Проектирование воспитательной деятельности в рамках образовательного процесса.




Традиционно Дворец детского (юношеского) творчества Выборгского района уделяет большое внимание воспитанию подрастающего поколения. Сформирована особая система взаимодействия с родителями, социальными партнерами, позволяющая сделать мероприятия интересными и актуальными для современных детей.

Мы активно сотрудничаем с образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями здравоохранения, культуры, спорта, правовыми, административными организациями, СМИ.

Дворец является районным центром по организации нестационарных мероприятий – ежегодной оздоровительной кампании, где регулярно участвует более 500 учащихся. Можно с уверенностью сказать, что в районе сформирована целостная система воспитания. Сегодня я хочу предложить вам наш опыт проектирования воспитательной деятельности в рамках образовательного процесса.

В федеральных и региональных документах принятых в последнее время, заложены правовые и культурные основы выстраивания образовательной политики государства в отношении воспитания.

Как вы видите, все эти документы нацелены на усиление воспитательной функции образования и рассматривают ее как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Сегодня воспитание становится как никогда социально востребованной и актуальной проблемой развития гражданского общества. В связи с этим возрастает роль воспитательной среды образовательного учреждения.

Воспитательная среда наших учреждений – это пространство, где осуществляется совместная деятельности педагогов, учащихся, родителей. Эффективная совместная деятельность зависит от грамотно выстроенного управления. Коллеги, обратите внимание на слайд, где перечислены 3 основные управленческие функции: планирование, организация и оценка эффективности (их можно разделить и на более частные функции, как вам удобно). Отмечу, что эффективность проектирования напрямую зависит от грамотно выстроенного взаимодействия всех управленческих кадров по каждой функции на своем уровне.

Не могу не обратить ваше внимание на «Вызовы и реалии современного дополнительного образования». Эти вызовы требуют от нас внедрение актуальных образовательных технологий (цифровые решения, интерактивные формы и методы обучения, новые образовательные среды и сообщества), которые позволят нам выйти на новый уровень образования и сформировать актуальные предметные метапредметные компетенции, те самые универсальные, позволяющие ребенку быть успешным в любом виде деятельности, развивая его личностные качества, создавая условия для его субъектной позиции, а значит, его самоопределения, его саморазвития, и его самореализации.

Несмотря на то, что наши программы не относятся к программам профессиональной подготовки, они содержат компонент профессионального самоопределения, а наша задача выстроить содержание программы таким образом, чтобы ориентировать ребенка не на конкретную профессию, а на профессиональную область в целом. И в дополнительном образовании для этого созданы стартовые условия: здесь возможна и интеграция направленностей, и связь знаний с конкретной практикой, и социальные пробы, и поддержка разумной инициативы ребенка.

Все это можно отнести к составным частям воспитания ребенка, что приведет к некому синергетическому эффекту: когда одно направление дополняет другое. А в результате мы можем говорить о развитии целого ряда общих компетенций, направленных на воспитание личности, обладающей такими качествами, как инициативность, упорство, умение анализировать, выбирать главное, находить в цифровом мире быстро и точно необходимую информацию. Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формированиями знаний, умений и навыков на целостное развитие личности.

В нашем учреждении воспитательная работа условно строится по трем основным направлениям:

· Воспитательная работа в рамках образовательной программы;

· Воспитательная работа в коллективах вне образовательной программы;

· Воспитательная работа в рамках Программы воспитания ДДЮТ «Проспект талантов».

Наша система дополнительного образования – это уникальная система, которая объединяет воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка в единый процесс, создавая атмосферу взаимного интереса единомышленников и партнерства между педагогами и учащимися. Именно эти характеристики определяют особенности воспитательной работы в дополнительном образовании.

Безусловно, без обновления содержания программ достигнуть всего этого невозможно. На мой взгляд, обновление программ возможно только за счет двух направлений. Во-первых, это расширение спектра форм работы с учащимися. Во-вторых, за счет обновлений технологий работы и взаимодействия в рамках воспитательного пространства района и города.

Касаясь обновления форм, вкратце скажу, что ключевая идея – этот усиление интерактивных, практико-ориентированных форм обучения с выходом на конкретный продукт. Говоря о втором направлении обновления дополнительного образования, я вижу это в изменении организационно-педагогических условий – к обновлению, я отношу внедрение новых технологий, обновление учебно-методического комплекса программы за счет включения новых практик, за счет изменения форм организации деятельности учащихся.

Сотрудничая с различными образовательными организациями, через совместную работу над проектами, консультации специалистов и проведение различных мероприятий, мы привлекаем высококвалифицированных преподавателей, что дает возможность повысить качество дополнительного образования. Так сотрудничество с РГПУ им. Герцена позволило нашим учащимся попробовать свои силы на уровне студенческого мероприятия и успешно представить опыт исследовательской работы на конференции «Студент-исследователь-учитель» в педагогическом университете. Творческие работы учащихся, включенные в различные проекты, выставляются на таких крупных площадках как ЛенЭкспо, Экспо Форум, Русский музей, Союз художников, ребята выступают на различных концертных площадках города. Это сотрудничество помогает учащимся вырабатывать характер, развивать волевые качества, формировать толерантное отношение к окружающим, адаптироваться к различным условиям.

Традиционно учащиеся туристско-краеведческой, спортивной и естественно-научной направленности в летний период ходят в спортивные походы, отправляются в экологические экспедиции, туристско-краеведческие путешествия, участвуют в учебно-тренировочных сборах, в различных соревнованиях. Через вовлечение в активную деятельность, работу в команде происходит формирование личности ребенка. Ребята с ограниченными возможностями здоровья (слабо слышащие и глухие дети) из объединения «Реабилитационный туризм» успешно проходят социализацию, участвуя в различных мероприятиях отдела.

Разнообразие этих мероприятий способствует решению воспитательных задач образовательной программы, определяемых самостоятельно педагогом.

В этой связи, нашей основной целью является создание организационно-педагогических условий для эффективного саморазвития, самоопределения, самореализации учащегося в сотворчестве со сверстниками, педагогами и родителями. Приобщение их к общечеловеческим, духовным и социальным ценностям в непрерывной творческой деятельности.

По результатам воспитательной работы проводится анализ, который служит средством корректировки образовательного процесса в объединениях, определяет цель и задачи воспитательной работы на последующий период. Отчет по воспитательной работе является средством контроля.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: