Визуальная структура (ВС)




Сюжет и визуальная структура

 

Драматургическая структура

 

Основа любого сюжета (драматургический канон):

1. Начало

2. Середина

3. Конец

 

Или как это называет Брюс Блок:

1. Экспозиция

2. Конфликт

3. Заключение

 

Экспозиция – это факты необходимые для начала истории. То, что необходимо знать зрителю для того, чтобы понимать основной сюжет и сопереживать протагонисту.

- представление героя

- представление сил антагонизма

- место и время действия

- драматическая ситуация

- настроение

Экспозиция чаще всего идет вначале фильма. Иногда требуется дополнительная экспозиция, чтобы представить новых героев, уточнить ситуацию, дать важную информацию, которая не была дана ранее.

 

Способы введения экспозиции:

1. Титры («Неприкасаемые», реж. Брайан Де Пальма, 1987)

2. Закадровый голос («Красота по-американски», реж. Сэм Мендес, 2000)

Иногда ГЗК используется не только в экспозиции, но и во всем фильме.

3. Воспоминание («Гражданин Кейн», реж. Орсон Уэллс, 1941 – в виде новостной ленты, «Убийство в Восточном экспрессе», реж. Сидни Люмет, 1974)

4. Второстепенный сюжет («Алчность», реж. Эрих Фон Штрогейм, 1924)

 

Конфликт – начало основного сюжета, начало основного конфликта.

 

Конфликт бывает:

- внутренний

- внешний (межличностный, социальный и др.)

Внутренний и внешний конфликты могут переплетаться («Касабланка», реж. Майкл Кертиц, 1942)

 

Наивысшей точкой конфликта является кульминация. В кризисный для себя момент герой должен сделать выбор своего пути и или выиграть, или проиграть.

 

Заключение – это финал истории, результат кульминации. Заключение часто используется для осмысления зрителем кульминации истории идля разрешения второстепенных сюжетов истории.

Заключение отвечает на вопрос о том, что произошло с героями после того как конфликт исчерпал себя.

 

Заключение часто реализуется теми же приемами, что и экспозиция: титры, ГЗК.

 

Как визуализировать драматургический канон? Каквскрыть внутреннюю динамику сюжета?

Ответ – с помощью графика.

 

График – это визуальная карта, отображающая динамику изменения напряжения (степени конфликта) сюжета.

 

В общем виде это выглядит так:

 

Но чаще всего сюжет развивается не равномерной поступью вверх, а зигзагообразно (из “рая” в “ад” – из “ада” в “рай”), например так:

 

При этом необходимо помнить, что не только весь фильм в целом может иметь такой график изменения напряженности, но в идеале и каждая сцена, каждый эпизод фильма.

 

Визуальная структура (ВС)

 

Визуальная структура схожа с повествовательной.

 

1. Визуальная экспозиция

2. Визуальный конфликт и кульминация

3. Заключение

 

Визуальная экспозиция определяет как основные визуальные компоненты будут использоваться для поддержания сюжета.

 

Пример:

Экспозиция – «Однажды жила счастливая семья»

Визуальная экспозиция – «Однажды жила счастливая семья. Она жила в плоском пространстве прямоугольной формы теплых цветов»

 

Визуальные правила заданные в экспозиции могут оставаться неизменными с развитием сюжета, а могут меняться в зависимости от накала драматической борьбы.

 

Визуальный/изобразительный конфликт строится на двух основополагающих принципах:

 

1. Контраст (связан с большей визуальной напряженностью)

2. Подобие (связан с малой визуальной напряженностью)

 

Развитие визуального конфликта напрямую связано с тем, как тот или иной визуальный компонент использует принципы контраста и подобия, тем самым управляя визуальным напряжением фильма.

 

Контраст – это противопоставление, различие.

Подобие/Сближенность – это сходство.

Поясним это на примере такого визуального компонента как «Тон».


Контраст. Контрастные тона – это оттенки серого, максимально различные по яркости. Наибольший контраст на границах ахроматической шкалы – это черный и белый тон.

Контрастное использование тона придает картинке визуальную напряженность, передает изобразительный конфликт.

 

Подобие. Каждый оттенок серого тона похож на ближайший с ним тон на ахроматической шкале.

Использование тона по принципу подобия снижает виз. напряженность, сглаживает виз. конфликт, объединяет визуальные компоненты.


Чем больше контраст визуального компонента (ВК), тем больше визуальной экспрессии, динамики. Чем больше в ВК подобия, тем спокойнее выглядит изображение, динамика снижается.

 

Визуальное заключение – финал развития изобразительного конфликта. Финальный изобразительный акцент.



Для того, чтобы выразить визуальную напряженность фильма тоже можно использовать аналогичный график (см. выше). При этом наиболее интересным является сравнение двух графиков: сюжетной и визуальной структуры. Сравнив их можно увидеть насколько изображение дополняет повествование или противоречит ему.

 

Есть три возможных варианта для визуального графика с любыми компонентами:

1. Постоянство

2. Прогрессия

3. Контраст и подобие

 

Постоянство – это когда компонент визуальной структуры остается неизменым на протяжении всего фильма.

Например, фильм «Гражданин Кейн» целиком выполнен в глубинном построении кадра и это доминанта не меняется.

Хорошо, если один-два компонента ВС постоянны. Он/они сохраняет/ют единство визуальной структуры.

 

Прогрессия – это поэтапное изменение компонента ВС.

Например, в фильме «Красота по-американски» сюжетное изменение, связанное с деградацией семьи и омоложением главного героя, сочетается с визуальной прогрессией от плоского пространства к глубинному.

 

Контраст и подобие – это точное соответствие развития компонентов ВС сюжетно важным сценам истории, в которых проявляются наивысшие точки напряжения в сюжете.

То есть, если в сюжете затишье (подобие), то это один вариант компонента ВС (например, плоскость), а если разражается конфликт (контраст), то это уже другой вариант (например, глубина).

Бывает и такое, когда ВС не соответствует полностью сюжету фильма, а идет с ним параллельно или даже противоречит ему, тем самым углубляя смысл.

Например, напряжение сюжета фильма Х идет по нарастающей, а визуальный конфликт наоборот – по нисходящей (двое неприятелей вынуждены работать вместе и найти общий язык. Одному из приятелей соответствует квадрат, другому круг, вначале они разнятся и конфликтуют друг с другом, но потом их конфликт становится мало выраженным и к кульминации остается только доминанта круга, к примеру)

 

Такие графики очень удобны в использовании. С помощью них можно проследить/выстроить динамику развития любого компонента ВС.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: