Логопед высшей квалификации




Ткаченко Т. А.

Т 48 Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Ил. В. Трубицына, Ю. Трубицыной. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 136 с: ил.

ISBN 5-699-14561-3

Книга представляет собой сборник из 140 занимательных упражнений для обуче­ния дошкольников и младших школьников различным видам рассказывания. В хо­де упражнений педагоги и родители смогут составить с детьми более 780 самостоятельных рассказов описательного, повествовательного, объяснительного и творческого характера.

Предлагаемые упражнения систематизированы с учетом авторского подхода, ре­комендованного Министерством образования РФ. Он позволяет эффективно совер­шенствовать связную речь детей, помогая им в общении, обучении, гармоничном развитии.

В зависимости от вспомогательного средства, облегчающего и направляющего про­цесс составления ребенком рассказа, упражнения в книге разделены на 10 блоков.

В каждом блоке упражнений автор выделяет 3 уровня сложности. Такой подход заметно повышает результативность занятий, так как позволяет взрослому объек­тивно оценить речевые возможности ребенка и с их учетом подбирать упражнения, постепенно усложняя задания.

Издание богато иллюстрировано, снабжено подробными рекомендациями для пе­дагогов и родителей.

Рекомендуется родителям для домашнего обучения, воспитателям, логопедам, психологам и другим специалистам для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4—7 лет.

УДК 373 ББК 74.102

© Т. А. Ткаченко, текст, 2006
© В. Трубицын, Ю. Трубицына, ил., 2006
ISBN 5-699-14561-3 © ООО «Издательство «Эксмо», 2006


Уважаемые родители и педагоги!

По самостоятельному рассказу ребён­ка можно оценить не только уровень его речевого развития. В связной речи прояв­ляются, в ней как в зеркале отражаются логика суждений, богатство представле­ний, обстоятельность характера, инициа­тивность, творческая устремлённость и другие качества личности.

Являясь наиболее сложной формой ре­чевой деятельности, связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в общем развитии, овладении родным язы­ком, культурой общения и пр. Возможно, поэтому самостоятельное составление рас­сказа является обязательным элементом тестирования на медико-педагогических комиссиях по приёму детей в школу.

Значение развития связной речи мно­гообразно. Во-первых, качество связной речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Кроме того, от уровня развития связной речи зависит ус­певаемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержа­ния урока, составление изложений и со­чинений. И наконец, без умения чётко формулировать свои мысли, образно и ло­гично рассказывать о своих переживани­ях, планах и пр. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и са­моразвитие личности.

Нередко под связной речью родители понимают отдельные фразовые высказыва­ния. Уточним, что связная речь — это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль. Рассказ может быть повествовательным (отображе­ние события в динамике), описательным (характеристика предмета, явления) и объ­яснительным (какой предмет, что с ним де­лать, почему). Кроме того, существуют рас­сказы-рассуждения и творческие рассказы (основанные на воображении).

Перед вами книга, которая поможет ребёнку овладеть всеми перечисленными видами рассказывания. Занимаясь по ней,


ребёнок-дошкольник научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно соста­влять разнообразные рассказы повествова­тельного, описательного, объяснительного и творческого характера.

В книгу включены 140 заниматель­ных игровых упражнений. Они составля­ют оригинальную систему, в основу кото­рой положен авторский подход к разви­тию связной речи у детей, рекомендован­ный Министерством образования РФ.

Все упражнения разделены на 10 бло­ков в зависимости от вспомогательного средства (картина, схема, текст, предмет), на основе которого ребёнок составляет рассказ.

Перечислим эти блоки:

1. Составление рассказов по наблюдае­мым действиям.

2. Составление рассказов по несколь­ким сюжетным картинам.

3. Составление рассказов по прослу­шанному тексту и картине.

4. Составление рассказов по одной сю­жетной картине

5. Составление рассказов по памяти

6. Составление рассказов по символам.

7. Составление рассказов по схемам.

8. Составление рассказов по натураль­ным предметам

9. Составление рассказов по предмет­ным картинкам.

10.Составление рассказов по задан­ным словам.

В книге преимущественно использова­ны те упражнения, которые вызывают у ребёнка интерес, требуют немалых умст­венных усилий, отличаются многоаспектностью, дают наибольший развивающий эффект. Помимо речевой деятельности, они позволяют совершенствовать логиче­ское мышление, воображение, внимание, память, познавательную активность и творческие способности ребёнка.

Благодаря упражнениям книги, ребё­нок под вашим руководством сможет со-


ставить около 780 рассказов различной степени сложности.

Если развитие вашего ребёнка не на­рушено, эти упражнения усилят его творческие и речевые возможности, по­высят умственный возраст. Если малыш находится в начале пути совершенство­вания, упражнения помогут грамотно со­провождать его интенсивное развитие. Но в любом случае они позволят пробу­дить скрытый потенциал, резервы, спо­собности, нестандартность, заложенные в любом ребёнке!

В каждом блоке упражнений выделе­ны 3 уровня сложности. Первый уровень содержит упражнения, не требующие от ребёнка большой самостоятельности и инициативы. На втором уровне в упраж­нениях появляются элементы фантазиро­вания, творчества. Упражнения третьего уровня целиком рассчитаны на активиза­цию творческих способностей, инициати­вы и фантазии малыша, выход за границы привычного.

Отметим, что, несмотря на уровень ре­чевого развития, с каждым ребёнком же­лательно проделать все блоки упражне­ний, чтобы он овладел максимальным ко­личеством видов рассказывания. Выпол­няйте упражнения последовательно, одно за другим, без пропусков и перестановок, так, как они расположены в книге. Не то­ропитесь составить как можно больше рас­сказов за одно занятие. Лучше посвятить одному упражнению несколько дней, но добиться заметного улучшения в качестве высказываний ребёнка, чем бегло «пробе­жаться» по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне умений.

Чтобы повысить мотивацию, дополни­тельно заинтересовать ребёнка занятия­ми, запишите его рассказы на магнито­фон, видеомагнитофон, в специальный, красиво оформленный альбом. Так вы добьётесь большей активности и стара­тельности от малыша, а после составле­ния рассказов сможете оценить и обсу­дить с ребёнком их положительные и от­рицательные стороны.

Занимаясь, не забудьте, что динамика обучения во многом зависит от вашего на­строения и состояния. Наилучшими по­мощниками в занятиях окажутся ваши заинтересованность, настойчивость, доб­рожелательность, терпимость и чувство юмора. Не забудьте поощрять малыша улыбкой и восторженной похвалой за лю­бую, даже незначительную удачу.

Более подробные рекомендации вы найдёте в описаниях упражнений, сно­сках и примечаниях.

Успехов вам и вашим детям!

Заслуженный учитель

Российской Федерации,

Отличник просвещения,

логопед высшей квалификации

Т.А. Ткаченко



 

       
 
 
   


Уровень сложности

НЕОБЫЧНАЯ ПОСТРОЙКА______________________________________________

Во время составления постройки из кубиков, Лего, конструктора и т.п. рассказать, что ты делаешь, какую деталь берёшь, куда и почему ставишь и пр.

Вначале ответить на вопросы взрослого точными словами, полными предложениями, а затем объединить 3—4 предложения в короткий, но связный рассказ.

Что ты берёшь?

Какой это кубик (арка, брусок и пр.)?

 

Какой он по размеру? По цвету? По величине?

На что ты ставишь кубик?

Будет кубик стоять? Почему он не упадёт?

Какие детали внизу, а какие наверху?

Что ты поставил сначала, а что потом?

Я ставлю 2 зелёных кубика. На них я кладу один синий брусок. Сверху на брусок я ставлю красную арку. Теперь на арку я ставлю 2 маленьких желтых кубика и один синий. Ой, кубики могут упасть! Надо взять поменьше кубиков... У меня получилась красивая, разноцветная постройка!


ИГРЫС ВОДОЙ_______________________________________________________

Во время купания с игрушками в ванной или других игр с водой рассказать, что происхо­дит на твоём «море» или «реке», с твоими лодками, яхтами, кораблями и животными.

Вначале ответить на вопросы полными предложениями, затем объединить их в рассказ.

Куда плывёт уточка (кит, дельфин и пр.)? Зачем?

Кого везёт моторная лодка?

Какой груз в лодке?

Что оказалось на пути лодки?

Почему лодка остановилась?

С кем или с чем лодка столкнулась?

Что произошло с грузом, упавшим с лодки?

Кого пассажиры лодки взяли на борт?

Чем кораблик отличается от лодки?


ВОЛШЕБНЫЕ ФИГУРКИ________________________________________________

По заданию взрослого сложить определённую картину из разноцветных и разновеликих геометрических форм (фигур), вырезанных из цветной бумаги. Затем подробно рассказать, как получилась такая интересная и необычная картина.

ПРИМЕЧАНИЕ: детали картины можно приклеивать на лист белой бумаги или рас­кладывать на нём, не приклеивая.

 

Я сложил домик из одного большого жёлтого квадрата и одного большого красного треугольника. Справа я сделал скамейку из коричневого прямоугольника и двух коричневых квадратов. А слева от дома я собрал ёлочку из 4 зелёных треугольников.

 




 


 




 



ЧТО Я ВИЖУ ИЗ ОКНА____________________________

Сидя у окна, подробно рассказать о наблюдаемых событиях.

Как Вова скатился с ледяной горы

Как дети лепят снеговика

Как старушка поливает свой цветник

Как две машины не могут разъехаться

Как рабочие обрезают тополя

Как девочки играют в классики


МЫ— ДРУЗЬЯ________________________________________________________

Подробно, связно, выразительно рассказать о том, как вместе с другом (соседом, зна­комым) вы только что играли с машинками, катались на велосипедах, искали жуков, ходили в бассейн и пр.

ПРИМЕЧАНИЕ: важно, чтобы между рассказом и самим действием не было большо­го перерыва. В противном случае необходима активизация памяти, а это более сложный вид связной речи.

Я ЛЕПЛЮ ИЗ ПЛАСТИЛИНА___________________________________________

Во время совместной со взрослым лепки из пластилина предметов, животных, сказоч­ных персонажей и пр. подробно рассказать о своих действиях.

Я беру серый пластилин и мну его между ладонями. От этого он становится мягким и послушным. Теперь я катаю колбаску. Это будет туловище для зайки. Теперь я катаю шарик. Получается голова для зайца. Сейчас я скрепляю туловище и голову... (и т.д.)


УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ

ЧТО УВИЖУ, РАССКАЖУ_____________________________________________

Подробно, связно, последовательно рассказать о событиях, составив рассказы со сле­дующими названиями:

Моя сестра собирается на дискотеку

Мы покупаем щенка

Прогулка в парк

Мы в зоопарке

Поход в театр

Поход в Макдоналдс

МАЛЕНЬКИЕ ИГРУШКИ_______________________________________________

Внимательно посмотреть, как взрослый с помощью различных игрушек (можно фигурок от киндер-сюрпризов) разыграет перед тобой маленькие сказки.

Понаблюдать за действиями взрослого, прослушать несколько сказочных историй. За­тем самостоятельно выбрать игрушки, показать и рассказать похожие сказки.

ДРАЧУНЫ

В лесу волк и лиса нашли кусок мяса и стали из-за него драться. Пока они дрались, прилетела ворона и унесла мясо.

Нельзя драться, дракой делу не поможешь! Все вопросы мож­но решить по-доброму, по-хорошему!


НЕВЕЖЛИВЫЙ БЫЧОК

Жили-были в сказочном домике Слоник Андрюша, Свинка Юля и Чёрный Бычок. Бычок не хотел называть других зверей по имени, при­думывал им грубые прозвища. Свинку называл «Юля-грязнуля», сло­ника «Андрюша — большие уши» или просто кричал другу: «Эй, ты!» Звери обиделись на Бычка и не стали с ним играть.

Бычок сначала заскучал, а потом попросил прощения у друзей и стал вежливым. Он всегда называл каждого по имени, а звери радовались и играли с Бычком.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: