? Где нет вишен, черешен, кухонь и других нужных вещей.

Что нам осталось теперь? Разобраться с некоторыми словами, которые могут относиться к любому роду.

Например, слова, которые заканчиваются на ье, ья часто не подчиняются правилам. Мы говорим, что нет ущелий, а не ущельев, а также новоселий, оладий, кушаний, сн а добий, взгорий, гнездовий и так далее.

И это значит, что у слов нулевое окончание, ведь в этом случае часть -ий просто входит в основу.

И ещё надо посмотреть на некоторые слова, в которых все же появляется окончание - ей. Это окончание появляется во множественном числе существительных мужского, женского и среднего рода. Но только некоторые слова вызывают у нас трудности. Мы говорим, что у нас пять дядей, а не дядь. Мы видим юношей, а не юнош. У нас нет нескольких долей яблока, а не доль. Нет кеглей, семей. Наконец, особое внимание нужно обратить на слово ясли.

В родительном падеже у него окончание -ей – яслей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: