Теоретический уровень научного исследования. Основные методы и формы теоретического знания 7 глава




Дополнительная литература:

1. Филатов В.П., Никифоров А.Л., Ивин А.А., Порус В.Н. Обсуждаем статью «Рациональность».// Эпистемология и философия науки 2004, т.2. №2. С. 153-167.

2. Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000.

3. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности.// Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 2004 С. 7-102.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение рациональности и определите смысл европейской рациональности.

2. Определите типы рациональности в целом и их историческую смену.

3. Опишите смену типов научной рациональности.

2. Определяя контекст возникновения современных проблем философии науки, мы говорили об усложнении научного знания, возникновении различных, порой несовместимых форм научного мышления, различных методологических подходов к исследованию предмета, усложнении внутренней структуры научного поиска, а также предметной дифференциации научного знания. В этом контексте становится очевидной и проблема – в чем состоит смысл единства научного знания и можно ли вообще говорить о единстве научной деятельности в условиях, когда проблематичным оказывается даже однозначность принципа классификации наук. Например, О. Конт предполагал, что классификацию наук можно проводить, используя сложный комплексный критерий. Классификация наук, писал основатель позитивизма «заключается в распределении различных наук, согласно природе изучаемых явлений, либо по их убывающей общности и независимости, либо по их возрастающей сложности, откуда вытекают умозрения все менее и менее отвлеченные и все более и более трудные, но также все более и более возвышенные и полные: последнее создается их более тесным отношением к человеку или, вернее, к человечеству, которое является конечной целью всякой теоретической системы».[43] Кроме того, О. Конт подчеркивал важность исторического критерия (последовательность возникновения). В итоге получалась следующая иерархия: математика (исчисление, геометрия, механика), астрономия, физика, химия, биология, социология. Понятно, что в отношении к современному многообразию наук данная иерархия выглядит несколько упрощенно.

Однако из положений Конта о классификации наук можно извлечь следующие уроки. Во-первых, понимание систематического единства наук возможно, если будет указана их единая причина (начало), которое может выступать основанием классификации. В случае О. Конта – это целевая причина, продвигающая смысл научного поиска и приводящая к возникновению наук все больше приближающихся к познанию человека. Однако в качестве таковой может выступать и действующая причина (единый исток возникновения наук), формальная причина (единство понятия науки) или материальная (например, единство языка науки, определение чего было целью деятельности в неопозитивистский период философии науки). Во-вторых, классификация наук должна быть проведена не искусственным, а естественным образом, то есть в качестве основания классификации должны быть положены естественные связи и сущностные характеристики самих классифицируемых предметов. Тогда классификация сама может служить источником знания о системе наук. В-третьих, классификация должна быть осуществлена таким образом, чтобы прояснять и дальнейшее развитие и усложнение научного знания, то есть его возможную дифференциацию. Проблема дифференциации научного знания состоит в том, чтобы понять насколько данная характеристика является существенной для науки как таковой, а также можно ли определить пределы дифференциации научного знания. И в первом и во втором случае, очевидно, ответ должен быть связан с прояснением оснований дифференциации. В случае соблюдения трех этих условий научное знание может стать понятным в качестве сложной развивающейся системы, предполагающей и единство организующего принципа, и возможность бесконечного многообразия взаимосвязанных форм знания. При этом отсутствие единого критерия классификации не должно быть понято как недостаток ясности в отношении научной деятельности. Напротив, плюрализм дополняющих друг друга подходов показывает сложность изучаемого феномена и многообразие путей его развития.

Итак, учитывая указанные условия, и исходя из сущностного понимания науки как специфической познавательной деятельности, можно рассмотреть две классификации наук. Во-первых, критерием может быть названо различие типов научной рациональности, о чем было сказано в предыдущем разделе. В этом смысле можно говорить о современной, классической и постсовременной науке. В данном случае различные познавательные установки субъекта являются основанием различия типов научного исследования в любых областях современной науки. Например, в единой экономической науке можно обнаружить область классических исследований, в которой имеет место работа с идеальными моделями реализации экономических отношений. Современный тип научной рациональности можно связать с экономикой благосостояния, в которой объектом исследования сказывается человек в его социальной и духовной определенности. Постсовременной тип научного исследования, предполагающий учет ценностных ориентаций субъекта исследований можно прояснить, апеллируя к таким новым маргинальным областям экономических исследований как, например, хозяйственная этика. Различие в контекстах типов научной рациональности не может быть редуцировано, поскольку характеризует сложный характер единого познавательного отношения человека к миру.

Во-вторых, может иметь место классификация наук по предметам познания (по тому, на что – на какие виды действительности - может быть направлено мышление). И соответствующим методам научного исследования. В настоящее время принята следующая классификация: 1. математические науки, 2. естественные науки (науки о природе), 3. технические науки, 4. социальные и гуманитарные науки, которые часто объединяются в одну группу.

Первую строгую классификацию на указанном основании предлагает Аристотель. Аристотель различал теоретические, практические и творческие науки. Первые имеют дело с постижением неизменных законов сущего (физика, математика, первая философия), вторые – с постижением законов деятельности людей (экономика как наука о ведении хозяйства, политика как наука об управлении государством и др.), третьи - законов творчества (создания нового). Правда, необходимо отметить, что данная классификация предполагает не только предметный, но и ценностный критерий, поскольку речь идет о более или менее достойных видах научного знания. Можно продемонстрировать современное значение этой классификации, а также то, что она одновременно может выступать в качестве основания прогрессирующей дифференциации научного знания.

Во-первых, мы отдаем себе отчет в сохраняющемся (и прогрессирующем) различии между фундаментальными и прикладными исследованиями внутри определенных областей научной деятельности. Именно в этом продолжает сохранять себя смысл Аристотелевского различия между теоретическим созерцанием и практической деятельностью. Фундаментальные исследования направлены на постижение закономерностей, а прикладные на изменение мира. Однако глубже понять несовпадающие ориентации указанных типов исследования, можно проводя аналогию между ними и ориентацией наук на познание мира и самообоснование с одной стороны и искусством как видом знания ориентированном на удовлетворение потребностей с другой. Понятно, что данное основание дифференциации также не может быть снято. И это связано с тем, что европейская наука всегда уже существует и имеет значение в контексте различия между теоретической и практической установками (см. первую тему).

Во-вторых, классификация Аристотеля дает основания для понимания возможной дифференциации научного знания. Это дифференциация может быть связана с одной стороны, с дифференциацией предметностей внутри выделенных больших областей исследования. Так, например, уже во времена Аристотеля математическое знание как имеющее своим предметом абстрактные сущности подразделялось на астрономию, гармонию, арифметику и геометрию. Качественное многообразие мира и видов движения, признаваемое начиная с античности, не могло не породить дифференциацию занимающихся изучением природы физических наук, единство которых в том, что все они занимаются предметами движущимися и самостоятельно существующими. Уже Аристотель в своих работах рассматривает общие вопросы о естественных и насильственных движениях, о взаимном превращении элементов, о наблюдаемых небесных и земных явлениях (ветрах, землетрясениях, громовых ударах), о частях и происхождении животных, намечая контуры будущей дифференциации естественных наук и наук о живом. Кроме того, усложнение человеческой деятельности вызывает предметную дифференциацию социально-гуманитарных (практических) наук. С другой стороны, дифференциация на основании аристотелевской классификации получает новый стимул после новоевропейской научной революции, когда происходит соединение математического и физического знания (абстрактных предметов и реально существующего). Данное соединение порождает сложные виды научных дисциплин, противоречия и дополнительность между математическими и физическими методологическими ориентирами (вспомним методологические программы рационализма и эмпиризма). Кроме того, в современности, когда природа понимается как объект деятельности людей, законы ее признаются изменчивыми, а также само познание включает в себя элемент изменения мира, необходимо говорить о пересечениях и смешениях между теоретическими и практическими науками. Эта ситуация – симптом современной дифференциации научного знания. Таким образом, во втором случае мы фиксируем дифференциацию наук на основе относительности в трактовке границ между предметами познания различных наук.

Прогрессирующая дифференциация может быть связана, во-первых, со сложностью самого предмета исследования (многообразием математических проблем, качественным многообразием природы и видов движений, усложнением и исторической трансформацией человеческой деятельности). Во-вторых, со способностью человека выделять в окружающей его действительности различные стороны и делать их предметом отдельного рассмотрения (способность абстрагирования). Это касается и самого общего различия, приводимого в классификации Аристотеля и прогрессирующих дифференциаций в современных науках. Понятно при этом, что все эти стороны принадлежат единому, изменяющемуся миру. Потому возможно как установление диалектической взаимосвязи между областями научных исследований, так и предположение единства смысла научной деятельности человечества. В-третьих, элементом, усиливающим дифференциацию, является формирование специфических методов и подходов, соответствующих определенным предметам научного исследования. Это касается как общеметодологических различий (специфики методологии социально-гуманитарных, естественных и математических наук), так и конкретных приемов использующихся в различных областях науки и определяющих их специфику и отличие от других областей (например, анкетирование в социологии, анализ документов в истории и т.п.).

В заключении необходимо отметить, что дифференциация научного познания является необходимым условием осуществления научной деятельности как специфического процесса познания человеком действительности, поскольку основывается либо на присущей субъекту сложной структуре самого познавательного процесса, либо на признании факта многообразия мира. Дифференциация может быть рассмотрена и как позитивный факт, способствующий углубленному познанию сущего, и как проблема возможности и необходимости междисциплинарных исследований и их оснований.

Дополнительная литература:

Аристотель Метафизика Книга 6, глава 1.

Кезин А.В. Идеалы научности.// Философия и методология науки. Учебное пособие под редакцией Купцова В.И. М., 1996. С.294-332.

Никифоров А.Л. Основы дифференциации наук.// Никифоров А.Л. Философия науки. История и теория. Учебное пособие. М. 2006 С. 248-261.

Контрольные вопросы:

1. Проясните проблему, в контексте которой ставится вопрос о дифференциации наук.

2. В чем различие между классификацией и дифференциацией.

3. Опишите классификацию наук по Аристотелю как основание для понимания дальнейшей дифференциации научного знания.

4. Перечислите основания дифференциации наук.

3. В данном вопросе будет рассмотрена конкретная проблема дифференциации научного знания – различия между социально-гуманитарными и естественными науками на основании предметной и методологической определенности, а также пределы абсолютизации этого различия. Когда ставится вопрос о специфике социо-гуманитарного типа познания – имеется в виду возможность выделить черты, отличающие его от другого, или других типов знания (по преимуществу от естествознания). Возможность такого определения типических черт не исключает того, что в реальной научной практике наблюдается их совмещение, взаимное дополнение, что позволяет говорить о единстве научного знания. В разные исторические периоды существования наук возможны следующие ситуации. Во-первых, черты одного типа признаются более значительными, чем черты другого для достижения общих целей познания (например, в Новое время образцом научности вообще считается естественнонаучное и математическое познание). Во-вторых, происходит подчеркнутое выделение (до противопоставления иному) специфических черт какого-либо вида познания, что связано с формированием соответствующих наук (например, становление социо-гуманитарного знания в качестве отдельной области исследований в XIX веке). В-третьих, совмещаются принципы и методы различных видов познания; это совмещение не только оказывается предметом специального интереса методологии научного познания, но и наблюдается в реальной исследовательской деятельности. Можно сказать, что современный тип научной рациональности связан с признанием характеристик социально-гуманитарного познания в качестве не только самостоятельных и определяющих более или менее полно отдельные виды социальных и гуманитарных наук. Эти характеристики начинают выступать в качестве образцов научной рациональности в целом. Возрастание значения этого вида познания связано, во-первых, с развитием социальных и гуманитарных наук и, соответственно разработкой и обоснованием их собственных принципов и методов и, во-вторых, с признанием значения этих принципов и универсальности методов для других областей наук, традиционно противопоставляющих себя корпусу социально-гуманитарного знания.

Первоначально должна быть рассмотрена первая характеристика социально-гуманитарных наук, а именно, определение его объекта. Этот объект - человеческая деятельность, ее формы и результаты. Одним из первых мыслителей, определивших человеческую деятельность в качестве предмета науки (то есть поставивший задачу обнаружения законов человеческой деятельности), был итальянский мыслитель Дж. Вико (1668-1744), в своем труде «Основания новой науки об общей природе наций» выдвинувший принципы «новой науки» о мире, который был создан людьми. Одну из наиболее отчетливых формулировок специфики объекта социально-гуманитарного познания (в форме противопоставления предмета «наук о природе» и «наук о культуре») можно найти в трудах представителя Баденской школы неокантианства Г. Риккерта. «Природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту. Противоположностью природе в этом смысле является культура как то, что или непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или, если оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности».[44]. При этом можно отметить, что естествознание, как и всякая наука вообще, относится она к объектам природы или к так называемым культурным феноменам, представляя собой деятельность сотрудничающих ученых, действующих сообразно поставленным ими целям, подлежит возможному прояснению в качестве предмета «наук о культуре».

Необходимо подчеркнуть, что в определении человеческой деятельности в качестве предмета социально-гуманитарного познания существенны оба понятия. Во-первых, недопустимо абстрагироваться от того, что человек есть сознательное существо и, соответственно, не учитывать, что его деятельность является целесообразной и ориентированной на ценности. Во-вторых, недопустимо рассматривать формы и результаты человеческой деятельности в их самостоятельном существовании, в отрыве от самой этой деятельности, то есть натуралистически, а не конкретно исторически. Задача гуманитарных наук при этом как раз и может состоять в том, чтобы восстановить и проследить как действительность отношений между людьми, так и закономерность появления превращенных продуктов этих отношений.

Кроме того, специфика объекта социально-гуманитарного познания заключается в том, что он не может быть понят безотносительно к субъекту познания. Этой характеристике можно дать несколько пояснений. Во-первых, можно сказать, что и в качестве субъекта и в качестве объекта выступает человеческая деятельность (только в разных смыслах). Во-вторых, можно привести в пример невозможность «чистого» эксперимента и необходимость «включенного наблюдения» в социально-гуманитарных науках, подтверждая в первом случае зависимость объекта от средств и условий наблюдения, а во втором, необходимость преодоления различия дистанций для достижения знания об объекте. Можно отметить, что и современное естествознание допускает возможность подобного понимания объекта исследования, констатируя определенную зависимость эффектов наблюдения от его средств и возможностей. Для социально-гуманитарного знания нужно понять именно необходимость (а не только лишь допустимость) такого отношения к объекту, причем именно эта необходимость и должна обеспечить определенность этого вида познания. Вот что пишет об этом познавательном взаимодействии известный современный философ М. М. Бахтин (1895-1975): «Точные науки – это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Здесь только один субъект – познающий (созерцающий) и говорящий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласая вещь. Любой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласым, следовательно, познание его может быть только диалогическим»[45].

Характеристика того или иного типа познания определяется совокупностью определений объекта познавательной деятельности, которому должно соответствовать искомое знание, и метода (путей достижения субъектом этого знания). Уже характеристика самого объекта задает частично, но не полностью определенность метода. Конечно, человеческая деятельность есть нечто отличное от происходящего в природе. Вопрос состоит в том, различаются ли они сущностными характеристиками или привходящими. Если верно первое, то должны быть установлены принципиально иные, чем в объяснении природы законы, объясняющие человеческую деятельность; если верно второе, то в естественнонаучном и социально-гуманитарном познании будет при различии предметов, иметь место сходство характеристик знания, которое мы хотим получить и, соответственно, методов достижения этого знания.

В этом вопросе является важным то, что поскольку методы естественных наук (математические и физические методы) сформировались раньше, чем методы социально- гуманитарного познания, то именно они чаще всего и без сомнения в справедливости и возможности этого действия используются в качестве образца в науках, направленных на изучение человеческой деятельности. И в современной так называемых социально-гуманитарных науках, при ориентации на необходимую точность познания, прояснение общих закономерностей, а также возможность предсказания различных элементов социальной деятельности используются естественнонаучные методы и подходы. Однако раннее по времени не всегда значит первое по существу дела. У социально-гуманитарного познания есть собственные необходимые законы и специфические методы. И можно отметить, что эти методы могут не просто сосуществовать в тех или иных сферах познания с методами естественных наук, но и задавать образец. Это можно прояснить том обстоятельством, что само различие предметов социально-гуманитарного и естественнонаучного исследования в современной науке не может быть проведено строго. Во-первых, в современном естествознании мы часто изучаем синтетические продукты человеческой деятельности; в этом случае очень важно относиться к ним не просто как к совершенному аналогу природного объекта, а учитывать ту принципиальную разницу, которую внесла человеческая деятельность (например, разницу между природным и синтезированным лекарством). Во-вторых, в современных теориях, объясняющих познавательное проблемы квантовой механики, существует представление о том, что «никакое квантовое явление (phenomenon) не может рассматриваться таковым, пока оно не является наблюдаемым (регистрируемым) явлением»[46]. То есть до тех пор, пока оно не оказывается элементом человеческой деятельности. В-третьих, в современных науках о природе все чаще предметом исследования оказываются открытые, сложные системы, изменение которых предсказуемо лишь до определенной степени вероятности и подчиняется скорее законам исторических трансформаций, чем принципу воспроизводства. В отношении анализа этих систем скорее применимы принципы, уместные в социально-гуманитарном познании, чем в естественнонаучном.

Осознание того, что социально-гуманитарное познание специфично, что оно есть поиск специфического знания о предмете, приходит не сразу. Для этого должно оформиться представление о существенном, принципиальном отличии человеческой деятельности (деятельности разумного существа, способного ставить цели и выбирать средства для их реализации) от происходящего в природе. Только после этого можно говорить об особенностях методологии социально-гуманитарного познания. Для этого необходимо иметь следующие взаимосвязанные предпосылки. Во-первых, представление об автономии человеческого разума, его независимости от мира природы. Во-вторых, представление о том, что законы, которые человеческий разум дает себе сам, не могут быть открыты и установлены раз и навсегда, потому что человек не есть самотождественное (всегда себе равное) сущее, что связано с его (человека) историчностью и социальной природой.

В соответствии с обозначенными предпосылками должны быть проинтерпретированы особенности методов социальных и гуманитарных наук. Эти особенности связаны с теми сущностными определениями, которые отличают человеческую деятельность от происходящего в природе. Коротко остановимся на основных особенностях, отметив при этом, что конечно мы здесь не говорим о конкретных методических процедурах, используемых в социально-гуманитарных науках. Речь идет о том, чтобы отметить те общие положения, которые могут объяснить принадлежность тех или иных способов исследования к типу социально-гуманитарного познания. 1. В социально-гуманитарном исследовании не может не приниматься во внимание историческая определенность, конкретность человеческой деятельности как существенная для исследователя. Искомое знание должно подчеркивать эту определенность и, соответственно, останавливаться скорее на описании особенностей, чем на подведении под общий закон. Эту специфику социально-гуманитарного познания подчеркивают представители баденской школы неокантианства Г. Риккерт (1863-1936) и В. Виндельбанд (1870-1876). Виндельбанд ”Номотетическому” методу естествознания…противопоставляет ”идеографический” метод истории, как направленный на изображение единичного и особенного. Действительность становится природой, если рассматривать ее с точки зрения общего, она становится историей, если рассматривать ее сточки зрения индивидуального”. Риккерт аналогично понимает противопоставление генерализирующему методу естествознания индивидуализирующий метод истории и основывает на этом различии свое видение классификации наук. Проясняя относительность данного разграничения можно отметить, что многие объекты естественнонаучных исследований (например, в области географии или астрономии) требуют скорее идеографических методов, чем номотетических. С другой стороны, в социальных и гуманитарных науках также не могут не использоваться обобщения. 2. Известно уже ставшее классическим высказывание немецкого историка культуры и философа В. Дильтея (1833-1911) «Природу мы объясняем, душевную жизнь мы понимаем». Было бы неверно понимать противопоставление понимания и объяснения как противопоставление непосредственности восприятия (вживания во внутренний опыт) и опосредования общезначимым объяснением. И в одном и в другом случае речь ведь идет о науках. «Понимание» должно относится к восприятию целостной жизни и, в этом смысле, должно рассматриваться как объяснение конкретно-историческое и телеологическое, принимающее во внимание цели и мотивы, а собственно «объяснение» как метод познания природы – концентрируется на установлении закономерных причинных связей. Что принципиально у самого В. Дильтея в отношении характеристики понимания, так это «основополагающий опыт общности», который является необходимой предпосылкой социально-гуманитарного познания. Однако при этом может и должна иметь место историческая дистанция между понимающим и тем жизнепроявлением, которое должно быть понято. Преодоление этой дистанции, достижение понимания в «развитой», «научной» форме – задача герменевтики. Получаемое в результате знание не наивное, но определенное в научной строгости знание общности. Дополнительное понимание важности завершающего научное исследование в гуманитарных науках чувства общности возможно, поскольку мы понимаем необходимое совпадение в этих областях объекта и субъекта исследования. 3. Проблематичность методологии гуманитарных наук связана с тем, что необходимо преодолевать не только крайности объективизма, но и крайности субъективизма. Проблема этого преодоления может быть обозначена фразой М. Бахтина, определяющего особенности гуманитарных исследований: «в гуманитарных науках точность это преодоление чуждости чуждого, без превращения его в чисто свое». В этом контексте могут быть поняты две методологические особенности. Во-первых, методология социально-гуманитарного познания характеризуется необходимостью постоянного соотнесения условий формирования объекта с условиями его воспроизведения в качестве предмета познания в познавательной ситуации. Во-вторых, в социально-гуманитарном познании знание может достигаться путем отнесения к ценности, но при этом должна существовать свобода от оценочных суждений (М. Вебер). Ценность при этом со времен неокантианства понимается как нечто общезначимое, а оценочное суждение, как утверждающее мировоззренческий приоритет познающего субъекта.

Для описания особенностей метода социально-гуманитарного познания существует слово, которое постепенно завоевывает себе законное место в языке науки. Это слово – диалог. Диалог - значит «субъект» и «объект» равноправны, но взаимосвязаны и их взаимосвязь – в событии, в понимающей деятельности. В завершении, возвращаясь к вопросу о том, какая методология должна задавать образец исследований - естественнонаучная или социально-гуманитарная – хотелось бы отметить, что в современном мире признается возможность и необходимость диалогических отношений не только человека с человеком, но и человека с природой.

В заключении еще раз подчеркнем идею о том, что представление о жестком делении наук на естественные и гуманитарные является относительным. Во-первых, это деление не является строгим, поскольку, определяя характерные черты того или иного вида знания, мы всегда имеем дело с типом, а в реальной исследовательской практике, имеющей часто междисциплинарный характер, такое строгое деление не имеет места. Потому более адекватным было бы говорить об идеалах (идеальных ориентирах) научной познавательной деятельности, при обнаружении близости которым тех или иных методов или подходов, мы имеем основание судить о том или ином типе научности. Выше уже были приведены примеры относительности разграничения предметной и методологической определенности этих наук. В этом смысле география представляет собой достаточно характерный пример области научных исследований, в которой используются и естественнонаучные и социально-гуманитарные методы, кроме того, сам предмет географических исследований не является однозначным (например, в физической и экономической географии). Во-вторых, это деление не является достаточным, поскольку в строгом смысле слова невозможно считать математику ни естественной, ни гуманитарной наукой. Науки о живом также представляют собой достаточно сложную и автономную область исследования. Потому различения методов и предметов научного познания не могут быть ограничены естественными и социально-гуманитарными определениями.

Дополнительная литература:

1. Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке.//Наука глазами гуманитария. М., 2005. С.13-22.

2. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

3. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре М., 1998.

Контрольные вопросы:

1. Чем определяется специфика того или иного вида познания

2. Каковы основные черты объекта социально-гуманитарного познания

3. В чем специфика субъектно-объектных отношений в социально-гуманитарном познании?

4. Каковы основные отличия методологий социально-гуманитарного и естественнонаучного типов познания?

5. Аргументируйте идею об относительности деления наук на естественные и социально-гуманитарные.

Тема 6 Уровни и методы научного знания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: