Основные виды наблюдения




Метод наблюдения имеет множество разновидностей, выделяемых по тем или иным основаниям. Так, в зависимо­сти от степени вовлеченности в изучаемую среду выделяют два вида наблюдений:

· включенное, когда имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности, при этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем;

· стороннее (невключенное), когда событие происхо­дит без непосредственного участия наблюдателя, действу­ющего как бы со стороны.

Следует отметить, что в большинстве случаев поведе­ние людей резко меняется, когда они замечают, что стали объектом исследования, тем самым нарушается требова­ние к сохранению естественности условий изучаемой дея­тельности. Однако на практике по этическим или иным соображениям далеко не всегда возможно осуществление незаметного для испытуемых изучения их психических особенностей.

По характеру взаимодействий с объектом различают наблюдение:

· скрытое, при котором люди не знают, что они явля­ются наблюдаемыми. Психолог при этом или «замаскиро­ван» под обычного участника событий так, что его поведе­ние вполне соответствует ожидаемому в данной ситуации, не вызывает подозрений, или же он наблюдает опосредо­ванно, извне, используя, скажем, зеркало Гезелла или скры­тую видеокамеру;

открытое, при котором люди осведомлены о произво­димом наблюдении. Обычно через какое-то время они при­выкают к присутствию психолога и начинают вести себя более естественно, если, конечно, наблюдатель не провоци­рует пристального внимания к себе.

В зависимости от объекта наблюдения противопостав­ляют друг другу два вида:

· интроспекцию (от лат. introspecto — смотрю внутрь, всматриваюсь), т.е. самонаблюдение. В современной психо­логии это, скорее, способ познания личностью себя, страте­ гия самоанализа внутреннего мира, чем полноценный метод научного исследования. Дело в том, что подобные проце­дуры отличаются чрезмерным субъективизмом. Кроме того, само осознание актов интроспекции уже приводит к иска­жению естественного течения эмоциональных реакций, познавательных процессов и иных аспектов психической жизни;

· внешнее наблюдение, т.е. за другими объектами. Оно бывает прямое и косвенное. Последнее относится к случаям, когда изучается не само поведение, а его последствия. Например, пыль на книгах рассматривается как показатель частоты их использования, содержимое мусорного ведра указывает на особенности питания семьи и т.д.

По времени исследования различают наблюдение:

· однократное, единичное, производимое только один раз;

· периодическое, осуществляемое в течение опреде­ленных промежутков времени;

· лонгитюдное (от англ. longitude — долговременный), характеризующееся особой протяженностью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени.

По характеру восприятия наблюдение может быть:

· сплошным, когда исследователь обращает свое вни­мание в равной степени на все доступные ему объекты;

· выборочным, когда его интересуют лишь определен­ные параметры поведения или типы поведенческих реак­ ций (например, частота проявлений агрессии, время взаи­модействия матери и ребенка в течение дня, особенности речевых контактов детей и педагогов и т.п.).

По специфике регистрации данных различают наблюдение:

· констатирующее, где задача исследователя заключа­ется в четкой фиксации наличия и характеристик значимых форм поведения, сборе фактов;

· оценивающее, где исследователь сравнивает факты "о степени их выраженности в каком-либо диапазоне. При этом он пользуется шкалой рейтинга, о которой будет рассказано позднее.

По степени стандартизированности процедур выделяют наблюдение:

· свободное, или поисковое, которое хотя и связано с определенной целью, но лишено четких ограничений в выборе того, на что обращать внимание, какие моменты фиксировать. В нем допустимо изменение предмета иссле­дования и правил, если возникает в этом необходимость. Наблюдение такого вида обычно применяется на ранних стадиях научной работы;

· структурированное, или стандартизированное, когда происходящие события фиксируются без малейших отсту­плений от заранее разработанной программы. При этом четко определены правила наблюдения, предписано все содержание исследовательских действий, введены едино­образные способы регистрации и анализа данных. Подоб­ное наблюдение обычно применяется там, где от исследо­вателя требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые. Тем самым, разумеется, сужается поле наблюдения, но возрас­тает сопоставимость полученных результатов.

По условиям организации различают наблюдение:

· полевое, которое проводится в условиях, являющихся обычными для изучаемых объектов. При этом исследова­тель не должен каким-либо образом пытаться иницииро­вать ожидаемые феномены или влиять на их естественное течение;

· лабораторное, которое происходит в искусственно организованной ситуации, где созданы предпосылки для проявлений изучаемого феномена во всей полноте;

· спровоцированное в естественных условиях, кото­рое предполагает, что исследователь сам создает нужную ситуацию, но в дальнейшем не вмешивается в обычный ход событий.

Задание: в качестве тренировки попытаемся, насколько воз­можно, охарактеризовать приведенные ниже примеры исследова­ний по всем рассмотренным выше классификационным основа­ниям. Итак, о каком именно наблюдении идет речь?

Пример 1

В 1960-е гг. Джейн Гудолл изучала особенности жизни диких шимпанзе. В процессе исследований наблюдатели обычно тихо сидели в зарослях, пока объекты, привыкнув к ним, не переста­вали обращать внимания на странных зрителей и не возвращались к своим занятиям. Действия были запечатлены на пленку эпизоды, свидетельствую­щие о том, что шимпанзе используют и даже изготовляют ору­дия труда. В частности, очистив от листьев прутик, они медленно опускали «удочку» внутрь термитника. Насекомые, вцепившиеся в чужеродный предмет, извлекались наверх и поедались хитроум­ными ловцами. По Я. Линдбладу 1

Пример 2

Если посторонний наблюдатель просто характеризует под­ростка из кружка «Умелые руки» как «склонного к сотрудниче­ству», то «работающий» на соседнем станке психолог фиксирует, что этот подросток в течение одного занятия пять раз одолжил другим членам кружка свой инструмент, восемь раз оказал помощь и два раза обратился за помощью сам. Кроме того, пове­дение наблюдаемого сопоставляется с количественно выражен­ными аналогичными характеристиками поведения окружающих его людей. По К. Ингенкампу 2

Пример 3

В известном исследовании Курта Левина испытуемые находи­лись 10—15 мин в пустой комнате, ожидая, что за ними вот-вот зайдут, и не подозревали о проводившемся наблюдении. Каждый из них, оказавшись в такой ситуации, начинал рассматривать окружающие вещи; его действия определялись тем, что он видит. Вещи как бы притягивали к себе, обусловливая поведение, кото­рое К. Левин назвал «полевым». По И. Ю. КулагиногР

Пример 4

Вместе с коллегами Леон Фестингер на несколько недель присоединился к группе последователей м-с Китч, ожидающей скорого конца света. Лидер секты утверждала, что находится в контакте с жителями планеты Кларион, которые на летаю­щих тарелках спасут избранных от очередного потопа. Ученые заинтересовались тем, как поведет себя группа, когда предска­зание не сбудется. Чтобы не рассекречивать себя, они вначале вели записи услышанного по памяти, позже для этой цели была использована ванная комната. По Дж. Гудвину'



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: