Система оценивания проверочной работы по русскому языку




 

1 Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 

 

Текст 1

 

Н..ступила поз..няя осень. Стоит ненас..ная п..года. Всё чаще дует ре(з/с)кий осе(н/нн)ий ветер. С тёмного неба посылает(2) со..нце прощ..льные и тусклые лучи(4).

Как х..рош лес осенью! Воздух свеж. Ж..лтые оран..жевые багровые листья тихо падают с ч..рных д..ревьев и опускаются на х..лодную(2) землю. Т..шину леса (не)нарушает пение птиц, потому что они ул..тели на юг. В необ..ятных ч..щах леса можно укрыт..ся от осе(н/нн)его ветра. В а(л/лл)еях сада стало пусто, бе..шумно. А ведь (с/з)десь летом(1) было так радос..но, чудес..но!

Осенью лес похож на терем ра..писной. Х..рошо устроит..ся под белоствольной б..рёзкой и долго ра..сматривать золотые краски леса. На душе ле(х/г)ко и сп..койно.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
  Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Всё чаще дует резкий осенний ветер. С тёмного неба посылает солнце прощальные и тусклые лучи. Как хорош лес осенью! Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с черных деревьев и опускаются на холодную землю. Тишину леса не нарушает пение птиц, потому что они улетели на юг. В необъятных чащах леса можно укрыться от осеннего ветра. В аллеях сада стало пусто, бесшумно. А ведь здесь летом было так радостно, чудесно! Осенью лес похож на терем расписной. Хорошо устроиться под белоствольной берёзкой и долго рассматривать золотые краски леса. На душе легко и спокойно.  
К1 Соблюдение орфографических норм  
  Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов  
Допущено не более двух ошибок  
Допущены три-четыре ошибки  
Допущено пять ошибок  
Допущено более пяти ошибок  
К2 Соблюдение пунктуационных норм  
  Пунктуационных ошибок нет  
Допущена одна ошибка  
Допущены две ошибки  
Допущено более двух ошибок  
К3 Правильность списывания текста  
  Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово  
Допущено четыре–семь описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово  
Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово  
Максимальный балл  

 

2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

 

Фонетический разбор

летом(1)

л − [л’ ] − согласный, звонкий, мягкий

е − [э] − гласный, ударный

т − [т] − согласный, глухой, твёрдый

о − [а] − гласный, безударный

м − [м] − согласный, звонкий, твёрдый

5 букв, 5 звуков, 2 слога

 

Морфемный разбор (по составу)

 

посылает(2)

по- – приставка

-сыл- – корень

-а- − суффикс

-ет – окончание

холодную

-холод- – корень

-н- − суффикс

-ую – окончание

Синтаксический разбор

С тёмного неба посылает солнце прощальные и тусклые лучи (4).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: солнце (подлежащее), посылает (сказуемое).

Второстепенные члены предложения: (посылает) с неба − обстоятельство; (неба) темного определение; (посылает) лучи – дополнение, (лучи) прощальные и тусклые однородные определения.

 

Указания по оцениванию Баллы
К1 Выполнение фонетического разбора  
  Разбор выполнен верно  
При разборе допущена одна ошибка  
При разборе допущены две ошибки  
При разборе допущено более двух ошибок  
К2 Выполнение морфемного разбора  
  Разбор выполнен верно  
При разборе допущена одна ошибка  
При разборе допущены две ошибки  
При разборе допущено более двух ошибок  
К3 Выполнение морфемного разбора  
  Разбор выполнен верно  
При разборе допущена одна ошибка  
При разборе допущены две ошибки  
При разборе допущено более двух ошибок  
К4 Выполнение синтаксического разбора предложения  
  Разбор выполнен верно  
  При разборе допущена одна ошибка  
  При разборе допущены две ошибки  
  При разборе допущено более двух ошибок  
Максимальный балл  

 

3 Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Торты, облегчить, цемент, квартал.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
арбУз, досУг, звонИт, красИвее  
Верно поставлено ударение во всех словах  
Верно поставлено ударение только в трёх словах  
Верно поставлено ударение только в одном-двух словах. ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено  
Максимальный балл  

 

 

4 Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

В середине апреля из Африки возвращаются на родину соловьи.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
1) Обозначение частей речи в предложении: предл. сущ. сущ. гл. сущ. союз глаг. прил. сущ. В ноябре снег покрыл землю, и наступила настоящая зима. 2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (ИЛИ личное местоимение), частица. Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие  
Обозначение частей речи в предложении (Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке)  
Верно определены все части речи в предложении  
Допущена одна ошибка  
Допущены две ошибки  
Допущено более двух ошибок  
Указание отсутствующих частей речи  
Верно указаны все отсутствующие в предложении части речи. ИЛИ Верно указаны все отсутствующие в предложении самостоятельные части речи из списка обязательных для указания, при этом одна служебная часть речи из списка обязательных для указания заменена частью (частями) речи из списка необязательных для указания  
Одна из отсутствующих в предложении самостоятельных частей речи (из списка обязательных для указания) не указана. ИЛИ Верно указаны все отсутствующие в предложении самостоятельные части речи из списка обязательных для указания, при этом две служебные части речи из списка обязательных для указания заменены частями речи из списка необязательных для указания.  
Две отсутствующие в предложении самостоятельные части речи (из списка обязательных для указания) не указаны.  
Максимальный балл  

 

 

5 Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

 

1) Нельзя описать такое чудо природы.

2) Там белки воскликнул радостный малыш.

3) Весна ты даришь нам тепло!

4) Конечно мы успеем и погулять и уроки сделать.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Весна, ты даришь нам тепло! 2) составление схемы предложения: [О, --- ===]  
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания  
Правильно определено предложение, и верно расставлены знаки препинания  
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка  
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки. ИЛИ Ответ неправильный  
Составление схемы предложения  
Схема предложения составлена верно  
Схема предложения составлена верно, в ней допущена одна пунктуационная ошибка.  
Схема предложения составлена верно, в ней допущены две и более пунктуационные ошибки. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

6 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки

препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

1) Хорошо летом в деревне встать пораньше.

2) Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки.

3) Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над озером.

4) Возможно в это воскресенье мы пойдем на рыбалку.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Возможно, в это воскресенье мы пойдем на рыбалку. 2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.  
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания  
Правильно определено предложение, и верно расставлены знаки препинания  
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка  
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки. ИЛИ Ответ неправильный  
Объяснение основания выбора предложения  
Верно объяснён выбор предложения  
Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Льдины сближаются и со звоном разбиваются.

2) Вдруг подул сильный ветер и деревья задрожали.

3) В комнате ёжик развернулся и громко забарабанил ножками по полу.

4) Вдруг кот выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Вдруг подул сильный ветер, и деревья задрожали. 2) объяснение основания выбора предложения: это сложное предложение. ИЛИ В предложении две грамматические основы.  
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания  
Правильно определено предложение, и верно расставлены знаки препинания  
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка  
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки. ИЛИ Ответ неправильный  
Объяснение основания выбора предложения  
Верно объяснён выбор предложения  
Ответ неправильный  
Максимальный балл  

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.

 

Текст 2

 

(1)Взял я с полки книжку русских сказок. (2)Сел на крыльцо и стал картинки рассматривать. (3)А дедушка меня и спрашивает:

(4)— Ну-ка, скажи, почему медведя с ульем рисуют?

(5)Я усмехнулся:

(6)— Он мед любит.

(7)— А почему белку и ежа рисуют с грибами?

(8)— Осенью они себе на зиму запасы делают. (9)Грибы, яблоки, орехи собирают.

(10)— А почему зайца рисуют с барабаном?

(11)Я задумался. (12)Ну зачем косому барабан? (13)Ведь всем известно, что он такой трус, каких свет не видывал. (14)Я часто видел, как ребята в колхозном саду зайца гоняют. (15)Заметят издали, свистнут или в ладоши хлопнут, а он бежит со всех ног. (16)Только пятки сверкают!

(17)Я не находил ответа.

(18)И тут дедушка выручил меня:

(19)— Помнишь, как на прошлой неделе гроза прогремела, и дождь пошел?

(20)— Помню.

(21)— А ночью мороз сковал землю ледяной коркой. (22)Все ходят и падают, гололедицу ругают. (23)И к зайцу беда пришла. (24)Лужи льдом покрыло, трава к земле примерзла. (25)Не стало у зайца ни воды, ни еды. (26)Пора в ход задние лапы пускать. (27)Прыгнул заяц на лед и стал барабанить по нему, пока до воды или травы не достучался. (28)С тех пор и прозвали косого барабанщиком. (29)Даже на картинках художники часто рисуют его с барабаном!

(По А. Баркову)

8 Определите и запишите основную мысль текста.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Основная мысль текста Люди называют зайца барабанщиком, потому что он стучит задними лапами по льду, чтобы достать воду или еду. Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке  
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении  
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один-два речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт  
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/ отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении  
Максимальный балл  

 

 

9 Какой факт в тексте свидетельствует о том, что зайцы трусливы? Запишите ответ.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Ответ может быть сформулирован так: Если зайца заметят издали, свистнут или в ладоши хлопнут, он бежит со всех ног. Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке  
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка  
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт)  
Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

Номер задания Правильный ответ  
  повествование
  улей
  беда

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

 

Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»  
Первичные баллы 0–17 18–28 29–38 39–45  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: